За неделю с 7 по 13 декабря я сыграл в следующие игры (список составлен в алфавитном порядке, 1 звёздочка = 1 партия):
Battlelore —
Intrigue —
Lord of the Rings: Confrontation —
На прошлой неделе я впервые сыграл в недавно появившуюся у меня военную настолку Battlelore. Предварительно ознакомившись с правилами, я выяснил, что в Battlelore можно играть двумя способами: с магией и без. Игра без магии это, фактически, та же Command & Colors: Ancients только с меньшим разнообразием юнитов и чуть урезанными правилами. Тут тоже есть тяжёлая, средняя и лёгкая пехота, и те же три вида конницы. Отличия невелики, войска не всегда дают сдачи и нет возможности отступить перед началом атаки противника. Во всём остальном — перед нами всё та же система. Гексагональное поле боя размером 9 х 13 клеток, система сценариев, описывающих стартовые позиции войск, географию местности, количество командных карт и необходимое число победных очков.
Играть в уже знакомую игру желания не было и поэтому мы начали знакомство с Battlelore cразу с пятого сценария: Wizards & Lore, в котором в игру вступают волшебники. Волшебство — это своеобразная надстройка над правилами C&C. Теперь помимо колоды приказов у игрока в руке может быть от 2 до 4 карт заклинаний, а в ходе игры постепенно копится мана. В любой пододящий момент заклинание можно использовать и поставить противника в затруднительное положение. Магия бывает самая разнообразная. Начиная от несложных "ваши юниты ходят на 1 клетку дальше" или "ваши юниты в бою кидают на 1 кубик больше" встречаются и такие мощные заклинания как "поменяйте местами два любых отряда на поле боя" и "отмените перемещение вражеского юнита".
Помимо магии в игре есть ещё одно новшество — монстры. Это такие существа, занимающие целый гекс и в одиночку заменяющие целый отряд. Мало того, что убить монстра не так-то просто (нужно выбросить попадание на кубике два раза подряд), так у них ещё и спецспособности (собственные заклинания) бывают.
Помнится, когда я только прослышал про Battlelore, то порадовался, что в коробке с игрой есть много разных миниатюрок. А вот при знакомстве с ними радости поубавилось. Дело в том, что все фигурки в игре сделаны из одноцветной серой пластмассы и отряды враждующих сторон различаются только штандартами. Поначалу эти флаги отличить непросто и однажды в начале первой партии я даже попытался атаковать свой собственный отряд, приняв его за вражеский. В том же Memoir '44 такой конфуз исключён полностью — там у игроков войска отличаются цветом, а тут — только флажком. Правда, к концу второй партии мы уже привыкли и смотрели только на флаги (тем более, что помимо принадлежности к тому или иному войску они указывают и на тип отряда) и практически не обращали внимания на миниатюрки.
В Battlelore мне очень нравится правило "войска дают сдачи, только если их поддерживают два союзных отряда". Это такой своеобразный стимул, действующий на обоих игроков. С одной стороны он заставляет тебя держать строй, контролировать перемещение армии и не позволять противнику атаковать "крайних" юнитов, у которых нет поддержки а, следовательно, шанса ответить на атаку. С другой стороны — заставляет искать бреши в линии вражеских войск и прикидывать, куда бы выгоднее ударить, чтобы нарушить строй, оставить войска без поддержки и безнаказанно их атаковать.
Ещё один плюс Battlelore — куча памяток. В базовый набор входит четыре десятка справочных карт, описывающих все игровые правила, эффекты типов местности, особенности всех видов юнитов и оружия. Мало того, каждая карта присутствует в колоде в двух экземплярах, чтобы перед началом партии каждый игрок мог разложить перед собой все нужные справки и сверяться с ними по ходу игры. Такая забота об игроках не может не радовать.
Если сравнивать Battlelore с Commands & Colors: Ancients и Memoir '44, то BL куда больше походит на C&C:A. Основные принципы ведения боя тут такие же: войска чаще всего встречаются на открытой местности, ходят строем, передвигаются неспешно. Никаких маневров как в M'44 тут нет (сейчас я выдвину вперёд пехоту, выбью противника из этой рощи, а потом подведу танки). Сражение идёт степенно и неторопливо. Единственное "резвое" действие, которое дозволяет обстанавка — атака с фланга конницей.
По сложности эти игры выстраиваются таким образом: Memoir '44 (самая простая в освоении), затем идёт Battlelore (посложнее за счёт большего разнообразия войск и наличия магии), а затем — Commands & Colors: Ancients (ещё более сложная из-за большого количества юнитов с множеством дополнительных характеристик). Мои предпочтения же выстраиваются точно такой же цепочкой. Больше всего мне нравится M'44, затем с достаточно большим отрывом идёт Battlelore, а затем, с отрывом поменьше — C&C:A.
"Магические" правила и карты очень любопытны. Пока что мы опробовали только одну колоду заклинаний, а всего их в игре четыре штуки. Так что, думаю, в ближайшее время мы ещё вернёмся в мир магии и средневековья.
В мой последний заказ настольных игр вошла Intrigue — старая популярная игра про обман и предательство, в которой нужно заработать как можно больше денег, "кидая" своих противников. Мы сыграли в неё всего один раз, и выяснили, что это довольно своеборазная игрушка. Научиться играть в Интригу довольно просто, требуется на это буквально пять минут. Да и, вообще, игра эта просто-таки начального уровня, в неё с успехом можно играть с человеком, который никогда не слышал о настолках. Только так уж вышло, что в ходе первой партии одна из участниц игры поссорилась со своим молодым человеком и заявила, что больше за Intrigue не сядет. С тех пор прошло уже почти два месяца, и мы как-то подзабыли про Интригу. А тут — взяли и разложили её во второй раз.
Эта партия вновь проходила полным составом — впятером. C самых первых минут игры возник картельный сговор между девушками (за столом было две девушки и трое молодых людей). Они отправляли работников только друг к другу и не пускали к себе в замки на заработки других игроков. В результате как будто бы шло две параллельных игры: девушки практически без усилий и безо всяких торгов зарабатывали деньги, а молодые люди ожесточённо торговались, обманывали и кидали друг друга.
К середине партии стало очевидно, что взаимовыгодное сотрудничество девушек даёт свои плоды. Они спокойно собирали зарплату по 20-25 тысяч рублей, тогда как у всех остальных доходы были куда более скромными — около пятнадцати тысяч. Чтобы переломить ситуацию мы объединились против женского альянса и попытались выбросить их сотрудников из своих дворцов. Кое-чего, мы, конечно же, добились, но итоговые результаты всё равно оказались впечатляющими. Девушки заняли 1 и 4 места, а молодые люди — 2, 3 и 5.
Несмотря на относительную "мирность" проходящей партии, в ней были и обманы и несбыточные обещания и, конечно же, интриги. Несколько раз страсти накалялись и за столом были слышны "неигровые" угрозы типа "пусти меня к себе, а то я обижусь" или "я тебе это ещё припомню". Но, к счастью, все участники показали себя настоящими профессионалами. Как только партия закончилась все сразу же забыли кто кого кидал и кто кого обманывал. И это правильно. Ведь Intrigue — это всего лишь игра. Тем более, что для победы в ней ты просто вынужден лгать, блефовать и пудрить мозги окружающим.
Партия заняла у нас аж полтора часа, но ею все остались довольны. Intrigue, конечно, не самая хорошая игра в моей коллекции, но и не самая плохая. По мне она слишком простоватая, да и частых сеансов коллективного мошенничества наша компания не выдержит. Думаю, мы будем играть в неё относительно редко.
Также на минувшей неделе мы сыграли разок в Lord of the Rings: Confrontation. Как и всегда, в этой стратего-образной игре я управлял силами Саурона. Обычно у меня плохо получалось противостоять Братству , но в этот раз я решил попробовать новую тактику.
С первых же ходов мои войска активно пошли в наступление. Сначала летающий назгул атаковал вторую линию светлых и обнаружил Арагорна. Потом черный наездник ворвался в ряды светлых и победил Сэма. После этого я вздохнул с облегчением и стал искать Гэндальфа. Убить мага нелегко, но я решил схитрить — выдвинул вперёд Шелоб под прикрытием Орков. Расчёт был прост — орки автоматически убивают любого, на кого нападают, так что нужно было бы просто обнаружить Гэндальфа и убить его.
На деле же получилось ещё проще, чем я планировал. К помощи орков прибегать даже не пришлось, так как Шелоб сама расправилась с Гэндальфом ценой собственной жизни. После этого дело пошло веселее. У меня в запасе были ещё Саруман, Witch King и пещерный тролль, а у Братства крепких защитников практически не осталось. Я уже начал интересоваться альтернативными условиями победы (можно не убивать всех врагов, а привести в Шир трёх тёмных юнитов), но тут противник сдался. Это была моя первая победа в LOTR: Confrontation.
Должен сказать, что боевая система во Властелине колец (такая же как в Dungeon Twister и в Игре престолов) меня несколько напрягает. Бой по формуле "сила юнита + сила карты" постоянно превращается в мозголомную задачу, разворачивающуся как матрёшка "я знаю, что он знает, что я знаю…". В результате рисковать никому не хочется и в бою обычно мы играем либо самую сильную, либо самую слабую карту.
В целом же впечатления от LOTR: Confrontation у меня вполне хорошие. Игра длится недолго, ситуация на поле меняется с каждым ходом и, если бы не эта дурацкая боевая система, наверное мне хотелось бы играть в LOTR чаще. Тем более, что из-за небольшой продолжительности партии (около 20 минут) можно считать её филлером.
Что бы лучше различать армии нужно их раскрасить.
Скажите а в Battlelore есть юнит, простреливающий все поле по типу Мемировской артиллерии, чтобы соперники не мялись в обороне? Или практически все мили-атакеры и юниты ближнего боя?
Ну, там лучники стреляют на 4 гекса, хотя вероятность попадания низкая (2 кубика, 1/6 на каждом). А в целом игра по сравнению с Мемуаром гораздо более осторожная. Смелая кавалерийская атака может сильно потрепать противника, однако часто и сама каваления в результате гибнет. Армии обычно сближаются медленно, а исход битвы часто может решить какое-нибудь мощное заклинание. Впрочем, играть все равно дико интересно, хотя игра протекает подольше, чем в Мемуаре.
Кстати, Юрий, когда полностью освоите магию, ничто не мешает Вам сыграть «немагические» сценарии с магией. Особенно мне нравится первый сценарий, где у англичан полно лучников — очень он несимметричный.
Вообще, я просто влюбился в эту систему — у меня есть и Мемуар, и Баттллор, а теперь еще и CCA заказал себе.
С этим у меня проблемы, рисовать и красить не умею
Да и как их красить-то? Поделить все войска 50/50 и одну половину покрасить одним цветом, а вторую — другим? Но что, если в каких-то сценариях войска распределяются неравномерно, тогда у одного игрока будут разноцветные юниты
Юра, ты правилами интриги не поделишься? А может на русском есть?
Не проблема, потерпи чуток. Переведу и выложу на следующей неделе.
ОК, спасибо
@magnitt
Тебя, как любителя системы не может не обрадовать новость, что готовится выход игры Command&Colors:Napoleonic
Согласен насчет LotR:C с данжен-твистером. Бои иногда кажутся чересчур нервными и ответственными, так и хочется спихнуть всю тяжесть решений на кубик
@MakVlad
надеюсь, игра удастся..
да, слышал про такое дело, радуюсь
Юр, интересно ты говоришь- девушки и молодые люди)) а девушки- это не молодые люди?))
А мне наоборот в LOTR нравиться «мозголомные задачи», психологический момент и возможность сблефовать. В какой-то момент соперника можно перехитрить и слабым персонажем победить сильного или наоборот, заставить противника выкинуть сильную карту, пожертвовать персонажем, а потом забить его более сильными картами. Для меня вся прелесть игры в предугадывании и просчитывании ходов соперника. Кто кого перехитрит, в общем.
@Leks
Дык, сюдя по тому, что к девушкам не обращаются: «молодой человек», их ваще за людей не считают. Нуно говорить девушки, барышни, юноши, отроки, молодежь, товарищи, господа, комрады и т.д.
Про Battlelore и C&C: Команды и Цвета гораздо более глубокая игра, нежели Битвознание (или Битвоведение). В Battlelore нужно всего лишь держать отряды тройками. В C&C всё гораздо сложнее из-за наличия лидеров и сильных карт типа Clash of Shields, Line Command. Что касается магии, то к-сожалению, она не прибавляет какой-либо глубины, а наоборот, делает игру более случайной. Поэтому, моё мнение такое: Battlelore — для детей, Commands and Colors — для взрослых.
Девушки — это не молодые люди. Тут уже пояснили, что к девушкам никто не обращается со словами «молодой человек»
Если вам по какой-то причине не нравится это словосочетание, прогоните мой текст через автозамену и подставьте слово по вкусу (юноши, парни и т.п.)
Мне Баттлелоре понравилась даже меньше чем Мемуары.
Мемуары — красивая и простая семейная настолка «про войну»
Баттллоре же оставила впечатление кастрированной Команд-н-Колорс.
И еще ,с удивлением понял, что деревянные кубики CCA выглядят на поле эффектнее чем миниатюрки Баттллоре.
Нельзя делать выводы о BattleLore по стартовому набору. Как я уже писал ранее (когда Юрий анонсировал появление игры у него) для объективной оценки необходимы — большая карта + дополнения (с юнитами, имеющими разные свойства) + карты специалистов + создания + герои. И лично мой выбор пал на BattleLore как раз из-за миниатюр (были бы они у CCA, взял бы не раздумывая). И в целом оформление также гораздо богаче и ярче чем у ССА. А M’44 на момент покупки мною BattleLore были всеми признана более простой, поэтому у меня ее нет. Но со временем планирую приобретение Tide of Iron (жаль нет игры, подобной Tide of Iron, с миниатюрами, но про современные конфликты).
P.S. Единственный минус BattleLore — цена за все удовольствие + невероятное пространство, которое занимает игра, что на столе, что при хранении (у меня это 2 больших пакета).
2Andrew_Kai, если бы C&C:A была с солдатиками, то ты был бы один из немногих, кто её купил, потому что стоила бы она гораздо дороже.
То что оформление у BL ЯРЧЕ, оно и понятно — фентези, а C&C:A — исторический варгейм, там цветочки и ромашки на поле ни к чему.
Вообще, если хочешь играть с фигурками, то покупай фигурки, крась и играй, есть куча правил на любые масштабы и на любые эпохи, в том числе и на современность. Если надо, могу что-то посоветовать.
2MakVlad: Не согласен. Если бы Команды и цвета была бы с солдатиками, то стоила бы она может даже дешевле, потому что выпускалась бы другой фирмой
Просто фирма GMT Games славится дороговизной своих игр при неадекватно бедных компонентах. Но на самом деле жаловаться не на что: кто-то уже писал, что фирма выпускает игры для узкого круга варгеймеров, а не для массовой аудитории. Поэтому — мелкие тиражи и высокая цена.
to MakVlad. Насчет миниатюр. Я например их не крашу (нет навыков + мне это просто не нравится). Некоторые люди красят для игры («игровая покраска»), но это выглядит крайне убого, а профессиональная покраска того же самого SpaceHulk как на коробке и как на картинках правил обойдется примерно в 1,500$, что абсолютно неприемлимо. И еще — конечно меня могут заклевать недоброжелатели и понятно, что GW хотела угодить и нашим и вашим, но миниатюры из SpaceHulk при всей их внешней привлекательности излишне детализированы для настольной игры, у них много деталей, которые могут отломаться и пластик излишне жесткий. Так что от супердетализированных и ломких миниатюр я тоже не в восторге. Профессионально покрашенные на полке за стеклом они хороши — но для игры — однозначно нет. Все хорошо в меру. И последнее насчет ССА — есть масса фирм, выпускающих миниатюры в различных масштабах. 1:72 вполне бы подошел — надо было бы только проработать удобные подставки для отрядов. Можно конечно играть в варгеймы, используя вместо отрядов деревянные блоки или кусочки картона, но лично мне это не нравиться.
to Nelud Согласен с мыслью о том, что за цену, которую просят за ССА можно было бы лучше поработать с компонентами. То, что человек, купивший ССА сам наклеивает картинки на блоки и склеивает кубики для игры — неправильно. Давно на компах была серия Great Battle of … Алексанрдр, Ганнибал, Цезарь. В первые две я играл и насколько понимаю ССА настольный клон этой серии?