Versailles — одна из новинок последней выставки в Эссене. Это несложная игра в которой использован новаторский подход к проверенным временем механикам еврогеймов. Игрокам предстоит совместно строить дворец в Версале, но благосклонность короля и победу получит только один. Представляю вашему вниманию перевод обзора игры, сделанного Дейлом Ю – основателем и редактором блога Opinionated Gamers. На русский язык материал перевёл Сергей Синцов

VERSAILLES

  • Создатель: Andrei Novac
  • Издательство: NSKN Games, (в Англии – Passport)
  • Количество игроков: 2-5
  • Возраст: 12+
  • Время одной партии: 45-75 минут
  • Количество сыгранных для обзора партий: 2

Игра для обзора предоставлена компанией NSKN/Passport

Участники игры Versailles соревнуются в строительстве великолепного французского дворца в Версале. Игрок, который сможет лучше остальных спроектировать и украсить комнаты дворца, заслужит благосклонность Людовика XIV и выиграет игру. На большом игровом поле вы увидите Версаль и его окрестности. Дворец (который пока не построен) находится в центре поля, а вокруг строительной площадки расположено 7 локаций, играющих важную роль в строительстве будущего шедевра мировой архитектуры.

Игроки начинают партию с некоторым количеством фишек рабочих (5 миплов в партии для четырёх игроков), которые распределяются по локациям игрового поля в соответствии с указанной в правилах игры таблицей. В свой ход вы обязаны переместить одного или нескольких миплов из одной локации в другую. Обычно вы можете переместить одного мипла в соседнюю локацию, но в арсенале каждого игрока есть два жетона «ускоренного движения», которые позволяют либо переместить одного мипла два раза, либо переместить группу из двух миплов один раз. Использованный жетон переворачивается пустой стороной вверх. После перемещения рабочего (или рабочих) необходимо в ту же локацию переместить маркер активности игрока.

Рабочие могут перемещаться только в направлениях, указанных специальными стрелками-указателями (движение происходит по часовой стрелке). Ещё одно ограничение: нельзя переместить рабочего в локацию, где находится ваш маркер активности (то есть, вы не можете закончить перемещение в одной и той же локации два хода подряд).

После этого вы можете активировать локацию с вашим маркером активности. В активации участвуют все ваши миплы в этой локации, а не только тот, которого вы переместили в текущем ходу. Давайте рассмотрим действия, которые вы можете совершать при активации локаций. Запоминать все тонкости не нужно, так как у каждой локации есть диаграмма, на которой схематично указано всё, о чём мы сейчас будем говорить.

  • Каменоломня позволяет получить 1/2/3 кубика камня при наличии в этой локации 1/2/3 ваших рабочих.
  • Золотой рудник позволяет получить 0/1/2 кубика золота при наличии в этой локации 1/2/3 ваших рабочих.
  • Гильдия архитекторов даёт несколько опций на выбор. Во-первых, здесь можно приобрести тайлы дворца. В гильдии имеется на выбор пять открытых тайлов, стоимость которых зависит от позиции, на которой лежит тайл. Это может быть 1 рабочий, 2 рабочих или 2 рабочих + кубик золота. Используя рабочих, вы можете выбрать подходящий тайл и забрать его в свой запас. При этом в вашем запасе не может быть больше четырёх тайлов дворца одновременно. Также вы можете обновить тайлы, используя одного или двух рабочих для замены одного или трёх тайлов. Если после этого у вас в этой локации остались неиспользованные рабочие, вы всё ещё можете с их помощью приобрести тайлы. Наконец, вы можете использовать одного рабочего, чтобы вернуть в активное состояние использованный жетон ускоренного движения. В конце хода не забудьте сдвинуть оставшиеся открытые тайлы вниз колонки, закрывая освободившиеся места, а затем пополнить освободившиеся верхние позиции предложения из стопки закрытых тайлов.
  • В мастерской вы покупаете тайлы декора, необходимые для постройки купленных вами тайлов дворца. В игре присутствует шесть видов тайлов декора, которые «оплачиваются» рабочими и кубиками ресурсов.

  • Лесопилка позволяет получить 1/2/3 кубика дерева при наличии в этой локации 1/2/3 ваших рабочих.
  • В гильдии алхимиков вам доступно три трека технологий. При активации этой локации вы можете повысить свой уровень на одном из треков, задействовав рабочих (а иногда и добавив кубик золота). Верхний трек позволяет получать дополнительные кубики ресурсов при активации вами соответствующих локаций. Средний трек позволяет вам совершать бесплатное действие получения ресурса, когда ваши оппоненты будут активировать соответствующие локации. Для этого у вас в этой добывающей локации должны быть рабочие (иначе вы просто ничего не получите). Наконец, нижний трек позволит вам совершать бесплатные действия в гильдии архитекторов, мастерской или на строительной площадке дворца, когда ваши оппоненты будут активировать соответствующие локации. Для этого у вас также должны быть миплы в соответствующей локации, иначе вы просто не сможете совершить действие.

  • Локация Благосклонность Короля находится на игровом поле слева. Здесь можно выполнить несколько действий. Можно использовать рабочего, чтобы вернуть в активное состояние оба жетона ускоренного движения. Два раза за партию вы можете нанять дополнительного рабочего в свою команду: один раз, используя двух рабочих, и один раз, используя трёх рабочих. Новые рабочие вступают в игру в этой локации (нельзя использовать нового рабочего для оплаты действий в текущем ходу – прим. перев.). Каждый раз, когда игрок активирует эту локацию или мипл игрока проходит мимо неё, используя ускоренное движение, необходимо передвинуть по треку фишку короля на одно деление по направлению к дворцу.
  • На строительной площадке в центре поля должен быть возведён дворец. На площадку можно попасть с нескольких локаций. Здесь игроки могут выложить из своего запаса один или несколько тайлов дворца, если смогут оплатить стоимость выкладки каждого тайла, указанную на нём (рабочие, ресурсы, тайлы декора). При выкладке тайлов нужно строго соблюдать сочетание цветов (зелёный и белый) с уже выложенными тайлами и с границами площадки. При выкладке тайлы можно поворачивать (в общем, принцип выкладки такой же, как в Carcassonne – прим. перев.). Требуемые для выкладки тайлы декора остаются на тайлах дворца. После выкладки тайла не забудьте получить указанные на нём победные очки и передвинуть свой маркер по треку подсчёта ПО.

Игра оканчивается, как только происходит одно из трёх событий:

  1. Строительная площадка полностью закрыта тайлами дворца (дворец построен).
  2. Фишка короля дошла до конца трека и попала во дворец.
  3. Тайлы дворца в гильдии архитекторов необходимо обновить, но для формирования новой стопки закрытых тайлов в наличии есть менее семи тайлов (согласно правилам, семь и менее – прим. перев.).

После этого производится окончательный подсчёт очков. К полученным во время партии очкам за выкладку тайлов дворца, игроки добавляют:

  • 1 очко за каждые три кубика камня.
  • 1 очко за каждые три кубика дерева.
  • 1 очко за каждые два кубика золота.
  • 1 очко за каждый тайл дворца в своём запасе.
  • 3 очка за каждый тайл декора в своём запасе.

Игрок, набравший больше всего победных очков, объявляется победителем. Ничейные результаты остаются таковыми.

Мои впечатления

Versailles – хорошая, простая игра, в основе которой лежат механики сбора и управления ресурсами. Однако в дополнение к этому вам нужно спланировать перемещения ваших рабочих по локациям таким образом, чтобы они оказывались в нужное время в нужном месте. После двух игр с соперниками и одной псевдо-сольной партии могу поделиться своими мыслями по этому поводу.

Задумайтесь о том, как вы будете использовать ваши технологические преимущества, полученные в гильдии алхимиков. Конечно, вы можете игнорировать эту локацию, но если вы решились использовать её, выберите один из двух вариантов: получать внеочередные действия в различных локациях (для чего в каждой целевой локации нужно оставить хотя бы по одному миплу), или увеличивать сбор ресурсов с нужной вам локации (для чего попытайтесь зациклить ваших миплов так, чтобы каждые два хода в неё попадать).

Большую часть победных очков вы получите за выкладку тайлов дворца на строительной площадке. Важно выбирать тайлы, которые вы сможете построить, как с точки зрения совпадения по цветам, так и с точки зрения требований к ресурсам / тайлам декора. Мне кажется, что тайлы дворца хорошо сбалансированы в плане соответствия требований количеству победных очков.

Обратите внимание, что края строительной площадки также могут быть белыми или зелёными, и выкладываемый вами рядом с границей тайл должен соответствовать по цвету краю площадки. В первой партии мы этот момент не учли, и большую часть игры не соблюдали данное правило, а потому дворец получился неправильный. Во второй игре (когда мы уже клали тайлы правильно) мы столкнулись с другой проблемой: к концу партии на площадке осталось 4 или 5 пустых мест, на которые нельзя было положить ни одного тайла, так как края внутренних тайлов не совпадали по цвету с краями строительной площадки.

Как только все поняли, что больше никто тайлы дворца выложить не сможет, остаток партии оказался разочаровывающим. Одни стали набирать тайлы дворца (1 ПО каждый) и декора (3 ПО каждый), а другие (у кого не было рабочих в нужном месте) пытались подгонять фишку короля к дворцу, чтобы первые не смогли набрать много очков.

Немного пожалуюсь на компоненты. Кубики ресурсов разного размера. Единицу ресурса представляет кубик со стороной 7 мм, а кубик со стороной 10 мм представляет 5 единиц ресурса. Разница в размерах невелика, а потому довольно легко спутать первые кубики со вторыми при их получении / оплате / обмене. Несмотря на то, что я люблю деревянные компоненты, мне бы хотелось, чтобы в данном случае кубики больше отличались по размеру, либо чтобы эти виды компонентов вообще были разной формы.

В целом, Versailles – отличная семейная игра. В ней достаточно глубины для реиграбельности (после двух партий мне я всё ещё не до конца понял, как лучше использовать своих миплов), но, вместе с тем, она проста. Я легко смог бы объяснить правила двум своим сыновьям-подросткам и соседскому ребёнку, чтобы мы без проблем могли в неё сыграть. Пока что я поставлю игре рейтинг «Мне нравится», хотя думаю, что для окончательного формирования мнения об этой новинке мне нужно сыграть ещё несколько партий.

Впечатления других игроков:

Jonathan F.

Мне игра понравилась. Есть над чем поразмыслить, но сильно мозг не нагружает. Мне понравилась базовая механика использования рабочих. Похоже на манкалу, но с интересной тематикой и более широким выбором. Я увидел в игре три проблемы:

Во-первых, в игре не хватает важного правила: при выкладке тайла дворца в центре площадки, он должен совпадать по цвету с уже выложенными не только сторонами, но и углами. У вас не должна получаться буква L, у которой стороны будут разных цветов. Если, например, зелёный тайл при выкладке создаёт букву L с выложенным тайлом, у которого граница белая, тайл выкладывать нельзя, так как в последующем между ними невозможно будет положить ни одного тайла.

Во-вторых, в игре есть разрушительная стратегия накопления тайлов декора, каждый из которых даёт три ПО. Если какой-то вид тайлов в мастерской закончится, вы не сможете построить тайлы дворца, которые требуют данный тайл декора. Здесь нужен некий хоумрул, типа «каждый тип тайла декора даёт три ПО» или «каждый тайл декора даёт три ПО, но сумма не может быть больше девяти».

В-третьих, сила треков технологий очень зависит от количества игроков. Если вы сыграете несколько партий (или просто задумаетесь об этом), вы легко сможете принимать решение о продвижении по треку в зависимости от того, сколько игроков участвует в партии. Может быть, имеет смысл сделать некое маленькое расширение, которое уравновешивает треки для разного числа игроков так, чтобы этот выбор всегда был сложным.

Andrea «Liga» Ligabue

У меня более взвешенные впечатления, так как я сыграла более пяти партий с разным количеством участников (2, 3 и 5 игроков). Это одна из лучших игр последней выставки в Эссене и новое слово в жанре «worker placement». Механика, в которой рабочие перемещаются строго по стрелкам, плюс зависимость эффекта активации локации от количества ваших рабочих в ней – это действительно новаторство. Также мне нравится, что можно прибегнуть к той или иной стратегии в зависимости от продвижения по трекам технологий.

Играя в Versailles, я всегда планировала на несколько ходов вперёд, так как здесь стратегия намного важнее тактики.

Рейтинги игроков:

  • Мне очень нравится!: Liga
  • Мне нравится: Dale Y, Doug G, Jonathan F
  • Нейтрально: Jennifer G
  • Не для меня: