За отчётную неделю сыграны 15 партий в 10 различных настолок (1 звёздочка = 1 партия), в том числе среди них были две новинки – «Управление «Разум» и «Ориньяк. На заре человечества», а ещё впервые опробовали дополнение Marvel Studios’ Guardians of the Galaxy для Legendary Marvel:
Декодер –
Кодовые имена –
Намёк понял –
Опасные слова –
Ориньяк. На заре человечества –
Предельное погружение –
Управление «Разум» —
Legendary: A Marvel Deckbuilding Game – Marvel Studios’ Guardians of the Galaxy –
Quartermaster General 2nd Edition –
Time’s Up! –
«Ориньяк. На заре человечества» — это очень амбициозная игрушка. Кажется, у её авторов была мысль: а что, если взять обычное евро, и совместить в нём колодостроение и размещение рабочих, только не смешивать их как в каком-нибудь «Арнаке» или «Дюне», а внедрить по раздельности. И вот что получилось: есть некое общее поле с локациями, по которым ходят человечки и добывают там ресурсы. Вот только управление этими человечками у разных игроков устроено по-разному: у кого-то есть планшет, где надо расставлять рабочих на разные действия, а у кого-то есть колода с карточками с разными действиями.
Тематически это обёрнуто так, что два игрока играют за хомосапиенсов, у них основная механика – колодострой. Ещё двое – это неандертальцы, у них на повестке размещение рабочих. Ну и чтобы вся эта конструкция не развалилась, введена ещё одна роль: матушка-природа. У неё задача простая – тянуть время и не давать никому победить. Своего ничего у природы нет, ни планшета, ни фишек. Есть только колода карт со всякими пакостями, которые нужно всем подбрасывать. Задача у неё такая – продержаться до конца игры, чтобы никто не победил. Если получится – выигрывает мать-природа.
Вот такая получается игрушка. Три комплекта правил, не уровень Root, конечно, но где-то близко. Причём, по большому счёту, это обычное евро, где надо добывать разноцветные еврокубы, собирать их них наборы и как бы обменивать на победные очки. А все эти колодострои и планшеты с рабочими – это просто некий квадратно-гнездовой механизм управления, придуманный чтобы был. Выглядит как механика ради механики.
А ещё на Board Game Geek у этой игры оценка всего лишь 7.2 из 10. Там проголосоваших, правда, не очень много, но всё равно наталкивает на мысль о том, что перед нами не лучший представитель настольных игр вообще и жанра евро в частности. Плюс заявленное время– до 150 минут, означает, что первая ознакомительная партия может запросто занять 3 часа. Поэтому если вам кто-то будет предлагать сыграть в «Ориньяк», подумайте, нужно ли вам такое счастье.
«Опасные слова» давным-давно лежали на полке, а тут решили реанимировать их. Погоняли разок – в целом прикольно, весело. Игра заключается в том, что есть две команды, в которых игроки объясняют друг другу какие-то слова. Вот только соперники заранее знают какое слово придётся объяснять и заранее «закладывают мины» — придумывают слова, которые нельзя называть при объяснении. Из-за этого процесс получается очень смешным, когда какую-то банальность пытаются объяснить максимально кружным путём.
Скажем, известно, что соперники будут объяснять слово «корова». Пишем на листочке запретные слова – молоко, доить, мычит, животное, бык. А капитан соперников-то примерно прикидывает, что уж «молоко»-то точно под запретом. И начинает объяснять, что это такое существо, с рогами, даёт жидкость белого цвета, живёт в деревне, в хлеву. Вроде угадать можно, так ведь? Вот только с каждым раундом количество запретных слов растёт, а иногда вводятся ещё и дополнительные ограничения. Да, и само объяснение – оно не просто так, а на время, плюс у отгадывающих есть ограниченное число попыток. Не уложились – провал раунда.
В целом игрушка неплохая. Разве что в неё строго не рекомендуется играть с людьми, которые будут докапываться до значений слов, выяснять общие корни, спорить о том, «подрываются» ли противники, на слове «мертвец» если в запретном списке есть слово «смерть» и так далее. Потому что игрушка-то придумана для того, чтобы было весело, а как только начинаешь «душнить», веселье сразу кончается.
Ещё одна компанейская игрушка – «Намёк понял». Идея игры очень проста – ведущему загадывается какое-то слово, которого он не видит. Остальные игроки одновременно пишут для него подсказки, потом показывают их друг другу. Если оказалось, что кто-то написал одинаковые подсказки, они удаляются. Все уникальные подсказки остаются, ведущий открывает глаза, читает их и должен угадать исходное слово.
Тут бывает всякое. Как очень простые варианты, например, загадано «ниндзя», а кто-то написал подсказку «черепашки», так и посложнее. Особенно если вводить дополнительные правила, что надо писать только существительные в единственном числе и именительном падеже. Но в целом получается весело.
Разве что на самом деле это как бы и не игра, а просто забава для компании. По правилам надо как-то вести учёт отгаданных слов и играть строго с лимитом карточек, но на деле обычно происходит так, что просто угадываем, пока не надоест.
Собрались в один из дней большой компанией, аж всемером. На такой случай можно разложить какие-нибудь 7 Wonders или Formula D, а то и «Капитана Сонара». Но всё же если говорить о том, чтобы всем было весело, куда лучше подходят простые патигеймы. И тут номер один, конечно же, Time’ s Up! До сих пор непонятно, почему её не переиздают, потому что это просто огонь. В любое время, в любой компании показываешь её, и все просто в восторге.
Казалось бы, обычная настолка на объяснение слов, точнее, тут это не просто слова, а некие персонажи. Но сколько эмоций, сколько веселья. И всё из-за того, что одни и те же карточки приходится объяснять три раза подряд. Сперва – обычные объяснения другими словами. Потом, когда все уже всё слышали, усложнённый вариант – можно произносить только одно слово. Наконец, третий, самый сложный раунд, когда говорить, вообще, нельзя. Можно показывать, можно издавать звуки, но слова уже не произносятся.
И получается очень круто. В каждой партии в каждой компании рождаются некие локальные мемы, запоминающиеся надолго и подпитывающие тем самым популярность игры. Очень классная компанейская настолка!
«Кодовые имена» — это ещё один нестареющий хит. Тоже слова, тоже объяснение, только несколько иначе. Тут на столе лежат карточки, и есть две команды с ведущими. Ведущие знают где чьи слова и должны объяснять свои слова своей команде. Но делать это можно называя лишь одно слово и одну цифру. Слово – это некая общая ассоциация, цифра – это количество слов на столе, которые эта ассоциация объединяет. Услышали «хлеб, 3», ищите три слова, каким-то образом связанные с хлебом.
И тут тоже всё очень круто. Играется залпом, несколько партий подряд, потому что все должны попробовать себя в роли ведущего. Плюс ещё когда отгадывают соперники положено мешать, сбивать, предлагать ложные версии, и от этого становится только веселее.
Ещё одна классная игрушка – «Предельное погружение». Она, правда, чуть менее компанейская, но тоже очень хорошо идёт. Потому что она простая, быстрая, плюс ещё на жадность. Тут игроки выступают в роли водолазов, спускающихся с подлодки за затонувшими сокровищами.
Но есть нюанс, запас воздуха общий на всех, плюс если ты подобрал сокровище, оно замедляет движение. Так что важно рассчитать когда стоит повернуть обратно и в какой момент уже пора хватать сокровище.
Дело осложняется тем, что чем глубже – тем ценнее находки, так что глубина постоянно манит пройти ещё чуть-чуть. Плюс есть интересный момент, связанный с перемещением. Оно работает по броску нестандартных кубиков, где на гранях есть значения от 1 до 3. То есть диапазон движения составляет от 2 до 6 клеточек. Плюс ещё если на пути встречаются другие игроки, их можно перепрыгивать, тем самым получая бонусные перемещения.
В общем, на деле это всё очень быстро – бросил кубики и двинул свою фишку, и ещё крайне азартно – потому что то чуть-чуть не хватило до более ценного сокровища, то кубики не повезло прокинуть, то ещё и кислород заканчивается. А ещё нырять нужно три раза, то есть после первого раунда игра не заканчивается, и даже если кому-то не хватило воздуха, это ещё не поражение. Более того, сокровища, которые не успели доставить на лодку падают на самое дно, а путь к ценным вещам сокращается.
В общем, игрушка хорошая. При случае обязательно опробуйте, не проходите мимо!
Ну и «Декодер». Одна из немногих игр, где правила довольно муторные и объяснять их бесполезно, надо просто садиться и играть. Но от этого она не становится менее интересной, потому что тут опять надо объяснять слова, но делать это крайне хитрым образом, через ассоциации, да ещё и совершенно неочевидные, чтобы противники ни в коем случае не могли понять о чём идёт речь!
В «Генералах» у немцев было очень удачное начало. Сперва выложили «Стратегию наступления», а потом ещё «Блицкриг». У Союзников было всё не так хорошо. Русским не пришли карты реакции, которые могли бы помочь в подобной ситуации. Британия смогла довольно быстро занять Австралию и Индию, но не имела в руках ни одного флота (стартовый быстро утопила Италия). А у Америки полная рука была карт бомбардировок. К счастью, среди них затесались 2 флота, так что она хотя бы смогла подплыть к Европе. Но, вот, армию построить на своей второй стартовой звезде у неё получилось примерно на 5 ходу.
Как и следовало ожидать, самые активные боевые действия развернулись на Восточном фронте. СССР сопротивлялся как мог, но надолго его не хватило. Сперва потеряна оказалась Украина, а за ней и Москва. В качестве подмоги из Индии выдвинулась Британия. Ей удалось освободить Украину и занять её самой, а чуть позже даже снести немцев из Москвы, но это ненадолго. Вскоре британцев отбросили обратно, а позднее немцы почти добрались и до Индии.
Америка тем временем выложила «Морской десант» и стала атаковать Западную Европу. Увы, но к тому времени Италия успела обложиться картами реакций, так что на каждую атаку там возникала новая армия Оси. А чуть позже, когда реакции кончились, получилось всё равно неудачно: Америка атакует, встаёт туда, а следующим ходом немцы «Блицкригом» перехватывают Западную Европу обратно. И, что самое обидное, за активацию статуса США скинули из колоды сперва «Превосходные верфи», потом «Смену театра военных действий», а позже ещё и «Паттона».
В общем, Европу взять не удавалось, но и в Азии дела у Союзников шли неважно. Япония продвигалась к Индии. Британцы смогли её сдержать и даже немного контратаковали, но в результате японский флот оказался у берегов Австралии и там отбиваться было уже нечем. В какой-то момент Британия несла по 8 очков в ход, но после потеряла Украину, потом Австралию, а затем до Индии добралась Италия. Максимум, что смогли сделать британцы, за счёт «Верности короне» разок развалить построившуюся в Индии итальянскую армию. И то ход спустя она снова там появилась.
СССР тем временем немного снова появился на поле. Сперва армия возникла на Балканах. Потом во Владивостоке. Позже – в России. Увы, как правило русских тут же контратаковали. Да, разок они снесли японцев из Китая. Потом смогли даже отбить Москву, но было уже поздно. Разрыв на счётчике оказался слишком велик. А «Генерал Мороз» оказался предпоследней картой в колоде…
Тем более, что у Германии ещё появился статус «Воинская повинность», который в комбинации со «Стратегией наступления» и «Блицкригом» просто творит чудеса. Строишься, атакуешь, строишься в атакованном секторе. Да, это стоит карт из колоды, а когда они кончаются – очков. Но как правило результат окупает все затраты. Да и Британии тоже не свезло с колодой, мало того, что флотов не было, так ещё и «Энигма» тоже где-то ближе к концу колоды пришла, когда уже было слишком поздно.
В общем, партия получилась без интриги. Как начали Союзники проигрывать буквально с первых ходом, так потихоньку и проиграли, просто продержались на удивление долго, где-то до 17 хода, тогда как всё могло закончиться в районе 10-го.
* * *
PS: Про новое дополнение к Marvel Legendary и знакомство с Mind MGMT чуть позже будут отдельные публикации.
Ориньяк ооооочень понравился! За долгие года моего игрового хобби уже давно не было такого восторга! Нам прям очень зашла))
@Ирина
Тоже читал восторженный отзыв на тесере. У игры есть проблемы с невнятными правилами. Но хороший FAQ я думаю всё исправит. Что касается меня — игра не огонь, но не плохая. А Михаил и Юрий просто уже пресытились немного. Им трудно угодить. Ну и бывает настроение не то, компания не та, ожидание другие и всё, игра не заходит. Вот Генералы тоже прямо скажем не шедевр игростроя, но видимо была подходящая атмосфера и запрос Юры на подобную игру в нужный момент. И зашла. А вот не будет всего этого, может и отличная игра не понравиться.
У Генералов первой редакции 7.3 оценка на bgg и с 2014го года всего 2.7к голосов. Интересная у вас претензия к игре)
@Панчер
Вероятно вы в курсе, что оценки имеют тенденцию снижаться со временем. И, скажем, 7.3 у игры 10-летней давности — это не так и плохо и совсем не то же самое, что 7.2 у той, что только-только вышло. А ещё мы играем во вторую редакцию «Генералов», у которой оценка немного повыше, 7.9.
Ну и, рад, конечно, что кому-то нравится «Ориньяк». Но это точно не моя игра. Во-первых, это евро. Во-вторых, это перемудрёное евро. В-третьих, оно требовательно к игрокам. В-четвёртых, максимальным составом долго.
@Ирина
Рад за вас!) Каким составом играете? За кого интереснее кажется? Охотно ли садятся люди за мать-природу? И сколько реально занимает партия?
@denside
Позиция такая: зачем играть в средние игры, если есть хорошие? Ориньяк с моей точки зрения — максимум средненькая. А для тех, кто как и я, неравнодушен к евро с орицательным знаком, лучше просто пройти мимо.
@hk
Ориньяк мне пока что интересен. У неё есть потенциал. Средненькая для меня игра это в районе 6-6,5. А Ориньяк твёрдая 7. Мне понравилось в неё играть. Да , есть игры, которые нравятся больше. Но я не люблю играть в одно и то же. А это свежачок и новые впечатления. Это как книга или кино. Есть любимые фильмы, которые я люблю пересматривать, а есть новые.
@hk
Мы любим евро, поэтому Ориньяк зашел! Пока играли втроем и вчетвером. Первая партия была очень долгая, разбирались с правилами сапиенса). Второй раз вчетвером (был новый игрок), наверное, часа 2,5. Но время проосто пролетело). Пока даже ролями не менялись, каждому своя нравится. За мать-природу один человек сразу захотел играть, во второй партии тоже выбрал эту роль. Мы не любим игры, где нужно вредить друг другу, думала, что будут обиды, но было очень весело)). Реально чувствуется тяжелая жизнь древних людей и подставы самой природы. 2 раза выиграл неандерталец на последнем своем ходу. Хотим попробовать впятером, тогда 4 племенам придется больше нападать друг на друга и природе будет полегче.