В этом году должна выйти SeaFall, новая игрушка с legacy-системой на тему великих географических открытий. Широкой публике она станет доступна только на Эссене, но некоторое количество экземпляров было продано на американском фестивале Gen Con, так что по ней уже появились первые отзывы.
С одним из опубликованных на Board Game Geek отзывов (без спойлеров!) я предлагаю ознакомиться вв моём вольном переводе. Автор пишет, что SeaFall — игрушка хорошая, во-первых, это точно не второй сезон "Пандемии. Наследие", и, во-вторых, точно игра не для каждого.
Релиз Seafall отложен до октября, но около 150 экземпляров успели разойтись по рукам на распродаже на Gen Con. По игре появились первые обзоры, и впечатления от неё оказались неоднозначными. Учитывая, что в эту игру успело поиграть достаточно мало людей, и оказавшись одним из тех счастливчиков, кому уже досталась коробка, я не смог удержаться от того, чтобы тоже написать на неё обзор (бесспойлерный).
Примечание: Мы ещё не открыли ни одну из шести коробочек с дополнительными компонентами. Мои впечатления основаны на базовой игре с первоначальным вариантом правил. Кроме того, я намеренно буду умалчивать о подробностях наших партий, чтобы не выдать лишней информации.
SeaFall – это не «Пандемия. Наследие»
Есть такое высказывание: «Если вы собираетесь сделать что-то очень хорошее, что-то что станет очень популярным, постарайтесь сделать так, чтобы это было ваше последнее дело. В противном случае до конца жизни вам придётся смириться с тем, что все будут ждать от вас как минимум повторения успеха. Жить придётся под гнётом завышенных ожиданий». «Пандемия. Наследие. Сезон 1» в данный момент занимает 1 строчку в рейтинге игр на Board Game Geek и применительно к новой игре от одного из её разработчиков слова «завышенные ожидания», это ещё, возможно, мягко сказано.
Давайте прямо с этого и начнём: SeaFall – это не второй сезон «Пандемии. Наследие». Если вам понравилась «Пандемия. Наследие», возможно в итоге вы возненавидите SeaFall. Так может случиться потому, что «Пандемия. Наследие» – это семейная командная игра, относительно несложная. SeaFall – это 4X-еврогибрид. Она более долгая. Она более медленная. Она более сложная. Это соревновательная игра с прямым конфликтом. Это не та игра, в которую можно сыграть несколько раз за вечер. В такую игру вы будете играть раз в неделю, а, может быть, даже раз в месяц.
Ничего из вышесказанного не означает, что SeaFall – плохая игра. Но её аудитория определённо уже, чем у «Пандемии. Наследие». И даже уже, чем у Risk Legacy. К сожалению, некоторые могут осознать, что это не их тип игры только когда деньги за неё уже уплачены, а в игру внесены необратимые изменения, что сильно затрудняет её продажу «с рук».
Что мне нравится в SeaFall
Итак, мы поговорили об игре в целом. Но каково же моё личное мнение? Мне она действительно нравится, и моей игровой ячейке – тоже! В ней есть всё, что нам нравилось в Risk Legacy, только она более стратегическая, тут больше всяких нюансов и ещё у SeaFall более интересная тема.
Во-первых, SeaFall – это соревновательная игра, для нашей игровой компании она подходит лучше, чем командные игры (к которым относится «Пандемия. Наследие»). Мы обсуждаем друг с другом как наши провинции завоюют заморские территории, сокрушат врагов и услышат крики их женщин. Когда мы собираемся за столом, то не просто сидим, играем и расходимся, но вспоминаем сыгранную партию и наслаждаемся ею на протяжении недели до следующей игровой встречи. Мне кажется, что некоторые обозреватели ознакомились с игрой очень бегло. Мы же погружаемся в неё довольно глубоко, из-за этого и впечатления от неё у нас остаются более приятные.
Запечатанные коробки из Risk Legacy стали одним из самых популярных элементов игра с «наследием», и, конечно же, они присутствуют в SeaFall (их 6 штук). Примерно как и в Risk Legacy, при достижении определённых условий они открываются, и в игре появляются новые компоненты, правила и т.п. Когда именно эти коробки будут вскрыты и как именно будет развиваться игра – всё это в руках игроков.
Мне очень нравится «Пандемия. Наследие», но у меня есть к ней претензия – от игроков никак не зависит когда именно вскрываются коробки с дополнительными компонентами. Это определяла исключительно колода событий и у разных людей одни и те же компоненты всегда добавлялись в игру в одно и то же время. Если этот вопрос отдан на откуп игроков, развитие игры может оказаться не таким плавным, как в «Пандемии. Наследие». Но, зато, игра у каждой отдельно взятой игровой ячейки точно получится более уникальной. Кто-то будет играть, просто позволяя новым компонентам появится в игре когда придётся. Кто-то будет стремиться целенаправленно ввести их в игру как можно скорее. А в каких-то группах игроки будут просто воевать между собой, даже не думая о развитии игры.
Ещё SeaFall – первая игра с наследием, где за игроком с начала и до конца закрепляется конкретная фракция. От партии к партии вы будете решать как улучшать свои корабли, лидера, провинции, и при этом не придётся прикидывать, как это может помочь другим игрокам. Этим SeaFall отличается от Risk Legacy, где за одну и ту же фракцию в разных партиях могут играть разные игроки, и от «Пандемии. Наследие», где игроки сообща могли принять решение взять какое-нибудь улучшение, работающее для команды в целом. Здесь же вы получаете личный сундучок с сокровищами, где между партиями хранятся ваши личные компоненты! В SeaFall даже, можно сказать, присутствует ролевой элемент, которого прежде в играх с наследием не было (прим. Ю.Т. – в «Пандемии. Наследие», всё-таки, присутствовала прокачка персонажей, и, если играть за одних и тех же героев, ролевой элемент тоже наблюдается).
В плане игрового процесса на начальном этапе знакомства с SeaFall самое интересное – это исследование территорий. Когда вы открываете новую точку на острове, то смотрите на условное обозначение, ищите его в книге капитана и зачитываете оттуда параграф, где вам предоставляется возможность выбора. Например, рассказывается о том, что вы встретили аборигенов спрашивается, станете ли вы с ними торговать или нападёте на них. Решение обычно приводит к некоему бонусу или штрафу, который вы получаете за исследование. Например, если вы атакуете аборигенов, вы получите дополнительный ресурс, но на поле появляется жетон враждебности. На игровое поле также помещается наклейка, обозначающая что именно вы нашли (поле с пряностями, золотую шахту и т.п.). Эта наклейка остаётся на поле навсегда. В результате каждый остров по мере исследования наполняется неким содержанием, и оно будет сильно отличаться от других экземпляров игры в других игровых ячейках. Таким образом в вашей конкретной компании складывается по-настоящему уникальная история.
Мы ещё не познакомились даже с половиной описанных в параграфах историй, но уже сейчас можно сказать, что всякого художественного текста прочли больше, чем в «Пандемии. Наследие» и Risk Legacy вместе взятых. Текста тут столько же, сколько на картах событий в какой-нибудь другой подобной игре. Интересно, что каждый раз игроки сталкиваются с новым параграфом, описывающим новую игровую ситуацию и, т.к. истории не повторяются, заранее никогда неизвестно к чему приведёт твой выбор. В ходе исследования территории вы будете узнавать, что происходит в мире игры, открывать её сюжет, но информация всегда будет неполная. Более того, в зависимости от ваших конкретных решений вы можете даже что-то пропустить или не узнать. В этом плане SeaFall можно сравнить с мистическим телесериалом, таким как Lost. И нам ещё предстоит узнать, чем он закончится.
Жетоны враждебности в SeaFall – это новая интересная концепция в играх с наследием. Когда вы успешно атакуете остров или провинцию другого игрока, вы наклеиваете на неё жетон враждебности своего цвета. В дальнейшем при атаке этого же места вы должны будете кидать на 1 кубик меньше за каждый жетон враждебности или тратить на 1 золото больше при покупке ресурсов и улучшений. Жетоны враждебности иногда можно удалять, но когда партия завершается, все оставшиеся жетоны враждебности остаются в игре навсегда и будут работать и в последующих партиях. Это заставляет задумываться о том, что важнее: возможность получить немедленную выгоду или долгосрочная перспектива. И это не только любопытное проявление метагейма между игроками («Я нападу на тебя, потому что ты атаковал меня в прошлой игре»), но и интересная модель взаимодействия с племенами аборигенов. Мы пока не знаем, насколько сильно в последующем «аукнутся» частые рейды на острова на начальном этапе игры.
Что мне не очень понравилось
В самом начале знакомства с нею SeaFall выглядит как незаконченная игра. Большинство возможностей изначально недоступны, большая часть игрового поля – пуста, назвать её отличной игрой «из коробки» нельзя. Я уже говорил, что SeaFall – это 4X-игра, но в самом начале это скорее 2,5X-игра. В ней можно исследовать территории, добывать ресурсы, но расширять свои владения сначала нельзя (хотя в правилах отдельно отмечено, что такая возможность будет доступна в позднее), а военные возможности очень ограничены (в правилах тоже отмечено, что в дальнейшем к ним открывается доступ). И пока вы не найдёте острова и не исследуете их, не будет даже возможностей торговать или устраивать налёты. Думаю, что по мере открытия коробочек с дополнительными компонентами возможности игрока будут расширяться.
В игре есть элемент «доставки» (pick-up and deliver), но он поначалу практически не интересен, т.к. в начальных играх можно отправлять ресурсы только в домашнюю провинцию, а нужно это чтобы получать скидки на строительство, сокровища и улучшения для кораблей. Думаю, что по мере открытия новых островов и точек на них, будут создаваться торговые маршруты и появятся новые возможности торговли. Но поначалу, повторюсь, их немного.
Про «Пролог»
В дополнение к своим впечатлениям я хотел бы отметить ещё несколько особенностей игры. SeaFall требует сыграть «Пролог», обучающий сценарий, который длится всего 3 раунда. Заработанные в нём очки после окончания партии не учитываются, необратимых изменений на поле не появляется. Поэтому игроки могут запросто пробовать, что и как можно сделать в игре. После изучения правил наша компания начала пробную партию, я помогал всем делать ходы, объясняя какие можно совершать действия. После её завершения все уяснили правила и признали, что подобная пробная игра была полезна (если не сказать необходима) перед первой настоящей партией. С моей точки зрения «Пролог» нужно играть, пропустить его возможно только если все игроки прочли правила и поняли их от начала до конца или уже играли в SeaFall (и то, даже в таком случае можно было бы сыграть в обучающий сценарий, у опытных игроков это заняло бы от силы минут 15). Ещё нам понравилось придумывать имена острова, провинциям и лидерам. Получив имя, они сразу же откладываются в памяти.
Заключение
SeaFall – амбициозный проект и достаточно масштабная игра. Но это точно игра не для всех. Я буду повторять снова и снова: это 4X-игра с системой «наследия» в сеттинге эпохи мореплаваний – и уже только жанр и сеттинг должны отпугивать ряд игроков. Те, кто хочет чего-то более насыщенного, чем Risk Legacy или даже «Пандемия. Наследие» – останутся довольны. Те, кто жаждет второго сезона «Пандемии. Наследие», подождите ещё год.
Юра,спасибо за перевод. Познавательно.
Спасибо за перевод!
Надо брать игру!