Добро пожаловать в мир настольных игр

Первые впечатления от второго сезона «Пандемии. Наследие» (без спойлеров!)

Первый сезон «Пандемии. Наследие» дался нам очень тяжело. Он был очень крут, но так уж вышло, что собирались мы довольно-таки редко, и на прохождение 12 игровых месяцев у нас ушло почти 4 года реального времени. Вот так вот. Начали в 2015-м, закончили в 2019-м. За это время успели выпустить «Второй сезон», причём, как и первый, его издали сразу на русском. И, поскольку, «Пандемия» в формате «наследия» нам очень понравилась, вопрос «играть дальше или не играть» даже не вставал. Конечно же, играть. Конечно же, проходить дальше. С надеждой, что пока мы пройдём второй сезон, на русском уже появится третий, и можно будет без перерыва продолжить наслаждаться этой замечательной игрой 🙂

Небольшое отступление. В этом рассказе не будет спойлеров, но если вы ещё не играли в «Пандемию. Наследие» и хотите получать все впечатления с чистого листа, лучше не читайте. Как бы то ни было – вы предупреждены. 

В предыдущих сериях

Первый сезон «Пандемии. Наследие» предлагал игрокам нечто новое, нечто уникальное – механику «наследия». Это такая штука, когда вы играете в игру и совершаете необратимые действия с её компонентами. Клеите на поле всякие наклейки. Рвёте карты. Получаете новые компоненты. Периодически узнаёте новые правила. А, временами, даже меняется цель игры. Короче, это такие классные штуки, позволяющие взглянуть на привычную «Пандемию» по-новому. А ещё в игре появился сюжет. Он растянут на 12 игровых месяцев, каждый из которых проходится за 1-2 партии. Это означает, что максимум через каждые пару партий внутриигровая история движется вперёд, вы получаете какую-то информацию, что-то узнаёте, а с новыми вводными меняется и механика игры. И вот эта связка сюжета и механики, она проработана и реализована на очень высоком уровне. По крайней мере, у меня от первого сезона остались преотличнейшие впечатления. Скажу больше, я бы даже сыграл в него заново.

Разработчики утверждают, что первый и второй сезон друг от друга независимы. Начинать играть можно в любую коробку, и для того, чтобы приступить ко второму сезону не обязательно сперва проходить первый. Тем не менее, для знакомых с «первой серией» обещаются некие приятные бонусы. Какие именно мы пока не знаем, но можно предположить, что это будут какие-то отсылки, упоминания сюжетных поворотов, событий или персонажей.

Как бы то ни было, в первом сезоне мы вели борьбу с болезнями. Спасали человечество от пандемии и, как нам рассказывает введение во второй сезон, не преуспели. Каноничной концовкой считается негативная. Люди не смогли победить вирус, цивилизация пришла в упадок. К началу второго сезона прошёл 71 год, и теперь человечество лежит в руинах. Города – это места проживания людей, постоянно подвергающихся то нашествию мародёров, то заболеваниям. Там ничего нет, ничего не производится, и, вообще, грозит прийти в полную разруху.

Спасение лежит в море. Остатки цивилизации ютятся на морских платформах, называемых гаванями. Там есть запасы ресурсов, там можно раздобыть пропитание и медикаменты, там жителям не страшны вирусы. Оттуда и начнётся возрождение человечества. Собственно, с этого момента и начинается игра.

Открываем коробку

Внутри коробки «Второго сезона» всё очень похоже на первый. Есть 8 запечатанных коробочек, притрагиваться к ним воспрещается, вскрыть их надо будет только когда об этом будет прямо предписано. Ещё тут есть колода игроков с картами событий и эпидемий и колода болезней. Также разноцветные фишки, карточки персонажей и пластиковые кубики. Ну и, конечно, игровое поле. Почти всё, как в первом сезоне, да не совсем.

Больше всего вопросов вызывает поле, привлекающее внимание своей необычностью. Вот, все не раз видели поля от настольных игр и представляют себе, что это такое. Они бывают прямоугольные, квадратные, круглые, составные и т.д. и т.п., но у поля всегда есть одна функция – на нём изображено место действия, некие области, на которых разворачиваются игровые события. Во втором сезоне это не так. Тут в середине поля есть участок с местностью, а всё остальное залито чёрной краской, то бишь, закрашено «туманом войны». Сплошная неизвестность, которую мы будем приоткрывать в ходе игры. На единственном видимом участке перед нами предстаёт Атлантический океан и Средиземное море, а также небольшие части береговой линии с городами на них. Плюс ещё три те самые «гавани», платформы на воде.

Колоды игроков и болезней очень похожи на те, что были в обычной «Пандемии» и (или) в первом сезоне, вот только в колоде болезней теперь карты только трёх цветов (чёрные, красные, жёлтые), да ещё и каждая карта присутствует в нескольких экземплярах. А в колоде игроков встречается новый вид карт, как бы события «Производство снабжения». И да, конечно же тут есть колода наследия.

Боремся с вирусами и создаём вакцины?

А вирусами и вакцинами теперь и не пахнет. Кубики, которые лежат в коробке, всего двух цветов. Много-много сереньких и мало зелёненьких. Зелёные кубы – это вирусы чумы. Болезнь теперь всего одна, а не четыре разных, да и её не сказать, что много. Гибнет человечество не от болезней, а от общего упадка, отсутствия ресурсов, еды и медикаментов. То самое снабжение, «припасы», которые отображаются серыми кубами. И задача игроков поменялась. Вместо того, чтобы бегать по полю и убирать кубики из городов, избавляя их тем самым от болезней, мы будем бегать по полю и разносить кубики по городам. Сюжетно это объясняется тем, что мы разносим продовольствие нуждающимся. Механически же это похоже на то, что было в обычной «Пандемии», только как-то наоборот. Словно механику вывернули наизнанку, отправив «Второй сезон» в категорию игр в жанре «pick up and delivery» или «бери и вези».

Тем не менее, при смене задач, игровой процесс весьма похож на то, что было раньше. Ход игрока, как и ранее, состоит из 4 действий, после чего надо добрать две карты из колоды, и вскрыть положенное количество карт из колоды болезней. Только теперь карты из колоды болезней не добавляют кубики болезней, а убавляют из выпавшего города кубик снабжения. А если выпадает город, где припасы уже иссякли, вот тогда-то там и появляется вирус, зелёный кубик. Который, кстати, нельзя излечить (по крайней мере, на старте кампании).

Заметное нововведение – появились так называемые «бесплатные действия», которые не идут в счёт четырёх стандартных действий в ход. Это «подобрать кубы снабжения» и «отдать кубы снабжения другому игроку, который находится в том же городе, что и вы». И, опять же, по сравнению с обычной «Пандемией» и первым сезоном, где надо было бегать по городам и удалять оттуда кубики, задача несколько усложнилась. Теперь кубики нужно разносить, но перед этим их ещё нужно создать и подобрать. И только потом тащить туда, где они нужны.

Создавать кубики припасов можно двумя способами. Можно за одно действие где угодно добыть 1 куб (как бы пошёл собирать грибы и чем-то разжился). А можно сыграть карту «Производство припасов» и тогда в гаванях, стартовых «спокойных точках» появляется по 3 кубика снабжения.

Что ещё нового?

Самое заметное нововведение – это, конечно же, разведка карты. Как уже было отмечено, изначально игрокам доступна лишь небольшая часть игрового поля. В ходе кампании его надо будет «открывать». Механически для этого надо прийти в крайний город и скинуть там нужное количество карт. Тогда игра выдаст инструкцию вскрыть такой-то запечатанный контейнер и в нём, как можно предположить, будут наклейки. Их надо будет клеить прямо на поле, дополняя его таким образом новыми частями. Вот так вот, в прямом смысле придётся открывать новые территории.

В первом сезоне около каждого города была отметка с цифрой. Так обозначалось состояние города, насколько он погрузился в хаос. Чем выше цифра – тем было хуже и печальнее. Во втором сезоне рядом с названиями городов тоже есть цифры. Они обозначают население города, и чем оно выше, тем лучше. Население – это максимальное количество кубиков, которое может храниться в городе. К нему мы ещё вернёмся чуть позже.

Ещё в обычной «Пандемии» и в первом сезоне надо было собирать по 5 карт одного цвета, чтобы создать вакцину, и для этого ещё требовалась лаборатория, белый домик на игровом поле. Теперь никаких вакцин нет, но собирать пять карт одного цвета всё равно надо, такая комбинация позволяет построить центр снабжения – белый домик на игровом поле – в котором можно будет создавать кубы снабжения. Заодно, кстати, это начальная цель игры – построить столько-то таких домиков. Опять же, игромеханически эта задача похожа на то, что было раньше.

Любопытно работает новый тип игровых карт – производство снабжения. Это действие, которое можно разыграть двумя способами. Можно просто произвести снабжение в гавани или в городе с центром снабжения. В таком случае там появляются новые кубики, чтобы их количество сравнялось с населением (вот поэтому-то и выгодно, чтобы в таких поселениях людей было много). Альтернативный вариант – можно сыграть эту карту, чтобы кубики произвелись везде, где это возможно. Казалось бы, второй вариант сильно круче, и так оно и есть.

В чём тут подвох? Если это так круто, кто будет играть первый, урезанным производством? Дело в том, что когда играется второй вариант (массовое производство), прямо на карте надо поставить отметку, что она сработала именно как массовое производство. И после третьего срабатывания такая карта рвётся и выбывает из игры. Уловили? Или мы стабильно производим, но не очень по многу. Или мы создаём припасы массово, но в перспективе можем потерять производственные мощности. Такого в первом сезоне не было. Выглядит как очень классный и перспективный вариант механики «наследия».

Первые впечатления

Правила игры предписывают перед началом кампании отыграть минимум одну вводную партию, которая не пойдёт в зачёт. В ней не используется колода наследия и, вообще, не будет необратимых изменений компонентов. Вводная партия нужна, чтобы ознакомить игроков с основными механиками игры и дать понять, как итоги партии влияют на дальнейшее развитие (потому что в конце партии как и в первом сезоне тут можно выбирать всякие плюшки, остающиеся с игроками навсегда).

Казалось бы, можно отмахнуться и сказать, что, мол, тут может быть нового. «Пандемия» и «Пандемия», знаю я всё. Но, нет. Дело в том, что за счёт смены целей и приоритетов перед нами не «Пандемия», а другая игра, пусть и построенная на том же движке. В этом, пожалуй, и будет коренное отличие второго сезона от первого. Первый сезон – это старая добрая классная «Пандемия» с отлично встроенной механикой «наследия». Второй сезон – другая игра на движке «Пандемии», тоже с механикой наследия.

Да, в целом процесс похож. Перед игроками вновь встают логистические задачи. Надо прикинуть, как успеть оббежать нужные города, доставив кубики туда, где их мало, чтобы минимизировать риск вспышки инфекции (пардон, тут правильно говорить про появление чумы). Надо запланировать как сделать так, чтобы игроки где-то пересеклись, чтобы можно было передать друг другу нужные карты, собрав в одних руках пяток карточек одного цвета. И надо правильно расставить приоритеты и вовремя пойти на риск, чтобы успеть выполнить обе эти задачи. В этом плане всё нравится. Разработчикам удалось найти такой баланс, при котором при всех изменениях ощущения от игры весьма схожи с теми, что были раньше, но при этом нельзя сказать, что мы играем всё в ту же самую «Пандемию».

Поменялась ситуация с планированием ходов. За счёт появления тех самых бесплатных действий можно сделать в свой ход чуть больше и приходится просчитывать чуток больше возможных вариантов. Увеличение при этом совершенно не критичное, нельзя сказать, что, прям, начинается паралич анализа, но приятно. В конце концов, в обычной «Пандемии» иногда бывали моменты, когда остаётся одно действие, и не знаешь, что полезного сделать. Теперь же всегда есть беспроигрышный вариант – добыть 1 кубик снабжения из запаса.

Наконец, очень воодушевляющей выглядит возможность исследования территории и расширения игрового поля. Игра прямо к этому стимулирует, поясняя, что чем больше на поле открыто городов, тем большая награда положена по завершении каждой партии. Плюс сама по себе эта возможность гарантирует максимально непохожие партии по сравнению с другими игровыми ячейками. Считай, если вы разведали, скажем, северо-восток и северо-запад, а ваши товарищи тоже играют во второй сезон и на старте пошли на юг и юго-восток, первые партии у вас словно будут на разных игровых полях. В дальнейшем, пожалуй, ситуация выровняется и, рано или поздно, поле будет открыто целиком, но к этому моменту всё равно накопятся какие-то локальные изменения, делающие ваш экземпляр игры ну прям очень непохожим на остальные.

Очень понравилась механика ранений у персонажей. Как и в первом сезоне, тут очень не рекомендуется заканчивать ход в городе с кубиком неизлечимой болезни, т.к. если ты начинаешь ход в таком месте, то получается ранение. Для этого на карточке персонажа надо стереть защитный слой в области ран и узнать, что случилось. Возможно, в какой-то момент просто пронесёт и ничего не будет. Когда-то выпадет шрам. А когда-то и внезапная гибель персонажа.

Кампания впереди

На самом деле за плечами у нас пока только лишь одна ознакомительная партия. На данный момент мы получили представление о базовом игровом процессе: создавай в гаванях кубы снабжения, да растаскивай их по нуждающимся городам, плюс строй центры снабжения. Во вводной игре для победы их нужно построить 3 штуки. Что будет дальше пока непонятно, но точно заданий будет больше одного. Можно предположить, что когда-то будет дефицит снабжения. В комплекте всего 36 серых кубов, и если открыть всё поле, на все города их явно не хватит. Хотя, возможно, какие-то пополнения придут из запечатанных коробочек.

Также на старте дают 5 персонажей, свойства которых напоминают те, что были раньше. Тут есть герой, строящий центры снабжения со скидкой в 1 карту, персонаж, двигающий чужие фишки в свой ход, роль, позволяющая передавать товарищу карту любого города. Но, наверняка, будут и какие-то совершенно новые профессии.

А ещё изначально можно передвигаться только по морю, но потом-то придётся идти в глубь материков! И тогда как-то поменяется механика перемещения фишек. Потому что сейчас «сбрось карту и переместись в указанный на ней город» и «сбрось карту своего города и переместись куда угодно» называются «билетом на корабль» и «чартерным кораблем» и так можно двигаться только между морскими локациями. По суше можно будет ходить как-то иначе.

Интересно выглядят и возможные обновления в конце партии. Тут и привычная прокачка персонажей, и дополнительные эффекты для игровых карт, причём клеить наклейки можно как на карты в колоде игроков, так и на карты в колоде болезней. Наконец, есть возможность «качать население», увеличивая лимит кубов снабжения в той или иной локации. Наверняка будет возможность и как-то сохранять построенные лаборатории центры снабжения.

Короче говоря, попробовали – понравилось!

Очень жду продолжения!

2 комментария

  1. Alex

    Просто небольшое замечание по правилам — «Население – это максимальное количество кубиков, которое может храниться в городе.». Это неверно.
    В городах и гаванях можно хранить сколько угодно кубиков. Но при производстве с помощью специальной карты «Производство припасов» количество кубиков доводится до значения населения.

  2. Alex

    Просто небольшое замечание по правилам —

    «Население – это максимальное количество кубиков, которое может храниться в городе.».

    Это неверно.
    В городах и гаванях можно хранить сколько угодно кубиков. Но при производстве с помощью специальной карты «Производство припасов» количество кубиков доводится до значения населения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑