Проблема краундфандинга в России

Уверен, что каждый продвинутый настольщик участвовал в краудфандинговых проектах, или хотя бы слышал о них. А вот организатор кемеровского настольного клуба по имени Артем утверждает, что настольный краудфандинг в России уже умер. Соглашаться с ним или нет – дело ваше, но ознакомиться со статьей стоит хотя бы из любопытства. 

Сразу оговорюсь, данный текст не претендует на истину в последней инстанции. Не пугайтесь, если мое мнение будет совершенно противоположным вашему – это нормально.

Так вот, настольный краудфандинг в России мертв. Вместо него мы можем наблюдать сбор денег продавцами с других продавцов для последующей продажи и перепродажи. Достаточно жесткая формулировка? Я так не думаю.

Идеальная модель настольного крауда для меня такова:

— у разработчиков есть готовая настольная игра/игра на стадии альфа-тестирования/идея игры. Игра широкому кругу лиц неизвестная, но по имеющимся отзывам игроков/предположениям разработчиков – достаточно неплохая. Денег на ее издание у разработчиков нет.

— разработчики игры создают на одной из доступных крауд-площадок кампанию по сбору средств на издание игры.

— посетители площадки знакомятся с доступной информацией об игре, она им нравится, и они спонсируют кампанию энной суммой средств.

— разработчики собирают необходимую сумму, игра отправляется в печать («Солнечный город», Китай или местная типография от ИП Иванова И.И. — не так уж и принципиально, если оговорено заранее).

— игра рассылается спонсорам кампании, они играют в нее с друзьями и родственниками, получая удовольствие.

— разработчики получают удовлетворение от издания собственной, а ТАКЖЕ (как ПРИЛОЖЕНИЕ) некую компенсацию за потраченное время и усилия.

Реальная модель крауда по-русски. Сценарий первый:

— крупная компания берет широко известную за рубежом игру/всеми ожидаемую новинку, по какой-то причине доселе не локализованную (особый шик, если локализовывать кроме правил ничего не нужно). Игра однозначно представляет интерес для целевой аудитории. Деньги на издание игры у крупной компании и так есть, поэтому она это издание сразу и оплачивает, вместе с правообладанием на территории России. Игра еще до начала сбора средств печатается за рубежом, дабы избежать жеваных жетонов, или в России, с жеваными жетонами, но с экономией средств крупной компании (конечные спонсоры разницу в цене не заметят).

— крупная компания создает на собственном сайте или крауд-площадке кампанию для сбора средств на «издание» игры (которое на самом деле уже оплачено). «Суперпуперхит», «Всего стопицот коробок, торопитесь, всем не хватит» и прочие классические уловки продавцов прилагаются.

— посетители площадки, опупев от собственной важности – без них-то игра никоим образом не издастся – спонсируют все подряд – ведь всем же не хватит. Впрочем, среди этой опупевшей массы есть более мелкие компании, покупающие игры для последующей перепродажи тем, кому не хватило. И просто барыги частные лица, берущие две-три коробки каждой игры, чтобы после получения незамедлительно их кому-нибудь втюхать.

— необходимая сумма не собрана, но крупная компания, поскребя по всем сусекам, вносит виртуальный «авторский платеж» в размере 30-70% от запрошенной суммы (посчитав на калькуляторе, что один фиг окупится, да и в реальности эти деньги уже оплачены). Игра в это время уже проходит растаможку и едет в офис крупной компании, а затем к спонсорам.

— игра рассылается спонсорам, часть из которых будет три года хранить ее в пленке – потому как предыдущие 47 проспонсоренных игр еще не играны. Часть спонсоров откроет коробку, выдавит жетоны, подержит в руках карты – а то и разложит пару партий в соло-режиме (если таковой имеется) – и поймет, что игра требует много времени (или много товарищей по игровому столу, или, вообще, много ума), после чего коробка с игрой появится на настольных барахолках. Впрочем, у барыг частных лиц она может появиться на барахолках за два-три дня до ее физического появления в наличии. Комменты «о, крауды подтянулись» под массовыми объявами о продажах последних новинок на тех же барахолках может увидеть любой желающий. Ну, про то, что с играми будут делать мелкие компании, говорить не будем – голодающие дети Африки их не дождутся, 146%. В общем, немногие спонсоры, получившие от игры реальное удовольствие, теряются среди многих, получивших очередную попаболь – однако в следующей кампании они, конечно же, поучаствуют – ибо «Суперпуперхит» и «Торопитесь, всем не хватит».

— крупная компания получает крупное бабло от провернутого дельца – а когда бабло крупное, моральное удовлетворение от издания игры не так уж и важно – тем более, что игра чужая, и руку к ней приложили из всей компании один переводчик правил и полкорректора.

Реальная модель крауда по-русски. Сценарий второй:

— у «разработчиков» есть острая нехватка бабла и очередная копия «Монополии»/шахмат/«Манчкина». Игра по факту полная дрянь, как по имеющимся отзывам игроков, так и по мнению разработчиков – но другой нет, а бабла хочется. Денег не то что на издание игры, а хотя бы на кефир и полбатона у «разработчиков» нет.

— «разработчики» «игры» создают на одной из доступных крауд-площадок кампанию по сбору средств на издание игры (естественно, бесплатно, и да, так можно).

— посетители площадки знакомятся с доступной информацией об игре, прикидывают, что это «глоток индигеймов в засилье крупных компаний» и «наконец-то независимые издатели», и доверчиво спонсируют кампанию энной суммой средств, оставшихся от первого сценария. Барыги частные лица и мелкие компании никаких иллюзий не питают, а потому такую лабуду не спонсируют.

— «разработчики» чудом собирают необходимую сумму, половина из которой тут же благополучно тратится на кефир и полбатона, а еще за половину нанимается ИП Иванова И.И., которая напечатает игру совсем не в том качестве, которое было заявлено, но бабла больше уже ни на что не хватает.

— игра рассылается спонсорам кампании, которые получают очередную попаболь – попаболь тройную, потому что качество издания – дрянь, сама игра – дрянь, и на барахолке его точно никто не купит.

— «разработчики» получают кефир и полбатона, а затем уходят в подполье, чтобы через полгода от другого имени выйти на крауд с очередной дрянью.

Факты, скажете вы, факты?! Где факты?! Что за гротеск и упадочные настроения?! Ведь есть же «то-то» и «то-то». Так вот, ваши «то-ты» — это те исключения, которые подтверждают первый и второй сценарии.

Наверное, только ленивый человек, не пролиставший на последнем «маттрейде» весь список выставленных на обмен игр, не обратил внимания, сколько в нем коробок с крауд-кампаний за последние пару лет. Даже рекордсмен-«Серп» туда затесался. «Кровавой Ярости» на обмен выставлено 10 коробок, часть из них не распечатаны – а ведь это высокая стоимость, высокий рейтинг, высокие миньки, на худой конец. «Каверны», «Агриколы», «Мертвые сезоны» и прочие более мелкие коробки – тысячи их. Вы скажете, что это крошечная доля от общего количества проданных игр – но так и в «маттрейде» участвует крошечная доля русских настольщиков.

Остальным остаются барахолки и пыльные полки – печально, но это так. Прошерстите форумы и группы продаж настольных игр – и вы удивитесь, сколько там новья и свежака с крауда. Спросите себя, сколько у вас игр, которые лежат по какой-то причине без дела – если таких нет, я готов пожать вам руку.

Нас заставляют покупать ненужное, и это касается не только настольных игр. На этом и держится современное потребительское общество. Но за настолки мне, как и любому бордгеймеру, особенно больно.

Околоигровое



Похожие записи
  • Выборы лучших игр на BGG.COM
  • Победители Golden Geek Awards 2013
  • Лучшая игра Японии — 2007
  • Столпы Земли — Игра года в Испании
  • Игра года — 2008 во Франции
    1. Filot
      12 Фев 2018 из 7:20 | #1

      Человек как будто вообще без понятия как работают экономически модели в современном производстве.

      Вот например геймпады, выход новой модели состоится только через 2 недели, а производитель уже сообщает что продано 40 млн. шт., и как он это делает?

      А все дело в том что производитель работает в первую очередь с крупными ретейлами, ему нафиг не надо все это продавать поштучно. Гораздо проще продать сразу пару контейнеров продукции и дальше реализация не его проблема.

      Ну, а если за продажу берется реально «Ваня», для которого эта игра смысл жизни последних 2-3 лет, но вообще нет четкого понимания как он сделает не свою «Хоум версию» из красного дерева и фигурок с акрилом, а промышленную партию из 10000 шт, за адекватные деньги, тот тут зачастую реально за 1000 условных рублей можно получить жеваный картон.


    2. Biocomando
      12 Фев 2018 из 7:25 | #2

      Но ведь в реальном сценарии №1 описан не краудфандинг, а предзаказ.


    3. nordwind87
      12 Фев 2018 из 8:54 | #3

      @Biocomando

      Мне два этих коммента напомнили анекдот про шалаш, ноги Дзержинского и Крупской, и Ленина в Париже.


      «- Итак, читаем статью. Краудфандинг мертв.

      — Но постойте, ведь это не про краудфандинг, а про предзаказ.

      — Совершенно верно.

      — А где же краудфандинг?

      — А краудфандинг мертв.»


    4. berezovskii
      12 Фев 2018 из 9:40 | #4

      Перепутано кислое с пресным. Краудфайндинг последний хороший — badlands был, я, конечно не купил, но со второго раза всё правильно сделали.

      А по поводу локализации — свое же повторю:

      Вот мне правда кажется, что нашим издателям нужно либо вписываться в кикстартер и готовить русское издание со всеми плюшками, пусть позже английской версии, одновременно с другими языковыми, но со всеми КС-эксклюзивами, либо готовить качественные паки + организовывать доставку и рассрочку. За такое я готов и переплатить. Конечно во мне говорит не бизнесмен, а игрок, но черт возьми, это было бы здорово!

      А если что-то локализовывать так это хорошие некиковские игры.


    5. Антонио
      12 Фев 2018 из 9:51 | #5

      Лучше так, как есть сейчас, чем так, как было 5 лет назад.


    6. Biocomando
      12 Фев 2018 из 10:20 | #6

      @berezovskii

      Кажется, сейчас большинство локализаций и так включает большую часть плюшек КС.

      И еще, разве покупка с КС получается дешевле, чем покупка с предзаказа локализации? С учетом доставки, конечно


    7. Олег
      12 Фев 2018 из 11:10 | #7

      Что за бред?… Какие выводы сделаны идиотские, простите уж меня! То есть, если, например на авито много объявлений о продаже PS4, то приставка — дерьмо? Какие плохие продукты то переводятся? Сколько осталось нелокализованных игр из ТОП-100 БГГ? При чем здесь появление на маттрейде СЕРПа? Он на 6 месте в списке лучших игр и одна из самых играемых игр прошлого года по всяческим рейтингам, это может лучше учесть, разве не это показатель успешного продукта, а не то, что автор увидел его на маттрейде? Просто бред, а не статья, где пример неудачного проекта и потом, чтоб компания вышла на рынок под другим именем то? Юрий, даже не знаю зачем вы перенесли на сайт эту ахинею, вы чтоли с ней согласны?

      Осталось впечатление, что это просто какая-то заказная статья от представителей какой-нибудь розничной сети. Только розница такое чувство страдает от Краудфандинга в России, люди привыкли покупать именно на площадках в интернете, причем, планируя покупки на год вперед. Зная, о планах компаний на весь год я могу расчитать свой бюджет и в магазин за настольной игрой больше не пойду! Кстати, в моей коллекции за 2 года не продано ни одной игры, что куплено с помощью сборов на локализацию. Что со мной не так?


    8. nordwind87
      12 Фев 2018 из 11:52 | #8

      @Олег

      То, что вы называете «краудфандингом», на самом деле им не является. Поэтому страдать от него никто не может. Розница, наоборот, очень такой «краудфандинг» поддерживает — если бы вы внимательно читали статью, а не через строчку, вы бы поняли, почему. ) И нет, лично я ни к одной розничной сети никакого отношения не имею. А с вами все так, вы молодец, что покупаете то, что вам может понравиться, а не то, чего «всем не хватит». К сожалению, вас таких очень мало.


    9. Lexis
      12 Фев 2018 из 12:08 | #9

      Все по законам экономики — 5 лет назад у нас спрос на серьезные настолки начал расти а издательства крупные не поспевали. Теперь после появления и активного роста «предзаказников» предложение немного обогнало спрос. Для выживания приходится поддерживать и не только маркетингом но и выращиванием игроков (турниры и т.п.). Будет циклично приходить к равновесию если не вмешаются внешние факторы. Кому не повезет — разорятся.


    10. vladdrak
      12 Фев 2018 из 12:38 | #10

      Так, просуммируем по Мачтрейду:

      13 дней — 5 штук

      Кровь и Ярость — 9 штук (автор англоязычную коробку тоже записал в проблемы краудфандинга)

      Блудборн — 4

      Каверны разные — 11

      ЕД — 11

      ОМГ — 3

      Аббатство — 4

      Людвиг — 6

      МС разные — 15

      Мыши — 6

      Хвосты — 7

      Скай — 7

      Пэчворк — 7

      Раптор — 8

      Фонарики — 6

      Серп — 2


      Итого чуть больше сотни.

      Я доказал, что неленивый человек? 🙂 Можно от автора методику подсчета с результатом: «Наверное, только ленивый человек, не пролиставший на последнем «маттрейде» весь список выставленных на обмен игр, не обратил внимания, сколько в нем коробок с крауд-кампаний за последние пару лет. Тысячи их!»?


    11. nordwind87
      12 Фев 2018 из 12:48 | #11

      @vladdrak

      Товарищ, «тысячи их», в данном случае, это образное выражение. Ежу понятно, что среди трех тысяч выставленных на маттрейд игр не будет трех тысяч «краудфандинговых». Но за подсчет большое спасибо. Хотя сдается мне, что игры здесь далеко не все. Можно попросить вас подготовить список отечественного «крауда» за 2016 и 2017 год? У вас как раз и время свободное есть.


    12. vladdrak
      12 Фев 2018 из 13:32 | #12

      @nordwind87

      Нет, я уже потратил свое свободное время на составление приведенного списка 🙂

      Могу лишь добавить, что добавление новых игр в список не сильно изменит результат. Других кф-игр было не так уж и много, все, кого много выставлено, уже здесь.


    13. tolya21
      12 Фев 2018 из 14:01 | #13

      Шикарная статья! От себя добавлю, что часто из краундфандинга можно купить за столько или даже дешевле на тех же барахолках или на рапсродажах интернет-магазинов. Точно видел Пачворк за 500 р. и Раптор за 1500.


    14. Majo
      12 Фев 2018 из 20:43 | #14

      Все хорошо, только я не поняла, где автор умудрился найти «первый русский вариант», где до сих пор говорят «без вас не получится», а рассылка при том через месяц. Лавка, CG и отчасти ГаГа давно прямо называют это предзаказом и не скрывают, что тираж уже в процессе (по-моему, даже никогда и не скрывали, но насчет этого не уверена). Другие компании вообще не заморачиваются предзаказами, только розница, только хардкор. Единственный «настоящий предзаказ» — это Crowd Republic, но у него и сроки далеко не похожи на «тираж уже в пути». И вот что-то сдается мне, что Арго, например, честно не доберет и не выйдет ^^


      >Нас заставляют покупать ненужное, и это касается не только настольных игр.

      Не знаю, как вас, а меня не заставляют ^^ И прелесть «первого варианта» как раз в том, что можно сначала попробовать уже существующую игру (благо есть зарубежный тираж), а потом покупать с открытыми глазами.


      >только ленивый человек, не пролиставший на последнем «маттрейде» весь список выставленных на обмен игр, не обратил внимания, сколько в нем коробок с крауд-кампаний за последние пару лет.

      Ммм… в страну недавно попал свежий полный тираж игры. Хм… Игр из этого тиража стало много на вторичном рынке… Совпадение? Не думаю! Это все краудфандинг!


      >Так вот, настольный краудфандинг в России мертв. Вместо него мы можем наблюдать сбор денег продавцами с других продавцов для последующей продажи и перепродажи. Достаточно жесткая формулировка? Я так не думаю.

      >Но за настолки мне, как и любому бордгеймеру, особенно больно.

      «Вы так говорите, словно это что-то плохое». Ну мертв и черт с ним. Что не так с предзаказами? Игры локализуются, игры оказываются в магазинах, их можно купить и играть на родном языке. В чем ужас-то того, что их можно было предзаказать?


    15. SkAZi
      13 Фев 2018 из 0:36 | #15

      Кошмар какой! А мужики то не знают… Если в статье заменить все «краудфандинг в России» на «краудфандинг во всём мире» количество справедливых тезисов не уменьшится… хотя и не увеличится. А основной посыл таков: «Мне бы хотелось, чтобы гениальные разработчики, фанаты настолок за копейки делали только потрясающие игры и получали от этого массу морального удовлетворения. А на деле хорошие игры слишком часто выходят от толстосумов, которые хотят заработать на классных играх много денег или полный трэш от нищебродов». Да, да, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Вроде как и спорить не получается, но причем тут именно смерть краудфандинга именно в России, вообще не понял.


    16. berezovskii
      13 Фев 2018 из 9:33 | #16

      @Biocomando

      Есть КС-эксклюзивы, а есть стреч-голы, которые тоже входят в розничные версии либо бесплатно, либо как платные дополнения.

      Вот как раз эксклюзивы и можно взять только на кс или на барахолках потом. Если наши издатели или кто другой, может даже читатель по имени Артем, будут договариваться с авторами на КС, то у нас, возможно, появится шанс получить эксклюзивы с русской версией да еще и сразу со всем миром, ну может во второй волне с языковыми версиями. Да еще и заработать на этом. Я согласен платить.


    17. Александр Л.
      13 Фев 2018 из 9:38 | #17

      Согласен с последними комментариями.


      На заре увлечения мне нужна-то была всего пара игр. Потом чутка увлекся (с кем не бывает), пробуя разное. Поддержал-то всего около 5 проектов. Большего не надо. Мы во столько не играем, спасибо.-)


      Собственно, как пелось в одном бардовском шедевре: «…каждый выбирает для себя..».

      Поэтому кидать деньги в монитор или нет — мы решаем сами. И не важно: в коллекцию на полку или на стол, дань уважения разрабам или зомбированность потребл*дством. Не суть.


      Лично для меня с краудфайдингом/предзаказами (живы они или мертвы) покупать игры стало легче (не сразу, но стало) — много обзоров, отзывов, летсплеев. Вагон информации для размышления, в общем.

      Такой объем предложений, как отмечают некоторые, стимулирует развитие вкуса, ну, или диету для кошелька.-)


    18. azazel
      14 Фев 2018 из 13:19 | #18

      Автор путает настольщиков с идиотами, ночующими в очередях за новыми моделями телефонов/кроссовок/одежды «патамуштомодняво». Как раз наоборот — таких среди натольщиков меньше, чем среди остальных из общества потребления. И то, что есть возможность купить интересные игры новыми и на русском, да еще и за вменяемые деньги, а не заигранными до дыр на английском у барыг с барахолки, это несомненно плюс. А уж как это называется предзаказ или народные сборы — не важно. Это как с бутербродом — изначально это хлеб с маслом, а в России это любой «сендвич».


    19. nordwind87
      14 Фев 2018 из 17:01 | #19

      @azazel

      Если вы думаете, что слово «настольщик» — это показатель выдающегося ума, вы сильно ошибаетесь. Настольщики — это те же среднестатистические люди, среди которых хватает и идиотов, ночующих в очередях (их, кстати, нету, этих очередей. А если бы они были — обязательно бы ночевали).


    20. azazel
      14 Фев 2018 из 20:21 | #20

      @nordwind87

      Про выдающийся ум никто не говорил. Но записывать настольщиков в идиотов, хапающих все моднявое из мира настолок, как это описано в данном опусе, глупо. А очереди они есть. Сам лично не наблюдал, врать не буду, но вот друзья, гулявшие в один из таких периодов очередного шопинг обострения по Тверской, пару раз фоточки очередей присылали. А если вы их в СМИ не видели, так это вообще странно.


    21. nordwind87
      15 Фев 2018 из 6:18 | #21

      @azazel

      Да я ж всех настольщиков подряд туда не записываю, но такие люди есть, и не нужно этого отрицать. Я про очереди конкретно за настолками. Очереди за айфонами я видел. )


    1. Трекбеков пока нет.