Добро пожаловать в мир настольных игр

Первые впечатления от «Эволюции»

На сайте Просто о настольных играх опубликовано описание первых впечатлений от Эволюции, в котором рассказывается как о правилах игры, так и о сильных и слабых сторонах этой игрушки. К её достоинствам автор относит игровую механику и высокий уровень взаимодействия между игроками, а к недостаткам — оформление, стилистику правил и игровые жетоны.

Стоит отметить, что я уже тоже опробовал Эволюцию, и, хотя, мои впечатления будут опубликованы не раньше следующей пятницы, могу сказать, что игрой я остался доволен. 

Объяснение и предупреждение: на роль полноценного взвешенного обзора этот текст претендовать не может – написан он «по мотивам» всего-то двух партий. Но первые впечатления есть, ими и делюсь.

Прежде всего, несколько слов о коробке – так как это первое, что видишь при знакомстве с игрой. Минималистичный контрастный стиль оформление мне понравился, а вот конструкция коробки – нет. Игра поставляется в картонном боксе, на который сверху надета цветная «обертка». Вот фото для наглядности – бокс, наполовину выдвинутый из «обертки»:

Экономично, но неудобно – «обертка» на коробке сидит туго, снимается и одевается плохо. Когда одевается – ее легко случайно разорвать (мне уже «повезло» – и это заметно в самом начале видео выше). Появляется искушение выбросить эту самую «обертку» к чертовой матери, чтобы не раздражала.

Еще одна привычная жалоба – габариты. У нас карточные игры кладут в коробки совсем не по размеру, и «Эволюция» не исключение. Место внутри, что называется, гуляет.

Для сравнительного примера, идеальный с моей точки зрения вариант упаковки карточной игры — Archaeology: The Card Game. Максимально компактная коробка, куда помещается разбитая на две стопки колода и буклет с правилами.

Хотя, и у такого варианта наверняка найдутся недовольные – скажут: карты в протекторах в такой миниатюрный бокс уже могут не поместиться! Протекторов у меня нет – проверить не получилось. Ну да ладно, не будем отвлекаться от темы «Эволюции».

Итак, о чем же сама игра? Она предлагает проверить на практике эволюционную теорию старика Дарвина. Для этого игроки создают существ, наделяют их разными свойствами и борятся за выживание. Победить, конечно же, должен самый сильнейший или хитрейший. При этом ход эволюции наверняка сделает пару неожиданных поворотов, так что заранее угадать победителя никак не получится.

Каждый игровой ход разбит на три главные фазы. В первой – игроки хлопочут над созданием существ, по очереди – по одной штуке — выкладывая карты (этот процесс продолжается до тех пор, пока все участники не спасуют, ну или пока не потратят все карты с рук).

Любую карту из руки можно выложить рубашкой вверх – это будет новое существо (их количество неограничено). Остальные карты (свойства) подкладываются под нее. Часто у карты есть два свойства, которые можно применить по собственному усмотрению. Например, на фото выше с помощью одной и той же карты существо можно превратить в норное (если такого гада наркормить, то он тут же прячется в нору, где его не достанет хищник) или снабдить существо жировым запасом – возможностью накапливать пищу прозапас. Выбор свойства делается один раз, менять его нельзя.

Вот еще несколько примеров карт (а именно – с защитными свойствами). «Водоплавающее» – ваше существо покидает землю ради водных стихий (и сухопутные хищники ему уже не страшны). Свойство «Большой» позволяет свысока смотреть на мелких агрессивных гадов – больших существ могут атаковать только большие хищники. Ядовитое существо очень вредно для здоровья нападающего – после ядовитой трапезы хищник погибает.

Так же есть карты, позволяющие наладить взаимодействие между вашими ненаглядными тварями. Пример на фото выше: когда одно существо из пары получает еду, второе автоматически кормится за компанию. Кстати, есть мнение, что подобные связки в игре очень уж сильны. Дело в том, что вы можете собрать «цепочку» существ, передающих еду друг другу – и бороться с такой дружной семейкой совсем нелегко. Воспринимается это как откровенная дыра в балансе/правилах. Думаю, что несколько карт взаимодействия я попросту уберу из колоды, чтобы выровнять баланс.

Еда между существами распределяется на второй фазе хода. Кидается кубик(и), показывающий сколько единиц еды будет доступно. Потом игроки по очереди начинают кормить существ, вытягивая из «закромов» по одному маркеры еды (или по несколько маркеров, если работают обруганные выше цепочки).

Чтобы прокормиться, обычному существу достаточно одной единицы еды (если у существа есть свойство «жировой запас», избыток еды можно откладывать на следующие ходы). А вот если у существа есть свойства, повышающие голод и потребности, – ситуация сложнее. Например, хищнику нужна +1 единица еды (и еще одна единица, если это «большой» хищник). Вражеское существо можно еще заразить паразитом (+2 к потребностям еды).

Фаза питания – это фаза активного взаимодействия между игроками. Хищники пытаются жрать чужие или даже свои существа, чтобы прокормиться за их счет. Падальщики подхватывают еду с трупов. Пираты тащат еду у еще ненакормленных полностью существ и т.д. За столом гвалт, активное обсуждение, довольные восклицания вроде «Ну все, я поел и спрятался в норе, а вы там разбирайтесь!» или несерьезные обиды и комментарии «Ничего-ничего, сейчас я как создам водоплавающего хищника и всем вам припомню!»

Почему за еду идет столь активная борьба? Да очень просто – все ненакормленные существа в конце хода умирают (третья фаза – фаза вымирания). Вдобавок, новые карты на следующий ход раздаются по принципу «карта + 1 карта за каждое выжившее существо». То есть, если вы к концу хода сберегли трех гадов, то получите четыре новые карты. Чем больше карт – тем больше возможностей.

Игра идет пока в колоде остаются карты. Победитель определяется по очкам: их начисляют за выживших после окончания последнего хода существ и все их свойства.

Что в целом понравилось

— Сама механика создания существ. Она по-своему самобытна и интересна. Набор свойств не сказать, что очень разнообразен, но свободу для экспериментов он обеспечивает – быстро игра не надоест. К тому же, (со слов Ивана Туловского, руководителя проекта «Правильные игры») для «Эволюции» планируют выпустить обновление, которое повысит реиграбельность.

— Высокая степень взаимодействия между игроками. «Эволюция» – жесткая соревновательная игра. Выживает сильнейший (чтобы это ни значило)!

— Случайное определение количества еды на каждом ходу… Обычно на рандом жалуются. Тут же он, как показалось, очень уместен. Кубики могут служить своего рода катаклизмами, прореживающими ряды существ. Спонтанная нехватка еды не дает разгуляться хищникам. Кубики сохраняют интригу и напряжение (а вдруг еды выпадет мало? Что будет?).

— Длительность партии – при игре втроем составляет около 40 минут.

Что не понравилось

— Правила. Вообще, написаны они логично, понятно и даже есть отдельный лист с подсказками и примером партии. Но правилам очень сильно не хватает уточнений и конкретных описаний того, как в тех или иных ситуациях работают некоторые карты. Текст (и в правилах, и на картах) можно трактовать по-разному – из-за этого возникло несколько споров, испортивших впечатления от игры в целом . Каждый пытался перетянуть одеяло в свою сторону. Игра-то ведь идет не жизнь, а на смерть! 🙂

— Комплектация. В комлекте мало маркеров еды и, особенно, маркеров жирового запаса (всего-то две штуки!). В партии на троих маркеров в целом нам хватало, но впритык. Если будут играть четыре человека (максимум), точно будет недостаток.

— Оформление карт… Интересный пункт. Как вы уже увидели на фото, на картах более крупные надписи сделаны на английском языке (а русские буквы – поменьше). Иван Туловский объяснил этот факт тем, что игру придумывал биолог – а для них английские термины как родные. Объяснение кому-то наверняка покажется натянутым. Но примечательно другое – в моей игровой группе, например, ни один человек на такую «английскую доминанту» внимания не обратил. Причем, я не могу сказать, что все прекрасно владеют этим языком… Поэтому мой скепсис относительно английского текста резко уменьшился. А вот что картам действительно не помешало бы – так это символы-подсказки, указывающие на свойства. Например, чтобы на карте «Водоплавающее» была не просто надпись буквами, но и какой-то характерный значок, говорящий, мол: вот водоплавающее! Штука в том, что когда у существа много свойств, а сами карты лежат на противоположном конце стола да еще и вверх ногами по отношению к вам, читать текст ставится сложновато. Из-за этого можно даже неправильно трактовать свойство или попросту незаметить какую-то карту.

На описание недостатков ушло примерно в два раза больше букв, чем на рассказ о достоинствах. Но это совсем не значит, что игра плохая. Наоборот, «Эволюция» – игра хорошая, с сильной созидательной составляющей (лепить новых существ очень интересно). Просто есть у нее некоторые шероховатости, мешающие игровому процессу. Но по мере знакомства с игрой эти самые шероховатости сглаживаются – вторая партия, скажем, прошла намного быстрее и «глаже», чем первая.

А вот строить серьезные прогнозы о реиграбельности я пока воздержусь – боюсь как бы не обнаружились какие-то откровенно выигрышные тактики/комбинации. Но, думаю, проверку практикой эта игра пройдет достаточно быстро – «Эволюция» легко попадает в число фаворитов коллекции.

22 комментария

  1. Макс

    Господину Туловскому советую заключить контракт с камрадом Михайло Маргитычем (Monkey). Тогда получится такая игрушка с таким редизайном, что моё почтение…

    *тогда я ее и распечатаю, т.е. куплю, конечно*

  2. Acies

    почему бы аккуратно не разрезать обертку с самого начала, и приклеить ее к коробке? тогда получится цветная, красивая легко открывающаяся коробка %)

  3. Dicer

    Обзор заинтриговал.
    Пока у меня 50% за то что б купить её…
    Не извесно пока по поводу реиграбильности.
    Действительно очень удивили надписи на английском, к чему это?! я не понял. Если б они были сделаны на латыне, это б я ещё понял и под русскими надписями.
    Поживём увидим. Но я б вначале поиграл бы в P&P версию этой игры, что б убедиться что я хочу её купить.

  4. greta

    Игре очень подошёл бы дизайн в духе карикатурного «Манчкина» . Но нарисовать с нуля я так понимаю это сложно? Может кто-то сказать, сколько всего различных способностей (карт) в игре?

  5. monkey

    любой дизайн и графика подошли бы сделаные не кривыми руками)

  6. greta

    Дык, может возьмёшься? А народ тебе поможет или ты сейчас что-то другое переделываешь?

  7. White

    @Dicer
    Надписи на английском помогают играть с забугорными гостями 🙂 Приедет опять какойнибудь Гарфилд(создатель МТГ, Вампиров и т.п.) и преобщится к правильным играм, одно дело когда он в Зельеваренье играл, там текст особо значения неимеет, другое дело столь продвинутая настолка 🙂

    @greta
    а сейчас он разве не в этом духе? Конечно нет монстра читающего журнал PlayTroll, но тут и тема другая.

  8. monkey

    @greta
    меня эта игра не интересует)

    @White
    да да, конечно,в таком же духе))))))

  9. Саша Невский

    «Для сравнительного примера, идеальный с моей точки зрения вариант упаковки карточной игры — Archaeology: The Card Game. Максимально компактная коробка, куда помещается разбитая на две стопки колода и буклет с правилами.

    Хотя, и у такого варианта наверняка найдутся недовольные – скажут: карты в протекторах в такой миниатюрный бокс уже могут не поместиться! Протекторов у меня нет – проверить не получилось. Ну да ладно, не будем отвлекаться от темы «Эволюции».»

    Нашлись. Проверено. Коробка Archaeology: The Card Game — неудачный пример хорошей коробки для хранения игры. При использовании даже самых подходящих протекторов для карт все равно с ними не закрывается. Тут как раз наоборот слишком уже компактная.

    Хотя сама игра Archaeology: The Card Game мне нравиться.

  10. monkey

    Archaeology мне тож понравилась, хотя и рэндом. В поход или на море — то самое.

  11. Helgi

    Шкода, що Манкі не береться))
    В українську версію зіграв би з радістю…

  12. monkey

    @Helgi
    ))) авжеш )))

  13. Kert

    Макс :
    Господину Туловскому советую заключить контракт с камрадом Михайло Маргитычем (Monkey). Тогда получится такая игрушка с таким редизайном, что моё почтение…
    *тогда я ее и распечатаю, т.е. куплю, конечно*

    Он же не свои арты, вроде, берет для редизайна. Это не есть интересно, так может любой сделать. И по-моему, схематичность в данном сеттинге оправдана.
    Думаю подождать, когда сделают ПнП, потому как к таким играм надо подходить осторожно. Уж точно сразу покупать не побегу, подождем хотя бы пары обзоров.

  14. monkey

    @Kert
    1. ну что-то «любой» сидит на месте и ждёт только
    2. да чужие, но это не значит, что я рисовать не умею, я выкладывал ссылку на свои работы. Я что полный идиот, потратить пару месяцев для арта ре-ПнП, что потом, возможно, кто-то сказал спасиба. Мне же кушать надо).

    а, да, повторюсь, гавняно зделано… без обид (:

  15. battrack

    а мне нравится! Просто и со вкусом, а все эти навороченные иллюстрации, фэнтези и пр. приелось уже.

  16. Денис II

    Кто уже попробовал, скажите, она на две персоны пойдёт?

  17. Kert

    battrack :
    а мне нравится! Просто и со вкусом, а все эти навороченные иллюстрации, фэнтези и пр. приелось уже.

    Согласен. Хотя и не всегда. Просто для данной тематики все это выглядит очень даже ничего. Вот в фэнтезийных или приключенческих играх такой арт смотрелся бы неуместно.

  18. teferi

    Сегодня купили саму игрушку и пару раз играли в нее толпой. во-первых жетонов правда мало. красных 12 при том что максимум в игре их может оказаться 14 (при игре в 4м). Да и цвет — лучше бы синие были красными а красные зелеными. Не понравилась конечно цена. Ну как бы Цитадели стоят дешевле а качеством компонент здорово повыше, да еще и по лицензии, а тут отечественная игра которая и печаталась наверное у нас и разработчик наш и качество карт ниже, а стоит почему-то дороже. Кто б рассказал — почему.

    В остальном мне нравится. Опять же моей девушке очень понравилась, что есть ббольшой + =) Совсем не плохая семейная игра. Почти сразу появилось желание придумать карт дополнений к ней =)

  19. Ламбер

    Купил сегодня на выставке.
    Сыграли 5 раз. Понравилось.

    Насколько я могу судить, реиграбельность у настолки вполне на уровне.
    Рисунок партии практически во всех случаях был разный.

    Были и суровые животные по 5+ карточек на каждом.
    И сложные сети взаимодействий, где одно животное кормит всю пачку.
    И в игру с кучей Хищников, где постоянно кого-то сжирали.
    И раш игру с длинными рядами по 5-6 пустых зверей.
    И в нищенский вариант, когда у каждого лежало на столе всего пару полуживых-полупустых ящерки

    В общем, игра богата на игровые ситуации. Достойно получилось.
    Стоит брать хотя бы ради поддержки отечественного игропрома.

  20. Romantic

    А отсканить случайно счастливые обладатели не смогут?) Собрал бы ПнП и был бы премного благодарен 8)

  21. cooldream

    @greta

    Вот тут есть все способности карт :
    http://www.rightgames.ru/evo_card_abitityes.pdf

    Игра очень заинтересовала,думаю надо приобрести…странно не заметил в игре летающих существ,неужто для дополнения оставили?

  22. Katok

    Моя первая самодельная Эволюция — сам игру в живую не видел.
    Сваял по материалам сайта на пробу.
    Ссылка http://ifolder.ru/18992336
    Кому надо — пользуйтесь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑