За отчётную неделю сыграны 16 партии в 10 различных настолок (1 звёздочка = 1 партия), в том числе 5 настолок и ещё несколько прототипов опробованы на «Граниконе-2024». Про настолки и прототипы, показанные на «Граниконе» впечатления будут чуть позже, в публикации о фестивале. Тут же расскажу исключительно о тех игрушках, что остались за его рамками. Из них, собственно, новинок две – Cyberpunk 2077 и Framework.
Бродячая ярмарка Дзёбана –
Космобюро –
Ловцы жемчуга –
Тримо –
Эволюция космических тварей –
After the Virus –
Cyberpunk 2077: Gangs of the Night City –
Framework –
Jump Drive: Terminal Velocity –
Quartermaster General 2nd Edition –
«Киберпанк» — это такая усреднённая игра от Эрика Ленга, где есть поле с локациями и миниатюры, что туда выставляются. Местами она напоминает Blood Rage, местами – «Крёстного отца». Суть схожая: есть поле с локациями, по ним можно ходить своими фигурками, и всё это делается, чтобы зарабатывать очки. Кто первый наберёт потребную сумму, тот и победил. И есть вариант завершить игру досрочно, по таймеру, которым служат карты сюжета, задающие некие общие цели для игроков.
Устроена игра довольно просто, в свой ход надо совершить пару действий на выбор из списка: активировать один из типов фигурок, построить базу, откуда можно рожать новые фигурки, либо прокачать колоду сражений, скинув оттуда старую карту и добавив туда новую, более мощную. Делается это всё довольно быстро, выбрал действие, отыграл его процедуру, передал ход дальше. В первой партии, разумеется, пришлось поковыряться и поразбираться в правилах, но в целом всё довольно несложно.
Основной процесс, конечно, сводится к активации фигурок. Их, напомним, три вида, при активации можно подвигать на поле все фигурки одного типа, а потом ещё совершить уникальное действие, доступное этим фигуркам. Бойцы умеют атаковать соперника (как правило, чтобы получить очки). Техники – докупать новых уникальных бойцов либо карточки, приносящие победные очки. Компьютерщики двигают жетончик взлома по специальной шкале, получая за это очки и иногда подкидывая разные пакости соперникам.
Взаимодействие игроков присутствует. Можно бить друг другу в лицо (боёвка несложная, каждый играет по карте сражения, одновременно вскрываются, у кого больше атака, тот и победил, плюс ещё может сработать особый эффект карты). Интересно, что есть карточки со свойством «получи 1 очко, если проиграл бой», так что даже если на вас нападает противостоящий по силе соперник, на этом можно подзаработать. Также на поле есть специальные локации, откуда можно выдавливать соперников. А ещё в каждой области подсчитывается количество фигурок каждого игрока, у кого больше – тот в свой ход может спасовать, чтобы получить ресурсы за контроль локации. А даже если фигурок и не большинство, всё равно можно получить небольшую награду при пасе (пасовать надо, чтобы обновить доступные действия). Ну и косвенное взаимодействие в плане того, кто успеет первым купить вкусную карточку.
Игра работает, но не могу сказать, что зацепила. Не будучи знакомым с компьютерным прообразом, ничего про «Киберпанк» не знаю. А если рассматривать её как просто настолку – то всё тут знакомо: в свой ход надо усиленно думать, какое действие совершить, чтобы максимизировать приток победных очков. Хотя, нет, на первом этапе налегаем на ресурсы, а чуть позже переходим к очкам.
Из хорошего – всё довольно динамично, плюс есть встроенный таймер. Первую партию на четверых мы отыграли часа за полтора-два, и по ощущениям если все знакомы с правилами, в час точно можно уместиться (ну, край, в полтора). Ещё тут есть всякие любопытные эффекты на картах сражений, они интересны как сами по себе, так и в плане процесса прокачки колоды. Также есть уникальные бойцы, которых можно покупать техниками, их свойства стимулируют проявлять креативность и придумывать как их эффективнее использовать.
Однако первые впечатления всё равно не радужные. Увы, по ощущениям «Киберпанк» не очень далеко ушёл от обычных евро. Очки, очки, очки. Пусть даже с элементами прямого взаимодействия. Возможно, если поиграть в эту игру побольше, в ней проклюнется что-то ещё, но после первого знакомства особого желания повторить нет.
Framework – абстрактная игра из квадратных картонных жетонов и цветных фишек. И ещё в ней есть непрозрачный мешочек, чтобы таскать из него жетоны. Вот как тут всё устроено: тянем жетоны из мешка по формуле «количество игроков + 1», после чего начиная с первого игрока все берут себе по жетону (первый игрок получает два: первый и последний). Полученные жетоны выкладываются перед собой. Самый первый – просто так, каждый последующий – рядом с одним из ранее выложенных (сверху, снизу, слева или справа, но не по диагонали).
Суть игры в том, что жетоны бывают двух видов: задания и ресурсы. Задания – это некий ресурс и цифра: сколько таких-то ресурсов надо собрать. Если вы выкладываете задания, рядом с ним нужно набрать нужное количество жетонов с заданными ресурсами. Их можно выкладывать непосредственно рядом с заданием, либо по цепочке от тех, что лежат рядом с заданием. Соответственно, жетоны с ресурсами, содержат тот или иной ресурс (их в игре несколько штук: дерево, глина, пшеница, сталь). Некоторые жетоны с ресурсами – козырные, на них есть несколько ресурсов сразу. И ещё бывают такие, что на них сразу и задание, и ресурс.
Игра внешне очень простая, но цепляет. Ставишь эти задания, пытаешься их выполнить, появляются всё новые и новые, а тут ещё и «цепочки» ресурсов надо постараться не рвать, да ещё и довести их до всех заданий нужного вида. Кстати, тут же ещё цветные фишки, они нужны чтобы отмечать выполненные задания. И заодно это таймер конца игры, выставил все фишки – победил.
Framework хочется сравнивать с Dorfromantik, причём сравнение будет в пользу Framework. Это соревновательная игра (по-хорошему, надо следить за соперниками, не отдавать следующему игроку то, что нужно ему, и не пытаться собрать ресурсы, которые нужны тому, кто ходит перед тобой). Тут есть длинная арка, тут есть комбинации тайлов, тут есть над чем подумать каждый ход: чего брать, задание или ресурс и куда поставить новый жетон, чтобы не порушить цепочки ресурсов. Сыграли всего один раз, но с удовольствием повторил бы. Хорошая игра.
После завершения кампании в After the Virus попробовал неофициальную мини-кампанию. Она довольно ощутимо отличается от обычного варианта игры. В стартовой колоде нет карт выживших, но есть другие полезные карты. И есть ограничения: нельзя использовать оружие. Точнее, можно, но для этого сперва надо найти выживших в колоде поиска. И только с ними в компании можно выложить оружие на стол.
Как назло никого из выживших, как раз, отыскать не удалось, а из колоды выходили сплошь карты оружия. В обычном режиме игры это было бы здорово, но тут – ситуация обратная. И, как-то не справился. Не осилил. Проиграл. Но вариант неплохой, надо будет сделать ещё подход.
В Jump Drive без особых сложностей прошёл кампанию № 3 с целями и стартовыми мирами. Сперва был фальстарт, в первой раздаче толком ничего не набрал, а затем всё пошло как по маслу. Сперва просто набрал кучу очков и засчитал условие «80+». После этого выиграл с 4 разноцветными мирами. Затем – с 5 военными и, наконец, надо было построить империю с 12+ картами, а по факту их вышло 15. Короче говоря, будто бы и не сложно совсем.
В «Генералов» отыграли очень необычную партию. Начало выдалось неудачным для обеих сторон: у Оси Германии не пришло ничего из статусов, а у Союзников Британия не смогла попасть ни в Индию, ни в Австралию. Основные сражения развернулись в Европе.
Туда стянулись все силы Союзников. Сперва Британия и СССР, а потом подоспела Америка. Бои шли при соотношении сторон 3 к 2, не в пользу Оси. Но на помощь стремительно спешила Япония, подоспевшая к месту действия как раз к тому моменту, когда не стало Италии.
С одной стороны плохо, одна страна потеряна. С другой, подавляющего преимущества Союзники не имели, и как бились 3 к 2, так и продолжили биться, просто Италию сменила Япония. Тем более, что благодаря японцам Ось набирала прилично очков и на счётчике обе команды шли вровень.
Однако Оси постоянно не хватало одного хода. Чтобы выложить реакцию, чтобы положить хоть какой-то статус… А потом ещё СССР выбил Японию из Китая и Союзники стали медленно, но уверенно уходить в отрыв по очкам.
Немцы не сдавались. Япония помогала как могла, держала оборону то в Риме, то в Берлине. В какой-то момент благодаря «Румынским подкреплениям» в игру даже вернулась Италия, и Европу целиком удалось безвозвратно зачистить от американцев. Однако кардинально ситуацию изменить это не помогло. Ось всё равно отстала по очкам и проиграла.
А, вот, если бы ещё продержались хода 4, всё могло бы измениться. У Германии оставались статусы на бесконечное строительство и «Стратегия наступления». Япония могла бы ещё зачистить Китай. Даже Италия кое-что могла бы принести за «Итальянскую империю». Но, увы, всё это случится потом, в какой-нибудь другой партии.
«Не будучи знакомым с компьютерным прообразом, ничего про «Киберпанк» не знаю.»
Если я ничего не путаю, то компьютерный Киберпунк 2077 сделан на основе старой настольной ролевой игры Киберпунк (1988 года).
Одновременно с компьютерной игрой была выпущена настольная ролевая игра Cyberpunk Red (использующая механику, схожую с механикой НРИ The Witcher).
И, поскольку и компьютерная и настольно-ролевая версия зашли людям хорошо — авторы, судя по всему, решили доить корову дальше и выпустить настолку. Все просто. 🙂
Разделяю симпатию к Framework. Почему то очень мало людей, кому она нравится. Игра плохо продается и весной в онлайн-магазинах начали продавать с большими скидками. Может быть из-за того, что игра третья в серии и любители комбинаторики уже приобрели Nova Luna и Sagani. Уве Розенберг большой специалист в создании похожих игр)) На мой взгляд игра самая элегантная и быстрая из этой линейки.