За неделю с 21 по 27 сентября я сыграл в следующие игры (список составлен в алфавитном порядке, 1 звёздочка = 1 партия):
Alias —
Memoir '44 — Eastern Front —
Nexus Ops —
Snow Tails —
Свинтус —
На самом деле Alias — это не совсем настольная игра. Скорее это забава для большой компании, которую представили в виде настолки.
Суть игры известна всякому, кто видел телепередачи типа "сто к одному" или играл в Крокодила: участники игры делятся на пары, после чего начинают объяснять друг другу слова. Делать это можно с помощью слов, жестов, движений и т.п. с одним ограничением — нельзя использовать однокоренные слова с тем словом, которое объясняешь. Игра эта также известна под названием Шляпа, и мы в неё периодически играем уже полтора года.
И вот, за победу в чемпионате по Quoridor мне досталась коробка с игрой Alias, внутри которой есть песочные часы (отмеряют время на объяснение одной команды), поле и фишки (отмечают сколько слов угадано каждой командой) и 400 карточек, на каждой из которых написано по 8 слов.
Правила просты: каждая команда получает 15-20 карточек, после чего переворачиваются песочные часы. Пока сыпется песок нужно постараться объяснить товарищу по команде как можно больше слов. Если время вышло, угадывать слова могут члены других команд, за что им начисляются очки. После каждого раунда (он длится пока не будут разгаданы те самые 15-20 карточек) из колоды берётся новая стопка карт и объяснять слова начинает другая команда. За угаданные слова каждой команде начисляются очки (1 слово = 1 очко) и та команда, которая первым наберёт какое-то их число объявляется победителем.
Мы сыграли в Alias дважды и всем эта игра понравилась. Было очень весело и смешно, мы часто срывались на крик и бурно хохотали. Но вот лично у меня от этой игрушки остались не очень хорошие. И вот почему.
Во-первых, зачастую на карточках встречаются странные слова и словосочетания, которые сложно объяснить. Например, никому из нашей компании не удалось понять что такое "сиг" (википедия говорит, что это такая рыба) и с трудом удалось объяснить словосочетание "годовой комплект". В правилах такая ситуация предусмотрена и даже есть возможность сбрасывать "трудноперевариваемые" карточки, но всё равно мне такие малоизвестные слова не нравятся.
Во-вторых, когда мы играли в Шляпу, то перед началом игры сами писали на бумажках слова, которые потом друг другу объясняли. И это добавляло в игру дополнительное веселье, ведь очень здорово смотреть как кто-нибудь безуспешно пытается объяснить загаданное тобой слово. В Alias же все слова прописаны заранее.
В-третьих, в Alias есть 3200 слов (400 карточек по 8 слов на каждой), но так получилось, что уже во второй партии слова у нас повторялись. Конечно, может быть мы плохо мешали карты, но факт остаётся фактом — очень неприятно когда какая-то команда зарабатывает очки "за так" только потому, что те же самые слова мы отгадывали в прошлой партии.
В общем, моё мнение — лучше играть в Шляпу. Хотя, повторюсь, всем остальным ребятам из нашей компании Alias понравилась.
На этой неделе я впервые сыграл в дополнение Eastern Front для Memoir '44. Дождаться прибытия посылки с зимним игровым полем я не сумел, и мы играли с помощью базового набора. Конечно, "снежные" гексы выглядят на зелёной траве не очень органично, но делать было нечего 🙂
Мы разложили самый первый сценарий дополнения про сражение между советскими и финскими войсками в 1939 году. По сюжету поддерживаемые танковыми батальонами солдаты СССР окопались вместе с артиллерией в небольшой деревушке, а относительно небольшая группа элитных финских лыжников, имея в качестве козыря только одну артустановку должна их из этой деревни выбить.
Сначала советской армией управлял я, а против меня выступало объединённое командование финской группировской войск в лице маршала iggy и генерал-майора materix. Я же следовал правилу "политрука" и выкладывал карты приказов на будущий ход заранее и не всегда мог своевременно реагировать на выпады противника.
В этой партии у русских всего четыре карты и три из них у меня были "атака на правом фланге". Их я и решил разыграть, тем более что справа у меня по сценарию был своеобразный резевр — три отряда пехоты и отряд танков, недалеко от которых расположены укреплённые позиции финнов. Именно этими солдатами и техникой, и я ходил 2-3 хода подряд, но особого успеха не добился. Неудачные броски кубика позволили мне только поранить, но не уничтожить вражеские отряды. Противник же стал атаковать моих пехотнцев и отряд танков, расположенных в чистом поле в левом секторе.
Постепенно мне стали приходить подходящие карты, и я огрызался атаками на левом фланге и изредка постреливал во врагов из гаубицы. Бои шли достаточно вяло, война скатывалась к позиционной. В принципе, такое положение дел было мне на пользу, так как я мог безнаказанно стрелять из дальнобойных орудий. Вражеское командование вынуждено было атаковать и предприняло наступление в центральном секторе. В ответ я перебросил через замёрзшую реку в центр танковый батальон с левого фланга и вывел из укреплённого города пехоту. Скоро партия завершилась, счёт был 6:2 в мою пользу.
Сразу же после этого мы поменялись ролями. Теперь я играл за немцев. Я начал игру на левом фланге, рассчитывая разбить резервные войска русских, пока они ещё толком не вошли в игру. Увы, и тут меня подвели кубики. Несколько атак прошли неудачно, и советская пехота при поддержке танков двинулись на мои позиции. Однако с кубиками не везло не только мне, и поэтому мои войска не понесли серьёзного урона. В это же время на левом фланге на мою пехоту периодически нападали танки, на что я лишь иногда отвечал огнём.
Вообще, эта партия проходила несколько не так, как задумано сценаристами 🙂 Русские войска как бы сидят в обороне, а у нас получилось наоборот — я, в основном, отбивался, а на меня то слева, то справа накатывали советские солдаты. Однако мне удалось развить успех на левом фланге и полностью разбить танковый отряд и отряд пехоты. К тому же я серьёзно поранил ещё 3-4 роты солдат, которых противник своевременно убрал в тыл.
Но мои войска тоже несли потери. Один отряд в центре оказался практически полностью разгромлен, и я вынужден был спрятать его в тыл. На правом фланге дела обстояли достаточно плачевно. Там было всего пара мои отрядов, которым и атаковать-то было некого. В общем, война снова была достаточно неторопливой и партия закончилась со счётом 4:6 не в мою пользу.
Уже после окончания битвы я сообразил, что действовать надо было совсем по-другому. Следовало бы или навалиться всеми силами на укреплённый город (по сценарию финны побеждают если им удаётся захватить 3 гекса с городом), либо форсировать реку, пробраться к русским в тыл и оттуда уничтожить их артиллерию, а потом безнаказанно штурмовать город.
Обе партии мне очень понравились, и уже после их завершения я поймал себя на мысли, что в процессе игры совершенно не замечал белых гексов на зелёном поле.
Вообще, когда я впервые открыл коробку с Eastern Front, то несколько разочаровался, увидев какую-то коробочку с советской армией коричневого цвета (ну и зачем она нужна, если можно было бы играть солдатиками-американцами), пачку двухсторонних гексов (новых там не так уж и много, их можно было бы напечатать самому), да горсть жетонов победных очков и бейджиков "спецназа" (эти компоненты также есть в базовом наборе).
Однако после первой партии мнё мнение изменилось. Всего лишь незначительные изменения в правилах (лыжники, правила "политрука", замёрзшие реки) значительно оживляют игру. Кажется, что война теперь идёт совершенно по-другому и это очень и очень здорово!
Словом, первые впечатления от Eastern Front у меня прямо-таки восторженные. Я очень рад, что, наконец-то, заполучил это дополнение 🙂
В Nexus Ops мы играем уже около двух лет, и всегда — вчетвером. Помню, когда эта игра только-только у меня появилась, я разложил пробную партию на двух игроков, чтобы разобраться с правилами. Но с тех пор мы всегда играли вчетвером. И вот, на этой неделе в Nexus Ops мы впервые играли втроём.
С игрой все были знакомы и поэтому правила объяснять не потребовалось. Я ходил первым и получил самый маленький стартовый капитал, потраченный на четырёх пехотинцев. Одного из них я оставил на базе, а тремя пошёл исследовать территорию. Мне повезло и в первом же ходу я нашёл шахту, производящую 2 рубиума и одного паучка. В следующем ходу я прикупил ещё пару солдат и одного фунгоида, после чего отправил свои войска дальше вглубь поля боя.
На третьем ходу стало очевидно, что вот-вот начнутся вооружённые конфликты. Я решил не лезть на рожон и немного подкопить силы% оккупировал монолит и отложил немного денег до следующего хода. В это время на меня уже совершили первые нападения. На правом фланге моих юнитов выбили с шахты-двоечки, а слева также пошли в атаку.
Однако следующий ход я начал имея на руках 16 единиц рубиума. Сначала я думал прикупить себе двух лава липеров, но потом решил-таки взять дракона и кристалайна ему в поддержку. Дракон тут же отправился на соседнюю клетку откуда "плюнул" во врагов, захвативших мою шахту, а в следующем ходу при поддержке пехотинца и кристалайна дракон эту шахту отбил, потреяв при этом солдата. Противник тут же пошёл в контратаку. Успешно применив карту "уничтожьте любого кристалайна" он оставил моего дракона без прикрытия и тут же напала на него несколькими юнитами и убил его 🙁
Моя армия оказалась обезглавлена, но имея 16 рубиума я рассчитывал купить ещё одного дракона. Однако когда ход снова перешёл ко мне, я обнаружил у себя карту "телепортация фунгоидов", с помощью которой можно переместить от 1 до 4 фунгоидов на любой "лесной гекс" и решил ею воспользоваться. Я купил 4 фунгоидов и телепортировал их прямо к вражеской базе. Они, конечно же, выиграли бой с один-единственным солдатом противника.
В следующем ходу этими фунгоидами я захватил 2 гекса с базами. У меня было уже 9 победных очков и победа была не за горами, но враги меня опередили. Несколько стремительных атак, карточка "доминирование в лесах" и первое место досталось iggy.
Всё-таки, Nexus Ops — одна из самых интересных настолок, в которые я играл. У меня в коллекции достаточно много игрушек, но таких долгожителей как NO, игр, в которые мы более-менее регулярно играем несколько лет практически нет.
За Snow Tails мы сели впятером. Кроме меня эту игру раньше никто, вообще, не видел, но правила все поняли буквально за пару минут.
Гонка началась быстро, мы ехали по самой первой, самой простой трассе с двумя серьёзными поворотами и никаких затруднений у игроков не возникало. Конечно, так как это была первая игра, не все соображали достаточно быстро и иногда чей-нибудь ход длился целую минуту (пока игрок прикидывал как бы разыграть карты с руки чтобы, всё-таки, вписаться в поворот), но в целом игра шла без провисаний.
Вся партия заняла у нас примерно 45 минут и оставила у всех приятное впечатление. Хотя на данный момент я сыграл в Snow Tails всего две партии, и не уверен, что мы будем играть в неё часто, игра эта мне очень нравится. Она и выглядит привлекательно, и, по-настоящему увлекает. Ну и то, что игрушка эта достаточно лёгкая и длится недолго тоже хороший аргумент в её пользу.
Единственную партию в Свинтус мы сыграли большой компанией. С игрой этой все знакомы уже давно, поэтому мы просто раздали карты и начали играть. До конца правда, не доиграли, так как в середине второй партии интерес к игрушке почему-то угас, а до 30-ти очков всем было ещё далеко.
Однако несмотря на то, что в данном конкретном случае мы не доиграли в Свинтус до конца, эта настолка остаётся одной из самых популярных и любимых в нашей компании. Более того, иногда я задумываюсь о том, что хотя Свинтус, наверное самая хорошая отечественная настольная игра после Зельеварения. Даже не смотря на то, что Свинтус — это клон Уно.
В тексте опечатка. Сначало идет:
«Сначала советской армией управлял я, а против меня выступало объединённое командование финской группировской войск»
Далее финны куда то исчезли и появились немцы:
«Сразу же после этого мы поменялись ролями. Теперь я играл за немцев»
🙂
Nexus Ops фарева!
А про Snow Tails не совсем понятно. Если она всем хорошо, то почему играть вы в нее будете редко?
> Вообще, когда я впервые открыл коробку с Eastern Front, то несколько разочаровался
А что внутри Оверлорда видели? Вообще разводка. Все дополнения в одну цену (в России по крайней мере), а коробка практически пустая.
Ну ооочень странная партия в Nexus Ops!
Неужели более выгодно идти исследовать территорию, а не оставаться на базе, чтобы производить рубиум? А может вы просто забыли правило, что для добычи рубиума нужно присутсвие хотя бы одного слабого юнита на шахте? Ладно, допустим, что вы играли по правилам, и что это такая хитрая тактика…
Дракон ИМХО был куплен слишком рано, когда в распоряжении была крошечная армия. Собственно, расплата за такое безрассудство не заставила себя ждать — через один ходу ценнейший юнит был потерян.
И всё-таки вы играли не по правилам! После телепортации, фунгоиды не могут двигаться и ещё они не могут телепортироваться на базу противника. Это написано на карте. Но даже если и так, всё равно это глупый ход: противник тут же накупает юнитов на базе и контратакует. Ему не надо подтягивать свои войска к далёкому фронту — твои фунгоиды уже здесь, выложенные на тарелочке с голубой каёмочкой. Твои фунгоиды просто приносят ему одно (или больше) очко и бесславно погибают. Но судя по дальнейшему предложению: «В следующем ходу этими фунгоидами я захватил 2 гекса с базами»,— противник не воспользовался твоим «подарком». И у меня возникает вопрос: а что же он делал тогда, когда у него под носом разгуливала банда фунгоидов??
Судя по описанию, вы сражаетесь очень малочисленными армиями. В то время как у нас к концу партии проходят такие битвы, что вся куча юнитов не умещается на одном гексе! Хотя с другой стороны, ты как-то очень быстро набрал 9 очков… Эх, интересно было бы сыграть нашей стратегией против вашей! Самара от Саратова не так уж и далеко — может быть встретимся в честном бою! 🙂
На всякий случай, расскажу, как я играю в Nexus Ops.
Первый ход: покупаю на все деньги человечков, троих оставляю на базе добывать рубиум, остальные (или всего-лишь один остальной, если первый ход — мой) идут исследовать.
Второй ход: опять покупаю на все деньги человечков. Они идут дальше исследовать территорию. Шахты без добытчиков (слыбых юнитов) никогда не оставляю, так как ресурса нужно много, чтобы постоянно пополнять армию. Средних по силе юнитов в этот ходя не покупаю, потому что они всё равно появляются за счёт разведки территорий. К тому же пушечного мяса — человечков — никогда не бывает много. Они нужны всегда и везде, чтобы прикрывать более дорогих юнитов.
Третий ход: Покупаю кристаллинов и фунгоидов. Опять на все деньги. Никогда не оставляю рубиум на следующий ход, так как юниты ходят медленно, а нескончаемые битвы нуждаются в постоянном пополнении армий. Промедление смерти подобно!
Тут наступает инетересный момент: надо предугадать в каком направлении двигать этих троешных юнитов, ведь они хорошо бьются только на своих родных гексах. Необходимо понять, как будут развиваться события: где тебя будут теснить, а где ты сам будешь прижимать врагов к своей базе. В соответствии с типом гексов, на которых как ты предполагаешь будут происходить сражения, нужно и нанимать и туда и двигать фунгоидов и кристаллинов.
В следующие ходы я стараюсь нанимать ещё больше фунгоидов и кристаллинов, а также иногда пополнять ряды пушечного мяса (пехотинцев).
Лава-лягушек покупаю когда уже армии настолько многочисленны, чтобы не потерять их сразу, или же если придёт связанная с ними энергетическая карта. Драконов обычно покупаю только если придёт соответствующая карта миссии.
Что касается пауков, то они довольно непонятные в смысле выгодности их покупки юниты. С одной стороны они дорогие, а часто дерутся всего-лишь также как и юниты за три рубиума. С другой стороны, они мобильные (могут пройти два гекса) и, в отличие от кристаллинов и фунгоидов, могут залезть на монолит. Поэтому нанимаю я их от случая к случаю, в зависимости от сложившейся ситуации.
Партия у нас проходит не так стремительно, как у вас. Набираем мы очки как-то медленно. Игра длится два часа, а иногда и дольше. Хотя бывало, что и за полтора часа управлялись. Это зависит от того, как попрут карточки миссий.
«годовой комплект» — это шедевр! Я подстолом 🙂
Интересно, разработчики сознательно включают такие словечки, или это все компьютер печатал…
Так мы же с финскими войсками первый раз играли. Я привык, что серые солдатики — это немцы 🙂
Объяснение простое — у меня есть несколько компаний, в которых мы играем в настолки, но с ребятами, которые предпочитают относительно несложные игрушки (и с которыми мы и разложили Snow Tails в этот раз) мы садимся за игры относительно редко.
В других компаниях, которые собираются чаще мы обычно играем во что-нибудь посложнее.
Что же там такое в Оверлорде? Буклет сценариев? 🙂
Действительно это такая тактика 🙂 Я обычно стараюсь как можно скорее прорваться к центру и захватить монолит (и остальные игроки обычно позволяют это сделать). И про правило добычи рубиума мы не забыли 🙂
Дракона я купил вовремя, а вот надёжно прикрыть его — не прикрыл 🙂
Мы, всё-таки, играли по правилам, потому что фунгоидов я телепортировал не на вражескую базу, а k ней — на соседний гекс. С помощью этого спорного маневра я сразу заработал 3 очка (карточки «выиграйте бой в лесу» и «убейте фунгоида в бою») и рассчитывал победить кого-нибудь и в следующем ходу.
У противника было не так много войск и чтобы убить 4-х фунгоидов в лесу (и заработать всего 1 победное очко) нужно было потратить на это все ресурсы. Он этого делать не стал и осуждать его за это нельзя, ведь победа в партии досталась именно ему 🙂
Подмечено верно — у нас в Nexus Ops действительно случаются скорее мелкие стычки, нежели чем полномасштабные боевые столкновения 🙂
PS: будет возможность — приезжай. У нас теперь по выходным работает клуб настольных игр, можно встретиться там и поиграть!
@Nelud
У нас партии проходят быстрее и пауки пользуются значительно большей популярностью. Обычно первый паук появляется на поле уже на первом ходу (чаще всего его покупает 4-й игрок).
с помощью карт Crystalline Swarm и Fungoid Swarm можно телепортировать войска только на свободный гекс или можно на гекс с чужими войсками?
> Что же там такое в Оверлорде? Буклет сценариев?
Буклетов там никаких нет.
Есль 2 колоды карт (почти такие-же как в базовой коробке, тока со спецификой Оверлорда), 4-х страничный буклетик с правилами, картонки с фигурками юнитов, если вам не хватает для оверлорда пластиковых из других расширений. То есть из всей коробки реально нужны только 2-е колоды карт.
Красная цена – сколько берут за Hedgerow Hell и Tigers in the Snow. Ну 800 руб, но ни как не 1200.
@hk
Спасибо за подробные объяснения и за приглашение. И ты тоже, если вдруг занесёт к нам, приходи в гости или в наш клуб (правда он ещё не регулярно и не в очень удобное время работает). Всё-таки очень интересно какая стратегию лучше.
Юрий, есть ли у вас возможность, когда придет поле для Memoir ‘44 – Eastern Front — выложить отсканированный вариант поля?
@Kifa
Увы, нет 🙁
Прочитал стратегию товарища Neludя и захотелось описать стратегию с которой мы играем в эту замечательную игру.
Вообще цель любого игрока в нашей компании — это засесть на монолите, поэтому в первый ход все купленные человечки бегут разведывать соседние гексы, на базе остается обычно 1 человек на тройке. В дальнейшем, если выпали пауки, то они бегут занимать монолит, если нет, то приходится покупать пауков для этой же цели. Таким образом, пауки у нас появляются на 2-3 ход и в дальнейшем это самый популярный вид войск. Оставляя трех солдат защищать базу, игрок проигрывает инициативу и в дальнейшем вынужден догонять того игрока, который первым исследовал территория и занял больше гексов.
Сидя на монолите и получая Энерджайз-карты каждый ход, достаточно долго его можно оборонять, поскольку карты все-таки дают неслабое преимущество.
Потом появляются драконы, потому что с помощью них можно выбивать противника с монолита.
В целом состав войск у нас такой: пауки, драконы, и всякая мелочь на сдачу. Лягушки появляются крайне редко.
Бой идет постоянно, много войск просто не успевает накапливаться.
Сравнивая две стратегии хочется заметить, что стратегия медленного развития и накопления войск в нашей компании себя не оправдала, по крайней мере в 90% игр выигрывал первый игрок, так как у него преимущество в скорости захвата территории и меньший стартовый капитал очень скоро нивелируется большим количеством захваченных шахт.
Хотя, надо отметить, что мы играем в основном вдвоем, пару раз играли втроем, так что может при максимальном количестве игроков ситуация будет несколько другая.