Читатель блога Артем Платонов, кажется, нашел современное воплощение… «Монополии». По его словам, это игра «Пчелиное дело», о которой он сейчас и расскажет. 

«Монополия», как и мафия, кажется, бессмертна. Ее десятками копируют все, кому не лень, и она по-прежнему остается одной из самых узнаваемых игр среди новичков. Однако это торжество киндь-двинь уже давно морально устарело, поэтому не прекращаются попытки улучшить игровой процесс, не потеряв преимуществ оригинала. По этому пути пошел, например, отечественный «Синдбад-Мореход», добавивший в игру товары, которые можно на определенных клетках купить дешево и продать дорого. «БЕРСЕРКнаПОЛЕя» скрестила игру с RPG и добавила прокачку героев. «Экономикус» добавил колебания рыночной цены. «Beesiness – Пчелиное дело», о которой речь пойдет сегодня, ввела сразу несколько новинок.

Цель «Пчелиного дела» обычная для монополеподобных игр: заработать определенную сумму быстрее остальных. Достигается это путем получения дохода с контролируемых предприятий, которые можно в процессе партии покупать.

Покупать можно, естественно, тогда, когда ты останавливаешься по окончанию хода на определенной ячейке поля. Но само поле при этом сборное из отдельных гексов (игра у нас про пчел, которые делают правильный бизнес, так что гексы – это соты), что игре пошло однозначно на пользу. Во-первых, мы бегаем не принудительно по кругу, а сами решаем, по какому маршруту двигаться. Во-вторых, фишки игроков друг для друга непроходимы, а, поскольку большинство гексов имеет нарисованные стенки, сквозь которые нельзя проходить, иного игрока можно и заблокировать на карте. В-третьих, сборное поле предполагает, что каждый раз оно будет собрано по-другому, и это круто. Наконец, в-четвертых, попав на гекс, мы можем купить не тот объект, который там обозначен, а любой из объектов этого уровня и этой категории. Например, попав на ячейку «Развлечения, 4» мы выбираем, что бы нам взять – Лейбл звукозаписи, Медиакомпанию или Киностудию. Если, конечно, они свободны и у нас хватает денег.

Помимо гексов, где можно что-то купить, хватает гексов, дарующих карты событий, причем ты можешь взять сразу несколько и выбрать наиболее нужную. Такие карты относятся к категориям Лобби, Государство, Подстава и Суд. Забавно, кстати, что в суде исход решения зависит только от того, сколько денег заплатят участники слушания.

Также у каждого игрока есть свой планшет с уникальными стартовыми условиями и особенностями, а также треком репутации. Мы получаем или теряем ее, играя определенные карточки или же приобретая и продавая определенные предприятия. В целом это инструмент сдерживания лидера – если ты понабрал кучу всего и сыграл кучу полезных карточек, то твой доход упадет из-за репутации.

«Пчелиное дело» весьма требовательно к навыкам счета, потому что считать доход приходится часто и делать это надо либо на бумажке, либо на калькуляторе, потому что в уме довольно тяжко. Впрочем, если забанить бумажку и калькулятор, то скилл счета сильно прокачается, что для детей только на пользу.

Оформление игры обычное, все вышеперечисленные игры даже, пожалуй, будут покрасочней. Кого как, а меня антропоморфные пчелы напрягли – неспроста, видать, пишут, что наибольшее отторжение у людей вызывают персонажи ужасов, схожие с человеком, но все же не люди.

Правила написаны также обычно, то есть можно было бы и получше структурировать, потому что новичкам будет трудновато разобраться в стене текста. Не обошлось и без ошибок (встретив слово «гоясударство», почему-то захотелось сплясать «хаву нагилу») и без забавных сцен. У нас получился такой диалог:

– «На карте персонажа специальным маркером отмечается Репутация». (роясь в коробке) Что-то я маркера не вижу. Какой он вообще должен быть?

– На водной основе, наверное, иначе фиг сотрешь.

– Блин, что за люди, ни маркера, ни стирки…

В итоге выяснилось, что маркер – это фишка, передвигаемая по треку репутации =)))

Что касается качества печати, то и оно тут, увы, обычно-российское. Неравномерно высохший картон изогнуло пропеллером или выгнуло дугой, цвет рубашек карт не совпадает по цвету, вырубка жетонов сильно гуляет (из-за чего некоторые стенки на поле почти незаметны), деревянные компоненты плохо покрашены. В том комплекте настолки, в который я играл, почему-то не оказалось одной карточки предприятия (то ли не было изначально, то ли куда-то делась в процессе). Наконец, подавляющее большинство коробки занимает воздух: сложенные компоненты занимают всего 1/12 внутреннего пространства. Так что прямо-таки напрашивается дорожный вариант игры с ценой раза в два меньше как минимум.

Впрочем, несмотря на все перечисленные недостатки и тему (монополия азазаз), игра мне понравилась. Играть я в нее, конечно, не буду, но вот желающим поиграть во что-то монополеподобное буду рекомендовать смело. Пересобирающееся поле, решения каждый ход, куда идти, что покупать и какие карты заклинаний, то есть тьфу, событий играть, динамичность процесса, наконец. Наверное, так и должна выглядеть «Монополия 2.0».