На портале Board Game Geek опубликован первый отзыв об игре Splendor: Duel. В нём рассказывается о правилах, о сходстве и об отличиях от оригинального Splendor и о впечатлениях от игры в целом. Предлагаю ознакомиться с вольным переводом.
На Gen Con 2022 показывали множество игр, которые будут изданы в ближайшее время, в том числе Splendor: Duel. И, кстати, это одна из двух игр, что понравились мне больше всего.
Крок из издательства Space Cowboys рассказал, что Бруно Катала связался с разработчиком Splendor Марком Андре и поделился идеей о дуэльной версии игры. Подобная идея может показаться несколько странной, ведь Splendor и так отлично играется на двоих, но Андре, вероятно памятуя об успехе 7 Wonders: Duel, согласился поработать в этом направлении. Издательство Space Cowboys даже не знало об этом проекте, пока разработчики не принесли практически готовый вариант. Впрочем, не думаю, что кто-то стал бы отказываться от нового варианта своего бестселлера.
Как и большинство подобных игровых «спиноффов», Splendor: Duel старается быть максимально похожим на своего прародителя. В свой ход надо выполнить одно действие из нескольких возможных. В руках можно держать максимум 10 жетонов. Надо приобретать карты трёх разных уровней. Можно зарезервировать себе карту и взять золото. Однако есть и отличия, из-за которых новинка ощущается совсем иначе.
Во-первых, теперь жетоны драгоценных камней берутся не просто так, а из специальной матрицы 5 х 5 клеток, причём, можно взять три жетона, расположенных подряд по горизонтали, вертикали или диагонали (кроме золота). Изначально в матрице 25 жетонов, по 4 каждого из 5 цветов, ещё 3 золота и 2 жемчуга. Примерно половина карт в игре требует оплаты жемчугом, так что за ним предстоит поохотиться. В крайнем случае можно заплатить золотом (оно заменяет жемчуг или любой другой ресурс).
Оплаченные игроками жетоны поступают в непрозрачный мешочек. Когда кому-то не нравятся доступные для выбора жетоны (а такое может произойти довольно быстро из-за появления «дырок» в матрице и наличия «золота», разрывающего цепочки из трёх камней), игрок может обновить рынок, дополнив его жетонами из мешка в начале своего хода. В этом случае соперник получает специальный жетон привилегии — пластиковый свиток. Затем жетоны в мешочке перемешиваются и по одному выкладываются в матрицу, начиная с центра и далее следуя по стрелкам. В результате вариантов выбора может стать больше, но таким идеальным как в начале он вряд ли будет, ведь часть жетонов будут у игроков, так что все 25 на столе вряд ли появятся.
Если у вас есть жетон привилегии, в начале хода можно его сбросить, чтобы взять из матрицы один любой камень, после чего можно отыграть свой ход по обычным правилам. Если соперник своим ходом берёт сразу два жемчуга или три камня одного цвета, вы немедленно получаете жетон привилегии, несколько компенсирующий столь удачное для оппонента расположение камней на поле.
Во-вторых, у некоторых карт есть разовый бонус, срабатывающий при их розыгрыше. Так что ценность карт теперь оценивается несколько иначе, помимо цвета и возможного наличия очков, во внимание нужно принимать и дополнительные факторы.
Вот какие бонусы встречаются на картах:
— получите жетон привилегии;
— сделайте ещё один ход;
— возьмите себе такой же камень, какой указан на карте;
— заберите у соперника любую драгоценность (кроме золота).
В нашей партии я несколько раз использовал последний эффект, и это было очень здорово, в игре появились атаки. Теперь если вы видите, что соперник охотится за какой-то конкретной картой, а вы, например, не можете или хотите её покупать сами и т.к. в банке не осталось золота, её нельзя взять в резерв, появилась новая возможность — украдите у оппонента нужный ему ресурс. Возможно чтобы вновь его заполучить, ему даже придётся пополнять матрицу драгоценностями, что позволит сбить ему темп.
В-третьих, взамен условия о победе при наборе 15 очков, появились целых 3 условия победы: 10 очков в одном цвете, всего 20 очков, либо 10 корон. Как только вы выполните одно из этих условий, сразу выигрываете.
Как и в случае с бонусами на картах, новые условия победы заставляют пересматривать ценность карт. Скорее всего придётся искать что-то, что позволяет вам продвигаться к победе и ценно само по себе. Например, короны важны, потому что если набрать их 10, это немедленный выигрыш. Но ещё если вы набираете 3 короны, вы получаете дворянина. Наберёте 6 корон — это ещё дворянин. Дворян в игре всего 4, они приносят либо 3 очка, либо 2 очка и дают какой-то дополнительный эффект. Цвета у дворян нет, так что они засчитываются только в условие победы «набрать 20 очков», но их спецсвойства могут здорово помочь в нужный момент.
В нашей партии мне быстро удалось набрать 6 корон. Как и в оригинальной Splendor в самом начале партии надо набирать драгоценные камни и покупать карточки, пока у вас не появится возможность брать карты более высоких уровней. Затем на столе была карты с 2 коронами, но её зарезервивал оппонент, оставив меня без корон (больше карт с ними не было). В какой-то момент я взял в резерв бесцветную 6-очковую карту стоимостью 8 белых камней и сумел заполучить ещё одну белую карту, стоимостью 4 белых камня и 3 зелёных. Она, в свою очередь, принесла мне джокера, которого я стал считать белой картой, и суммарно за все эти карты как раз и получилось 20 очков. Хотя буквально несколько ходов назад мне казалось, что победа бесконечно далека.
Как уже отмечалось, ощущения от Splendor: Duel очень похожи на ощущения от оригинальной игры: неторопливый старт, когда приходится намечать себе план и прикидывать, какие высокоуровневые карты получится впоследствии купить, а какие — зарезервировать, чтобы они не достались сопернику. Всё это отлично дополняет новая пространственная головоломка по получению ряда из трёх камней и возможность устроить сопернику блокаду, оставляя камни у себя в резерве, чтобы нечем было пополнять матрицу на столе.
Изюминку в игровой процесс добавляет и жемчуг. Если у соперника нет ни жемчуга, ни золота, вы всегда знаете, какие карты он не сможет купить, что помогает понять, какие карты могут быть ему интересны, чтобы перехватить их (зарезервировав или приобретя).
С учётом успеха Splendor и 7 Wonders: Duel, уверен, многие другие разработчики заинтересуются, нет ли у Бруно Катала каких-нибудь идей, как сделать дуэльную версию из их популярных проектов.
Интересные изменения. Мы несколько раз в год играем в «Splendor», и я бы попробовал как данный дуэльный вариант, так и возможность встраивания некоторых изменений в базу: раскладка карт, бонусы на картах, условие победы (10 ПО на картах одного цвета).