
В настолках есть такой жанр – колодостроительные игры или игры на построение колоды, в которых все начинают с небольшой колодой и в процессе партии пополняют её новыми и более мощными картами. В этом жанре есть два столпа: «Доминион», игра, которая этот жанр, собственно, и изобрела, и Ascension, игра, которая развила идеи «Доминиона» и изобрела колодостой с динамичным рынком карт. «Доминион» на русском языке появился довольно давно, а вот Ascension локализовали буквально только что стараниями компании GaGa Games. Так что давайте смотреть, что же это за такая игра!
Да, на русском вышла не просто Ascension, а четвёртая редакция игры. Это самое свежее издание базового набора, которое появилось за рубежом только в 2022 году. В оригинале оно носит название Ascension. 10 Year Anniversary Edition, то бишь, юбилейное 10-летнее издание.

О компонентах
Чего ожидать от колодостроительной игры? В коробке должны лежать карты. И так оно и есть, из карт в основном Ascension и состоит. Тут есть основная колода, а также стартовые мини-колоды игроков в количестве 4 штук (настолка рассчитана максимум на 4 человек).
Но карты – это ещё не всё. Помимо них (и книги правил конечно же) в коробке с игрой обнаруживается запас пластиковых кристалликов, символизирующих победные очки и, внезапно, игровое поле. Для колодостроительных игр это довольно редкий компонент и, честно говоря, его необходимость вызывает сомнения. Тем более, что всё, что есть на поле – это место для колоды, для сброса и для рынка карт. Как-то в других подобных настолках удавалось разместить всё это на столе просто так, без какого-либо поля.

В плане качества компонентов всё хорошо. Карты отпечатаны на приятном картоне. Поле – плотное, складное. Пластиковые алмазики удобные и наглядные. Разве что по цветам есть маленький вопрос, они красные и прозрачные. И если красные хорошо видны на столе, то прозрачные, кажется, как будто немного теряются. Впрочем, это точно не тот случай, когда надо сидеть и прям пересчитывать, сколько там на текущий момент у соперника очков. В основном эти камушки нужны, чтобы подвести итоги в конце партии и с этой задачей они отлично справляются.
Нельзя не отметить, что игра поставляется в неожиданно большой коробке. Настолько большой, что внутрь запросто может уместиться как минимум ещё 3-4 комплекта. Если что, это не решение местного издателя, точно в таком же формате издавалась и оригинальная версия за рубежом. Очевидно, это решение с заделом на будущее, чтобы в эту же коробку можно было впоследствии складывать и дополнения.
О правилах
В целом игра устроена несложно. На старте все игроки получают начальную колоду из 10 карт. Затем из общей колоды 6 карт выкладываются в открытую. Это – рынок, откуда можно будет покупать новые карты. Также рядом размещаются стандартные карточки, всегда доступные для покупки.

Сделать ход довольно просто. У игрока на руке 5 карт, в свой ход их все надо разыграть и применить эффекты и свойства всех-всех-всех карточек. Что тут на них бывает? В общем-то, всё довольно стандартно. В игре есть два основных ресурса, условные деньги и атака. Деньги нужны на покупку новых карт. Атака требуется, чтобы выбивать с рынка карточки монстров. Это особый тип карт, их не купить в колоду, успешная атака по ним как правило вознаграждается теми самыми кристалликами победных очков и, бывает, ещё какими-нибудь дополнительными приятными эффектами.

В целом ход игрока выглядит так: сыграл все карты, подсчитал деньги, подсчитал атаку. Если есть желание и возможность – атаковал карточку с рынка и купил столько карт, на сколько хватает ресурсов. Затем передал ход следующему. Всё.
Длится партия до тех пор, пока не иссякнет запас кристаллов. Как только лимит победных очков исчерпан, доигрывается последний раунд, после чего все начинают подсчитывать заработанные очки. Источников тут два, те самые кристаллики, плюс карты в личной колоде. У кого в итоге счёт окажется максимальный, тот и побеждает.
Впечатления
Ascension ощущается довольно простой игрой. И это неудивительно. Ей, на минуточку, исполнилось уже 15 лет, и с момента её первого издания в 2010 году свет увидело множество самых разных колодостроительных игр. Да что тут говорить, сама Ascension за этот период обзавелась более чем 10 дополнениями, это просто так сложилась жизнь, что на русском только сейчас выходит самая-самая первая коробка.
Ничего сложного нет и с точки зрения присутствующих в игре сущностей. Общая колода делится на 4 цвета или масти, что, в общем-то традиционно для подобного рода игр. Самих карт две категории: те, что можно купить себе в колоду за деньги, и враги, которых надо сносить атакой. Карты в колоде, в свою очередь, также бывают двух видов: герои и конструкции.

Герои – это обычные карты, которые разыгрываются с руки, улетают в сброс и затем опять замешиваются в колоду. Конструкции работают несколько иначе. При розыгрыше они кладутся на стол, и остаются лежать перед игроком, в конце хода они не сбрасываются. Каждая конструкция даёт какой-то постоянный бонус, скажем, +1 атака каждый ход, или добор одной карты. Это как бы такая постоянная прокачка, все начинают партию без конструкций, и постепенно ими обрастают. Но конструкции – это не навсегда. В игре есть карты, заставляющие противников их сбрасывать.
В пользу простоты работает и то, что тут нельзя называть сложными сами эффекты карт. Они довольно типичны для колодостроительных игр. Есть манипуляции с картами (добор, сброс, избавление от карт), есть эффекты, работающие с рынком (скинуть оттуда карту, взять бесплатно, положить себе на верх колоды), есть даже свойства, срабатывающие, если разыграть две карты одной масти. Из уникального, пожалуй, разве что скидка на покупку карт определённой масти.
Каких-то мощных комбинаций, карт, заточенных на работу друг с другом, почти и нет. Но кое-какие операции проворачивать всё равно можно. Скажем, сперва по эффекту одной карты купить что-то с рынка на верх своей колоды, а потом по эффекту другой карты получить добор, и вот уже только что приобретённая карта оказывается в руке, и её сразу же можно разыграть. Примерно такая же ситуация с чисткой колоды. Массово избавляться от слабеньких стартовых карт получится навряд ли, но эпизодически возвращать их из игры в коробку получится.

Важная особенность игры – она совсем не ощущается конфликтной. Лишь изредка встречаются эффекты, каким-то образом, напрямую затрагивающие соперников. Скажем, тот же сброс конструкций, или вот такое неординарное свойство «стащите из руки каждого оппонента случайную карту». Но эти вещи происходят крайне редко. В основном просто все покупают карты с рынка, бьют карты врагов, которые на этом же рынке появляются, да разбирают кристаллы победных очков из общего запаса. Никакой агрессии, всё очень мирно и спокойно. Атаковать друг друга – такую задачу Ascension не ставит.
И ещё партии получаются довольно бодрыми. Заявленная продолжительность игры – 30 минут – полностью подтверждается практикой. И полчаса – это очень комфортное время. Как раз хватает, чтобы раскачать колоду, начать применять всякие вкусные эффекты. Но при этом игра не затягивается сверх необходимости и не выливается в монстроузные ходы, когда кто-то за один ход добирает и разыгрывает почти все свои карты.

Первые ходы тут пролетают просто стремительно, чуть позже темп игры может немного замедлиться, но в целом ритм очень комфортный. Обычно выходит так: разыграл свою руку, применил эффекты, что-то там докупил, и вот уже начинает ходить следующий игрок. А ты пока скинул все сыгранные карты в сброс, пока сдал себе новую руку, уже и снова наступает очередь ходить.
В общем, игра вполне себе достойная. Хоть ей и немало лет, ощущается вполне себе хорошо. Да, эффекты карт могли бы быть поинтереснее и понасыщеннее. Но такая мысль, она рождается как бы задним числом, исходя из опыта знакомства со многими другими колодостроями. Если же за Ascension посадить новичка в настолках, впечатления будут положительные. Опытным игрокам тут тоже есть на что посмотреть, но, скорее всего, после нескольких партий захочется увидеть ещё и дополнительные наборы с новыми эффектами карт и механиками.

Отдельно стоит отметить, что в Ascension изначально предусмотрен соло-режим. Причём, он очень простой. Свой ход надо разыграть по обычным правилам, а потом просто взять две крайние правые карты на рынке и скинуть их в отдельную стопку бота. И так – после каждого хода. В финале, когда закончится запас кристаллов, считаем очки как обычно: свои кристаллы и очки за карты в колоде, и сравниваем результат с очками за карты в стопке бота. Удалось набрать больше чем у него – это победа. Правила простые, удобно, что никаких действий за бота совершать не нужно, просто скинул ему две карты, подвинул весь рынок вправо, доложил новые карты, чтобы для покупки было доступно 6, и снова ходи.
Заключение
Хорошая колодостроительная игра – вот что такое Ascension. Знатокам жанра она вряд ли покажется каким-то откровением, но новичкам зайдет точно хорошо. Быстрые партии, несложные правила, понятные эффекты карт – вот из чего она состоит. Ну и ещё обязательно будем ждать дополнений. В конце концов, надо же как-то оправдывать габариты коробки!
а я версию Тактикс больше жду.
А если сравнивать Ascension и Звёздные империи (Star Realms, 2013), то что выбрать? В ЗИ наиграно довольно много партий, правда, в основном на планшете и с ботами, а вот до Ascension как-то руки всё не доходят.