В сегодняшнем обзоре читатель блога Артем Платонов рассматривает -дцатую игру Книции, в отечественной локализации получившую название «Фарт» и приходит к выводу, что она работает, математически выверена, вот только когда проигрываешь или выигрываешь, непонятно, почему так вышло. 

Игры, как известно, делятся на евро, америтреш и еще кучу различных жанров и поджанров, однако среди них есть еще одна категория – игры Райнера Книции. Поговаривают, что если в полнолуние на кафедре вышки крикнуть «Математический движок!», то можно призвать его дух, который научит вас всем премудростям геймдизайна, но это неточно. Зато абсолютно точно, что на движок игр от Книции можно натягивать любой сеттинг. Насколько он органично будет смотреться, вопрос спорный, но факт остается фактом.

Локализованная «Правильными играми» игра «Фарт» как раз попадает в категорию кницизмов. В ее процессе мы будем выкладывать карточки с цифрами, и кто наберет больше цифр в процессе выкладывания цифр, тот молодец. Ах да, забыл, дело происходит в дореволюционной России, где цифры написаны на банкнотах, а получаем мы их через манипулирование нужными негоцианту  Богатееву-Пустышкину людьми.

Итак, игра ведется на победные очки, у кого их будет больше по окончанию партии, тот победит. ПО выражены в банкнотах различного достоинства (а также в картах золотых слитков), кои игрок получает в процессе партии. Сама же она проходит следующим образом: перед началом каждому участнику выдается по 10 случайных карт из колоды и три обязательные карты: два «Фарта» и одну «Большого фарта». После чего первый игрок делает ход, выкладывая одну из карт в руки на стол. Таким образом, в процессе на столе образуется несколько стопок: по одной перед каждым игроком, а также дополнительная в центре стола. Карты бывают двух типов: с положительными цифрами (желтенькие) и с отрицательными (голубенькие). Отдельно идет ноль (студент, хехех) и собственно карты фартов.

Смысл сего действа таков: нужно выбрать момент, когда на столе лежат карты с как можно большей положительной суммой номиналов, и сыграть карту «Фарт». Это означает, что эта сумма записывается вам в победные очки. Карта «Большой фарт» умножает количество полученных ПО на два. Но фокус еще в том, что при разыгранных картах фартов победные очки также получают и те игроки, у которых в этот момент в их стопках также лежат карты фартов!

Я охотно верю, что в кругу друзей-математиков Книции игра пользуется большой популярностью, но пока я даже не понимаю, из-за чего проигрываю или выигрываю. В целом, поскольку движок игры выверен и математически точен, а в геймплее присутствует нотка азарта, игра может и зайти – думается, чем больше игрок любит головоломные евро, тем интересней будет играть. Тем более что отзывы в интернете подтверждают этот тезис – обычно раскладывается сразу несколько быстрых партий, и, несмотря на творящийся непросчитываемый хаос, большинству хочется играть еще.

Неоднозначные же моменты игры заключаются в том, что планирования в этой игре очень мало, поскольку когда до вас дойдет ход, ситуация на столе может сильно измениться, да и повлиять вы сможете на нее не то чтобы уж сильно – на 1/3 или сколько там участвует игроков. Так что ориентироваться придется на ходу. Еще одна неприятная вещь – чаще всего будет выигрывать игрок, сидящий «после дурака», то есть после игрока, делающего слабые ходы. Это дает ему неигровое преимущество.

Пара слов о компонентах. Листки денег сделаны изумительно – отличная печать, мелованная бумага. Карточки выполнены из неожиданно толстого картона, что, видимо, и подвело – после второго же перемешивания одна из карт расслоилась вдоль. Коробка же, сделанная из двух задвигающихся друг в друга частей, после открытия отказалась закрываться, цепляясь выпершей сзади какой-то частью. В общем, можно было бы все сделать и лучше.

P.S. Забавно выглядит описание игры на BGG: «…Each player acquires two “Фарт” cards, one “Big Фарт” card and 10 more cards». Лет ми спик фром май харт ин инглиш!