Добро пожаловать в мир настольных игр

Отчёт № 758. 19-25 сентября 2022. Красный собор и Ни шагу назад!

За отчётную неделю сыграны 3 партии в 2 различные настолки (1 звёздочка = 1 партия), в том числе освоили одну новинку — «Красный собор»:

Красный собор

Ни шагу назад!

На прошлой неделе мы разложили «Красный собор» и бегло ознакомились с книгой правил. В этот раз сподобились сыграть. Как и было понятно, перед нами типичное евро про добычу и употребление ресурсов ради максимизации победных очков.

Общий принцип игры прост и понятен. По сюжету игроки принимают участие в строительстве Собора Василия Блаженного, возводя отдельные башни, участок за участком. Отсюда проистекают возможные действия игроков, которых всего три: застолбить участок для строительства, добыть ресурсы и отправить ресурсы на стройплощадку.

Первое и последнее – очень несложно. Застолбить стройплощадку – это всего лишь взять свой флажок и положить его на любой свободный участок. Всё, теперь строить его будешь только ты. Отправить стройматериалы – это взять до 3 единиц ресурсов и переложить их с личного планшета на любые свои участки строительства.

Если при этом на участке собирается необходимая комбинация из ресурсов, он считается построенным. За это начисляются очки и иногда ещё дают денег. Стройка – это ещё и таймер конца игры, как только кто-то построит положенное количество участков, все остальные игроки делают ещё по одному ходу, и партия завершается. Как думаете, что при этом происходит? Верно, финальный подсчёт очков!

Наконец, третье действие – добыча ресурсов. Оно не так просто и в отличие от первых двух требует куда больше процедур и не столь интуитивно. Так-то оно понятно, добыча ресурсов подразумевает, что игрок что-то получает. Вопрос только в том, что и как. И тут начинаются сложности. Проще всего сказать, что изобретён некий абстрактный механизм в виде круга, по которому двигаются шестигранные кубики. Двинул куб – получи ресурсы. При этом не всегда можно получить то, что нужно, и не всегда в нужном количестве, но зато помимо ресурсов часто можно взять дополнительный бонус и ещё какую-нибудь плюшку за отдельную плату.

И вот этот вот механизм генерации ресурсов, на самом деле и составляет сердце игры. И это причина того, что первые впечатления от «Красного собора» далеко не радужные. Это ровно то, что я называю «квадратно-гнездовым мышлением», некая хитрая комбинация механик, условно отображающая процессы реальной жизни, но на деле представляющая самую что ни на есть абстракцию. Она стимулирует тебя думать тем самым нетипичным методом и вознаграждает того, кто быстрее сможет адаптировать своё мышление под предложенную разработчиками схему добычи ресурсов.

Кому как, но мне всё же нравятся более прямые и понятные вещи. Скажем, как в «Арнаке», где можно обменивать одни ресурсы на другие, или просто пойти куда-нибудь и взять нужные. Тут нечто другое. Механизм не сказать, чтобы сложный, но не прямой и не вот, прям, очевидный. Плюс из-за того, что значения на кубах всегда меняются, осложняется долгосрочное планирование. Как бы всегда примерно понятно что тебе надо добыть, но не факт, что когда походят все соперники, ты сможешь это сделать.

Все прочие «плюсы» евроигр тут тоже наличествуют: надо копошиться в собственном планшете. С соперниками пересечения практически нет, разве что кто какой участок застолбит, плюс ещё срабатывающий в финале момент – кто построит больше участков каждой башни собора. Ну и вот это классическое «хитрым образом добываем ресурсы и перегоняем их в победные очки» — оно в конечном итоге и определяет отношение к игре. Кому нравятся евро, пожалуй, останутся довольны «Собором». А что? Игрушка небольшая, но крепкая. Оригинальная механика добычи ресурсов в наличии. Да и тема близка отечественному игроку. Но если кто не фанат жанра, можно даже не пробовать. Ничего нового тут нет, почти стандартное ощущение «ещё одного евро».

Снова «Ни шагу назад!», снова первый сценарий. Не так давно мы вернулись к этой игре после долгого перерыва, и в прошлый раз было туговато с правилами. Они подзабылись, и пришлось немало времени потратить на копание в буклете. В этот раз пауза между партиями была небольшой, так что с правилами бы были знакомы лучше. Кроме того, сделал-таки себе небольшую шпаргалку по процедуре боя и его последствий, чтобы перед глазами были все эти «сдвиги» по таблице и разъяснения насчет дополнительных передвижений после сражения.

Уж, не знаю, что сработало. Более лучшее знакомство с правилами, эта самая памятка, или просто наконец-то научились играть, но в этот раз партия получилась интересная. Не «в одни ворота», с напряжением до последнего хода.

Раньше у нас как-то всё было грустно. Два первых хода, когда Германия рвёт и мечет, а потом как-то начинает буксовать. А когда наступает зима, становится совсем печально, т.к. немцы начинают атаковать по советской таблице, да ещё и со штрафами. Так что если в самом начале не получается хороший рывок, считай, всё пропало. В зимние периоды многого не навоюешь, так что задел на победу Германия должна делать сразу.

С другой стороны, раньше мы не придавали особого значения окружению. А тут же как, если отряду некуда отступать, он уничтожается. Правда, противник всё равно может его возродить в начале следующего хода, но хотя бы не бесплатно, а за сброс карты. А если такой отряд ещё и был без снабжения, за это начисляется очко. А тут их надо набрать 9 за 5 ходов. Очки – это либо захват городов, либо вот такое уничтожение неснабжаемых отрядов. Ну, иногда ещё можно заработать за событие карты. Правда, в этот раз хотя и была нацеленность специально создавать ситуации, когда армии СССР оказывались в окружении, они всё равно оказались разбитыми до того, как стать неснабжаемыми. Так что очков этим способом заработать не удалось.

Зато получилось вдоволь повоевать. Первым же ходом Германия снесла советские армии по всей линии фронта и заняла Ригу, Минск. Одессу с ходу взять не удалось, но зато за счёт контрударов в ход СССР получилось захватить ещё и Киев. Вообще, только сейчас прочувствовал, какая это мощная штука – контрудары. Вот Германия в самом начале атакует очень сильно. И за счёт контрударов эта атакующая волна должна происходить дважды за ход. Сперва – когда действуют немцы, потом – когда действует Советский Союз.

Дальнейшее, однако, продвижение немецких войск имеет свои особенности. Потенциальных направлений для атаки три, это Ленинград на севере, Москва и Тула в центре и есть ещё южный участок (Днепропетровск, Севастополь, Сталино, Харьков и др.). Пока что кажется, что из этих трёх направлений реально можно собрать ударный кулак только на двух. Наиболее очевидным кажется не пытаться взять Ленинград, а идти на юг и центр. По опыту предыдущих партий мы знаем, что захватить Ленинград вполне возможно, но в этот раз немцы решили его игнорировать и выдвинулись в сторону Москвы, а также на харьковское направление.

Под Смоленском получилось сформировать очень мощное соединение из нескольких армий, которые довольно быстро взяли город и оказались на небольшом расстоянии от Тулы. На Юге удалось выбить советские армии из Одессы и Харькова, а вот в Днепропетровске окопалась сильная советская армия (атака 5), которой удалось там закрепиться.

Следующий ход был тяжёлый. Наступила осень, шансы немцев на удачные атаки тают. Ударные танковые армии выдвинулись в направлении Тулы. Благодаря удачным карточкам получилось скинуть советские контрудары и заставить отступить одну армию, удерживающую подход к Туле, а затем сразу же зайти в пустой город. Пожалуй, это ошибка новичка и делать так больше не надо. Второй эшелон армий для СССР крайне необходим. Особенно если немцы подходят к городу. Если перед городом стоит армия в чистом поле, в сам город тоже надо ставить войска. Иначе Германия нападает, советская армия отступает, и немцы беспрепятственно входят в город, пользуясь возможностью продвинуться после удачной атаки, прорывая при этом фронт.

С Тулой, правда, получилось не всё так просто. Вокруг же сплошь советские войска, а нужно ещё поддерживать снабжение. Так что пришлось выстроить цепочку из немецких войск, чтобы по ней это снабжение передавалось. Это важное правило – зона контроля противника режет снабжение, но если в гексе есть твоя армия, линия снабжения не прерывается. Из-за этого до самой Тулы смогла дойти всего одна танковая армия, но это уже хоть что-то.

Так как основные немецкие армии были направлены в направлении центра, на юге войск было поменьше. Плюс там надо было ещё держать гарнизоны в захваченных городах, чтобы советы не могли их отвоевать. Вот и получилось, что идти в атаку особо некем, но сложилась интересная ситуация. Одной танковой армии удалось прорваться до Сталино, где была слабая армия СССР с силой два. Её удалось разбить, Сталино оказалось захвачено, а тут же следом за ним немцы вошли и в Ростов-на-Дону. Днепропетровск всё ещё оставался у Советов, но он попал в окружение. Линии снабжения у него не было. Правда, и у немцев в Ростове, тоже…

В следующем ходу СССР пошёл в атаку изо всех сил. Перезахватил Сталино. Кем мог атаковал Тулу. Но безрезультатно. Из под Москвы немцев выбить не удалось, а Сталино советы хоть и отвоевали, плюс немцы даже потеряли неснабжаемую армию в Ростове-на-Дону, следующим ходом эти города вновь оказались под контролем Германии, а это уже получилось аж 22 очка. При том, что для победы достаточно 21.

Помимо ошибки с Тулой, СССР, пожалуй, следовало бы уделять больше внимания южному направлению. А то вышло так, что Москву прикрывали буквально со всех сторон, а на то, чтобы удержать Сталино и Ростов не хватило буквально одной армии. Немцы же, кажется, сделали всё как полагается, очевидных просчётов не допустили, да и на кубик грех жаловаться. Были и неудачные броски, были и хорошие, и были везения с картами.

Конечно, нужен ещё наигрыш. Теперь, с подсказками перед глазами, подсчитывать все эти сдвиги стало, конечно, проще, но ситуация ещё далеко не идеальна. Тут же по идее, как. Надо прикидывать, какая может возникнуть ситуация, какой перевес можно создать на поле боя и как на это может ответить противник. Теоретически, для потенциальных боестолкновений надо заранее в уме просчитывать хотя бы примерное соотношение сил, а мы его не то, что в уме для виртуальных возможных сражений, мы для реальных боёв его пока со скрипом рассчитываем. Но всё равно, с памятками стало проще. По крайней мере пока их делал, хоть что-то уже отложилось. Надо, кстати, их чуть-чуть доработать, дописать, что при «обмене уроном» не бывает продвижения войск. А то, возможно, у нас в этой партии оно случалось… И ещё есть мысль переделать таблицы боёв, точнее, перерисовать. Чтобы вместо этих похожих наборов букв «КУ» и «КА», а также «ОБ», «ОО», «ОР» и «ОУ» вставить символы. Так будет проще, нагляднее, и понятнее (сделано!).

И в целом надо признать, что все эти подсчёты для меня прямо на грани. Вот несколько некомфортно всё это подсчитывать, возможно, даже, чуть более, чем несколько некомфортно. Но «Ни шагу назад!» удаётся балансировать и не свалиться в категорию «совсем некомфортно». Будем надеяться, что с ростом опыта и благодаря памяткам в перспективе станет проще.

И, кстати, на все 5 ходом у нас ушло 2,5 часа. Многовато. Но это и стартовая расстановка, и периодическое заглядывание в правила. Всё-таки, помимо боёвки тут ещё есть куча нюансов, так что нам всё это ещё изучать и изучать. Той же железной дорогой, вообще, ни разу не пользовались (да, знаю, что это бесплатная телепортация, но пока не понимаем как это выгоднее применять на поле боя). И уже собирая игру, открыли для себя новое. Оказывается, когда выставляешь в начале хода на поле разбитые и уничтоженные соединения, можно скинуть карту, чтобы убрать жетон дезорганизации, чтобы такая вновь сформированная армия сразу могла атаковать в этот же ход. И, подозреваю, это не единственное открытие в правилах, которое нам предстоит сделать.

2 комментария

  1. Дмитрий

    Собор великолепен от макушки до хвоста, и от механик до цены. От себя из интересных плюсов добавлю двойной трекер ПО и затейливый их финальный подсчет, благодаря которому фаза резерва секции становится не менее важной чем поход на рынок за ресурсами. Идеальный вариант для тех, кто хочет попробовать евро на вкус.

  2. hk

    @Дмитрий

    Гм, что-то с резервацией секции для строительства мы ещё не рассмотрели, что там такого сверхважного. Ну и в целом впечатления скорее ближе к «норм игра, хорошее евро», чем «очень хорошая игра».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑