Подготовка к знакомству с «Мифотопией» продолжается. Вслед за изучением неофициальных вариантов правил и рекомендаций по раскладке карт для первой партии пришёл черёд памятки. Как в старые добрые времена, когда мы осваивали большие стратегии, требовавшие предварительного подробного рассказа о правилах.
В таких случаях всегда неплохо раздать всем участникам шпаргалки, чтобы исключить всякие переспрашивания по мелочам, и в целом, чтобы перед глазами всегда была памятка на тему «что я могу сделать в свой ход» и «как выполняются игровые действия».
Ровно такая памятка нашлась и для «Мифотопии» на портале Board Game Geek. Её удалось перевести на русский язык и уместить всего на 1 лист формата А4. Крайне удобно! Особенно, учитывая, что на этот один-единственный лист уместились все правила игры. Вообще все.
Памятка по правилам игры Mythotopia
Перевод: http://BoardGamer.ru
Общие правила:
- Карту можно использовать как что-то одно:
- Эффект карты (текст);
- Указанная на карте провинция;
- ОДИН тип символа.
- Территория:
- Через морские локации можно переправиться только на корабле;
- Горы (серые) непроходимы;
- Холмы (зелёные) увеличивают стоимость строительства и атаки на 1 камень / еду.
- Действия карт:
- Дополнительное действие – можно выполнить до/между/после 2 действий в свой ход;
- Резерв – это свойство срабатывает только если карта лежит в резерве;
- Улучшение – это свойство позволяет усилить эффект какого-либо действия.
Подготовка к игре
- Каждый игрок получает:
- по карте резерва и по памятке;
- набор стартовых карт и фишек одного цвета. На старте доступны все фишки городов, 6 армий, 2 флота. Остальные лежат в запасе.
- Карты провинций:
- Перемешайте и раздайте по 11/8/6 карт при 2/3/4 игроках; оставшуюся колоду положите в сторону лицом вниз;
- Игроки размещают свои города в полученных провинциях (закрывайте фишками показатель силы нейтралов).
- Игровая область:
- Выложите рядом с полем дороги, замки и наёмников;
- Перемешайте карты улучшений, выложите 16 рядом с полем (одинаковые – стопками);
- Разложите рядом с поле карты победных очков (ПО). Выложите на них жетоны ПО:
- 3 постоянных (фиолетовые): 2 игрока – 6 жетонов, 3-4 – 7.
- 4 случайных (коричневые): количество жетонов указано на картах.
- Оставшиеся жетоны победных очков положите рядом с полем;
- Для карт ПО Here Be Dragons и Runestones сдайте по 5 карт провинций, поместите в каждую дракона (рунного камня) и верните карты в колоду. С картой «Цитадели», все игроки выбирают и одновременно вскрывают по стартовой карте провинции и заменяют в ней свой город цитаделью.
- Игроки помещают жетоны на счётчик (у всех счёт одинаковый: 3 х кол-во провинций).
- Выберите, кто будет ходить первым.
- Подготовка колод игроков. Каждый игрок:
- замешивает стартовые карты с картами провинций;
- набирает из получившейся колоды 5 карт (если игроков 4, 4-й берёт 6 карт);
- колода замешивается только если нужно набрать карту, а колода пуста.
Победные очки (ПО):
- Не забывайте отмечать полученные и потерянные очки на счётчике.
- Получение очков:
- каждая провинция приносит 3 очка;
- очки приносит выполнение условий карт ПО.
- Игра заканчивается, если один из игроков лидирует по очкам в начале своего хода.
- Неофициальный вариант: когда на 4 картах ПО закончились жетоны очков, все игроки делают ещё по 1 ходу, после чего игра заканчивается.
Ход игрока:
- Выполните 2 действия (и любое количество дополнительных действий);
- Закончить игру. Это должно быть вашим первым (можно выполнить только в начале хода).
- На 4 картах ПО должны кончиться жетоны очков;
- Вы должны побеждать (без ничьих) после завершения всех сражений;
- Разыграйте все сражения (при ничьей побеждает защитник);
- Игра заканчивается, вы выиграли!
- Закончить сражение. Закончить можно только сражение, в котором участвуют ваши армии. Это действие должно быть вашим первым действием (выполнять только в начале хода).
- В сражении ДОЛЖЕН быть явный победитель, т.е. у одного игрока (или у нейтралов) должно быть больше всех военной силы;
- Сила нейтральных провинций указана в кружке, +4, если там есть дракон;
- Сила игрока = сумма:
- армий;
- флотов в соседних морских локациях;
- бонусов за счет карт в резерве;
- бонусов защиты:
- замок / цитадель = +2;
- пресеченная местность = +1.
- Игроки забирают участвующие в сражении армии с поля. Корабли остаются на месте.
- Если вы атаковали и выиграли сражение:
- Поместите в провинцию ваше поселение (если нет фишек, она становится нейтральной);
- Если противник забирает оттуда свои постройки (поселение, город, цитадель);
- Замки и дороги остаются на поле.
- Поместите себе в сброс карту завоеванной провинции.
- Если она была в колоде другого игрока, он отдаёт её вам и перемешивает свою колоду;
- Если она была в руке другого игрока, он отдаёт её вам, и набирает из колоды новую карту.
- Победитель: +3 ПО, проигравший: -3 ПО.
- Вас атаковали, вы выиграли, ничего не происходит.
- Построить армии и (или) флоты
- Каждая армия стоит 1 золото;
- Каждый флот стоит 2 золота;
- Переложите построенные фишки из запаса к вашим доступным фишкам.
- Атаковать провинцию
- Сыграйте карту соседней провинции (откуда вы атакуете);
- Нельзя атаковать через горы;
- Можно атаковать через морские регионы, для этого сыграйте по 1 карте корабля за каждый морской регион;
- Сыграйте карту с 1 едой (+1 еда, если атакуете через холмы);
- Сыграйте карту (карты) с символами армий.
- Поместите в атакованную провинцию ваши армии (= кол-во символов армий на разыгранных картах);
- Помещать нужно армии из своих доступных фишек (стартовые и построенные армии);
- Выставить армии
- Сыграйте карту (карты) с символами армий и поместите фишки армий в любую провинцию под вашем контролем или в провинцию, которую вы атакуете (= кол-во символов армий на разыгранных картах);
- Помещать нужно фишки армий из своих доступных фишек (т.е. стартовые и дополнительно построенные армии);
- Если вы помещаете армии чтобы усилить атаку, сыграйте карту с 1 едой.
- Отозвать армии
- Не требует розыгрыша карты
- Заберите из одной провинции, где нет сражения, любое количество своих армий и верните их к вашим доступным фишкам.
- Выставить флот
- Сыграйте карту (карты) с символами флотов и поместите фишки флотов в одну любую морскую провинцию (= кол-во символов флотов на разыгранных картах);
- Флоты можно выставлять только в морскую провинцию, рядом с провинцией под вашим контролем.
- Отозвать флоты
- Не требует розыгрыша карты
- Заберите из одной морской провинции любое количество своих фишек флотов и верните их к вашим доступным фишкам.
- Положить карты в резерв
- В резерве можно держать 2 карты + кол-во ваших городов на поле; лимит проверяется только при добавлении карты в резерв;
- Поместите в резерв любое количество карт с руки (но не более лимита);
- Карты в резерве должны быть видны всем;
- Дополнительное действие: возьмите любые карты и резерва и сразу же их используйте.
- Сбросить карты
- Поместите любое количество карт с руки и (или) из резерва в сброс.
- Удалить карты
- Поместите любое количество карт с руки и (или) из резерва в их изначальные колоды (стопки).
- Приобрести карту (только 1 раз в ход!)
- Сыграйте карту с 1 золотом;
- Выберите карту улучшения или карту, которую вы ранее удалили из своей колоды;
- Карту провинции можно выбирать, только если эта провинция у вас под контролем;
- Поместите купленную карту в свой сброс.
- Выполнить действие карты
- Примените эффект карты (см. текст карты).
- Спасовать
- Доберите карты до лимита карт в руке (в начале игры – 5). Помните, сброс надо перемешивать, только если вам нужно добрать карту, а колода пуста.
Дороги:
- Можно строить между вашими провинциями (только 1 дорога между двумя провинциями);
- Сыграйте карту строительства, карту провинции, из которой строите дорогу, и карту 1 камня (+1 камень, если строите через холм);
- Поместите дорогу поперёк границы между провинциями;
- Если в игре есть карта с ПО за дороги, возьмите с неё жетон очков.
- Провинции, соединённые дорогами – это сеть.
Юра, аккуратнее с Мифотопией, мы последний раз играли 3 часа и не могли закончить партию… после чего добровольно свернулись.
Там явно не хватает какого-то триггера окончания партии при безвыходной ситуации.
@Michael
Про триггер в курсе. Вопрос уже изучен.
Более того, выше приведен неофициальный вариант, с которым будем играть:
Неофициальный вариант: когда на 4 картах ПО закончились жетоны очков, все игроки делают ещё по 1 ходу, после чего игра заканчивается.
@Michael
В целом как ощущения от игры?
И в сравнении с A Handful of Stars она лучше / хуже?