Отчёт № 743. 30 мая – 5 июня 2022. Брасс. Бирмингем, Арнак, Крути педали

За отчётную неделю сыграны 7 партий в 5 различных настолок (1 звёздочка = 1 партия), в том числе среди них была одна новинка — «Брасс. Бирмингем»:

Брасс. Бирмингем

Крути педали

Руины острова Арнак

Quartermaster General 2nd Edition: Prelude

The Game Extreme

Давно думал о том, что любопытно было бы попробовать «Брасс». Он интересен и сам по себе как игра Мартина Уолласа, который у нас в почёте. И как настолка, занимающая передовые позиции в ТОП-100 BGG. И, наконец, было личное любопытство, насколько сильно «Брасс» отличается от Railways of the World. А то с последней в прошлом году что-то не сложилось, а новую хорошую «паровозную» игру подобрать пока не удалось. Сыграли в Ride The Rails, Chicago Express и Irish Gauge, но всё пока не то.

В общем, «Брасс». Собрались максимальным составом, вчетвером. Лишь один человек за столом имел опыт знакомства с игрой, все остальные осваивали с нуля. Во многом, наверное, из-за этого, на партию ушло аж 4 часа. И пока что первое впечатление таково, что «Брасс», это слишком gamer’s game для меня. Она комплексная, сложная, сам кое-как понял как это всё работает, но другим людям объяснять это получается с трудом. И уж точно у меня нет компании, в которой можно было бы в такое играть регулярно.

О чём игра? Мы – магнаты-бизнесмены в Англии XVIII века, полным ходом идёт индустриализация, ширится производство, вот-вот появятся железные дороги. Задача игроков – строить в разных городах производственные здания, соединять их между собой и потом активировать, что приносит в итоге победные очки. Да, «Брасс» — это довольно-таки комплексное евро.

Сама по себе основная идея игры и встроенная в неё «производственная цепочка» довольная проста. В самом начале игры мы строимся в любом месте игрового поля, а потом начинаем тащить от стартовой позиции железные дороги (на самом деле сперва мы сплавляем грузы по каналам, а железные дороги появляются только потом, но не в этом суть) и застраиваем другие города своими зданиями. Дальше уже начинаются дебри. Чтобы здания строить, нужны ресурсы. Чтобы здания активировать, тоже нужны ресурсы. Разные ресурсы.

С этими ресурсами и связаны все игровые сложности. Их аж пять штук. Есть деньги, которыми мы оплачиваем любое строительство. Есть уголь, который нужен для некоторых зданий и для железных дорог. Есть железо, которое тоже иногда нужно для строительства. И ещё бывает пиво, которое для строительства не требуется, но без него не активируются здания. А ещё есть карты, которые разыгрываются и позволяют либо строить любое здание в заданном городе, либо заданный тип здания в любом городе, куда ведут ваши рельсы или каналы.

Все ресурсы по-разному вырабатываются и используются по своим правилам. Карты тратятся на всё подряд и приходят из колоды в конце хода. Деньги выдаются в начале хода и зарабатываются активацией зданий. Уголь, железо и пиво возникают, когда игроки строят производственные здания (шахты и пивоварни), либо прокладывают пути до «внешних рынков». Чтобы запутать всё окончательно упомяну ещё, что для использования угля к его источнику всегда нужно построить пути, для железа такого требования нет, а пиво своё можно брать и без путей, а чужое – только с ними.

Все эти условности и ограничения, вероятно, укладываются и устаканиваются в голове где-то партии после третьей или четвёртой, а в самой первой игрок всё время смотрит на поле с вытаращенными глазами, пытаясь понять, что он, вообще, может построить. Какие возможности у него есть, какие для этого нужны ресурсы и где их можно взять. Да, я ещё не упомянул, что тут есть персональные планшеты игроков обильно засыпанные жетонами зданий разных типов, что вызывает дополнительную фрустрацию, т.к. мало того, чтобы понять где ты что можешь построить, возникает дополнительный вопрос, а что именно тебе выгоднее строить.

Ну и чтобы окончательно добить аудиторию: мы словно играем в одно и то же дважды, потому что в середине партии происходит изобретение железных дорог. В этот момент с поля снимаются все построенные каналы, а также все базовые здания, оно «зачищается» и партия продолжается, хотя кажется, как будто мы начали играть заново.

На самом деле выгляди всё это очень вкусно. Пожалуй, это ровно то, чего мне хотелось бы от Railways of the World, чтобы было больше взаимодействия между игроками, чтобы нужно было реагировать на действия соперников и не вариться в собственном уголке. В «Брассе» всё именно так. Все постройки и все пути связываются в глобальную сеть, на которой работает местная экономика. Игроки могут забирать друг у друга ресурсы, причём, выглядит это так, что это ситуация, выгодная обоим. Тот, кто забирает, получает возможность построить что-то для себя, а тот, у кого что-то забирают, получает дополнительный доход и очки. Теоретически можно развивать отдельные направления, без реакций на действия других игроков не обойтись. В общем, вроде всё хорошо.

Хорошо, но для меня – слишком. Слишком сложно. Слишком комплексно. Наконец, слишком долго. И уж по крайней мере по началу довольно медленно. Как вам ситуация, в начале хода, в котором я сходил последним, пришлось отлучиться, чтобы искупать дочку, и когда я вернулся на место, моя очень даже ещё не подошла. В общем, игра хорошая, но играть я в неё не буду. Банально не с кем.

Да даже чтобы её как следует освоить и погрузиться, это надо целый месяц каждую неделю собирать одну и ту же кампанию и убивать целый вечер на партию в «Брасс». Чтобы месяц спустя посмотреть друг на друга и задать банальный вопрос: нравится в итоге или нет. И даже если понравится, умоляю, есть куча других игр, у которых порог вхождения гораздо меньше, и которые гарантированно доставляют нам удовольствие. Ровно тот случай, когда от добра добра не ищут. Поиграли, здорово, довольны. Но повторять, пожалуй, не будем.

Продолжаем с большим удовольствием периодически раскладывать «Арнак». Парадокс, конечно. Вроде и евро, как евро, игра про обмен одних ресурсов на другие. Формально хоть мы и исследуем затерянные города в джунглях а-ля Индиана Джонс или Джуманджи, никакими приключениями тут и не пахнет, всё крутится вокруг оптимизации действий. Каждый ход ты думаешь куда бы вложить свои жалкие ресурсы, чтобы получить какую-то отдачу, которую тоже можно пустить в ход, желательно, сразу же, не откладывая до следующего раунда. И так – ход за ходом.

Вот как зацепила игрушка с первого раза вот этим вот эффектом «выжми ещё один ресурс, чтобы было чем оплатить ещё одно действие», так и не отпускает. Раскладываем, раскладываем, раскладываем, а всё хочется ещё. Причём, уже, вроде бы, выкристаллизовывается стратегия. Как-то само собой получается, что прокачиваются помощники, причём по-максимуму. Ещё надо читал об этом в руководстве по стратегии «Арнака» и мысленно пожимал плечами, мол, неужто без этих помощников не обойтись. Практика показывает, что они действительно очень полезны.

Ещё один момент – сражения с монстрами. Раньше я как-то всегда стремился победить монстров, теперь же внимательно всё считаю. И, действительно, зачастую выходит, что есть альтернатива. Либо ты убиваешь монстра, и получаешь 5 победных очков и какой-то маленький разовый бонус. Либо ты берёшь те же самые ресурсы, необходимые для того, чтобы с ним расправиться, и оплачиваешь ими продвижение по треку храма. И получаешь за это и очки (пусть не 5, а 2-3), и что-то ещё, ощутимое. А если ещё и залез выше всех, возможен дополнительный бонус. Получил, и смотришь, куда бы пустить эту прибыль в оборот, чтобы заработать что-то ещё. И выходит так, что монстра-то ты не убил, и даже в конце хода тебе прилетит за это штраф – карта ужаса, отнимающая в финале 1 очко. Но это не страшно, потому что альтернативное использование ресурсов в итоге даёт больше выгоды.

И это мы всё ещё ковыряем базовую половину поля, с храмом птицы. Уже пару раз засматривались на оборот, где более сложный храм змеи. Чувствую, недалёк тот день, когда будем играть в усложнённую версию. А, там, глядишь, и до локализации дополнения доживём!

Сгоняли очередную трассу в «Крути педали». Их же, кстати, много в локализованной версии. Не считал карточки, но дюжина точно есть. Те, что мы проехали, откладываем в сторону. Получается, каждый следующий раз – гарантированно новая трасса! Они, конечно, не сказать, что сильно отличаются, но всё равно приятно.

В этот раз всё было как всегда. Гонщики мчались большой пачкой, кто-то периодически вырывался вперёд, кто-то отставал, но всё это было ненадолго, в целом группа шла плотно. Незадолго до финала начались попытки уйти в отрыв, и двум гонщикам удалось сделать рывок и пересечь финишную черту с минимальным разрывом в 1 клетку. Классная напряжённая партия! После неё что-то взгрустнулось насчёт Formula D, которая тоже про гонки, тоже простенькая, но в которую мы куда реже играем, но тому есть простое объяснение – «формула» банально вдвое дольше, а столько времени что-то не находится.

В The Game Extreme на этот раз сперва сыграли вдвоём. Вроде проще, договариваться надо всего с одним человеком, но легче почему-то не стало. Колоду пролистали, но все карты не разложили. На руках их осталось 10, а это даже по обычным правилам The Game не засчитывается за победу, что говорить про версию Extreme, где их вообще оставаться у игроков не должно.

После этого ещё дважды раскладывали игру на четверых. Тут совсем печально. В первый раз хотя бы исчерпали колоду и проиграли примерно с 10 картами на руках. Во второй раз даже не дотянули до конца колоды. Всё ещё не поддаётся она нам!

В «Генералов» что-то захотелось попробовать сыграть с «Прелюдией». Напомню, это третье, дополнение к первой редакции (и второе ко второй), позволяющее сыграть в «Генерала» до того, как играешь в «Генерала». В нём для каждой страны есть мини-колоды примерно из 20 карт, которые раздаются и разыгрываются перед самым первым ходом. Это позволяет заработать дополнительные очки, выставить на поле немного армий или флотов, а иногда и разыграть какие-то карты из основной колоды. В общем, стартовая раскладка на поле получается вариативной, а не фиксированной.

У нас так и получилось. Ещё до 1 хода у Германии, Британии и США появилось на поле по флоту. Япония сыграла заранее карту реакции, а СССР выставил дополнительную армию. Все обзавелись супер-респонсами, а Америка ещё и сыграла статус из колоды на двойное строительство танков.

Из-за этого статуса решил сыграть через Сычуань. Разыграл статус, позволяющий американцам выставлять туда армии. Вскоре там и появился и даже построился в Индию. Неплохое начало. Британия при этом с помощью «Стерлинговой зоны» заняла Австралию, тогда как всё остальное было вполне традиционным – Ось захватила Западную Европу, СССР занял Украину, а Япония – Китай.

Но дальше всё пошло куда-то не туда. Немцам пришла «Стратегия наступления», итальянцы сыграли «Африканский корпус» и вот уже ход спустя Германия атакует армию США в Индии. Япония выдвинулась в сторону Австралии и вскоре вынесла оттуда Британцев, и, наконец, самое плохое, один неверный ход был сделан за СССР. Вместо защитной реакции сыграл в наступление, построился в Восточную Европу в расчёте на то, чтобы атаковать Берлин, а в следующем ходу немцы разыграли «Автобаны».

Это было ужасно, Москва пала, а «Генерала Мороза» в руках не было. Более того, Япония и Германия смогли выбить США из Индии, а потом ещё и Британия окончательно потеряла Австралию. Положение было ужасное, если не безнадёжное. Весь континент занят войсками Оси, Британия и США держат свои стартовые секторы, а СССР стёрт с лица земли. И, как будто всё было недостаточно плохо, Германия ещё и сыграла «Разграбление», заработав на этом 8 дополнительных очков. После этого удалось продержаться всего ход, и наступил проигрыш по разрыву в 30 очков.

 Что хочу сказать насчёт «Прелюдии». Дополнение неплохое, но не чувствуется как-то, что оно, прям, необходимое. Удлиняет игру – да. Стоит ли оно того? Не уверен. Конечно, по сравнению с Total War, где появляются самолётики, Франция, Китай и правило сброса карты каждый ход, тут-то почти ничего не удлиняется, и точно не затягивается, т.к. надо всего отыграть дополнительные минут 10 до начала партии, а потом погнали всё как обычно. Но всё равно, пока эти колоды «Начала войны» достанешь, пока ими сыграешь (а карты-то наизусть не выучены в отличие от базовой игры), получается долговато. Но периодически играть можно.

Brass, Flamme Rouge, Lost Ruins of Arnak, Quartermaster General, The Game Extreme, Отчёты



Похожие записи
  • Отчёт № 509. 13-18 ноября 2017. Игрокон-2017
  • Отчёт за период с 24 декабря 2007 года по 8 января 2008 года
  • Отчёт № 652. 22-30 августа 2020. Настолкэмп-17
  • Twilight Struggle: работа над ошибками — 2
  • Отчёт № 749. 11-24 июля 2022. Настолкэмп-2022
    1. Аноним
      13 Июн 2022 из 9:48 | #1

      с брассом мне кажется у вас просто не совпал настрой в этот вечер, тот же Арнак не проще брасса. Уже ко второй партии вы конечно хорошенько ускоритесь, но на четверых бестрее 3х часов все равно вряд ли скоро начнете играть, но вообще дайте еще шанс 🙂 Брасс из тех игр в которые чем больше играешь тем больше нравится


    2. Ильшат
      13 Июн 2022 из 17:54 | #2

      Ничего себе. У Юры Тапилина уже дочка?!

      Вот нифига себе я кусок истории пропустил


    3. hk
      17 Июн 2022 из 19:30 | #3

      @Аноним


      Увы, нет столько времени и возможностей, чтобы собираться на трёхчасовые партии в «Брасс». Попробовали, игра хорошая, но играть в неё не будем. И «Арнак» всё же сильно лучше, за неё и обычных людей сажали вполне успешно. За «Брасс» новичка не рискнул бы сажать.


    4. Ильшат
      14 Июл 2022 из 21:54 | #4

      А мне Юр ответишь? У тебя дочка?


    5. hk
      28 Июл 2022 из 20:44 | #5

      @Ильшат


      Сразу видно постоянного читателя! )))


      Пост про прошлогодний кэмп осилить, видимо, не удалось?


    6. Ильшат
      01 Авг 2022 из 7:48 | #6

      Не всегда получается читать постоянно. Прочитал, поздравляю!


    1. Трекбеков пока нет.