Добро пожаловать в мир настольных игр

Первые впечатления от игры «Rattus»

Rattus

В блоге Александря Белякова появилось описание первых впечатлений от игры Rattus. Александр отмечает, что это быстрая настолка, совершенно не требующая знания иностранных языков, которая оказалась достаточно интересной несмотря на кажущуюся простоту и нединамичность. 

Пока я изнывал от скуки на пляжах в непосредственной близости от Венеции, мне в Москву пришла посылочка с тремя новыми играми. Одной из этих игр была Rattus – я к ней достаточно долго приглядывался, но заказать смог только когда ее выпустила Z-Man Games, что сделало ее доступной для приобретения на сайте Boards’n'Bits. Последние дни отпуска прошли с несомненной пользой для дела – играли в разные игры, в том числе и в Rattus. Собственно, первый ощущения читайте ниже.

Тема этой занимательной игры крайне привлекательна – разгул бубонной чумы в Европе в середине XIV века. Действие происходит на несколько стилизованной европейской карте, разбитой на 12 регионов. Игроки выкладывают на поле классические еврокубы, призванные символизировать население Европы, которое от этой самой чумы начинает безропотно вымирать.

Rattus

Задача, как не сложно догадаться – остаться с наибольшим количеством живчиков на карте после того, как черная смерть соберет свой последний урожай.

Ходят слухи, что в распространении чумы немалую роль сыграли полчища крыс. Не знаю, было ли это так, или нет, однако в игре именно на крысиные жетоны возложена ответственность за массовый геноцид. В начале игры на каждый регион выкладывается лицом вниз по одному крысиному жетону. На каждом жетоне изображено две вещи. Во-первых, цифра от “1+” до “6+”, которая показывает минимальное количество кубов, которое должны быть в регионе, чтобы там случилась эпидемия чумы, когда этот жетон откроется. Во-вторых, символы разных персонажей – если эпидемия все-таки случилась, то умирать будут исключительно кубы владельцев этих персонажей; в дополнение к этому, буква “М” (majority) обозначает, что умрет один куб игрока, у которого большего всего людей в регионе, а буква “А” (all) означает, что умрет по одному кубу у каждого игрока.

Rattus

Что за персонажи? Их в игре всего шестеро, и каждый из них дает какую-то полезную плюшку. Соответственно, если ты берешь карточку персонажа, то получаешь бонус, но рискуешь потерять больше людей во время чумы. Если карточки не берешь, то риск меньше, однако и никаких специальных способностей у тебя нет.

Последнее приготовление – на один из регионов ставится фишка “черной смерти”, определяющая то, каким образом распространяется чума.

Сам игровой процесс прост до безобразия. В свой ход ты последовательно делаешь три вещи:

1. Можешь взять одну из шести карточек персонажей – либо забрать ее у другого игрока, либо (если это еще начало игры) из центра стола. В процессе своего хода ты можешь использовать специальные способности всех персонажей, которые лежат у тебя – и того, которого ты взял в этом ходу, и всех, которые остались у тебя с предыдущих ходов. Способности включают выкладывание дополнительных кубов, перемещение кубов по карте, возможность смотреть на крысиные жетоны и передвигать их, и т.д. Если ты взял карточку, то она остается у тебя до тех пор, пока кто-то еще ее у тебя не заберет – самостоятельно избавиться от нее уже нельзя.

2. Ты размещаешь в один из регионов столько кубов, сколько в этом регионе лежит крысиных жетонов. То есть ты либо можешь положить много кубов в регион, в котором риск чумы велик, либо мало кубов в регион, где опасности меньше.

3. Ты передвигаешь фишку “черной смерти” в любой соседний регион. Сначала вокруг это региона взакрытую выкладываются новые жетоны (чума расползается), после чего в самом регионе, если там есть хотя бы один крысиный жетон, начинается эпидемия. Жетоны открываются до тех пор, пока либо не умрет все население региона, либо не закончатся жетоны, после чего ход переходит к следующему игроку.

Rattus

Так продолжается до тех пор, пока либо не закончатся все крысиные жетоны, либо один игрок не сможет выложить на поле все 20 кубов (что случается крайне редко). После этого все имеют возможность еще раз воспользоваться своими карточками персонажей, затем происходит финальная эпидемия чумы во всех 12 регионах, и выигрывает тот, у кого в конце остается больше всего кубов на карте.

Мои впечатления после одной игры следующие:

1. На первый взгляд игра кажется слишком простецкой и нединамичной. Игроки по очереди выкладывают кубы, но на карте ничего не происходит, так как кубов слишком мало, чтобы вызывать эпидемии. Жетоны уходят в бито, и возникает ощущение какой-то неудовлетворенности (где смерть? где груды зловонных трупов?) Дабы не провоцировать “черную смерть”, все раскладывают кубы в разные регионы. Прямого конфликта между игроками нет. Тишь и гладь. В какой-то момент, однако, жетоны достигают критической массы, и начинается мор налево и направо, ну а последняя эпидемия во всех 12 регионах расставляет жирные точки над i – кто не спрятался, ноа не виновата. То есть под конец динамики все-таки прибавляется.

2. Я так и не смог определить степень рандомности игры. Рандомность вся, естественно, в жетонах – ты узнаешь, что на нем изображено, только тогда, когда откроешь его. Есть, конечно, персонаж Ведьма, которая позволяется посмотреть на два жетона и при желании поменять их местами, но это все. Ты знаешь разброс цифр, активирующих эпидемию, и понимаешь, что чем меньше у тебя во время эпидемии карт персонажей на руках, тем лучше. Но это не дает того прекрасного ощущения контроля над результатом, которое я так люблю в играх.

3. Справедливости ради нато отметить, что игра заканчивается достаточно быстро. Мы ее, по-моему, закончили где-то за полчаса. В таких условиях и в рандомную игру поиграть не грех.

4. Несмотря на то, что игровое поле навевает мысли об игровой механике area control, этим здесь не пахнет. Регионы нужны лишь для того, чтобы понимать, где в следующий ход может оказаться чума. Контроля над регионами нет, большинством кубов в регионе обладать не только не полезно, но и вредно, лучше “размазывать” кубы по всем 12 регионам.

5. Оформление прекрасное, языковой зависимости не наблюдается.

Больше мне к этому добавить нечего. Игра не настолько масштабная, чтобы писать о ней трактаты. Попробовать еще раз хочется, потому что, несмотря на свою кажущуюся простоту, с первого раза полностью осознать игру тяжело – мешают определенные поведенческие клише из других игр (например, сложно избавиться от мысли, что выложить кучу кубов в один регион – это не обязательно хорошо, и что совершенно необязательно брать новых персонажей, даже когда у тебя есть такая возможность). Надеюсь, рано или поздно получится сыграть достаточное количество партий, чтобы написать полноценную рецензию. А вообще, если честно, игра – чума!

7 комментариев

  1. zerg7

    жду игру, уверен что тоже понравиться=))

  2. Зернщик

    Игра Супер сыграно партий 20 с коллегами, адское месиво когда образуется временный союз из 3 игроков и они начинают давить 4. В определенный момент игры бывает понимаешь что не выиграть и тогда можешь повлиять на результат других. Мы еще попробуем сыграть в дополнения которые в пнп варианте, думаю будет интересно, тогда возможностей еще больше.

  3. monkey

    @Зернщик
    ПнП заменяет персонажей а не добавляет, как было 5 персов на выбор так и останеться, мы ведьму сразу Нильсом заменили.

  4. Man

    Попросил знакомых привезти игру из Германии. «Нет в наличии». Я, правда, не знаю в каком они городе и в каком смотрели магазине, но почему-то мне казалось, что в Германии есть все игры и в любом «ларьке». Как же я заблуждался 🙂

  5. hanbar

    @monkey
    Не 5, а 6 стартовых. А откуда информация, что остальные из игры убираются? На БГГ четкого ответа не услышал. Были предположения, что можно выбрать из каждой фракции по одному любимому персонажу, по одному из каждой фракции рандомно, и т.п.

  6. monkey

    @hanbar
    угу 6, перепутал.

  7. Romantic

    На самом деле скучно когда меньше четырёх человек играет. Тогда эпидемии редкость и вообщем то рустно всё. А второе — всё от тактики зависит) Первое время тоже не очень интересно играть было, пока один из друзей не разработал тактику «смертников»))) Смысл, подкидывать как можно больше своих людей в регион, в котором и так много народу, с расчётом на то что все жетоны крыс сработают наверняка и большая часть народа вымрет, но так как твоих больше, то хоть пару человек но точно останется) Довольно весело и остро играть получалось. В остальных случаях согласен, где то явно недочёт в игре. Слишком много крыс «вхолостую выстреливает».

    Плюс, я скажем два момета недопонял в игре.
    1. То что если Чума приходит в райно где нет крыс, то ничего не происходит (могу ошибаться, давно играли, но по моему что то такое было в правилах). Но в таком случае у нас несколько раз были случаи, когда действительно люди толпились в нескольких регионах и невыгодно было никому туда направлять Чуму, поэтому она фактически по кругу ходила.

    2. Я так понял жетоны поочерёдно вскрываются крыс? Просто часто бывают ситуации, когда от очередности ещё зависит,один вскрыл, а остальные уже не действуют ибо первый скосил там сколько то людей. И наоборот, если бы сначала вскрывались те два, то оба сработали бы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑