За отчётную неделю сыграно 4 партии в 3 различные настолки, новинок среди них формально не было, но помимо физических партий мы ещё разок попробовали Red Rising через сервис Tabletopia:
Бонанза –
Battle Line –
Cuba Libre –
Red Rising –
С Red Rising ситуация необычная. Вообще-то, я не учитываю сыгранные на компьютере настольные игры в статистике и не пишу по ним отчёты. Хотя, надо сказать, во что-то настольное я и редко играю в цифре. Лет 5 назад активно гонял приложение Star Realms, думаю, сотня партий там точно была. Пару раз пробовал Twilight Struggle и «Пандемию», они на экране вообще не зашли. Супернепривычно, когда не видишь игровое поле целиком, надо что-то приближать-удалять, листать влево-вправо… Ещё когда-то мы пробовали Memoir ’44 в фирменном приложении от Days of Wonder, но там тоже всего несколько партий. Ну, максимум, десяток. А теперь, вот, эта Red Rising.
Пожалуй, это всё же особый случай. Раньше все мои эксперименты в области настолок в цифре относились к категории «сыграть в хорошо известную игру в цифре». Когда ты всё знаешь, решения принимаешь довольно быстро и просто жмёшь, жмёшь, жмёшь. Такой вариант убить время. С Red Rising же мне впервые довелось именно что осваивать новую настолку в необычном формате. Это практически полное привычное погружение в новые, доселе неизвестные правила, механики, а также первые эксперименты, когда ты делаешь какие-то ходы, не будучи при этом в уверенности правильные они или нет, выгодные они или нет, и, в целом, зайдёт тебе игра или не очень. Поэтому будем считать это цифровое знакомство приближенным к реальности. И поэтому я расскажу здесь о Red Rising.
В своей основе Red Rising очень проста. Игра состоит из колоды карт и условного поля, разделённого на 4 цветные области. Игрок каждый ход должен класть карту в какую-то область, а потом забрать себе карту из другой области. При этом применяются также два эффекта: первый, когда игрок кладёт карту, срабатывает эффект карты, второй, когда берём карту из другой стопки, срабатывает эффект стопки. То есть играем карту, применяем её эффект, берём другую карту, применяем эффект области, откуда её взяли. И так – пока не будут выполнены некие условия окончания игры. В реальном времени это около часа. С новичками чуть больше, с опытными игроками чуть меньше.
Повторюсь, всё очень просто, без особых изысков. И лично мне оказалось достаточно одной партии, чтобы сформировать отношение к игре. Именно потому, что тут всё довольно очевидно.
Начнём с того, что перед нами играм на комбинации. Формально Red Rising основана на некоем известном в узких кругах литературном произведении с элементами научной фантастики (рассматриваются полёты в космос). Там есть куча персонажей, они находятся друг с другом в различных взаимоотношениях, и всё это отражено в игре – тут нужно собирать комбинации карт исходя из литературного первоисточника. Условно, если персонажи Иван и Пётр дружат, за комбинацию карт «Иван» и «Пётр» положены бонусы. А если книжные Василий и Геннадий противостоят друг другу, то собрав «Василия» и «Геннадия» вы получаете штраф.
Причём, сами комбинации тут бывают двух видов. Самые очевидные – это то, какие карты мы играем каждый ход, то есть какие эффекты карт применяем. Менее очевидные – это свойства, срабатывающие в финале игры. У каждой карты есть некое условие, сколько она может принести дополнительно очков, и чтобы эти свойства сработали у максимального количества карт на руках, нужно оставить себе к финалу хорошую подходящую комбинацию. Это значит, что каждый ход нужно принимать решения не только исходя из того «что мне выгоднее взять или сыграть именно сейчас», но и «какую карту мне нужно оставить в руках к концу партии». В первой партии с этим несколько сложно, но в целом всё ясно.
Казалось бы, собирай комбы, да испытывай от этого удовольствие. На деле это происходит не совсем так. Чтобы получать удовольствие от Red Rising, нужно быть готовым к умеренно-контролируемому игровому процессу. Означает это следующее: перед вами всегда есть максимум 4 карты на выбор – это то, что вы можете взять себе в руку со стола. И, если вас ничего не устраивает, есть пятая опция, взять что-то из колоды не глядя. Надо ли говорить, что далеко не всегда будут попадаться козыри, годные карты и те, что нужны, чтобы запустились ваши комбинации? Поэтому игра говорит тебе: выбирай лучшее из того, что есть. Тут прямо просится какая-нибудь дополнительная опция типа «поиска» из RFTG, когда можно зачерпнуть побольше карт и выбрать из них что-то стоящее, но такого варианта игра не предлагает.
Ещё раз, в игре очень много карт и свойств. Аж 14 мастей, почти все карты уникальны. Но собирать наборы и комбинации придётся из того, что придёт в руки и на стол. Побочный эффект: чтобы разобраться во всём этом хозяйстве придётся читать свойства каждой карты (а их по 2: то, что срабатывает при розыгрыше на стол, и то, что применяется в конце игры). Причём значков на картах, считай, нет (на некоторых обозначены требования для бонуса в финале партии, нужные масти или конкретные карты), так что тут надо прямо-таки погружаться в эффекты карт. Ну и никак не спасает обилие уникальных персонажей. Исходную книгу, по которой сделана игра, не читал практически никто. Так что персонажи все незнакомые, неким типичным шаблонам они не соответствуют (тут нет условных паладинов, монахов, разбойников и прочих шаблонных героев, понятных с первого взгляда).
Ну и да. Эффекты 4-х локаций на столе тоже не сказать, что захватывают дух. Подвинься по шкале прогресса (а зависимости от дальности получишь очки в финале). Поставь свою фишку в некую область (в зависимости от количества получишь очки в финале). Получи местный ресурс (иногда нужен для оплаты свойств некоторых карт и, как вы уже догадались, приносит очки в финале). И получи бонусную фишку (приносит некий мгновенный эффект и очки в финале).
Вот, в общем-то, и всё. Мы играем абстрактными картами за абстрактные бонусы и в конечном итоге всё выливается в циферки, т.к. всё дело в победных очках. Всё это приправлено абсолютно неизвестным литературным источником, на мой вкус сильно завязано на рандоме, и в целом – скучновато. По ощущениям очень похоже на «Волшебные королевства», только со всякими свистелками и доделками. Возможно части любителям «Королевст» зайдёт и Red Rising. Широкой аудитории настольщиков – ну, такое. Уж я точно лучше лишний раз сыграть в RFTG или хотя бы в Jump Drive.
Ещё одна партия в «Бонанзу». На этот раз вшестером. Впечатления положительные. Много торговли, много предложений поменяться, много раз отдавали карты просто так, потому что от них нужно избавляться. И, главное, это тот не очень частый случай, когда игра хорошо подходит для любой компании, от 4 человек и более. Ещё раз укрепился в мысли, что нужно-таки попробовать дополнения.
Battle Line как всегда порадовала. Две отличные партии, когда каждый ход на счету, каждая карта может привести к победе или поражению, и каждый раз наступает такой момент, когда приходится чем-то жертвовать и в чём-то гадать, вот тут получится собрать комбинацию или нет. Казалось бы, всего лишь «цветные циферки», колода карт с числами и разными мастями. А какая хорошая!
В Cuba Libre в этот раз противостояние правительства и 26 июля выдались какие-то не особо острые. Игра была небогата на события и разворачивалась довольно спокойно. На начальном этапе правительство сосредоточило свои усилия на том, чтобы зачистить стартовые позиции повстанцев. Рядом со столицей, а также в южном городе Сантьяго-де-Куба выявили ячейки и в дальнейшем с ними разобрались.
Оппозиция была достаточно пассивна. Не занималась вербовкой, не строила базы, не устраивала акций устрашения, а просто собирала события и немного копила ресурсы. И тем неожиданней стала первая карта пропаганды, выпавшая довольно рано. Правительство не успело подготовиться, не провело традиционную «работу с населением» в Лас-Вильяс, из-за чего уровень поддержки оказался недостаточным. В последующем все действия правительства подорожали.
До второй пропаганды ждать пришлось довольно долго. Это была затяжная борьба. Вот тут-то 26 июля расплодилось по всему полю, а правительству пришлось держать оборону в городах. Правда, была вылазка в горы Сьерра-Маэстра. По событию получилось даже основать там базу, хотя это был исключительно психологический ход: напугать противника и отвлечь его на несколько ходов, пока надо было разбираться с насущной угрозой – ячейками в городах.
В какой-то момент всё оказалось довольно печально у обеих сторон. Ресурсы на нуле, каждый ход хорошо, если выпадает выгодное событие, а так приходится пасовать. Такое топтание на месте продлилось несколько ходов, а потом внезапно случилась третья и последняя пропаганда, и с минимальным перевесом победа досталась движению 26 июля.
Эта партия оказалась необычной в том плане, что правительство ни разу не «раздавало сгущёнку» в Лас-Вильяс. Более того, туда даже полицейские не вводились (а без них раздача невозможна). Зато впервые на поле появилась вторая база правительства – в Сьерра-Маэстре. Не уверен, что это наиболее оптимальное место для её постройки. Кажется привлекательным ещё локация рядом со столицей, чтобы оттуда не могли набегать повстанцы.
И ещё как-то так получилось, что новые войска и полицейские за всю партию на поле выставлялись буквально один раз. Кажется, тут что-то не так. В запасе их оставалось свыше 10. Вероятно, в игре для них предусмотрена какая-то задача, я просто её пока не улавливаю. Вон, повстанцы не раз в полном составе присутствовали на поле. Иногда даже чтобы выставиться куда-нибудь в новое место приходилось снимать фишку с поля. А у Правительства всегда был запас. Наверное, надо нагонять народ в города. И, вероятно, в ту же провинцию Лас-Вильяс. Но это мы уже попробуем в следующий раз…
У меня Battle Line в средневековой стилистике.
А я жду Red Rising на русском с нетерпением, а пока читаю трилогию по этой вселенной, она есть на русском, так что не такая уж и малоизвестная раз перевели, просто относительно новая.
Это хорошо или плохо? Она вам нравится больше или меньше оригинальной версии от GMT Games?
@Serfer
И как вам литературный источник?