За отчётную неделю сыграны 14 партий в 8 различных настолок (1 звёздочка = 1 партия), в том числе среди них была одна новинка — Hera & Zeus, а ещё впервые за долгое время на столе появились 7 Wonders и «Эволюция»:
7 чудес –
Детектор правды –
Нет, спасибо –
Эволюция –
Hera & Zeus –
Jump Drive: Terminal Velocity –
Quartermaster General 2nd Edition –
Time’s Up! –
Впервые сыграли в Hera & Zeus. Далеко не новая игра, родом аж из 2000-го. Считай, четверть века ей уже. Это маленькая карточная игрушка из старенькой серии игр на двух игроков от немецкого издательства KOSMOS. Когда-то давно её очень нахваливал, кажется, Алексей Бабайцев. Мол, хорошая быстрая карточная дуэль. А ещё привлекло внимание имя Ричарда Борга на коробке.
Из компонентов тут – 2 колоды по 34 карты, и ещё пара деревянных фишек. Ну и ещё правила, изучив которые мгновенно поймал себя на мысли, что это какое-то карточное «Стратего». Судите сами: игроки шлёпают карты на стол рубашками вверх в три ряда, в каждом из которых могут лежать до 4 карточек. Помимо розыгрыша карт можно ещё пойти в атаку – ударить первой картой в любом ряду первую карту соперника из того же ряда. В этом случае обе эти карточки вскрываются, на какой цифра больше, та и побеждает. Побеждённая же карта отправляется в сброс, а ряд противника «сдвигается» вперёд, на первую линию становится карта, которая лежала в нём следующей.
Пока что действительно звучит как «Стратего», только тут ещё есть куча нюансов. Есть карты-заклинания, которые не играются на стол, а дают всякие разнообразные эффекты. Есть карты двойного назначения, они работают и как боевые отряды, а могут дать какой-то магический эффект. Есть специальные правила, наподобие «Медузы» со значением 0, которая бьёт вообще всех, но её убивает герой со значением 2. Есть «Пандора» со значением 0, которую если атаковать, погибает вообще весь ряд, и чужие и свои карты. Есть пегасы-единички, способные бить карты в руке соперника.
Наконец, интересно условие победы. В колоде каждого игрока есть условный «король», если его убить, это победа. Но выиграть можно и по истощению: если у соперника в начале хода на столе не будет ни одной карты, или если он в свой ход не сможет выполнить положенное количество действий.
Когда пробовали играть, поначалу было довольно непонятно. Особенно из-за магических карт, на которых вообще нет текста – всё вынесено на отдельную памятку, и это неудобно. Ближе к концу партии, правда, почти все свойства уже запомнились. Да и партия довольно быстро скатилась к позиционной войне, когда все наставили вперёд медуз, и не знали как снести вражеских, поэтому играли до исчерпания колод. В целом же по одной партии можно сказать, что игра работает, готов даже при случае повторить, но каких-то великих восторгов она не вызвала. Во-первых, вот эта вот концепция «Стратего» почему-то кажется вторичной. Во-вторых, в части шлёпания на стол карт и атак друг друга куда больше нравится Battle Line. Тем не менее Hera & Zeus далеко пока не убираем, может ещё как-нибудь раскинем.
Не упомнить уже, когда в последний раз на столе появлялись «7 чудес». Тем более, если говорить о базовой версии. Играли, ведь, с городами, с неофициальным допом Sailors, пробовали «Армаду», а вот так, без ничего, только базовый набор, это, возможно, впервые лет за 10. И уж точно это был первый раз, когда довелось подержать в руках второе издание игры.
По сути это те же самые 7 Wonders, но с небольшими изменениями. Немного поправили планшеты, чуть скорректировали эффекты чудес, перебалансировали стоимость пары карточек.. По сути изменения скорее косметические. Куда заметнее перемены в оформлении.
Карточки теперь оформлены в стиле младшей сестры – 7 Wonders: Duel. «Ценник» сместился из левого верхнего угла чуть ниже. Эффекты «строительства по цепочке» тоже переехали, раньше они были обозначены в правом нижнем углу карты, а теперь – в правом верхнем. И их заменили на символы, опять же, как в 7 Woinders: Duel. Стало куда более нагляднее для новичков, но чуть менее удобнее. Раньше-то было понятно что именно даёт возможность построить та или иная карта в будущем. Скажем, что-то научное, или военное. А теперь просто некие символы, поди угадай какая карта ими закодирована. Конечно, если сыграть десяток-другой партий, что-то да в памяти отложится, но всё равно, раньше информации на картах было больше, и это было удобнее.
Но опять же, по большому счёту это всё мелочи. Сама-то игра осталась полностью прежней. И ничуть не постарела за те 14 лет, что прошли с 2010-го, когда она впервые вышла. Всё также выбираем по карточке одновременно с другими игроками (а их может быть аж 7!), строим свой город, развиваем чудо и ограниченно взаимодействуем с соседями в плане торговли и условных военных конфликтов. Всё очень доступно, несложно, но крайне увлекательно. Когда-то «7 чудес» понравились буквально с первого взгляда, и сейчас готов подтвердить: игра отличная.
«Нет, спасибо» — ещё одна игрушка, к которой давным-давно не притрагивались. И она всё также замечательна, как и ранее. А всё потому, что это простенький филлер, базирующийся ровно на одной механике. Понятной и простой, в свой ход ты должен либо потратить ограниченный ресурс, либо получить карточку со штрафов. И всё это завязано на человеческую жадность, потому что когда ты отказываешься от штрафа, то кладёшь на карточку фишку. И остальные игроки, отказываясь, тоже выкладывают на неё фишки. И рано или поздно этих фишек набирается столько, что кто-то говорит: а я возьму. А ещё бывает и так, что у кого-то просто закончились фишки и выбора на самом деле уже нет. Просто берёшь. И вот из этих элементов складывается забавный и азартный процесс. Партия пролетает быстро и почти всегда следует просьба повторить. И в этот раз так и случилось, сыграли дважды.
В Jump Drive снова чуть не прошёл последнюю кампанию. Сперва был фальстарт из двух партий, а потом – уверенное движение к победе, когда получилось сперва собрать 5 разноцветных планет, потом набрать кучу очков без «глаз» (за счёт кучи зелёных «иксов»), затем победил всего за 7 карт (на Galactic Trendsetters), и на последней партии, где просто надо было накопить 90 очков, что-то пошло немного не так. Итоговый счёт оказался 86. Чуть-чуть не добрал. Придётся начинать кампанию с начала.
Ещё выкопали тут «Эволюцию». Самая первая версия, базовая коробка. Та, что с невзрачной графикой и ящерками на рубашках карт. Провели одну партию, и чувства от неё смешанные. Конечно, сам принцип игры, вот эти вот животные с разнообразными свойствами и противостояние хищников и потенциальных жертв – оно сделано классно. Но случайный приход еды, удача или невезение с приходом карт, просто их количество, которое положено брать в конце каждого хода – всё это вызывает вопросы. Не говоря уже о том, что исход игры определяется исключительно последним ходом, а всё что было ранее – это какая-то тренировка вне зачёта.
На самом деле эта партия заставила вспомнить, что когда-то даже придумывал свой вариант правил для «Эволюции», где животные не так часто умирали от голода, где была более равномерная выдача карт, и где итог партии определялся не в последнем ходу. По сути этот вариант правил оказался невостребованным, а, возможно, зря. Можно было бы попробовать поиграть и по нему.
Time’s Up как обычно классная. Сколько раз уже отмечалось, в любой компании, с любыми людьми получается здорово. Не важно, погружены ли они в настолки или нет, опытные игроки или не очень, взрослые или ещё даже не совсем – партия всегда будет смешной и весёлой. Очень хорошая игра. Зря её больше не печатают.
На фоне Time’s Up! «Детектор правды» смотрится чуть менее выигрышно, но тем не менее заходит очень хорошо. Тут суть в том, что это по большому счёту не игра, а так – развлечение для компании. Не так важно, кто именно выиграет. Главное, чтобы в процессе всем было весело. И так и происходит. Напомню, тут всё вертится вокруг каверзных вопросов, на которые нужно анонимно отвечать «да» или «нет». А после – угадать сколько будет положительных ответов.
И вот тут и начинается веселье. Во-первых, сперва открываются «ставки» с цифрами, и становится понятно, кто тут оптимист в плане ответов «да», а кто придерживается пессимистических взглядов. Во-вторых, потом ещё и из мешочка вываливаются на всеобщее обозрение кубики голосования, где чёрные означают «нет», а оранжевые – «да». И тут можно узнать множество вещей об окружающих, о чём даже не подозревал.
Ну и, конечно, вопросы. В российском издании они не столь острые, что были в зарубежной Privacy, но всё равно достаточно хороши. Игра не гремит в сообществе, да и мы сами достаём её от силы раз в год, но она всё равно хороша.
В «Генералов» снова играли с собственноручно придуманным мини-дополнением про захват территорий, хотя конкретно в этой партии оно толком и не сработало. Начало было в пользу Союзников: Британия быстро пришла в Индию, а у немцев ни одного статуса.
Потом появилась «Стратегия наступления», СССР потерял Украину, а Италия осадила Лондон. Но кардинального перевеса Ось не добилась. Британия сумела немного потрепать Китай, а чуть позже заняла ещё и Австралию.
Через какое-то время русские отвоевали Украину. Союзники начали уверенно лидировать. У них были стартовые звёзды, плюс дополнительно Украина, Индия и Австралия. У Оси же заняты оказались лишь Западная Европа и Китай, плюс Япония давала то ли 1, то ли 2 очка за какие-то территории, и ещё немного приносила Италия за Северную Африку.
Тем не менее, баланс был не в пользу Оси и никак не выправлялся. А ещё Америка добралась до Европы и стала немного ковырять Ось, а под конец сыграла даже бомбардировку. Итог: победа Союзников. Не сказать, что сильно заслуженная, скорее Германии на старте не очень повезло с картами.
насчет эволюции, последнего хода, играем с хоумрулом не более 10 карт в конце хода.
Тогда тактика последнего хода не работает и надо стартовать раньше.