За неделю с 26 октября по 1 ноября я сыграл в следующие игры (список составлен в алфавитном порядке, 1 звёздочка = 1 партия):
Battlestar Galactica —
Container —
Lord of the Rings —
На этой неделе мы играли в Battlestar Galactica. До этого в BG я играл дважды в различных компаниях. И так получилось, что третью партию мы тоже начали в новой компании. Нас было пятеро. Я разложил игру и стал объяснять правила. Рассказал про сериал, про сайлонов, про проверки, про предателей, про порядок хода и свойства локаций, раздал всем памятки, и мы начали игру.
Неприятности посыпались на "Галактику" с самого первого хода. Сначала активизировались сайлонские корабли. Они очень быстро долетели до гражданских лайнеров и уничтожили их, заодно сбив пару наших пилотируемых вайперов. С кризисами нам тоже, что-то не везло. Мы их проходили только через раз. В колоде карт неизменно оказывались 1-2 "левых" карты, которые мы списывали на колоду судьбы, но так получалось, что именно из-за этих карт нам не хватало 1-2 очков, чтобы пройти проверку.
В результате уже после первого прыжка все ресурсы уменьшились на 2-3 единицы. Перспектива вырисовывалась не очень радужная. Мы сделали один прыжок, пролетели только две единицы расстояния, вскрылся сайлон… и тут вышла такая штука — мои товарищи сказали, что играть им неинтересно. Игра, дескать, слишком сложная, намешано в ней много — и карточки навыков, и карты кризисов, и корабли какие-то в космосе, и куча локаций на самой галактике.
Должен отметить, что, в данном случае проблема, всё-таки, не в BG. Просто в этой компании мы, как правило, играем в менее сложные игры. Например, "на ура" идут Ticket to Ride: Europe, Колонизаторы, Ingenious, Cartagena и другие несложные настолки. Более "тяжёлые" игрушки осваиваются со скрипом. Так, год назад я точно так же потерпел неудачу с Игрой престолов, а теперь, вот — и с Галактикой. Из более-менее сложных игр с этими ребятами мы осилили разве что Ярость Дракулы.
После того, как Battlestar Galactica отправилась в коробку, мы сели играть в…
Контейнер. Партия выдалась необычной. На этот раз в самом начале игры я вкратце озвучил свои выкладки по поводу отпускных цен на контейнеры на заводах и в портах, после чего игроки поняли, что что-то они делают не так и тут такое началось!
Розничная цена на свежеприобретённые контейнеры сразу же скакнула с двух до трёх рублей, а потом доползла и до четырёх. Контейнеры в порту никто не продавал дешевле четырёх рублей за штуку, причём чаще всего можно было наблюдать такую картину — в порту лежат три контейнера, два из которых продаются по пять рублей, а третий — за четыре. И что вы думаете? Покупали как миленькие.
В условиях "новой экономической политики" нам пришлось несладко. Теперь чтобы загрузить баржу тремя-четырьмя контейнерами приходилось отдавать от 20 до 25 рублей, тогда как ставки на острове были не так уж высоки. По-моему, максимальная сумма, которую предлагали за груз составила всего 20 рублей. Так что в этой партии прибыль "перевозчиков" была совсем невелика.
Из-за этого все игроки были вынуждены заниматься и производством, и перепродажей контейнеров, так как дорога была буквально каждая копейка. Новые склады и заводы у нас строились буквально до самого последнего хода, и на этот раз эти вложения были обоснованы. Все старались просчитать свои расходы и сделать так, чтобы они окупились.
Партию закончили буквально нос-к-носу. Первое место — $140, второе и третье — по $130, четвёртое — $129, пятое — $121. Эта партия мне понравилась даже больше, чем все предыдущие. Container меня по-прежнему увлекает, будем играть в неё ещё.
На этой неделе я впервые сыграл в Lord of the Rings от Рейнера Книзя.
LOTR — это кооперативная игрушка про хоббитов-несунов, которые тащат кольцо всевластья из своего Шира к Ородруину. Каждый игрок берёт на себя роль одного из товарищей Фродо, а кому-то может достаться и сам Фёдор Сумкин 🙂
Чтобы утопить кольцо в недрах Ородруина хоббитам предстоит пройти нелёгкий путь, знакомый нам по книге, фильмам, настольным и компьютерным играм: побывать в логове эльфов, отправиться на экскурсию в Морию, заглянуть к паучихе Шелоб и, принять участие в битве за Хельмову Падь и, наконец, по-партизански пробраться в глубокий тыл врага в Мордор. Игроки побеждают, если им удасться донести кольцо до роковой горы и проигрывают, если погибает кольценосец.
Партию в LOTR можно условно разделить на пять этапов, соответствующих локациям, которые должны посетить хоббиты. В начале игры мы находимся в Шире (подготовительный этап), а затем последовательно отыгрываем четыре приключения: мория, Шелоб, Хельмова Падь, Мордор.
Игровая механика LOTR заключается в следующем. На поле имеется несколько специальных дорожек, по которым в ходе партии двигаются фишки.
Самая главная дорожка, на которой расположены фигурки хоббитов — это жизни каждого игрока. Когда в ходе партии игрок получает повреждения, его фигурка передвигается на соответствующее количество делений на треке жизней. С противоположной стороны этой дорожки находится фишка Саурона при достижении которой хоббит погибает. Понятное дело, игроки должны стараться как можно реже получать повреждения, но в игре предусмотрены случаи, когда сам Саурон двигается им навстречу.
Вторая по значимости дорожка служит указателем местонахождения хоббитов. На ней всего лишь несколько этапов, и они соответствуют этапам игры, которые я перечислял двумя абзацами ранее.
Помимо двух основных треков в игре имеются несколько вспомогательных дорожек, число которых зависит от конкретной локации (от 4 до 7 штук).
Каждый раз, когда хоббиты пускаются в новое приключение на стол выкладывается специальное поле. Например, первая "авантюра", которая встречается игрокам — это Мория. В начале игры карта Мории лежит на столе и на ней можно обнаружить четыре трека.
Первый (главный) трек продвижения по Мории. Его можно условно обозвать треком "прогресса приключения". Когда он пройден полностью приключение считается оконченным и хоббиты переходят к следующей локации и начинают новое приключение.
Два вспомогательных трека называются трек "дружбы" и трек "скрытного передвижения". Передвижение по ним не так важно, как по основному треку, но приносит игрокам всяческие бонусы. За перемещение по вспомогательным дорожкам игроки получают "щиты" (с их помощью можно вызывать на помощь Гендальфа), а также жетоны с символами "кольцо", "солнце" и "сердце". Сами по себе эти жетоны не приносят никакой пользы, но в конце приключения у игрока должны быть все три вида символов, так как по правилам за каждый недостающий он теряет одну жизнь.
Последний, четвёртый трек — это трек событий. По нему перемещается отдельная фишка, отмечающая какие события в конкретной локации уже произошли, а какие — ещё могут произойти. Как и в случае с главным треком приключение считается оконченным, если фишка событий дошла до конца дорожки событий.
Как же происходит передвижение по всем этим трекам? Ответ очень прост — с помощью карточек.
В начале игры каждый хоббит получает по шесть игровых карт. Карты эти бывают четырёх мастей — "деревья", "оружие", "руки" и "звёзды". Точнее даже сказать, что мастей в игре три: деревья, оружие и руки, а звёзды — это джокеры, которые можно использовать вместо любой другой масти. С помощью этих карточек игроки и продвигаются по дорожкам приключений.
Ход игрока В LOTR состоит из двух фаз. Сначала игрок вскрывает карточку из колоды событий. На этой карточке может оказаться символ одной из дорожек приключения (в этом случае на фишка соответствующем треке продвигается на одной деление) либо символ какого-нибудь неприятного события, заставляющего хоббитов сбрасывать карты, терять жизни и т.п. События тянутся из колоды до тех пор, пока не выпадет символ дорожки. Обычно в за один ход вскрываются две-три карточки (одно-два неприятных события и одно продвижение по дорожке).
После розыгрыша событий игрок может совершить действие. Выбор тут невелик — можно либо сыграть одну или две карты и продвинуться на несколько пунктов по соответствующим дорожкам, либо набрать две карты из колоды. После этого ход переходит к следующему игроку.
Взаимодействие между хоббитами в игре присутствует, но его совсем немного. В колоде пара карточек, позволяющих отменить какую-нибудь неприятность, свалившуюся на любого игрока, а некоторые события требуют от игроков сбросить определённое количество карт или жетонов (щиты, солнца, сердца, кольца). В этом случае хоббиты могут обсудить своё положение и решить, кому выгоднее приберечь свои ресурсы, а кто может наименее безболезненно с ними расстаться.
могила нашего кольценосца
Игра построена таким образом, что чем ближе носители кольца приближаюится к Мордору, тем чаще им нужно разыгрывать карты и тем реже они их могут получить. Поэтому решения о том какую карту когда сыграть нужно принимать взвешенно и осмысленно. Впрочем, это совсем несложно, ведь это, буквально, единственное, что зависит от игрока.
В целом впечатления от LOTR у меня остались неважные. В этой игре велика роль случая, она не блистает оригинальной механикой, да и, вообще, по сравнению с другими кооперативными настолками, такими как Pandemic и Shadows Over Camelot смотрится очень бедно (и это я ещё молчу о Battlestar Galactica). Более того, если бы это была игра не "про Властелина колец", а просто какая-нибудь фентезийная настолка без узнаваемого названия, в неё бы почти никто и не играл. Так что окончательный вердикт очевиден — рекомендовать эту игру можно лишь заядлым любителям Толкина. За исключением громного имени и популярного сеттинга в активе у LOTR ничего нет, но и с таким запасом она не выдерживает конкуреции с другими кооперативными настолками.
Про ЛОтР ты немного переврал всякие мелочи: Шелоб находится после Хельмовой Пади; типов карт не 4,а 5 (забыл про «ноги»), вспомогательных дорожек в каждой локации от 3 до 4. В эту игру имеет смысл играть только любителям Толкина, в этом случае она может успешно конкурировать с большинством кооперативных настолок. Не-фанатам можно смело посоветовать играть во что-то другое.
Базовый ЛОтР он как Монополия. Это же классика кооперативок, фактически родоначальник. Неудивительно что последующие игры интересней. Кроме того базовая игра это не полноценная версия игры, а маркетинговый ход ФФГ. Полноценной она становится с первым эддоном, в котором еще 2 локации и карты врагов. 2-ой эддон делает ее командной игрой, когда отряд хоббитов-несунов сражается с Сауроном (за которого тоже играет игрок). Прямо скажем пройти до роковой горы со 2-м эддоном почти не релаьно. 3 эддон добавляет поля битв. В целом играть интересней, так как вариантов действий становится намного больше. Правда я при игре со 1-м и 3-ем эддоном вообще еще ни разу не дошел. Карт не хватает, заваливают максимум у Шелоб.
С тем что игра только для любителей Толкиена, я совершенно не согласен. Хотя это самая атмосферная игра Книции, в нее неплохо играть с детьми и семьёй. Вообще мы часто играли для разогрева перед чем то серьёзным.