Не так давно появилась локализация глобальной стратегии Struggle of Empires от издательства GMT Games (на русском она вышла под названием «Борьба империй» благодаря GaGa Games). Эта настолка развивает идеи очень успешной «Сумеречной борьбы» (Twilight Struggle), но на первый взгляд сильно проигрывает ей по тематике.
Если «Сумеречная борьба» посвящена холодной войне, совсем недавнему историческому периоду, да ещё и напрямую затрагивающего почти всех жителей нашей страны, а потому особенно близкому, то в «Борьбе империй» действие разворачивается на протяжении всего XVIII века и охватывает противостояние между Англией и Францией в различных сферах: война, колонии, искусство, наука. Далековато как с точки зрения истории, так и с точки зрения географии.
В арсенале привычные компоненты для игр от GMT Games: здоровенное игровое поле из плотнейшего картона, колода карт, да россыпь небольших картонных жетончиков.
На поле отражены все основные области противостояния держав. Тут есть Европа, Северная Америка, Карибы и Индия. В каждом регионе есть места для жетончиков, символизирующих различные типы противостояния: политические, рыночные, территориальные, морские.
Сами жетоны, что характерно, очень разные. Отличаются типом, цветом, формой. Базовые — это флаги стран (обозначает кто контролирует ту или иную ячейку на поле). Но в дополнение к ним насыпано ещё много всякого.
Игровые карты оформлены в привычной для GMT Games строгой марнере. Есть небольшая иллюстрация, название и текст с описанием эффекта. Карты, кстати, делятся на 3 колоды, символизирующие различные исторические эпохи. Соответственно, тексты на картах отражают реальные исторические события и моделируют соответствующие им эффекты.
И в этом плане пока всё не очень далеко ушло от «Сумеречной борьбы», где тоже было поле, карты и жетоны. Но по ощущениям в Twilight Struggle основной принцип игры очень прост: в каждой стране присутствует влияние двух сверхдержав, у кого больше, тот страну и контролирует. В «Борьбе империй» всё немного не так, тут в одном месте жетоны обоих противником размещаться не могут, в локацию выкладывается либо жетон Англии, либо жетон Франции.
И это — только верхушка айсберга, потому что правила игры в целом куда более объёмные и сложны. Даже в целом процесс состоит из разного типа раундов. Есть мирные (обычные) ходы, когда игроки разыгрывают карты и выполняют разного рода действия. Есть военные раунды, когда отыгрываются исторические военные конфликты, а победителям достаётся награда.
Всё это требует изучения, освоения и — банально — времени. Как на ознакомление с игрой, так и на проведение партий. Говорят, первая ознакомительная сессия может запросто занять 5 часов. В последующем, по мере накопления опыта, наверное можно стремиться сократить это время до 3 часов. Но и это — немало.
Для наглядности — вот как выглядят памятки игроков. Информации немало, тут все основные действия и правила розыгрыша военных раундов. Но, кстати, надо отметить, что чтобы упростить освоение игры помимо правил предусмотрен ещё один буклет, справочник, где подробно и пошагово расписан процесс подготовки к партии и разобраны несколько ходов. Всё это — чтобы облегчить погружение в новинку.
«Борьба империй» — большая стратегия. Она может отпугнуть объёмными правилами, долгими партиями, но если справиться порогом вхождения, судя по отзывам, будет очень хорошо. Да, сложнее, чем в «Сумеречной борьбе», да, дольше, но не менее классно. Надо будет попробовать её, хотя бы на кэмпе.
Юра, ты как относишься к книгам нерусского писателя Фенимора Купера про индейцев и фильмам по ним? Это игра в том числе и об описанных в них событиях.
@Денис II
Россия участвовала в Семилетней войне в Европе, а флот участвовал в поддержке штатов в Войне за независимость, так что вот и прямая связь!
@Денис II
С событиями знаком скорее по A Few Acres of Snow. Купер почему-то прошёл мимо, были только «Оцеола — вождь Семинолов» и «Виннету — вождь апачей».
Ну да, в игре есть Россия, и она участвует в Семилетней. Ещё есть карты событий «Великая Северная война» и «Война за польское наследство».