Отчёт № 673. 25-31 января 2021. Mythotopia и «Генералы»

За отчётную неделю сыграно всего лишь 3 партии в 2 различных настолки, зато мы, наконец-то, освоили «Мифотопию»:

Mythotopia

Quartermaster General 2nd Edition

«Мифотопия» — это военная стратегия от Мартина Уолласа на колодостроительном движке. Действие игры разворачивается на поле со множеством земель и некоторым количеством морских секторов, которые придётся завоёвывать и отбивать у других игроков. Все эти операции нужно будет совершать, разыгрывая карты с руки, с возможностью постепенно прокачивать и улучшать собственную колоду, плюс тут ещё есть специальные карты целей, делающие акцент на которых провинциях на поле – за их захват будут полагаться дополнительные очки. Рассчитана игрушка на компанию от 2 до 4 человек. На одну партию нужно час-полтора.

Говорят, что вдвоём и втроём она работает отлично, а, вот, на четверых могут быть проблемы с затянутой концовкой, когда кто-то вот-вот выиграет, но все остальные тут же объединяются против него и не дают победить, поэтому рекомендуется использовать неофициальное правило завершения партии: как только на 4 картах целей закончились жетоны последних очков, все отыгрывают ещё по одному ходу, после чего партия завершается.

Если потребуется выбрать одно слово для описания первого впечатления от «Мифотопии», лучше всего подойдёт «ошеломляющая». Или, возможно, «перегрузка». Игра безжалостно заваливает игрока различной информацией, в которой не так-то просто сориентироваться. Вот вам всякие правила, вот вам поле с кучей локаций, где изначально в разных углах есть ваши территории, и практически, откуда угодно и куда угодно могут напасть враги. Вот 16 дополнительных карт с уникальными эффектами, которые можно купить для улучшения колоды. А вот ещё 7 карт целей, за выполнение которых начисляются победные очки. Чего сидишь? Давай ходи!

А куда ходить, если глаза разбегаются? Какое задание выполнять? Какую дополнительную карту купить? В каком месте нападать, а в каком укреплять оборону? Какие карты класть в резерв и нужно ли это делать? И, наконец, а, как, вообще, лучше разыграть то, что есть у тебя в руке? Вот эти вопросы будут просто-таки одолевать новичка в самом начале самой первой партии. Правда, к чести «Мифотопии» стоит отметить, что уже к её середине ситуация выправится. В ситуации на поле разобраться будет довольно просто, и при всём богатстве вариантов и выбора свой ход можно готовить заранее и выполнять довольно-таки быстро. В идеале получится вообще без провисаний.

Начало игры действительно выглядит непонятным. Вот у нас поле, на нём уже порядка 10 занятых каждым игроком локаций, причём это не некий «кластер», а хаотично разбросанные территории. Стартовая колода каждого участника игры состоит из карт этих локаций, а также универсального набора из 4-х карт: корабль, строительство, рынок и армия.

В свой ход мы держим на руке 5 карт и можем выполнить 2 действия. Всё, что мы можем, условно делится на 2 вида действий: это действия на поле и действия с картами. Поле – это стройка и война. Иногда можно возвести какое-нибудь здание или построить корабль, иногда можно на кого-нибудь напасть. Действия с картами – это типичные операции для любого колодостроя (докупить карту в колоду, выкинуть карты из колоды), к которым добавляются парочка нововведений – скинуть карту из руки (тут в конце хода все несыгранные карты остаются у игрока) и выложить карту в резерв (откуда в любом следующем ходу можно взять карты в руку).

Действия на поле несколько громоздки, каждое требует розыгрыша нескольких карт. Во-первых, они адресные, первой всегда нужно разыгрывать карту локации, где что-то происходит (например, где вы хотите что-то построить или откуда хотите атаковать). Во-вторых, все действия обозначены на картах и для выполнения желаемого действия нужна подходящая карта. Например, хотите поставить на поле корабль, нужно сыграть карту корабля. Хотите атаковать – нужны карты армий. Хотите что-то построить, нужна карта строительства. И третье, все действия платные. После розыгрыша локации и типа действия, нужно ещё сыграть ресурс. Например, если вы где-то что-то строите, извольте сыграть карту с кирпичами. Атакуете – потребуется карта с едой. Так-то правил немного, но ломается привычная схема. Обычно же, как, играешь какую-то карту и что на ней указано, то и происходит. А тут почти любое действие требует сыграть сразу нескольких карт. И новичку не всегда понятно, что, вообще, он может сделать со своими картами.

Конечно, сильно проще, если садиться за «Мифотопию», будучи знакомым с A Few Acres of Snow. Там точно такой же принцип разыгрывания действий, и ничего заново учить не надо. Более того, «Мифотопия» в этом плане сильно проще, т,к. в ней нет ни индейский рейдов, ни фортов, ни улучшений городов через специальный ресурс «поселенцы», не перемещений на различных типах транспортных средств. Осталась одна атака с универсальным ресурсом «еда». Ну, ещё корабли, но они совсем несложные.

После первой партии не могу сказать, что остался очень доволен. Из хорошего – нравится основная механика. Вот этот колодострой, когда тянешь карты и играешь два действия, всё также хорошо, как в «Акрах». Ещё нравится вот эта комбинаторика, что игра заставляет тебя смотреть в пришедшие в руку карты и прикидывать, как сложить слово «вечность» из каких-то совсем не тех букв. Тут, правда, вкусовщина, очень хорошо могу представить, как то же самое будет вызывать отторжение у других игроков. И нравится местная система войны. Всё на самом деле очень просто и понятно. Есть всего один тип отрядов – это армии, и ещё вспомогательные корабли. Армии можно выставлять в чужую землю в атаке и в свою в защите. Их всегда не хватает, всегда есть риск, что тебя будут бить с двух сторон, а отбиться можно хорошо, если хотя бы в одном случае. И это тоже нравится.

Из того, что не очень понравилось – это редкая стройка. В колоде всего одна карта с действием «строительство», а это значит, что за всю партию ты много не на строишь. Ведь надо и чтобы действие пришло в руку, и чтобы ещё и были подходящие ресурсы, и карта провинции, где ты хочешь построить. Конечно, можно подгадать и отжить нужные карты в резерв, но всё равно – само действие «строительство» приходит тебе всего раз за прокрутку колоды. Тут, опять же, правда, возможны варианты. Например, в начале ничего не мешает подчистить колоду, чтобы это «строительство» приходило в руку чуть ли не каждый ход.

И очень хороший общий подход – когда на тебя нападают, всегда есть время, чтобы отбиться. Ты можешь сделать ход и выставить армии в атакованную территорию. Не обязательно перебивать противника по силе, достаточно уравняться, чтобы никто не вышел победителем. Плюс никто не мешает параллельно напасть где-то ещё.

Ну и классные карты с заданиями. Такой привет от Kingdom Builder, в этой партии будем получать очки вот за это. И вот за это. Пока не скажу, насколько они разнообразные, но, кажется, должно неплохо освежать процесс.

Не понравилась некая перстрота. На поле куча каких-то цветных фишек, из-за чего у нас пару раз были случаи, когда кто-то «зевал» чужую атаку: на тебя нападают, а ты в свой ход, вместо того, чтобы укреплять оборону, делаешь что-нибудь ещё. Просто из-за того, что среди всех этих деревянных фишек не заметил стопочку армий. Это, кстати, мы играем в коллекционное издание, в обычной версии дерева нет, там картонные жетоны. Не знаю, возможно с ними удобнее. И, кстати, в юбилейном издании на всех картах изображения всяких построек и жетонов оставили именно таким, как в обычном издании. Из-за этого ты смотришь на карту и не всегда понимаешь, что именно ты можешь построить, т.к. такой фишки просто нет.

Ну и вопрос с картами улучшений. Их тут целая куча, на конкретную партию выпадают случайные 16. И сразу нужно их изучить, понять, какие выгоднее брать, а какие не особо. Вот через какое-то время, когда все изучат все карточки, это будет понятно. На начальном же этапе это некий барьер. Плюс ещё есть вопрос, якобы некоторые карты сильно мощные (возможно стоит просто выкидывать их и всё).

Ещё самая первая партия плоха тем, что на старте тебе выдают случайные локации. И зачастую они разбросаны по всему полю. Со второй партии рекомендуют начинать драфтом, когда каждый сам выбирает себе начальные территории. Это позволяет, во-первых, попробовать стартовать с некоей группой локаций, расположенных рядом (чтобы, например, сформировать некий тыл, куда можно не опасаться атак противника). И, во-вторых, драфт позволяет выбрать себе ресурсы в стартовую колоду (например, побольше тех же кирпичей). Короче говоря, в следующий раз будем играть именно так, с драфтом.

Пока никак не могу прокомментировать вопрос с чисткой колоды. Для колодостроительных игр это важный вопрос, т.к. чем меньше у тебя карт, тем проще построить сфокусированную колоду для какой-то конкретной цели.

В общем, после первого знакомства впечатления такие: не фонтан, но хотелось бы повторить. Всё же перед нами игра не из лёгких, не из тех, что раскрываются в первой же партии. Так что будем играть ещё.

Есть такая примета, если играть в «Генералов» с дополнением Prelude, обычно выигрывают Союзники. Так получилось и в этот раз. Вроде начало было не таким плохим. Да, СССР на старте оказался в Китае, но его оттуда успели вынести. Да, Британия и США построили по флоту, но зато Германия заложила аж 4 супер-реакции. Правда, не повезло, в стартовой руке немцев не оказалось ни одного мощного статуса и даже событие «просмотрите первые 10 карт колоды и сыграйте статус оттуда» позволило выложить на стол всего лишь реактивные истребители.

Тем не менее, Германия уверенно стала развивать наступление на Москву. Однако и Союзники не дремали. Индия и Австралия очень быстро отошли Британии. И получилось, что Москва, Лондон и Вашингтон приносят 12-14 очков в ход, а Берлин, Токио и Рим только 6-8. Разрыв был очень ощутим, и на счётчике он быстро увеличивался. Увы, очень сильно буксовала Япония, её всё раз за разом выносили из Китая, и кроме как занять ближайшую звезду что-то у неё толком ничего сделать не получалось.

Немцам так и не пришёл ни один толковый статус, так что они максимум смогли завоевать Украину, а Италия приносила почти всю игру лишь два очка. Пыталась атаковать Индию, но там раз за разом появлялись вражеские армии. Короче говоря, где-то на 10-м ходу Ось проиграла по очкам. С треском.

И вроде бы дополнение должно делать игру более интересной, а тут получается, словно в одни ворота. Хотя, честно говоря, я бы повторил как-нибудь. Хотя и не два раза подряд. Во второй раз дополнение убрали в коробку.

Вторая партия была без каких-либо дополнений, но получилась не менее необычной. Со старта Америка рванула в Сычуань. СССР атаковал Берлин, а Британия прыгнула в Австралию. Германия и Италия стали обкладываться статусами, а Япония выкладывала и выкладывала реакции. И, забегая вперёд, скажу, что построила первый флот примерно к 10-му ходу.

За это время успело случиться многое. Британия заняла Индию. Германия заняла Индию. США отбили Индию. Германия атаковала Сычуань. СССР нападал на немцев на Ближнем востоке. Италия сносила британские флоты… Короче говоря, война шла где угодно, но только не в привычных местах. На ту же Западную Европу что-то никто особо не претендовал. А, вот, в окрестностях Китая в этой партии побывали вообще все.

Практически с начала партии Союзники шли впереди, но где-то к 15-му ход счёт сравнялся, а дальше Ось стала выползать вперёд. Это произошло за счёт раскачавшейся Италии, приносящей дополнительные очки и за флоты, и за Северную Африку с Ближним востоком. Плюс США окончательно выбили из Китая, а Японии удалось его занять. Да и на Восточном фронте немцы развили успех и, пусть и не с первого раза, смогли занять Москву.

Последние 5 ходов шло доигрывание. Германия осталась практически без карт и особо ничего не делала. СССР сумел воспрять и даже отстроиться на Украине. Британия выносила врага из Западной Европы, но в ответ там всё время кто-то появлялся, из-за чего США даже не смогли разыграть Паттона и лучшее, что удалось сделать – передать ход Британцам, чтобы те сумели отвоевать у Японии Китай.

Увы, противопоставить раскачавшейся машине по добыче победных очков было нечего. Ось уверенно победила, но партия получилась очень интересной.

Mythotopia, Quartermaster General, Отчёты



Похожие записи
  • Отчёт № 509. 13-18 ноября 2017. Игрокон-2017
  • Отчёт за период с 24 декабря 2007 года по 8 января 2008 года
  • Отчёт № 652. 22-30 августа 2020. Настолкэмп-17
  • Twilight Struggle: работа над ошибками — 2
  • Отчёт № 749. 11-24 июля 2022. Настолкэмп-2022
    1. Ben80
      07 Фев 2021 из 21:00 | #1

      Юрий, скажите, есть ли возможность каким-то образом заполучить самодельные карточки из 2-й редакции QG, привнеся их в имеющуюся 1-ю версию игры ?


      Есть ли у вас возможность прислать такой комплект по почте, с предоплатой от меня ?


    2. Ben80
      07 Фев 2021 из 22:20 | #2

      «Со старта Америка рванула в Сычуань»


      Знакомлюсь с правилами. Похоже, просто «прыгнуть» в Сычуань, без соблюдения правил снабжения, Америка не может. Она может только создать там центр снабжения, но армия там может появиться только стандартным путем, по длинной цепочке снабжения.


      В правилах же разделяются случаи 1) ввести/построить армию 2) нанять армию

      Только по случаю 2 можно поставить армию без учета снабжения, а по случаю 1 — только если специально оговорено, что можно без учета снабжения, если не оговорено — нужно учитывать снабжение.


      Ну и в FAQ от автора игры уточняется текст.


      «Сычуань становится сектором снабжения (только для США). США может вводить армии в Сычуань. Положите на Сычуань жетон источника снабжения»


      уточняется как


      «Сычуань становится сектором снабжения США (не союзников). Положите на Сычуань жетон источника снабжения. Теперь очки за Сычуань получает только США (2ПО)»


      Причем получать эти очки США будут, только если сумеют водрузить в Сычуань свою армию — согласно правилам.


    3. hk
      08 Фев 2021 из 22:00 | #3

      @Ben80


      Во второй редакции карта Сычуаня работает немного иначе. За сброс 2 карт с руки армия США может появиться в Сычуани (и остается там, т.к. есть снабжение).


    4. hk
      08 Фев 2021 из 22:02 | #4

      @Ben80


      Обещал автору не распространять эти карты.

      Но вы можете найти оригинальный текст на BGG, его там кто-то уже опубликовал.


      https://boardgamegeek.com/filepage/209906/2nd-ed-new-player-card-aid-expanded-faq


    5. Ben80
      09 Фев 2021 из 18:10 | #5

      Хотел еще кое-что уточнить по правилам.


      Допустим,после разыгрывания какой-то карты мы имеем цепочку реакций, а вернее, не цепочку, а дерево, учитывая реакции на реакции.

      Правильно ли я понимаю, что в этом дереве ответы могут встречаться только по одному разу (поскольку карта ответа сразу сбрасывается), а каждый статус может быть задействован и более одного раза (если в тексте статуса не указано, что можно использовать только 1 раз за ход) ?


    6. hk
      09 Фев 2021 из 20:51 | #6

      @Ben80


      Вы правильно представляете себе реакции как дерево с ветками.

      Ключевой момент — иногда какое-то действие порождает две возможные реакции. Считай, как две ветки появляются. В этом случае можно одну полностью отыграть до конца, затем вернуться, и отыграть вторую. При этом «перескакивать» с одной ветки на другую нельзя.


      Пример: Германия с «Блицкригом», «Пикирующими бомбардировщиками» и «Синтетическим топливом» атакует армию СССР. Возможные варианты:

      — атака -> может сработать «Блицкриг», а могут — «Пикирующие бомбардировщики». Игрок выбирает «Блицкриг», в атакованном секторе строится немецкая армия -> срабатывает «Синтетическое топливо», в соседнем секторе строится ещё одна армия Германии. Теперь можно вернуться назад и активировать «Пикирующих бомбардировщиков» и атаковать любой сектор рядом с тем, что атаковали в самом начале.


    7. Ben80
      09 Фев 2021 из 21:45 | #7

      @hk


      Согласен. Правда, у автора игры это все-таки не очень четко описано. По хорошему, в FAQ стоило бы нарисовать такое дерево.

      Плюс возникает уточнение о том, что после разыгрывания карты дальнейшее применение реакций может идти не совсем по очереди. Пример:

      1) Разыграна карта стороной Германия.

      2) Реакция со стороны Британии на событие 1). Эта реакция в свою очередь явилась триггером

      3) Реакция со стороны Германии на событие 2)

      4) Реакция со стороны Германии на событие 1)

      5) Реакция со стороны Британии на событие 1)


      То есть здесь в 4) реагирует опять Германия, а Британия может это сделать только после Германии в 5) — потому что последней реакцией на событие 1), перед отыгрышем новой ветки, была реакция Британии


      Ну и все-таки позволю себе еще раз задать вопрос, написанный мною выше, ибо не отвечен:

      Правильно ли я понимаю, что в дереве реакций конкретная карточка ответа может быть применена максимум только один раз (поскольку сразу сбрасывается), а конкретная карточка статуса может быть задействована при желании более одного раза (если в тексте статуса не указано, что можно использовать только 1 раз за ход) ?


      Или попробовать переформулировать вопрос ?


    8. Ben80
      09 Фев 2021 из 22:19 | #8

      То есть получается, что некий конкретный статус может быть применен максимум 1 раз для одного и того же триггера (из FAQ 4.1, если не ошибаюсь), но более одного раза для всего дерева. А некий конкретный ответ — максимум 1 раз для всего дерева.


      ??


    9. hk
      10 Фев 2021 из 20:33 | #9

      @Ben80


      Вы всё понимаете верно. Каждый статус с пометкой «один раз в ход» и каждая карта реакции могут быть использованы только один раз. Если в тексте карты статуса нет такой пометки, её можно использовать и несколько раз.


    10. hk
      10 Фев 2021 из 20:34 | #10

      @Ben80


      Да


    1. Трекбеков пока нет.