Есть такое малоизвестное слово «кайдзю». Им называют чудовищ, огромных монстров, поднимающихся со дна океана и нападающих на прибрежные города. В массовой культуре известен как минимум один подобный персонаж – Годзилла, но есть и другие примеры. Скажем, фильмы «Монстро» (Cloverfield) или «Тихоокеанский рубеж». Познакомиться с подобными существами можно и в настольных играх. Как раз этим самым «кадзю» посвящены две недавно выпущенные в издательстве GaGa Games настолки «Повелитель Токио» и «Повелитель Нью-Йорка».

Обе эти игры рассказывают об одном и том же. Город становится полем боя, на котором друг с другом сражаются чудовища. У каждой игры есть небольшая специфика, но в общем и целом всё одно и то же. От 2 до 6 игроков могут сойтись в схватке за звание самого-самого монстра. И происходит это всё достаточно быстро, по несложным правилам и с помощью бросков очень привлекательных кубиков. 

Суть игры проста. У каждого чудовища есть два основных показателя, здоровье и очки. Если первый падает до нуля, ты вылетаешь. Если второй поднимается до максимума, ты победитель. Соответственно выиграть можно двумя способами, либо набрать необходимое количество очков, либо просто перебить всех конкурентов.

Действие разворачивается на поле с изображением города, которое можно условно поделить на две большие локации: «в городе» и «не в городе». Сам процесс напоминает «царя горы», тот кто стоит «в городе» каждый ход получает очки, но зато все остальные монстры могут его бить (а он может бить сразу всех остальных). Те, кто стоит не в городе, атакуют «царя горы» и могут добывать очки с помощью бросков кубиков.

На кубиках построен весь ход игрока. Нужно сделать бросок, а потом ещё можно два раза перебросить любое число кубов. Затем применяется всё, что выпало. Кубики тут хотя и шестигранные, на них есть не только цифры, но и разнообразные символы. «Сердечки» позволяют лечиться, «лапы» – это атака, цифры позволяют заработать очки. Есть и ещё одно направление развития, выбрасывая «молнии» можно копить местную валюту, за которую приобретаются дополнительные свойства монстров.

Вот так и устроен процесс. Три броска кубиков, применить результаты, передать ход сопернику. Монстры бутузят друг друга, по очереди вышибают из города то одного, то другого. Во многом игра построена на удаче (кубики же бросаем), но решения тоже присутствуют. Какие кубики перебрасывать. Когда атаковать, а когда нет. Когда стоит уходить из центра, чтобы тебя не убили. Какое улучшение купить. Но главное – не относиться к происходящему слишком серьёзно! В конце концов, перед нами игра про схватку гигантского космического кролика с мутировавшим кинг-конгом!

Обе игры очень выгодно смотрятся со стороны. Если разложить «Токио» или «Нью-Йорк» на игротеке, дефицита внимания точно не будет. На столе хорошо заметны большие картонные монстры, притягивают взгляд большие пластиковые кубики. А как они гремят! Вообще, кубики – это отдельный пункт! Они огромные! Они шумные! Так и просятся в руки. Каждый, кто сядет за стол, обязательно захочет сделать минимум один бросок. Главное, на подобной механике бросков кубиков основано немало других игр, скажем Elder Sign, но такие классные кубики есть только здесь!

Ещё один любопытный момент. Все монстры начинают игру одинаковыми, но могут приобрести новые свойства в процессе партии. И это – здорово, потому что даёт новые возможности, делает каждого игрока уникальным, а каждую партию – неповторимой. Лично мне даже куда больше нравится именно элемент возможной «прокачки» своего монстра, получить какую-нибудь новую возможность – это куда веселее, чем от души вмазать кому-нибудь из соперников!

Поскольку речь идёт о двух играх, неизбежно поднимается вопрос чем Токио отличается от Нью-Йорка и какая из двух игр лучше. По этому поводу нужно сказать вот что. Первой появилось именно «Токио», а следом вышел «Нью-Йорк», в котором идеи игры получили своё дальнейшее развитие. Но это не означает, что автоматически Нью-Йорк лучше. И вот почему. Первая игра – это чистый хаос, поединок монстров, которые дерутся друг с другом за титул самого-самого. Во второй игре добавляется новый вид противников. Теперь сражаться можно не только с другими игроками, но и с нейтральными правительственными войсками на игровом поле.

В Нью-Йорке добавляется новый пласт, новое измерение игрового процесса и соответствующие ему новые возможности. Грубо говоря, если в Токио ты постоянно находишься в гуще событий, то в Нью-Йорке появляется возможность иногда отсиживаться в сторонке, не вступать в бои с соперниками и зарабатывать очки, побеждая ничейные войска. Это делает игру чуть сложнее (появляются новые правила), чуть менее удобной (на поле появляется куча жетонов) и чуть менее доступной для новичков (Токио – проще). Так что если говорить о каких-то рекомендациях, Токио лучше подходит для совсем-совсем новичков, а Нью-Йорк скорее будет интересен чуть более опытным игрокам, т.к. там больше возможностей.

Ну и надо помнить, что перед нами не серьёзная и глубокая игра. Повторюсь, это весёлый, забавный и шумный филлер, задача которого – подарить полчаса веселья хорошей компании. И для её решения у обоих повелителей есть всё необходимое: разнообразные большие картонные монстры, привлекательные гремящие кубики, уникальные карты развития и быстрый игровой процесс. Для  новичков – рекомендую!