За отчётную неделю сыграны 9 партий в 4 различные настолки (1 звёздочка = 1 партия), в том числе среди них была одна новинка — «Вал Адриана», плюс впервые удалось попробовать изданный вариант новых «Генералов» про Великую Отечественную войну:

Вал Адриана

Battle Line

Quartermaster General: East Front

Quartermaster General 2nd Edition

«Вал Адриана» оставил смешанные чувства. Это такая игрушка в жанре roll&write, точнее, flip&write, которая, однако, по ощущениям очень близка к евро. Тут надо менять шило на мыло, укрепляя тем самым легендарное оборонительное сооружение.

Игра разворачивается на внушительном пространстве из двух листов, просто-таки испещрённых всякими мелкими квадратикам и кружками, которые можно будет закрашивать. Базово тут всё устроено следующим образом: на левом листе есть условно ресурсные области, там добывается камень и производятся человечки разных цветов. В правом листе располагаются технологические цепочки. Их несколько, все можно прокачивать и каждая открывает доступ к уникальным постройкам с уникальными эффектами.

Каждый ход мы получаем некое количество ресурсов и стараемся максимально эффективно их распределить. Во многом это работает похоже на какой-нибудь «Хитрый ход», по принципу пинбола, когда ты закрашиваешь одну клетку, получаешь бонус в другой клетке, закрашиваешь вторую, получаешь бонус в третьей и так далее. Такие «цепочки бонусов» — штука приятная.

Кроме того, так как мы играем в евро, тут приходится сражаться и с встроенной в игру угрозой. В конце каждого хода нападают противники, и чтобы их сдерживать надо строить тот самый вал, то бишь сливать ресурсы в определённые области. Иначе – можно получить ощутимый штраф. Ну а в целом всё делается ради победных очков, которые добываются с 4 линеек прокачки, а также за выполнение всяких разных условий (как правило это касается заштриховки каких-то конкретных областей на листе).

Сказать, что это всё очень тематично, и реально чувствуется инженерная работа сложно. Кроме того, игрушка опробована в соло-режиме и, судя по всему, другие люди тут не нужны, потому как взаимодействия с ними считай что и нет. Ну, в редких случаях можно подкинуть лишний ресурс (не зря на BGG рекомендуемое число игроков – 1, хотя игра поддерживает до 6 человек). Насколько это интересно и увлекательно? Вопрос открытый.

По итогам первой партии на минимальном уровне сложности получилось набрать максимум очков. При этом половина зданий остались неопробованными (а некоторые даже не с первого раза удалось понять зачем нужны, за это отдельное спасибо переводчику правил). Так что как минимум любопытно попробовать все возможности игры. Плюс тут есть соло-кампания из десятка или чуть более сценариев. Её тоже интересно было бы опробовать.

В «Восточный фронт» или «Генералы: Великая Отечественная» мы играли ещё на стадии разработки игры, в прототип высокой степени готовности, где, однако, ещё не были до конца сформулированы некоторые правила. Теперь же игра уже выпущена, местами допилена, так что состоялось знакомство с финальной версией.

Итак, 1941 год, Германия атакует СССР. Перед нами дуэльная игра, где один из участников берёт под командование вермахт, а другой – Красную Армию, после чего начинается сражения за территории. Немцы наступают, Советы обороняются как могут. Вопрос в том, сумеют ли германские полчища задавить прорваться в тыл, или же у Советов получится организовать сопротивление, за тем и контрнаступление.

Как и ранее, противоборствующим сторонам доступны различные виды войск, но тут они шире, чем в обычных генералов. Помимо привычных армий и флотов, тут есть пехота и бронетехника, корабли и авиация. Впрочем, по-настоящему воюют только танки и пехотинцы, а флоты и самолёты это так, скорее отряды поддержки.

А ещё это первая игра из серии, где войска могут двигаться по полю, плюс скапливаться в кучки. Это максимально далеко от изначальной концепции «Генералов», всегда придерживающихся принципа «одна территория – одна фишка».

Любопытна и структура хода. Сперва можно подвигать свои войска, потом сыграть 2 карты с руки, а потом можно подвигать отряды ещё раз, но только танковые. Из-за этого создаётся любопытная динамика, когда все идут вперёд, но вырываются в авангард именно бронетанковые подразделения. Ну и карты – тут всё одновременно похоже и непохоже на «Генералов». Разных типов карт нет, все карты – это какие-то действия, но на них есть реакции, наподобие тех, что были в версии 1914.

Плюс ещё нюансы по сражениям, когда можно отбиваться не только картами с реакциями, но ещё и снимать с поля самолёты или корабли, поддерживающие атаку из соседнего сектора. А ещё привычные «звёзды», которые дают очки и снабжение, тут модифицированы. На поле есть звёздочки – это ключевые территории, которые приносят очки. И есть флаги – источники снабжения. И иногда приходится выбирать, за что ты будешь биться. За очки, или чтобы отрезать снабжение противнику. Снабжение, кстати, по-прежнему важно. Снова можно забраться в тыл, отрезать передовые войска и в результате они исчезнут с карты.

Помнится, прототип был неплох, но на фоне прочих «Генералов» как-то проигрывал. Сейчас же поиграли, и, прям, остался доволен. Во-первых, получилось весьма исторично. Сперва немцы ринулись в атаку, и их удалось кое-как остановить под Москвой. Потом они организовали наступление на Сталинград, и там тоже не преуспели. А потом Советы начали потихоньку двигать фронт влево, на Запад. Удалось добиться успеха на финском направлении, а также на юге, где передовые подразделения дошли до Румынии.

Германия под конец контратаковала и даже на какой-то краткий миг взяла Москву, но оказалась быстро разбита. И это при том, что в начале партии СССР почти не имел хороших карт на оборону.

Ключевой момент тут – немцами, видимо, надо рваться вперёд как только можно, в том числе используя специальные реакции с дополнительным продвижением после битв. Но это мы узнаем как-нибудь в другой раз, возможно уже на «Кэмпе», где обязательно будет минимум одна партия.

Хорошая игра – «Генералы». Даже в такой неожиданной ипостаси. А, ведь, разработчик делает ещё две дуэльки, по Средиземноморскому фронту и по Западной Европе, которые потом ещё и можно будет объединить в одну массивную игру с 6 игроками. Вот это тоже когда-то надо будет попробовать!

Ну а Battle Line как всегда прекрасна! Напряжённые партии, где каждый ход – это сложное, порой мучительное решение. Особенно с учётом того, что мы играем хардкор-вариант, без карт тактики, без «десяток» и сдаём по 6 карт на руки. Это сужает возможность выбора и заставляет не ждать прихода хороших комбинаций, а воевать тем, что есть. Порой даже какими-то мусорными комбами. Но зато и напряжение получается выше и победа – радостнее!

В обычных «Генералов» отыграли две интересные партии. В первой удалось сделать так, что Союзники оказались изолированы друг от друга и были вынуждены сражаться каждый по отдельности. Всё началось с успешного броска Японии, которая высадилась на побережье США уже в 5-м ходу. Это сильно сдержало Америку, та была вынуждена биться за звезду на собственном континенте.

Немцам достался «Блицкриг» и, кажется, ещё «Стратегия наступления». Это позволило немцам держать на расстоянии СССР. Италия же смогла выйти в Северное море, куда позже ещё добрались и немцы. В итоге Америка оказалась неспособна добраться до Европы. Британия отбивала атаки на Лондон, а СССР радовался, что его не уничтожили.

Ось постепенно прибавляла в очках, и так в итоге и победила. Примечательно, что в этой партии никто ни разу не занял Китай. Япония большую часть партии приносила всего по 2 очка за стартовую звезду. И при этом Ось – победила.

Во второй партии США с самого начала оказались в Сычуани, где вступили в сражения с японцами. Германия и Италия совместно пытались воевать в Северном море, не давая Британии выдвинуться в Европу (правда, это не помешало англичанам занять Австралию).

В целом по звёздам изначально перевес был на стороне Союзников. Более того, Американцы заняли Индию, а русские в какой-то момент снесли Японию из Китая.

Однако Ось взяла себя в руки и сумела переломить ситуацию. Японцы разобрались с Советами, а Италия из Бенгальского залива атаковала американские войска в Индии, а потом из Ближнего востока напала на армию в Сычуани.

Ближе к середине партии немцы собрали комбинацию из «Стратегии наступления» и «Синтетического топлива» (до этого был «Блицкриг», который Британия скинула после первого же использования) и сумели занять Москву, куда подтянулись и итальянцы.

Это стало поворотной точкой. СССР не сумел отбить столицу, и очень скоро Союзники проиграли по очкам.