Если вам нравится механика размещения рабочих и интересна морская тематика, обратите внимание на игру издательства Eagle Games «Francis Drake». Игрокам предстоит снаряжать и осуществлять экспедиции из Англии в Карибское море, захватывать города и форты, грабить галеоны и покупать заморские товары. Представляю вашему вниманию перевод обзора игры, сделанного Дейлом Ю – основателем и редактором блога Opinionated Gamers. На русский язык материал перевёл Сергей Синцов.
Francis Drake
- Создатель: Peter Hawes
- Издательство: Eagle Games / Kayal Games
- Возраст: 14+
- Время одной партии: 120 минут
- Количество игроков: 2-5
- Количество сыгранных для обзора партий: 2
Первая партия сыграна на Съезде Друзей в 2013 году. Игра для второй партии предоставлена компанией Eagle Games.
Francis Drake – новинка от Peter Hawes, которая будет представлена на Эссен-2013 издательством Eagle Games. В течение трёх раундов участники будут снаряжать экспедиции в Карибское море и получать победные очки за захват испанских галеонов, фортов и городов, а также за награбленные сокровища (золото, серебро и драгоценные камни).
В каждом из трёх раундов игры две фазы. Первая фаза происходит в Плимуте, и под неё отведена верхняя часть игрового поля. Город представлен в виде улицы, на которой есть 18 локаций. В каждой локации можно выполнить определённое действие. Локации различаются по количеству имеющихся ячеек действий (от 1 до 3). Если в локации несколько ячеек, то чем раньше игрок на неё попадает, тем большую награду он получает. Игроки по порядку выставляют маркеры своего цвета на пустые ячейки действий. Проблема в том, что улица в Плимуте с односторонним движением, и игрок может положить свой маркер только по ходу движения по направлению к докам. В любой локации у первого игрока награда больше, и вы можете захотеть «перепрыгнуть» несколько локаций, но помните, что в этом случае вы не сможете вернуться к тем локациям, которые «перепрыгнули».
По пути к докам вы сможете получить следующие полезные вещи:
- Экипаж (серые кубики)
- Оружие (чёрные кубики)
- Товары для торговли (фиолетовые кубики)
- Провиант (коричневые бочонки)
- Преобразовать обычный корабль в военный
- Нанять большую лодку для помощи в военных действиях
- Также вы можете взять на себя роль различных персонажей для получения специальных способностей (Губернатор, информатор, Королева, сэр Френсис Дрейк, Адмирал). По ходу обзора я поясню, чем каждый из них может вам помочь.
После того, как игрок прошёл по городу, он должен остановиться в доке и получить кубик экипажа, кубик оружия или бочонок провианта (на свой выбор). Порядок, в котором игроки прибывают в док, становится порядком ходов во второй фазе. Все полученные ресурсы размещаются на планшете игрока. В первой фазе первого раунда используются локации, напечатанные на игровом поле. В двух последующих раундах их заменяют специальные жетоны с такими же локациями, которые случайным образом размещаются поверх напечатанных на поле, каждый раз создавая новую последовательность маршрута.
Перед второй фазой нужно провести небольшую подготовку. Фаза проходит на карте Карибского региона, разделённой на 4 зоны. Эта карта занимает 2/3 нижней части игрового поля. Способность игрока попасть в ту или иную зону карты определяется количеством имеющихся у него бочонков провианта. На карте можно увидеть три испанских галеона, 3 торговых порта, а также по одному городу и форту в каждой зоне. В торговых портах находятся жетоны заморских товаров, а в других локациях – сокровища (золото, серебро или драгоценные камни). Как я уже упомянул, в игре есть несколько персонажей, которых вы можете взять под контроль в первой фазе. На этапе подготовки перед второй фазой вы можете воспользоваться способностями Адмирала и Губернатора.
Адмирал. Базовая сила каждого галеона определяется случайным распределением трёх жетонов галеонов. Однако в сопровождении каждого галеона есть фрегат, который может увеличить силу корабля. Игрок, контролирующий Адмирала, получает три жетона фрегатов (с силой от 0 до 2) и распределяет их лицом вниз между галеонами. Только этот игрок будет знать, какой жетон на каком галеоне находится. Во второй фазе эта информация очень ценна.
Губернатор. Базовая сила форта указана на игровом поле, но каждый форт охраняется жетоном отряда, который может увеличить общую силу форта. Игрок, контролирующий Губернатора, получает четыре жетона отрядов и распределяет их лицом вниз между фортами. Только этот игрок будет знать, какой жетон на каком форте находится, и во второй фазе эта информация также очень ценна.
После распределения указанных жетонов можно начинать вторую фазу. В порядке, установленном по окончанию первой фазы, игроки в закрытую размещают маркеры миссий (по одному за ход) между 14 локациями Карибского региона. Маркеры пронумерованы от 1 до 4, и чем меньше число, тем выше приоритет миссии. Игрок, в первой фазе получивший маркер корабля «Золотая лань», имеет один дополнительный ход. Маркер «Золотая лань» является, по сути, маркером миссии со значением 0 (наивысший приоритет). Ходы продолжаются до тех пор, пока все маркеры миссий не будут распределены.
После этого все маркеры миссий переворачиваются лицом вверх и миссии выполняются. Первой выполняется миссия «Золотой лани». Затем в порядке очерёдности хода выполняются первые миссии всех игроков, затем миссии под номером 2, 3 и, наконец, 4. Когда игрок получает право хода, он не обязан выполнять текущую миссию, но приоритет выполнения важен, так как миссия в каждой локации может быть выполнена только два раза (за исключением одного торгового порта, где доступно три выполнения).
Миссии в каждом из четырёх типов локаций выполняются так:
Города. В городе есть сила защиты, указанная на игровом поле (1 отряд). Чтобы завоевать город игрок должен сбросить один серый кубик команды и получить победные очки, указанные рядом с этим городом. Также в специальной области в левом нижнем углу игрового поля он отмечает, что завоевал в этой фазе город. Если этот игрок был первым в очереди завоевания данного города, он также получает сокровища этого города (серебро или золото).
Форты. На защите фортов стоят пушки (их сила указана рядом с фортом) и жетоны отрядов, распределённые игроком, контролирующим Губернатора. Для завоевания форта игрок должен сбросить указанное рядом с фортом количество чёрных кубиков оружия и указанное на жетоне отряда количество серых кубиков команды. Он получает победные очки, указанные рядом с фортом, а также в специальной области в левом нижнем углу игрового поля отмечает, что завоевал в этой фазе форт. Если этот игрок был первым в очереди завоевания данного форта, он также получает сокровища этого форта (серебро или золото).
Галеоны. У галеонов есть базовая сила, которая становится видна при первой атаке, когда жетон галеона переворачивается. Также галеоны дополнительно защищают фрегаты (силу которых до первой атаки знает только игрок, контролирующий Адмирала). Для победы над галеоном игрок должен сбросить столько чёрных кубиков оружия, сколько указано на галеоне и сопровождающем его фрегате. Он получает победные очки, указанные на жетоне галеона, а также в специальной области в левом нижнем углу игрового поля отмечает, что победил в этой фазе галеон. Если этот игрок был первым в очереди битвы с данным галеоном, он также получает сокровища этого галеона (драгоценные камни).
Торговые порты. Здесь игрок может обменять товар для торговли (фиолетовый кубик) на любой оставшийся жетон заморского товара. Всего в игре 4 разных типа заморских товаров, и нужно пытаться собирать наборы по 4 разных товара.
В любой момент после выполнения миссии игрок может объявить о возвращении в Плимут. Порядок прибытия в Плимут определит очерёдность ходов в первой фазе следующего раунда (Согласно правилам очерёдность хода в первой фазе второго и третьего раундов зависит от количества победных очков (чем меньше очков, тем раньше ход) – прим. перев.). Для первых двух вернувшихся предусмотрен небольшой бонус в виде победных очков.
После того, как все игроки вернутся в Плимут, подводятся итоги раунда. Сперва очки начисляются за то, сколько различных типов задач (форты, города, галеоны) игроки выполнили в этом раунде. Игроки получают 1 / 4 / 10 очков за выполнение 1 / 2 / 3 различных типов задач. Игрок, контролирующий Адмирала, получает 1 ПО за каждый оставшийся на поле жетон золота. Игрок, контролирующий Губернатора, получает 1 ПО за каждый оставшийся на поле жетон серебра.
В этот момент раунд завершается (игроки сбрасывают со своих планшетов все ресурсы, кроме жетонов заморских товаров – прим. перев.). Происходит подготовка к первой фазе второго раунда: жетоны локаций случайным образом распределяются по улице Плимута. Второй и третий раунд проводятся по описанному выше сценарию. В конце третьего раунда подводится окончательный подсчёт очков.
Игроки начисляют очки за собранные наборы жетонов различных заморских товаров:
- 1 жетон: 2 ПО
- 2 различных жетона: 8 ПО
- 3 различных жетона: 16 ПО
- 4 различных жетона: 26 ПО
Теперь игроки открывают свои сундуки с сокровищами и начисляют победные очки за награбленное добро.
- Серебро: 3 ПО за жетон
- Золото: 4 ПО за жетон
- Драгоценные камни: 5 ПО за жетон
Игрок с наибольшим количеством победных очков объявляется победителем.
Мои впечатления
Francis Drake – очень хорошо продуманная игра с механикой «размещение рабочих». Длительность партии немного выходит за зону моего комфорта, но, если честно, после начала партии я был так увлечён, что не заметил этого. С учётом объяснения правил, а также принимая во внимание то, что большинство участников видели игру в первый раз, мы сыграли партию на четверых всего за 110 минут.
Игровой процесс поделён на множество мелких действий, а потому вам не придётся долго ждать свой ход. Я заметил, что всегда учитывал то, как решения других игроков могут затронуть мои интересы. Поскольку в игре три раунда, изменение порядка локаций в первой фазе раундов благотворно влияет на разнообразие действий игроков. Тайное распределение маркеров миссий во время второго раунда также держит вас в напряжении.
Правила игры несколько больше, чем правила стандартного еврогейма. В книге правил 12 страниц, но они отлично свёрстаны, и в них много иллюстраций, помогающих понять суть правил и поясняющих игровые примеры.
Как я уже упомянул, в игре предстоит принимать множество мелких решений, каждое из которых может оказать серьёзное влияние на итоговый результат игрока. Для себя я понял следующий принцип: обращать внимание на действия соперников. Также вы должны обеспечить такую гибкость своим действиям, чтобы выполнить как можно больше запланированных миссий. В первой партии один из игроков рискнул оставить провиант напоследок, надеясь забрать его после того, как остальные игроки наберут себе по 4 бочонка. В итоге перед отплытием у него оказался всего один бочонок провианта. Несмотря на то, что у него было очень много других ресурсов (оружие, команда и т.п.), он смог доплыть только до первой зоны и не использовал свои запасы оптимальным образом.
У игры есть небольшое ощущение повторяемости из-за того, что все три раунда идут по одной и той же схеме, а между раундами ничего кроме накопленных игроками очков (и жетонов заморских товаров – прим. перев.) не переходит. Если вы играете по усложнённым правилам, то хотя бы первая фаза будет каждый раз протекать по новому, заставляя игроков более осторожно планировать свою стратегию. В одной из партий игроки выдвинули идею сыграть всего 2 раунда, чтобы приблизить продолжительность партии к 75 минутам, но мне такой вариант не кажется корректным. Дело в том, что заморские товары дают большое количество очков, а чтобы получить от них адекватную отдачу нужно именно три раунда.
Я до сих пор вспоминаю свои две партии. Именно в этих воспоминаниях и заключается первый тест всех новинок Эссена, поскольку я с нетерпением жду следующей возможности сыграть в Francis Drake и попробовать новую стратегию. К сожалению, учитывая время года и жёсткий график, следующая партия имеет шанс состояться только на Basement Con.
Ларри (2 партии). Ещё одна хорошая разработка от Peter Hawes. Первая фаза каждого раунда работает прекрасно благодаря невозможности обратного пути. Это ограничение делает решения об остановках в локациях очень интересными, особенно если у игрока есть несколько альтернативных вариантов на выбор. Вторая фаза довольно скучная. Ключевой принцип успеха: правильный просчёт действий ваших оппонентов. Игровой процесс идёт очень гладко, а художественное оформление игры просто великолепно. Это очень приятная игра средней сложности, и я думаю, что её издание принесёт свои плоды компаниям Eagle Games и Kayal Games.
Джо Хубер (2 партии, одна из которых с прототипом). У этой игры огромный потенциал. Как уже отметил Ларри, невозможность двигаться назад в первой фазе каждого раунда приводит к любопытным решениям. Вторая фаза похожа на ставки вслепую (я удивлён, что у Ларри она не вызвала отторжение игры в целом), но этот механизм хорошо работает, поскольку у игроков достаточно информации, помогающей правильно оценить намерения соперников. Конечно, у соперников тоже есть вся информация, и именно это может привести к ощущению торгов вслепую, но, в целом, это не проблема.
Я увидел следующую серьёзную проблему (из-за неё я даже не готов приобретать игру для своей коллекции): обнуление между раундами. Ресурсы не переходят из одной экспедиции в другую. В результате каждый следующий раунд похож на предыдущий, а ощущения от игры в целом менее сильные, чем от суммы раундов. Во время первой фазы нет стимула брать больше ресурсов, чем это необходимо. Это снижает уровень напряжения. Если бы вы могли набирать больше ресурсов (хотя бы вполовину больше положенного), у вас было бы основание (отличное от простого желания насолить соперникам) пользоваться преимуществами локаций, которые в настоящий момент не дают никаких преимуществ. Мне кажется, что игра была бы намного интереснее, если бы часть ресурсов сохранялась между раундами, или если бы в игре был один, более длительный, раунд.
Дженнифер Геске (не менее 10 партий на 3-5 игроков). Мне не показалось проблемой отсутствие перехода неиспользованных ресурсов между экспедициями, о котором упомянул Джо. Мне нравится, что я планирую три отдельных путешествия с различными задачами, чтобы максимизировать количество полученных по итогам партии победных очков, и набираю ресурсы так, чтобы они наиболее эффективно решали поставленные на текущий раунд задачи. Присутствует и «предугадывание действий других игроков», ошибка в котором может иметь серьёзные последствия. Первая фаза даёт вам возможность выбирать ресурсы и роли, которые помогут снизить риски. Мне нравится сложный выбор между прыжком вперёд (что очевидно указывает соперникам на ваши намерения) и медленным продвижением, которое позволяет получить больше ресурсов и больше гибкости во второй фазе, но может закончиться провалом в плане получения драгоценных камней (награда за которые составляет до 30% всех полученных победных очков). Время партии растягивается из-за обучения. В игре множество компонентов, так что обучение и предигровая расстановка обычно занимают 30 минут. В обеих фазах достаточно взаимодействия между игроками, поэтому чувство «одинаковости» раундов меня не посещало. Что касается способов получения победных очков, мне кажется, что они сбалансированы (за исключением того, что фокусировка только на заморских товарах – не выигрышная стратегия). Я согласна с Ларри в том, что это прекрасная игра как для создателя, так и для издательства.
Добавить комментарий