Не так давно я опробовал игру London и остался не очень ею доволен — евроигра как евроигра, нормальная, неплохая, но не более. А вот Зордоку она понравилась, он даже параллели с RFTG проводит!
2010-й год был обилен на всякую настольную вкуснотень, чего не скажешь о 2011-ом (который запомнился нам несколькими яркими америтреш-проектами). Одной из интересных игр была карточная игра с полем от Мартина Уоллеса с типичным для настолки названием — London. Не смотря на городскую тему, перед нами не воркер плейсмент, а карточная игра в духе Инновации и RftG. Хотя я её и покупал как замену Доминиону. Вчера мы сыграли вторую партию, и теперь я могу рассказать о своих впечатлениях по её поводу.
Игра получилась отменная, не даром она добралась до сотой строчки BGG. Партия занимает примерно 60-90 минут, причём она тем короче, чем больше игроков (такие дела) сели за стол. А все потому, что партия идёт до окончания колоды, и чем больше игроков её теребят, тем быстрее она и заканчивается. В первой партии в нашей постоянной компании мой друг даже воскликнул: "Я ещё ничего не успел сделать, как это конец игры?!". Вдвоём, конечно, развернуться уже есть где. Но обо всём по порядку.
Компоненты
Первое, что хочу отметить — игра выпущена сразу на трёх языках: французском, немецком и английском. Поэтому её совершенно спокойно можно брать на Амазоне: у вас будут англоязычные правила, карты и поле.
Коробка плотная, А4. Внутри сложенное поле, деревянные чёрные бруски, тайлы, жетоны ПО и карты. Когда распаковываешь игру, кажется, что компонентов разных много, но в процессе игры приходит понимание, что основное здесь — крупная колода карт, а всякие жетончики просто обозначают выданные кредиты, очки, территории и линию метро.
Все, разумеется, высокого качества. В комплекте, если не ошибаюсь. шли зиплоки для компонентов. Особых изысков в оформлении вкладки нет — два отдела, куда всё и помещается.
Правила игры
Чуть ниже я приложу свой короткий перевод правил. Как ни странно, это всего 1,5 страницы. Комплексная игра с короткими и ёмкими правилами — как же я это люблю. Вспоминается добрая традиция Империала.
Игра играется так. Игроки берут по 6 карт, по 5 кубиков "печали" (штрафы наподобие кубиков бедности в Нотр Даме) и 5 монет. Ходят по-очереди. Игровые позиции — карта предместий Лондона, общий дисплей карт, рука и собственный дисплей карт. Как видите, к той же RftG прибавился общий дисплей и стратегическая карта, которая (забегая вперёд) просто наглядно заменяет часть жетонов ПО.
Цель игры — к моменту окончания колоды набрать больше ПО. Они даются за владение районами Лондона, некоторые карты в собственном дисплее и полученные ПО в процессе игры.
В свой ход игрок выбирает 1 действие из 4-х, совершает его и сбрасывает с руки до 9-и карт. Что можно сделать?
- Можно взять 3 карты из общего дисплея или случайно из колоды.
- Можно купить 1 территорию (и получить за это карты и ПО)
- Сыграть с руки карты в свой дисплей
- Запустить свой дисплей (как стадия продакшна в RftG)
Чтобы сыграть карту, нужно сбросить в общий дисплей карту того же цвета. Всего карты бывают 3-х основных цветов и мусорного серого. Иногда нужно заплатить деньги.
При активации карта может потребовать дополнительно сбросить карту с руки или заплатить денег. Эффекты могут быть в момент выкладки карты и в момент активации. Большая часть карт после активации переворачиваются рубашкой вверх. Карты можно и нужно играть поверх уже сыгранных, т.к. число ваших позиций на поле прямо пропорционально штрафным очкам. После активации игрок считает карты на руках и позиции в своём дисплее, вычитает число провинций и получает штрафные кубики печали. В конце за печаль отнимаются очки.
В принципе, всё было бы довольно просто (символов в игре на картах всего около 6-7, совсем немного после Борьбы за Галактику, встречается иногда короткий текст на английском), но дело в том, что карты редко повторяются. Иногда наберёшь в руку карт 12-14, нужно что-то сбросить, а понять, что тебе-то нужно довольно сложно.
Впечатления
Впечатления от игры у меня самые приятные. Это сложная карточная игра, а я такие люблю. Она не про космос, поэтому жена не против иногда её разложить. По сложности она лежит где-то между Сан Хуаном и RftG. Может быть на уровне RftG без допов. Правила у игры короткие, и потеряться в значках не сможет даже новичок. Всё крутится вокруг получения денег, избавления от кубиков печали и покупки "на будущее" провинций.
Ближе к концу игры можно построить линию метро, но это выглядит как бонус. Основной алгоритм игры — как грамотнее за меньшее число ходов сделать больше действий. Например, на двоих я обыграл жену, сразу "распахав" себе 7-мь ячеек под карты, реже их активировал, получал в начале много кубиков печали, но затем ото всех них избавился к концу игры. Жена держала сначала 4-е ячейки, регулярно их поплняла и активировала, печали было мало, но и комбы были попроще.
Самое вкусное, это конечно активационыне комбы. И если у РТфГ эти комбы вы строите в начале игры, а затем побеждает тот, у кого она быстрее и эффективнее отработает, в Лондоне комбы держатся 1-2 активации, затем карты уходят. В этом смысле есть что-то общее с другой сложной карточной игрок — 51 State
Итог
Игра получилась отменная, для любителей сложный карточных стратегий. 7.5 баллов.
Я бы не сказал, что супер-доволен. Заслуженные 7-7.5 баллов. Но игра имеет главное преимущество — очень простые правила, внутри которых достаточная глубина. Примерно как с играми Мака Гердтса.
+1, отличная игра
сан жуан не дает людям покоя