Александр Беляков поделился у себя в блоге впечатлениями от игры Alien Frontiers. По его словам игрушка оказалась довольно симпатичной, она хорошо оформлена, не особо сложна и не так уж рандомна, как может показаться на первый взгляд (при том, что в комплект входит 25 кубиков).
Вчера пришла посылка с новой игрой – Alien Frontiers. Сегодняшнее утро я решил начать с написания рецензии на Power Grid, однако процесс написания в какой-то момент был прерван, так как мы с Алиной решили опробовать новое приобретение. И вот, Power Grid отодвинута на второй план, потому что я хочу поделиться с вами впечатлениями от Alien Frontiers. Полноценными эти впечатления назвать сложно, потому что мы играли вдвоем, но, как оказалось, игра отлично играется и на пару, и, несмотря на всю свою дайсометательность, Alien Frontiers оставила приятное послевкусие – думаю, сегодня вечером мы сыграем в нее еще раз.
В начале, как обычно, расскажу об игровом процессе. По фабуле, игроки являются представителями неких неизвестных фракций (которые, видимо, станут известны в надвигающемся расширении Alien Frontiers: Factions), колонизирующих новую планету. В середине игрового поля, собственно, изображена вышеупомянутая планета, разделенная на восемь территорий, а вокруг нее на орбите болтается некоторое количество космических станций, спутников, инопланетных артефактов и т.д. (назовем это, за неимением лучшего русского слова, “инсталляциями”). В игре присутствует два ресурса – топливо, обозначаемое оранжевыми кругляшами, и руда, обозначаемая суровыми серыми еврокубами. Каждый игрок в начале игры получает шесть шестигранных кубиков (они же космические корабли) и от шести до восьми фишек колоний, в зависимости от количества играющих. Три кубика каждый игрок выкладывает на поле Maintenance Bay (эти корабли уже находятся на орбите), а остальные кубики вместе со всеми фишками колоний откладываются в сторону – это резерв.
Задача игры проста – набрать больше всего победных очков, или выиграть по небольшому списку тайбрейкеров, который я не буду приводить, в случае ничьи по очкам. Евроигра, итить ее за ногу. При этом надо сразу сказать, что очки проверяются только в конце игры, то есть длинного победного трека здесь нет. Очки, конечно, подсчитываются в процессе игры, чтобы понимать, у кого дела лучше, а у кого хуже, но формальный подсчет идет только когда заканчивается игра – то есть в нее в принципе можно играть без трека очков.
Очки в конце игры приходят из трех источников. Первый – колонии. Каждая колония, размещенная на планете, дает одно очко. Также, если на той или иной территории у тебя больше всего колоний, то считается, что ты эту территорию контролируешь, и получаешь за нее еще одно дополнительное очко. Если у двух или более игроков одинаковое количество колоний – дополнительное очко не получает никто. Второй источник – две карты инопланетных технологий, которые дают по одному очку в конце игры – Alien City и Alien Monument. Ну и третий источник – фишка позитронного поля, которая дает одно дополнительное победное очку тому, кто контролирует территорию, на которой она лежит. Чтобы понять размах (или отсутствие оного) – наша первая партия закончилась со счетом 11-8.
Игровой процесс прост до безобразия – игроки ходят по очереди, при этом каждый игрок сначала кидает все корабли-кубики, которые есть у него в наличии, после чего по определенным правилам распределяет их между орбитальными инсталляциями, перемежая это, по необходимости, со специальными возможностями карт инопланетных технологий.
Для понимания сути игры, пожалуй, надо объяснить три основополагающие вещи: орбитальные инсталляции, карты инопланетных технологий и территории самой планеты.
Орбитальных инсталляций в игре девять штук. Именно благодаря им в игре производятся все основные действия. Для того, чтобы использовать инсталляцию, нужно пристыковать к ней некоторое количество кубиков-кораблей, следуя определенным правилам. Например, к некоторым инсталляциям можно присоединять только пары или тройки одинаковых кубиков (например, 2-2 или 5-5-5). К другой инсталляции можно присоединяться только “шестерку”. Третья инсталляция для активации требует, чтобы сумма на всех пристыковавшихся кораблях была восемь или выше. Четвертая требует, чтобы кубики шли в возрастающей последовательности, как стрейт в покере (например, 1-2-3 или 4-5-6) и т.д. Естественно, для стыковки должно быть свободное место – если другие игроки уже пристыковались к этой инсталляции, свободных мест остается все меньше и меньше, а у некоторых инсталляций это место в принципе одно, и необходимо ждать следующего хода для того, чтобы его занять. Также, некоторые стыковки требуют использования ресурсов – топлива, руды или даже принесения корабля в жертву.
Что-то же дают эти инсталляции? Часть дает ресурсы – топливо, руду и карты инопланетных технологий. Часть позволяет выставлять колонии на планету – либо дешево и медленно, либо дорого и быстро. Можно строить новые корабли (то есть увеличивать количество доступных для броска кубиков), можно обменивать одни ресурсы на другие, а можно с помощью пиратского корабля воровать ресурсы и карты у других игроков. В общем-то, вот и весь скелет игровой механики.
Теперь о картах инопланетных технологий. В начале игры каждый игрок получает по одной карте, и имеет возможность с помощью инсталляции Alien Artifact тащить дополнительные карты из пула из трех карт, выкладываемых на всеобщее обозрение. Также эти карты можно сбрасывать, если тебе не нравятся три лежащие, и вытащить три новые. Большинство карт имет две части – ты либо можешь заплатить какое-то количество топлива и один раз в ход использовать ее первую (более слабую) возможность, либо скинуть карту в сброс и единоразово задействовать ее вторую (более сильную) возможность. Возможности самые разные – перебросить кубики, перевернуть кубик на другую сторону (т.е. превратить 1 в 6, 2 в 5, 3 в 4 и т.д.), защитить себя от пиратских нападок, выложить на планету одну из трех фишек силовых полей (позитронное, изоляционное или репульсионное поле, которое тем или иным образом влияет на территорию, на которой оно лежит), и т.д. Всего в игре 11 типов карт инопланетных технологий, по две копии каждой карты. В промо-дополнении, которое мне тоже пришло, лежало еще две карты Mind Control Helmet, то есть в сумме у меня 24 карты.
Ну и о самой планете замолвим слово. Каждая из восьми территорий планеты дает преимущество тому игроку, который эту территорию контролирует, то есть имеет там больше колоний, чем другие игроки. Преимущества достаточно простые – скидки на строительство кораблей или колоний, выгодный курс обмена на Orbital Market, возможность получить еще один, седьмой кубик (реликтовый инопланетный корабль), который можно использовать вместе со всеми своими остальными кубиками, и т.д.
В общем-то, вот и вся механика. Игра заканчивается, когда один из игроков выставляет на планету свою последнюю колонию. Все смотрят на свои победные очки, у кого их больше всего, тот и молодец. Апплодисменты, занавес.
Теперь, собственно, об ощущениях от первой игры.
1. Если вы знакомы с моими предпочтениями в настольных играх, вы знаете, насколько я не люблю игры с кубиками. Первый раз, когда я увидел эту игру на BoardGameGeek, я закрыл страницу как только увидел это засилье кубов. Однако что-то заставило меня пересмотреть свои взгляды – и по результатам первой игры я об этом совсем не жалею. Рандома в игре намного меньше, чем может показаться исходя из того, что в комплекте игры 25 кубиков. Естественно, он есть, но у меня не сложилось впечатления, что рандом управляет этой игрой.
2. Несмотря на достаточную простоту правил, составляющих игровую механику, в игре часто приходится чесать репу и думать о том, что делать в данный конкретный момент. Игра по сути своей достаточно тактична, то есть долгосрочную стратегию тут бессмысленно выстраивать (особенно, наверное, если ты играешь вчетвером), но, опять, для игры с 25 кубиками мыслительный процесс в этой игре не так прост, так как надо одновременно обрабатывать множество вводных и находить оптимальное на данный момент решение.
3. Надо отметить, кстати, тот факт, что механика достаточно свежа. Не припоминаю с ходу других игр, в которой используется тот же механизм. Или, возможно, я в принципе сторонюсь таких игр, отсюда и свежие ощущения.
4. Мозг игра при этом не взрывает, и вдвоем играется за полтора часа. Вчетвером, наверняка, времени уйдет больше, но, с другой стороны, и количество колоний у каждого игрока при игре вчетвером меньшее, поэтому конец игры должен наступать быстрее.
5. Отдельным пунктом хочется отметить графическое оформление игры – оно явно навеяно научной фантастикой 60-х годов прошлого столетия. На вкус и цвет товарища нет, наверняка, найдутся люди, которым эта стилистика не понравится, но меня лично от нее прет, сделано отменно. В дополнение к этому хочется отметить и то, что компоненты игры выполнены на высоте. Мне понравилось все, Алина Сергеевна скептически оценила только фишки колоний, все остальное тоже понравилось.
6. Это одна из немногих игр, в которую мне захотелось сыграть снова сразу после того, как мы закончили первую партию. С 7 Wonders, для сравнения, у меня такого ощущения не возникает, хотя по сложности, времени игры и другим параметрам они, на мой взгляд, схожи. Авторам как-то удалось сохранить в Alien Frontiers некую тематичность, которая мне так нравится, и которая, на мой взгляд, практически напрочь отсутствует в 7 Wonders.
Пожалуй, пока все. Сегодня сыграем еще раз, в ближайщем будущем опробуем с большим количеством игроков, тогда и будем выносить окончательный вердикт. А пока – очень доволен. Very nice.
Вдвоем в нее интересно играть, если оба игрока знают досконально механику, все карточки чужих и умело следуют выбранным стратегиям…..вчетвером это же конечно гонка….при чем жестокая, хотя фана от игры намного больше, у нас главное не вырываться, а потом резко, построив 2-3 колонии сразу выиграть….очень классная стратегия для партии в 4 человека, где кстати значения на кубиках очень мало влияют….все корректируется умелым использованием карт чужих и галактическим рынком
По механике сразу вспоминается Кингсбург.
Хочу заметить что с каждой игрой время партии уменьшается (мы игроки неторопливые, последние 2 партие вдвоем занали ровно час), а удовольствие (по крайней мере на первых порах) увеличивается за счет открытия все большего количества не очевидных приемов и комбосов.
Кстати, игры с похожей дайсовой механикой: Alea Iacta Est, To Court the King.
Мне кажется, что очень похожая механика у игры «Stone age» — просто количество бросаемых кубиков там обозначается человечками (которые тоже расставляются по соответствующим «Локациям», правда сначала расставляются, а потом кидаются), а в AF — непосредственно кубиками. Но хотя соглашусь — весьма отдаленно напоминает, если вдуматься 🙂
И еще хочу отметить что игра особо конкурента (если можно так выразиться) — очень много действий направлено именно не на достижение количества очков для себя, а против других: украсть, отобрать, не дать, отвоевать), и в определенных компаниях довольно непросто играется (ну как бы люди начинают «благородничать» или наоборот обижаться друг на друга). То есть тут не просто бежим наперегонки, а еще и подножки ставим.