А вот и победитель нашего конкурса обзоров игр от Мира Фэнтези — описание игры Игросказ, написанный читателем по имени Роман. Коробка с призом — игрой Метро 2033 — уже находится на пути к победителю, а мы пока наслаждаемся обзором.
Борьба за Галактику звание «Лучшего рассказчика»
— Привет.
— Привет.
— Слушай, а что вас вчера так веселило в парке?
— А, это мы новую настольную игру опробовали. «ИгроСказ» называется.
— И что, вправду она такая веселая?
— Ну, вот смотри сам. Игра, кстати, у меня с собой, в сумке. Вот такая вот у нас желтая коробочка. Кстати, забавно открывается: не открывается крышка, а вытаскивается лоток с содержимым игры сверху. Среди настольных игр я такое впервые вижу, напоминает картонные упаковки для подарочных и коллекционных изданий книг.
— Это на коробке в телевизоре Петросян изображен?
— Не пали хату! В общем, тут у нас в коробке с игрой правила игры, чуть больше двух десятков жетонов аплодисментов и две сотни карт с разными изображениями.
— Опять карточная игра? И что в ней такого веселого?
— Весь смысл как раз в том, что именно в этой игре надо делать. Нужно, используя карточки, рассказать историю и постараться привести ее к своему финалу. Я тебе сейчас поясню. Карточки в игре бывают нескольких типов. Это карточки «Персонажей» — это различные действующие лица создаваемой истории.
— Например, король?
— Или воин, или менестрель, или даже птичка – кто тебе попадется и на что хватит твоей фантазии. Затем есть карточки «Объектов» — это разные предметы, которые будут играть существенную роль в истории. Например… ковер-самолет, или корабль. Карточки «Мест» — ну, это всякие локации. Дом там, или горы. Карточки «Событий» — это всякие события, которые вплетаются в историю.
— Какая-нибудь драка?
— Или болезнь, любовь, сражение. И еще есть карточки «Состояний».
— Ага, я понял. Это, типа, несчастный или влюбленный.
— Именно. Вот такие пять типов карт. Плюс еще есть карты концовок, или, как они называются в игре, карточки-финалы. Финалы могут быть двух типов: хорошие и плохие.
— И жили они долго и счастливо?
— Есть и такая! Или, вот, смотри, пример плохой концовки: «А карлик захохотал: «Живо работать, мои слуги!» — и в темноте засвистел его кнут». Вот, так в чем смысл игры. Каждому раздается определенное количество карточек из перемешанной колоды и по одной карточке финала втемную. Свою концовку нельзя никому раскрывать, впрочем, и остальные карты тоже не желательно показывать соперникам. И после вот такого игрового расклада начинается сама игра. Суть ее в том, чтобы совместными усилиями рассказать историю, но при этом постараться подвести ее к своему финалу. Это будет некое такое совместное творчество, впрочем, с элементами соперничества. Обычно, на одну фразу истории выкладывается одна карта. Например, я там начинаю: «Давным-давно в далекой галактике на окраине Империи рос еще пока никому не известный мальчик по имени Анакин Скайуокер». И выкладываю на стол карту персонажа «Ребенок» — я ведь про ребенка начал рассказывать.
— Подожди, какой Анакин? Какие Звездные войны? Тут вообще на карте изображен какой-то пацан на деревянной лошадке и с деревянной ковырялкой в руках.
— В том-то весь и смысл игры. Карта – это отправная точка, дающая толчок. А рисунок на ней – просто изображение, которое ничего тебе не диктует. Игра не ограничивает тебя в выборе направленности истории, и не обязательно рассказывать только фэнтези. Хочешь, рассказывай космическую сагу, хочешь – ужастик, или нуарный детектив. Да хоть про тараканов, не столь это важно. Главное – твоя фантазия. А карту ты используешь для обозначения важного в твоей истории. Это как с этой картой ребенка: это может быть и Анакин Скайуокер, и обычный деревенский дурачок верхом на деревянном коне, и подрастающий король Артур, и даже молодой сын семьи зомби или новорожденный ребенок, которому суждено стать великим рок-музыкантом. Или, например, карточка состояния «Потерянный». Речь может идти о потерянном предмете, об утраченном завещании, о пропавшем мужестве у героя, о том, что он затерялся во времени и пространстве, или не вышел из гипер-прыжка.
— Все, я понял. Значит, мы сами выбираем антураж истории и подгоняем карты под нужную нам атмосферу.
— Именно. И вот так вот, выкладывая одну карту из руки за другой, игроки ведут историю к своей концовке, карточку с которой они получили в начале игры.
— И побеждает тот, кто приведет историю к своему финалу?
— Не совсем. Победит тот, кто наберет больше всего жетонов аплодисментов. Обычно жетон может дать кто угодно, если ему понравится тот сюжетный ход, который ты придумаешь. Или можно дать два жетона, если ты восхищен тем, что рассказывает рассказчик. Ну, это как вот… Возьмем, к примеру, Звездные войны. Кто-то, рассказывая историю, говорит: «И Люк и Хан оба испытывают нежные чувства к принцессе Лее». И остальные игроки, слушая рассказчика, такие – кивают, качают головами, мол, да, любовный треугольник, это ты хорошо придумал. И дают рассказчику жетон аплодисментов. Кто-то один дает, или каждый по одному – это кто как будет впечатлен. Или, рассказчик такой: «И тут Дарт Вейдер ему и говорит: — Люк, я твой отец!». Все! У всех остальных игроков шок. Они такие: «Вау, вот это поворот сюжета!», «Не, это ты реально круто загнул!» — и забрасывают рассказчика, каждый добавляя ему по два жетона аплодисментов. Ну, а тот, кто приведет историю именно к своему финалу – получает пять жетонов. И тот, у кого жетонов будет больше – тот и победил.
— А не слишком ли это все заумно? Ну, эти все жетоны давать… Я ведь могу и не дать, если буду бороться за победу.
— Ты понимаешь, эта игра не на победные очки. Это развлечение для компании. И смысл вместе рассказывать историю, а не бороться за приз.
— Стоп! А как ее рассказывать вместе? Ну, допустим, я хожу первый. И я начинаю рассказывать историю, разыгрываю из руки одну карту за другой, все складывается замечательно, и вот – бац! – я выкладываю карту со своим финалом. Все, я выиграл.
— В игре для этого передумали два способа прерывания рассказчика. Первый – на внимательность. Например, я буду рассказывать что-то вроде: «И у короля…» — сыграю на стол карту персонажа «Знатный мужчина» – «…во дворе дворца был прекрасный сад с золотыми рыбками». А у тебя на руках, допустим, есть карта персонажа «Рыба». И ты, услышав про рыбок, говоришь: «Прерываю», и выкладываешь на стол свою карту. И все, теперь ты продолжаешь историю с того момента, где я закончил. Или я говорил про прекрасный сад, а у тебя будет карточка состояния «Прекрасный» — то же самое, прерываешь, кладешь на стол эту карту и продолжаешь рассказывать историю. Кстати, я в качестве штрафа беру одну карту из колоды.
— Понятно, возможность твоей победы таким образом отодвигается назад. А второй способ прерывания?
— В игре на некоторых картах так и написано «Прерывание», и они служат для перехвата хода. Карты-прерывания так же являются и картами персонажей, объектов, событий, состояний и мест, и могут быть сыграны как обычные карты, так и как карты перехвата хода. Как это делается. Например, я, выложив карту персонажей «Родители»: «И тут Дарт Вейдер сказал Люку, что он его отец». А ты такой: «Прерываю», и выкладываешь карточку-прерывания. И главное, что если я сыграл карту персонажей, то и твое прерывание должно быть картой персонажей. Если я сыграл место, то и прерывание должно относиться к месту. И вот, ты выкладываешь карту и предлагаешь свой вариант развития событий. Именно сперва предлагаешь. Например, кладешь карту-прерывание персонажа «Брат, сестра» и говоришь: «Нет, Дарт Вейдер и Люк не отец и сын. Они брат с сестрой!» И остальные игроки голосованием решают, чей вариант лучше. Если ты победил, то я беру одну штрафную карту из колоды, а ты продолжаешь историю с придуманного тобой момента. А если все-таки мой вариант будет лучше, то твоя карта-прерывание отправляется под низ колоды, а ты, в качестве штрафа, берешь две карты из колоды.
— А что это за пустые карты, на которых ничего нет?
— А это для собственного творчества. Мало ли, что за карту или финал ты выдумаешь сам для этой игры.
— И эта игра… «ИгроСказ», она действительно такая веселая?
— Она интересная. Она побуждает к сочинительству, а какой выйдет история – это уже как получится. Было пару раз, когда игра не складывалась, и мы долго и нудно передавали друг другу ход, лишь бы хоть кто-то привел историю к своему финалу. Но в остальном, для компании игра – самое то. Даже наши твердолобые, которые не любят настольные игры, и то присоединялись: сперва просто слушали наши истории, а потом и в игру вступали. Бывали грустные у нас истории, бывали серьезные, а бывали и веселые, да такие, что от смеха сгибались пополам.
— Или даже космические саги сочиняли.
— Или даже космические саги сочиняли. Игра, кстати, компактная, сам видишь, коробку в сумке таскаю. А недавно мы ездили на отдых в горы, так я и вовсе запихал все карты в коробку из под чая, и игра пользовалась вечерами у костра неизменным спросом. Вот, а карты у игры плотные и неплохо сохранились, несмотря на то, что я так и не надел на них кармашки.
— Я думаю, вряд ли такая игра понравится любителем серьезных настолок.
— А игра не для них и создана. Она для компаний. Помнишь, раньше мы играли в «Крокодила» или в «Города». Вот здесь эффект тот же – именно развлечение, по большей части зависящее от фантазии игрока. И главное – не ставить своей целью непременную победу, ведь главное не победить, а рассказать интересную историю.
— Знаешь… а я бы попробовал в такое поиграть!
— Ну, можно собраться… О, привет всем!
— Привет!
— Привет!
— Здорова!
— Хай!
— Приветики! О, мы вчера в эту игру играли!
— А, «ИгроСказ». Может, расскажем пару историй?
— У меня, кстати, подстилка с собой есть. Давайте расположимся на травке. Чур, я первая, потому что я самая красивая!.. Итак… Тысячи лет безжалостные пески пустыни прятали от любопытных глаз свои удивительные тайны…
Сильно… Совершенно новый уровень, не сравнить с предыдущими обзорами. Заслуженная победа. Даже две или три, авансом(:
Игра сегодня до меня добралась. Еще раз спасибо всем большое за возможность поучаствовать в конкурсе и побороться за приз.
Посылка, кстати, шла почтой EMS, так что добралась до меня за неделю. Но что забавно — так это молдавские таможенники. Видимо, на границе они вскрыли посылку, проверили ее и попытались запихнуть в упаковку обратно. У них это не получилось) Запихав игру где-то на три четверти, они обклеили коробку скотчем и сверху наклеили наклейки: Почта Молдовы, проверенно!
Роман, я с запозданием, но прочитал ваш обзор и хочу сказать: Спасибо!
Обзор действительно клевый, рад, что вам понравилась наша игра.