За отчётную неделю сыграно 6 партий в 3 различные настолки, среди них была одна новинка — Nations: The Dice Game с дополнением Unrest:
Battle Line –
Cuba Libre –
Nations: The Dice – Unrest –
Опробовали тут Nations: Dice Game, «Нации» на кубиках. Вообще, «Нации» – это такая нестандартная настольная цивилизация. Нестандартная в том плане, что тут вообще нет игрового поля, а всё действие разворачивается на личных планшетах игроков, да на некоторых общих треках, а развитие цивилизации отыгрывается в виде приобретения разных карт, обозначающих постройки, лидеров, чудеса света и прочие подобные штуки.
На самом деле такой подход изобретён не в «Нациях», а в другой цивилизационной игре – «Сквозь века» (после которой, и, вероятно, на основе которой и появились «Нации»), только в «Сквозь века» движок очень тяжёлый и партии длятся крайне долго, а «Нации» играются существенно быстрее. Правда, ускорения ради пришлось пожертвовать стратегической составляющей. Как ни странно, развитие цивилизации в этой игре носит скорее тактический характер, потому что планировать наперёд тут что-то сложно: далеко не все карты участвуют в каждой партии, т.е. предсказать, что тебе придёт что-то конкретное сложно. Более того, даже если нужная карта окажется в игре, не факт, что её не перехватит кто-то из противников. Вот и получается, что играть нужно по принципу «хватаю что есть хорошее здесь и сейчас».
Несмотря на большую динамичность и более быстрые партии, чем в той же «Сквозь века», «Нации» всё равно показались мне излишне затянутой игрой. Пару подходов к ней мы делали, но особого желания вернуться не появилось. Ровно до тех пор, пока под рукой не оказалась версия на кубиках, ещё более ускоренная, обещающая от 20 до 40 минут на партию. Это ж максимальный концентрант! Надо пробовать!
На первый взгляд игра осталась примерно той же. Мы развиваем свои цивилизации, докупая новые карты. При этом сохраняется основная фишка «Наций»: на планшете игрока есть всего несколько слотов под некие постройки, и приобретая новое здание, вы не просто получаете его бонусы. Новый дом обязательно надо построить на месте старого, и при этом то, что давала предыдущая постройка, теряется. Это очень важный элемент игры, т.к. нужно всегда прикидывать не только, что нового построить, но и взамен чего это будет построено.
На кубики переехали ресурсы. Если раньше они производились, тратились, разменивались и так далее, то теперь всё существенно проще. В начале хода бросил кубики, на них что-то выпало, а затем мы тратим полученные символы на приобретение новых карт, строительство чудес света и условную войну и прокормку населения. Сдача не предусмотрена, если на кубике нужных символов больше, чем нужно, вы сдаёте его и всё.
Большинство зданий приносят новые кубики. Некоторые приносят постоянные ресурсы, автоматически производящиеся каждый ход. Отдельная фишка – можно получить жетоны переброски, позволяющие попытаться набросать что-то нужное. Любопытная фишка, если оплачиваешь кубиком новое здание, приносящее кубики, и строишь его поверх того, что даёт использованный кубик, то скидываешь его и получаешь новый, ещё неиспользованный. Его тут же бросаешь и получаешь какой-то приятный результат. Получается, ты как бы и старый куб попользовал, и новый тоже задействовал, приятная штука.
Длится партия 4 раунда, которые пролетают стремительно. В каждом пытаешься что-то прикупить, собрать комбинацию мирных или военных символов, приносящих дополнительные очки и построить какое-нибудь чудо. Обязательно на что-то не хватает, какие-то кубики просто прогорают, символы с них остаются невостребованными, и вот уже 4-й раунд, после которого считаются очки и финал. Реально игра получается очень быстрой, вторую партию, когда уже ничего не надо было объяснять, мы сыграли за 30 минут, и это я ещё пару раз плотно подвисал, раздумывая, что бы взять.
Дополнение выглядит вырезанным из базы куском и приятно освежает игру. Вводит краткосрочные цели на каждый раунд, дополнительный бонус тому, кто первым спасует, новые карты в каждую из 4-х эпох, а также новый вид кубиков, которые приносят больше ресурсов, но могут поднять восстание, заставив потерять в темпе. Правила не усложняются ни на грамм, если разобрались с базой, можно тут же переходить к дополнению.
В целом игра оставила очень приятные ощущения. Это как бы евро с экономическим движком, в котором надо очень плотно думать над каждым ходом. Какие ресурсы потратить, какую карту купить, поверх какого здания построить новое, плюс как заблокировать нужные сопернику карты и обогнать его в краткосрочных целях на текущий раунд. Ну и динамика действительно на высоте.
Из минусов – ну, кубики… В первой же партии первым действием купил 2 боевых кубика, после чего на каждом из них успешно выбросил по единственному мирному символу. Шанс на такое событие – 1/36, но в играх с кубиками мне к такому не привыкать. Из-за подобных случаев всё время ощущается некая досада, то какого-нибудь одного ресурса не хватает, чтобы сделать аж несколько ходов. Кажется, вот бы ещё чуть-чуть, я бы купил сперва то, получил бы новые кубики, за них купил ещё то, но – нет, т.к. банально не повезло с кубами.
Ну и надо ещё раз подчеркнуть, что общая тактическая направленность оригинальных «Наций» никуда не делать. Карты в каждом раунде на рынок приходят непредсказуемые. И, если при игре вдвоём ещё можно прикинуть что возьмёт противник и что достанется следующим ходом тебе, то на трёх или четырёх человек подгадать что раскупят остальные уже сильно сложнее. Но меня лично такое положение дел совершенно не расстраивает, игра всё равно годная.
Мы сыграли трижды на двоих, охота теперь попробовать втроём и вчетвером. Не скажу, что «Нации» на кубиках станет одной из моих любимых игр, но ощущения она оставляет приятные, длится недолго, так что запросто могу представить, что порядка десятка партий мы в неё набьём. Если, конечно, она не окажется погребена под более новыми настолками.
В очередной раз разложили «Кубу», вновь короткий сценарий «Кубинское танго», где действуют только правительство и движение 26 июля, синие и красные. На этот раз получился нестандартный дебют. Первым ходом правительство выявило ячейку повстанцев в городе Сантьяго-де-Куба и выдвинуло войска в область рядом со столицей, где изначально тоже есть одна фишка повстанцев. Чуть позже там же получилось зачистить территорию и основать базу правительства.
Это первый случай, когда правительство построило базу. Их всего две, с одной мы уже начинаем сценарий (она в Лас-Вильяс), а вторую я всё ни разу не строил, непонятно было где и зачем. А тут – вариант. База в провинции Гавана блокирует подступы к столице, служит своеобразным буфером, некоей гарантией, что повстанцы не пройдут. Хотя на самом деле, конечно, по всяким событиям они могут появиться где угодно. Ну, хотя бы своим ходом не пройдут.
Сразу после этого повстанцы сыграли «Вербовку» по всему острову, но всё равно их удалось погонять. Получилось зачистить от них левую часть игрового поля, где-то до Лас-Вильяс всё было синим, а чем дальше – тем краснее. Плюс начались традиционные нападки на Сантьяго-де-Куба. И, да, в этот раз получилось нагнать полицию на фабрику тростника, чтобы пресечь возможные хищения ресурсов правительства (это по печальному опыту прошлой партии).
Самое главное – удавалось держать поддержку правительства в городах. Повстанцев туда не пускали, а если они и появлялись, тут же выявлялись и зачищались. Сантьяго-де-Куба, правда, в какой-то момент почти пал, но в остальной части поля правительство не отступало.
Под конец игры было туговато с ресурсами, приходилось почти полностью полагаться на события карт и, к счастью, незадолго до последней пропаганды вышла карта с бонусом к ресурсам и к помощи США. Это позволило после последней пропаганды раздать достаточно «сгущёнки», чтобы обеспечить уверенную победу.
Тут же сели играть ещё. И надо же такому случиться, первой же картой вскрылась пропаганда. Правительство приуныло. Да, неплохо, лишние ресурсы. Но зато все операции дорожают. Помощь США проседает. И впереди перспектива после второй пропаганды платить по 4 ресурса за действие.
В этот раз как-то на начальном этапе повстанцам удалось укрепиться на всём поле, да ещё и проникнуть на все заводы. В ответ нагнал туда войск, причём, как выяснилось позднее, это было ошибкой. Надо было отправлять туда не войска, а полицию, т.к. наличие армии на фабриках не мешает повстанцам их грабить (тогда как полиция как раз этого делать не позволяет). Это очень важно, т.к. из-за этого у движения 26 июля сохранилась возможность совершать хищения, чем они неоднократно пользовались. А в ситуации, когда изначально операции у правительства подорожали, каждый ресурс на вес золота.
Также в этот раз как-то так получилось, что по одному из событий повстанцам удалось воткнуть в Сантьяго-де-Куба аж две своих базы. И они там уверенно держались, потому как правительству нечем было платить жалование солдатам и полиции. Плюс ещё не везло с событиями, пару раз какими-то действиями повстанцам удавалось скинуть влияние в столице.
Вторую пропаганду прошли с ужасающими показателями. Ресурсов почти нет. Все операции стоят 4 ресурса. Поддержка почти нулевая (реально, было, кажется, всего 2). Короче говоря, перспективы плачевные. И это при том, что у повстанцев «поддержка + базы» была 15 из 16, в запасе ещё были средства и было где строить базы и устраивать террор.
В таких условиях конец был немного предсказуем. На последней пропаганде правительство сумело накачать поддержку в столице, но этого было совершенно недостаточно. Поражение, обидное поражение. Вот, если бы, на фабрики отправилась полиция… всё могло бы сложиться совсем иначе.
Эти партии ещё раз показали важность экономических центров. Не стоит упускать их из внимания. Туда неплохо бы нагонять полицию, и держать её там чуть ли не всю игру, пусть страхует от воровства. И ещё, пожалуй, стоит вспомнить как раньше первыми ходами я всегда старался «раздать сгущёнку» в Лас-Вильяс, чтобы поддержка правительства была на максимуме и при вскрытии карты пропаганды операции правительства не росли в цене.
Ещё нужно отметить, что в первой партии (которую правительство выиграло) почти все кубики полиции и армии были выставлены на поле, и в такой ситуации повстанцы чувствовали себя как-то не особо уверенно. Наверное, на начальных этапах игры помимо прокачки поддержки в Лас-Вильяс имеет смысл выводить на поле дополнительные подразделения. Пусть даже прямо сейчас они не нужны, потом пригодятся.
Ну и ещё раз – надо держать экономические центры. Упустишь их – и вот уже повстанцы воруют ресурсы. А это всегда риск скатиться к нулю на счётчике, и тогда остаётся играть от колоды, пришла или не пришла хорошая карта, сам толком ничего сделать не можешь. А если ещё и ценник на действия провалился до 4, становится совсем грустно. Ведь даже пас даёт всего лишь 3 ресурса, а это значит, что чтобы хоть что-то сделать, нужно спасовать дважды. Ну а если между первым и вторым пасом повстанцы вам обворовывают – тут всё совсем плохо.
В целом же игра хорошая. Пусть даже мы шли к её освоению 5 лет и до сих пор не играем по полным правилам. Здорово, что «Гага» присматривается к локализации серии COIN. Глядишь, однажды ещё во что-нибудь поиграем…
В Battle Line сыграли одну партию, чтобы завершить вечер после двух сессий в «Кубу». Как всегда приятно, как всегда напряжённо, как всегда буквально до последнего хода неясно, кто же победит. Очень доволен. Впрочем, с Battle Line по-другому и не бывает.
Добавить комментарий