Пираты острова Тортуга – это, насколько я понимаю, обновлённая версия старой игры от Святополка-Мирского (автора известной в советское время игры «Конверсия»). Игрушка предлагает отправиться в Карибское море и на время стать пиратом. Тут нужно будет плавать по морям, заходить в пиратский порт в Тортуге, а также грабить города и других игроков. Цель игры – первым скопить определённое количество карт сокровищ.
Действие разворачивается на поле, где есть несколько локаций. Центр – это одно большое море (условно одна гигантская область). По периметру у него есть города. В стороне также имеется остров Тортуга. В распоряжении игроков – пиратские корабли, а также карты на руках. Корабли можно двигать по полю, выплывая либо в открытое море, либо заходя в какой-то порт. Карты на руках – это пиратский экипаж (нужен для сражений), сокровища (нужны для победы) и карты специалистов (они периодически позволяют нарушать правила к собственной выгоде).
Вот как это всё устроено. В начале партии каждый игрок получает свой личный город. Он помечается жетоном игрока; в городе можно оставлять карты сокровищ. Это своеобразная «копилка» победных очков. Дело в том, что вместимость корабля ограничена, с собой можно таскать всего лишь 2 сокровища, а для победы их нужно минимум 10. Так вот, всё, что не умещается в корабль, можно складывать в городе. Туда же можно помещать карты пиратов, они будут играть роль охранников, т.к. на вашу «нычку» в любой момент может позариться другой игрок.
Затем, когда все определились с начальными городами, начинается партия. В свой ход игроки совершают по 1 действию. Вот какие действия есть в игре: передвинуться в соседнюю локацию (из порта в море или из моря в порт) и (или) атаковать город или другого пирата. Причём, двигаться можно с тремя целями: во-первых, можно плыть у чужому городу, чтобы его ограбить. Во-вторых, можно плыть к своему городу, чтобы сбросить там награбленное. В-третьих, можно отправиться на Тортугу, в специальную локацию, где можно разжиться новым экипажем, бесплатно заполучить сокровища, да ещё и добыть карту специалиста.
Приплывая в Тортугу, игрок набирает из трёх колод (пираты, сокровища, специалисты) по 3 карты, после чего оставляет на руках не более 3 пиратов (с учётом пиратов, которые уже были на руках), 2 сокровищ и 1 специалиста. «Подкрепившись» подобным образом, можно теперь либо плыть к себе в город и «сбрасывать» сокровища, либо атаковать других пиратов.
Атаки тут разыгрываются довольно таки-просто. Когда один пират решает напасть на другого, они оба показывают друг другу имеющиеся на руках карты пиратов и тот, чья суммарная сила выше, побеждает в схватке. Проигравший отдаёт победителю все свои карты с руки и отправляется на Тортугу, где сперва пропускает ход, а потом набирает новые карты пиратов, сокровищ и специалистов и вновь продолжает игру.
Вот так всё и происходит. Пираты снуют туда-сюда по морю, двигаясь по маршруту порты-море-Тортуга-море-порты, периодически атакуют друг друга и сбрасывают добычу в порты, на которые, в свою очередь, также время от времени кто-нибудь нападает. Периодически кто-то разыгрывает карту специалиста, позволяющую то перепрыгнуть из одного порта в другой, минуя выход в море, то вскрыть на Тортуге больше карт из колоды, то усилить свой корабль в бою, а то и автоматически победить соперника в схватке. В реальном времени всё это длится в районе часа.
Напомню, перед нами прототип, а не законченная игра. Но на данном этапе мои впечатления от «Тортуги» более чем скромные. Основная претензия к игре с моей стороны – она кажется слишком детской. Тут есть интересная тема, присутствует боевой азарт, но не хватает главного, чего я жду от настольных игр – осмысленных решений игрока. Как-то так выходит, но на первый план выдвигается фактор удачи. То ты тянешь вслепую карты на Тортуге, то наугад кого-нибудь атакуешь, не зная какова сила противника.
Реально что-то осмысленно сделать можно в следующем сценарии: атакуем наугад порт или противника, подсматриваем его карты, запоминаем силу, плывём на Тортугу, тянем наугда из колоды новых пиратов. Если пришли сильные карты, и мы понимаем, что можем ими кого-то победить – плывём и атакуем. Вот только из-за такой ситуации создаётся впечатление, что в игре рулит тот, кому просто случайно пришли из колоды самые сильные карты пиратов. В игре явно выражена ситуация убегающего лидера.
В случае победы ты получаешь на руку все карты соперника и не теряешь ничего. Так что если у тебя сильный экипаж, просто бей всех подряд, да и всё. Противостоять такой тактике можно только в одном случае – если вам повезло и из колоды специалистов пришла карты, позволяющая 1 раз выиграть бой. Но и в этом случае ничего хорошего в игре не происходит – просто самые сильные карты экипажа меняют хозяина и вот уже всех напропалую громит другой игрок. Чисто теоретически, конечно, сильные карты приходится разделять между кораблём и городом, где лежат ваши накопления, но это вопрос времени. Если вы побеждаете всё время, у вас наверняка будет возможность периодически откладывать по 1 сильной карте в город.
Есть и другая тактика. Можно вообще не воевать, а плавать каждый ход на Тортугу, да тянуть наугад карты сокровищ в надежде, что рано или поздно таким образом можно накопить победную комбинацию. Но в этом стиле игра вообще становится похожей на какого-то «однорукого бандита», думать не надо вовсе, знай себе тащи карты, да тащи.
Ещё «Тортуга» страдает сильной предсказуемостью. Каждый второй ход у игрока совершается автоматически. Зашёл в порт? В следующем ходу обязан выплыть в море. Выплыл в море? В следующем ходу идёшь в порт. Да, в дополнение к движению можно принять решение атакуешь ты кого-то или нет, но глядя в карты пиратов на руках такое решение обычно не вызывает сомнений. Сильные карты – атакуешь. Слабые – нет. А сильные карты, напомню, приходят тебе в руку по воле случая. Так что действия игроков по большей части определяются не их решениями, а выходом карт из колоды.
Вот, в общем-то, и всё. С моей точки зрения перед нами какая-то детская игра для начинающих настольщиков. Новичкам, возможно, будет интересно двигать по полю кораблики и нападать друг на друга. Более опытные же игроки наверняка очень быстро осознают, что игра основана по большей части на удачи и побеждает тот, кому просто больше повезёт с картами.
Игра не является переработанной старой игрой, а является полностью новой игрой.