За последние годы у нас в стране локализовали много отличных евро-игр, но всегда остаётся что-то, что не пользуется особой популярностью и известностью. Одна из таких игр – The Princes of Florence, обзор которой подготовил читатель по имени Артём.
The Princes of Florence — игра была создана тремя авторами: Ричард Ульрих, Дженс Ульрих и Вольфгангом Крамером еще в 2000 году, но остается популярной и по сей день. Она пережила несколько переизданий, последнее из которых было в 2007 году. В 2009г. выпущено дополнение вводящее в игру 6 новых карт. Игра рассчитана от 2-5 игроков, заявленное время партии составляет 75-100 минут. А теперь рассмотрим игру поподробнее:
Эпоха Ренессанса, Флоренция. Воодушевление и вдохновение царит на улицах города. Появляется все больше и больше людей искусства: художники, скульпторы, архитекторы, писатели. Вы выступаете в роле главы аристократической династии. Ваша цель добиться успеха и признания, возвысить свое имя и достичь бессмертной славы. Покровительствуя над людьми искусства, Вы любыми способами должны стараться угождать их прихотям. Засаживая сады и парки, строя разнообразные здания, развлекая их шутами, даруя им разнообразные свободы Вы будете стимулировать их на создание невероятных шедевров, которые в свою очередь помогут добиться престижа и славы.
Содержимое коробки.
В коробке находится игровое поле, для подсчета очков престижа ( победные очки ) 5 планшетов игроков, 4 колоды карт, тайлы зданий и разнообразные жетоны. Планшеты, которые символизируют поместья отлично оформлены, я имею ввиду, что информативность их довольно обширна и кроме своих прямых обязанностей планшеты содержат информацию о всех картах профессий, которые есть в игре. Однако есть небольшое смешанное чувство, когда смотришь на тетрисообразные здания нарисованные с краю планшета, но это не сильно мешает погружению в атмосферу игры. Колода профессий содержит 21 карту и хоть они имеют одинаковый набор видов элементов, карты не повторяются. Арт выполнен в стиле масляных картин, что на мое мнение удачно подходит к игре. Остальные 3 колоды это текстовые карты, причем текст в некоторых местах очень мелкий да еще и выполнен в стиле писания пером, что затрудняет его читабельность. Текста на картах довольно много, что тоже не является плюсом для русскоязычных игроков. Однако карты выполнены в сдержанных светлых тонах и в общем оставляют приятное впечатление. Разработчики игры не могли обойти стороной одного из величайших людей эпохи Ренессанса, а именно Леонардо да Винчи. Одна из самых известных его работ украшает рубашки всех карт — Витрувианский человек, который к слову отлично иллюстрирует интересы того времени, ведь тяга к познанию человека и его деятельности – это основополагающие Ренессанса.
Кратко об игровом процессе:
В начале каждый игрок получает по 3500 флоринов и 4 карты профессий из которых он может оставить 3. Игра длиться 7 раундов, каждый состоит из 2 фаз. В фазу аукциона игрок, если желает может приобрести себе одну из 7 возможных вещей, это могут быть: парки, озера, леса , шуты, строители, карты престижа и карты найма. После того, как все игроки приобрели по 1 лоту либо спасовали начинается вторая фаза раунда – выполнение действий. Каждый игрок имеет право выполнить до 2 из перечисленных действий: создание шедевра, строительство здания, взятия карты бонуса, взятие карты профессии либо обеспечение свободы. По окончанию 7 раунда производится финальный подсчет очков и кто из игроков набрал наибольшее количество престижа, объявляется Принцем Флоренции.
Впечатления:
Сейчас хотелось бы рассказать о том, чем игра мне понравилась и возможно это объяснит , почему она занимает такое высокое положение на сайте Boardgamegeek.
В игре Princess of Florence у Вас не всегда будет возможность брать все , что захочется и делать все что захочется и в этом заключается ее прелесть. Создавая шедевры в идеале необходимо иметь нужный ландшафт, здание и свободу, а так же карты на руках и карты бонусов, однако не всегда будет удаваться собирать полный комплект для розыгрыша шедевра. В этом и заключается интерес, чтобы правильно распорядиться своими картами , понять какие карты можно разыграть не получая за них максимум очков, а какие нет. Каждый аукцион и фазу после него перед игроком будет ставиться задача максимально верно приобрести нужную вещь, чтобы она помогла ему в создании шедевра на большую стоимость, а в идеальном варианте помогла так же для создания и других шедевров. Ведь каждый раунд есть всего несколько вещей, которые могут быть ценны для игрока и необходимо делать выбор, какое направление будет более выгодным. Что же лучше купить: лес (который даст 3 очка, но подойдет только для данного шедевра) или шута (который даст 2 очка , но для всех шедевров создаваемых игроком), либо купить строителя? (который удешевит строительство и даже позволит в последствии бесплатно строить здания) Решения, которые приходиться принимать игрокам и есть настоящее сердце игры. В свою очередь могу сказать, что это доставляет огромное удовольствие просчитывать, что необходимо приобрести в данный момент , чтобы в будущем получить наибольшую выгоду.
Еще что хотелось бы отметить — это лимитированное количество свобод и зданий. Если к примеру тех же шутов и строителей , которые представлены на аукционе хватит на все 7 раундов, то свобод всего по 4 каждого вида, поэтому если есть возможность взять ту или иную свободу или построить здание, лучше это делать сразу, а то потом может просто не хватить. На своем опыте могу сказать, что хоть с первого взгляда кажется маловероятным , что к примеру из 5 игроков 4 раскупят одну свободу в один раунд, но такое тоже бывает.
Следующее, что хотелось бы сказать: Рандом совсем не рандом. Во многих играх, если вам необходимо взять карту, вы просто берете ее с верха колоды и все. Никому не интересно подходит вам эта карта или нет?! Здесь же все обстоит чуточку иначе. Когда либо вы покупаете какую то карту, к примеру престижа, вы берете не одну, а целых пять карт и уже из них выбираете ту, что Вам подходит наибольше. Это очень помогает встраивать полученные карты в Вашу стратегию, получать не вероятную, а реальную пользу от покупки карты. Я считаю, что это очень сильно помогает игре, так как если представить, что есть возможность взять всего 1 карту и она не подойдет, то кроме ненужной карты, Вы так же теряете одно действие, что в данной игре имеет критическое значение.
Что еще мне нравиться в Princes of Florence, это то как она сбалансирована. В некоторых партиях, которые я провел за этой игрой, если у игрока есть возможность получать шута каждый ход ( шут дает 2 очка к любому из созданных шедевров ), то это является огромным преимуществом, ведь один два шута не сильно страшны, однако 4 шута = 8 очков к каждому шедевру, это сильная заявка на победу. С таким набором нет необходимости собирать все комбинации на карте, достаточно некоторых совпадений, а что говорить если собрать всех шутов. Однако видимо разработчики игры все же поняли всю силу таящуюся в шуте и сделали возможным его приобретение только на аукционе. Таким образом появляется возможность не давать покупать шутов соперникам и наращивать мощь, точнее не делать их покупку такой выгодной. Ведь всегда есть возможность взвинтить цену и заставить игрока откровенно переплатить за нужную ему вещь, не пренебрегая возможностью блефа.
Интересным аспектом игры является минимальная стоимость шедевра для каждого раунда игры, т.е. необходимо иметь ценность созданного шедевра равной или больше указанного числа в раунде. Это заставляет играть с большей стратегией и продумывать наперед, какие из шедевров выгоднее создать в начале игры, а какие приберечь на последок, дождавшись большего совпадения по требованиям. Конечно это не сильно влияет на игру по моему мнению, однако я считаю, что это добавляет стратегичности и глубины решений.
Хочу отметить необходимость в игре правильного и аккуратного обращения с деньгами. Есть 2 возможных способа заработка денег: Вы получаете деньги при создании шедевра, либо можно пожертвовать очками в обмен на деньги ( в первом случае мы получаем 200 монет за одно очко, а при пожертвовании по 100 монет за очко). Деньги в игре – это все! Они необходимы для выполнения практически каждого из возможных действий. Это заставляет игроков более аккуратно подходить к статье расходов, ведь порой переплаченные 200-300 флоринов на аукционе, могут заставить потерять 3 очка для обмена на них. Однако в конце игры деньги не идут в подсчет победных очков, так что и «солить в бочки» их тоже нет необходимости.)
Подводя итог могу сказать, что игра не сильно подойдет для игры с новичками, однако она имеет достаточную стратегичность и глубину, чтобы было интересно играть как и прожжённым настольными играми гиков, так и средним игрокам. Если Вы ищите игру в которой возможности действий не ограничены и каждая карта, которую вы достаете из колоды уникальна, то эта игра не для вас. Карты в Princess of Florence похожи друг на друга, к примеру карты профессий имеют общую комбинацию из того, что сделает того или иного работника более «счастливым»; карты бонусов устроены так, что дают разные очки за наличие того или иного вида объектов у вас во дворце, так же работают и карты престижа, которые дают победные очки в конце игры за определенный набор зданий или карт. Но в этом тоже есть свои преимущества, ведь после одной сыгранной партии ты имеешь представление о всех возможных видах комбинаций и это очень ускоряет игру и поэтому 60 минут на игру в 5-ом становиться вполне достижимым результатом. На своем опыте могу сказать, что игра интереснее играется при большем количестве игроков. Ведь тогда открываются большие вероятности того, что придется подстраивать свою стратегию и менять ее прямо посреди игры, как на меня это добавляет ей плюсов.
В конце хотелось бы сказать, что игра как по мне заслуженно находиться в топе на BGG. Да, возможно Вы не будете играть в нее каждую неделю, но поверьте каждый раз открывая коробку и раскладывая игру, Вы будете чувствовать радость и предвкушение от предстоящей битвы за престиж во Флоренции.
Оценка: 8,5 из 10
«могу сказать, что игра не сильно подойдет для игры с новичками»
Могу сказать, что это была вторая, после колонизаторов «серьезная» игра за которую меня усадили. Проблем не было никаких.
PS: по мне игра уровня Пуэрто Рико. Умели же раньше делать игры с оригинальными механиками.
Они разве не Князья?
PS о сабже слышал и часто вижу в соц сетях у иностр игроков. У нас совсем редкий гость.
Аргументирую, почему я посчитал, что эта фраза уместна. Просто я раскладывал ее в 3 разных коллективах и не все новички сразу понимали о чем и как в нее правильно играть, хоть я и согласен, что эту игру сложной назвать язык не поворачиваеться!)
Правила в игре не сложные, но кризисность из игры сквозит: игра не прощает просчеты и ошибки.
Интересно было бы попробовать, не зря в общем-то невзрачная игра столько лет держится в топе.
@gazza
Невзрачная??? Пуэрто Рико до переиздания тоже особо не блистала дизайном. В те времена делали Игры, а не затыкали красивым артом вторичные механики.