Как-то так получилось, что мне не очень нравится механика аукциона, как, например, в Power Grid или в Container. Аукционы встречаются и во многих других играх, но на ум сейчас почему-то приходят именно эти две.
Главная причина моей нелюбви — возможность просадить на аукционе слишком много денег (или прочих ресурсов). В процессе торговли игроки могут слишком задрать цену, а потом, когда кто-нибудь отдаст деньги в банк, может обнаружиться, что этому игроку практически не на что оказалось существовать и на несколько ходов он, фактически, выбывает из игры. Так у нас бывало в Power Grid.
В Container, например, ситуация немного другая. Там по правилам когда проводится аукцион, наивысшую ставку получает победитель — один из игроков, и ещё столько же денег ему выплачивается из банка. Так что тут неосмотрительный участник торгов может не только себя утопить, но и здорово подыграть кому-то ещё.
Получается, что аукцион допускает возможность ошибки игрока. Ошибки, которая может оказать весьма заметное влияние на баланс сил в игре.
Причина тому, на мой взгляд, закрытая информация и неумение правильно оценивать игровую ситуацию. Когда игроки делают ставки, многие не очень хорошо представляют себе какую сумму готовы потратить их товарищи. Не все способны оценить, насколько ценен лот для них и для других игроков. Не все умеют сопоставить данные и вывести примерный "потолок" цены, а также сумму, которую не имеет смысла предлагать, поскольку покупка окажется невыгодной. Помню, когда мы играли в тот же Container, перед каждыми торгами я старался всем объяснить сколько примерно стоит тот или иной лот и какая сумма является предельно разумной, выше которой предлагать и не стоит.
Чуть лучше ситуация обстоит с ограниченными аукционами, как, например, в Vegas Showdown. Там игроки могут торговаться, но имеется верхний предел ставки и заранее обозначены шаги аукциона. Но и эта система не имеет "защиты от дурака" — игрока, который может просадить на аукционе всю наличность и внезапно перейти в аутсайдеры.
Но, возможно, я не слишком хорошо знаком с аукционами в настольных играх, и они бывают и хорошие? Кто-нибудь может привести пример?
Чтобы полюбить аукционы, надо поиграть в Modern Art
PG c допами и PG:FM самые востребованные игрушки на нашем столе. и там и там аукцион есть… но на то он и аукцион… Хочешь-плати больше остальных, не хочешь не плати вообще, но если за столом все хорошо знакомы с игрой начинается самое интересное в аукционах — БЛЕФ!
Задранные цены — это стопроцентов неумение оценить ситуацию и расчитать свои расходы/доходы. Разумеется, если играющие видят настольную игру впервые или вообще не часто играют во что-то стратегическое, то они не способны принять эффективное решение. Всего лишь надо чаще играть в тот же Power Grid, чтобы аукцион себя проявил в полной мере.
А зачем в игре должна быть «защита от дурака»? С людьми, которые не могут посчитать свои ресурсы (как минимум) и определить для себя потолок цены лота, можно играть во что-нибудь другое. Аукцион — это еще и психология, отчасти. Очень приятно раскрутить кого-нибудь купить лот за цену, которая ему не выгодна.
В Энергосети, кстати, довольно мягкий аукцион. Любой игрок в нем может взять станцию за номинал, не переплачивая. Вопрос лишь в том, насколько эта станция ему окажется нужна?
У Р. Книзия лучшие игры с аукционами, благодаря которым можно полюбить настольные игры с этой механикой: Ra, Modern Art, Medici.
A Game of Thrones
Хотя там бывает печально, когда одновременно случаются битва королей и нашествие одичалых.
Полностью поддерживаю, аукционный элемент в той же Энергосети очень сильно разбавляет остальной суховатый экономический процесс, а на выходе мы и получаем ту самую Энергосеть, которая и значится по праву одной из лучших игр.
Встречный вопрос к автору — а несерьезные аукционные игры, например, «Продано», — к таким какое отношение? Тоже не по нраву?
Варианты открытого аукциона, как в PG — это, скорее, хорошо. Из великолепных аукционников вспоминаются Medici и филлер No, Thanks!
Главное зло — это закрытый аукцион типа «картонные жетончики в потном кулачке», как в Runewars или Game of Thrones. Вот эту механику считаю отвратительной. Жаль, что много достойных америтрэш-релизов отравлены ею.
Чаще играйте в Энергосеть, для опытных игроков аукцион это море удовольствия, начать торги за хорошую станцию, но которая в принципе и не нужна, потому что ещё есть и может выйти лучше и поднимать цену, пытаясь выкачать из соперника как можно больше денег, чтобы он купил эту фигню, а ты потом возьмешь покруче и дешевле, а может не дадут 🙂 В некоторых ситуациях торги за конкретную станцию критичны, потому что при покупке станции один из игроков обеспечивает себя победу и вот тут начинается, нужно прикинуть сколько денег оставить, чтобы хватило на ресурсы и подключения, устанавливаешь себе сам планку, обычно прикидуется грубо, никто не зависает прям просчитывая до рубля и пошли торги и вот тут кто кого передумает, иногда вовремя нужно остановится и отдать сопернику станцию, понимая, что купив её не сможешь подключить. Естественно тут кто ошибся тот проиграл, но как раз тут битва умов 🙂 Но тут множество факторов, кроме аукциона, что может повлиять на победу, если ты не продумал порядок хода, количество ресурсов на рынке, которые сможешь купить, их цену, возможность подключения городов в твою очередь, ошибок можно наделать ещё до аукциона и понять, что проиграй не участвуя в торгах. Энергосеть очень комплексная игра и аукцион, это одна из частей, поэтому игра так хороша.
Про контейнер, немного не понял, когда идёт аукцион за товары продаваемые на остров, торгуются между собой покупатели, победитель получает контейнеры, а не ставку, продавец получает наивысшую ставку плюс столько же из банка, если цена по мнению продавца слишком низка он может сам заплатить эту ставку в банк и оставить товар себе, имхо это гениальная механика аукциона, она стимулирует продавать другим контейнеры, но есть защита от покупателей жмотов, ага даёте мало, я оставлю себе! С другой стороныпокупателям невыгодно предлагать мало, потому что на острове контейнеры это залог победы, нужно предложить и немного, чтобы продавец не разжирел, но и не мало, чтобы ему было не выгодно платить в банк за свой товар. Повторюсь, что мне очень понравилась эта механика.
>>Главное зло – это закрытый аукцион типа “картонные жетончики в потном кулачке”, как в Runewars или Game of Thrones. Вот эту механику считаю отвратительной. Жаль, что много достойных америтрэш-релизов отравлены ею.
Целиком поддерживаю
Самый сбалансированный аукцион в Phoenicia, потому что завышение ставки на 1 пункт уже чревато для дальнейшего развития. Именно поэтому как ни странно аукцион в данной игре прекрасно идет как для 2 игроков так и для 4.
Я за аукционы. Во многих играх ситуация складывается каждый раз по-разному, соответственно и разные вещи реально должны стоить по-разному. Аукцион помогает определить реальную цену. И вообще, мне кажется очень хорошо, если игра позволяет совершать ошибки. Это значит имеется возможность и для совершения хороших удачных ходов. Иначе получается, что от игрока ничего зависит и игра играет сама себя.
Как-то так получилось, что мне не очень нравятся шахматы. Главная причина моей нелюбви – возможность сделать глупый ход. В процессе игры игроки могут сделать неосмотрительный ход, а потом может обнаружиться, что у этого игрока практически нет шансов на победу, и он, фактически, выбывает из игры. Получается, что шахматы допускают возможность ошибки игрока. Ошибки, которая может оказать весьма заметное влияние на баланс сил в игре. Чуть лучше ситуация обстоит в шашках, но и эта игра не имеет «защиты от дурака».
Ещё вспоминается Isla Dorada
@ZoRDoK
А чем столь плохи закрытые аукционы?
Я собираюсь на выходных опробовать High Frontier.
Аукцион там асимметричный: игрок инициировавший аукцион и остальные игроки. Разница между ними в том, что инициировавший платит за патент деньги в банк, а любой другой игрок в случае если он выиграет аукцион — инициатору. И еще один занятный момент в аукционе разрешены ничьи, разрешает которые инициатор аукциона (мне кажется это связано с тем, что игровая валюта стоит дорого).
@MisteriG
Целую статью писал на эту тему на Тесере… а нет, не успел. В двух словах не объяснить
Аукцион аукциону рознь:) в Ра и Медичи логичные и грамотные аукционы
У нас аукцион во всех играх проходит с «защитой от дураков»: если не хочешь приобретать, то просто пасуешь. Аукцион снова начинается, но без тебя. Если (вдруг) остался только один игрок, то он берет по номинальной цене.
Интересный вопрос Вы подняли. Могу сказать, что в Энергосеть играть люблю в том числе из за аукциона, но есть люди, которым тоже аукцион в энергосети не нравиться тем, что из них выуживают деньги. Пока читал посты подумал — может, чтобы уравнять шансы в той же энергосети, сделать семейные правила — ведущий игрок выбирает станцию, у каждого в руках листок бумаги, каждый (из оставшихся в аукционе) пишет на нем максимальную цену, за которую готовы взять станцию. Открывают листки одновременно как в Диксите. У кого максимальная цена — тот забирает станцию. Если у двоих ставки одинаковые — отдается тому, кто выше в рейтинге например. Эффект от игры хотя не тот уже будет, но все же противников аукционов за один стол с собой можно будет посадить)))
А вот насчёт «защиты от дураков — перебивка ставок» — разве в Энергосети это не фишка? Можно задрать цену, но и риск получить ненужную покупку тоже имеется.
Ну да, в этом и заключается «скилл» игрока: определить в какой момент нужно выйти из аукциона. Нужно уметь грамотно оценивать не только свои, но и чужие интересы. Для этого же, в Электросети можно скупать ресурсы с рынка, даже если они тебе пока что и не очень нужны.