Пробуем первый сценарий «Ни шагу назад!»

Не прошло и полутора лет, как мы сподобились разложить «Ни шагу назад!». Конечно, будет неправдой, сказать, что коробка пылилась на полке всё это время. К ней уже были подходы, и не один. В прошлом году пробовал раскладывать её соло, чтобы на практике потренироваться в изучении правил. Затем играли и вдвоём, но – только в самый первый мини-сценарий «Битва за Москву», который длится 4 хода и укладывается где-то в час, а и то и быстрее.

Вроде бы всё получалось. В мини-сценарии хотя и задействовались не все правила, в целом представление об игре сложилось неплохое. И, опять же, костяк правил – перемещения, бои, эффекты погоды и местности – всё это присутствовало, так что, можно сказать, основы «Ни шагу назад!» мы постигли успешно. Настало время пробовать «полную версию».

И, вот, вечер. Решаем разложить с товарищем первый сценарий «План Барбаросса». Честно говоря, был соблазн взять какую-нибудь другую коробку, игру попроще, что-нибудь, что не требует изучения новых правил и погружения в область неизведанного. Что-то, что можно просто разложить и играть. Но это не наш метод, мы не ищем лёгких путей, поэтому – идём осваивать «Ни шагу назад!». Открываем книгу сценариев, начинаем по пунктам выполнять инструкции. Сразу возникают какие-то банальные вопросы (например, как выглядит жетон победных очков?), ковыряем их, разбираем, постепенно движемся вперёд.

В принципе, всё выглядит не таким уж страшным. Первый сценарий длится всего 5 ходов. И он хоть и раскладывается на глобальной карте, на старте у СССР есть 8 подразделений, у Германии чуть больше – 13. И боевые действия разворачиваются не на всём огромном поле, а лишь в его правой части, на участке от границы СССР до Москвы. Ленинград, Рига, Минск, Киев, Одесса, Севастополь – вот первая линия, на которой пройдут столкновения.

Также на старте мы разбираемся в условиях победы. За 5 ходов немцам надо успеть занять Москву и ещё 1 ключевой город (Ленинград, Севастополь или Сталинград) либо набрать 21 очко. Ищем, как тут заработать очки. Они в основном начисляются за контроль над городами (не ключевыми, а любыми), а также когда армии противника сдаются (как выяснится позднее, для этого надо организовать их окружение). Условие победы СССР – просто продержаться и не допустить, чтобы Германия достигла своих целей. Если немцы не наберут необходимого количества очков и не займут Москву с ещё одним ключевым городом, это победа Советов.

Ещё приходится освежить в памяти как работают разбитые/уничтоженные/сдавшиеся армии, что такое перемещение по железной дороге (оказывается, специальная телепортация) и освежить специфику эффектов местности, как разные типы территорий влияют на возможности перемещения и обороны. Ну и вспомнить, что тут есть ещё карты, их можно разыгрывать при перемещении и атаке, для розыгрыша контрударов и ещё иногда события карт тоже позволяют зарабатывать очки. Не все правила требуют освоения на старте, на что-то мы натыкаемся уже в процессе, но в целом, повторюсь, сложность вполне приемлемая. Не сказал бы, что что-то, прям, очень тяжело даётся. Но, опять же, тут во многом заслуга десятка партий в мини-сценарий, в ходе которых усвоены основы «Ни шагу назад!».

Начинаем войну. В самом начале,  первом ходу, действия немцев носят несколько запрограммированный характер. У них есть три группы армий: север, центр и юг, и каждая группа может атаковать только определённые подразделения СССР. Грубо говоря, возможности перебросить войска в первом ходу нет, они должны атаковать ближайшее советское подразделение. У игрока за Германию есть лишь выбор как ими сманеврировать и какие карты применить при атаке. Теоретически можно просто как-то переместиться, но не атаковать, но смысла в этом нет. Первые три хода – самые важные для немцев. Это лето и осень с хорошей погодой и максимальным потенциалом для продвижения вперёд. Именно за эти три хода надо успеть занять максимально возможную территорию и нанести как можно больше урона армиям СССР. Затем начинается зима, когда возможности Германии в атаке сильно снизятся. Она всё ещё сможет атаковать, но куда менее успешно, чем в первые три хода. Поэтому на старте рвёмся в бой.

Три стартовых направления удара задают и дальнейшие векторы. Группа армий «Север» может продвигаться к Ленинграду, либо обойти его стороной и двинуться на Москву. Группа армий «Юг» может атаковать Севастополь, либо игнорировать его, выдвинувшись в сторону Сталинграда либо Москвы. Группа армий «Центр» может идти к столице, либо примкнуть к северной или южной группировке и помочь в достижении их целей. Как бы то ни было, картинка на старте войны складывается такая: у Германии существенный перевес в боевой силе, так что её задача – организовать максимально выгодные боестолкновения, обеспечив выгодное соотношение сторон в схватках. СССР же должен максимально держаться за ключевые точки, и как только возможно тянуть время и задерживать продвижение противника.

В нашей партии начальный удар оказался успешен для немцев. Сразу же взяли Ригу и Минск, по центру захватили Смоленск, на юге заняли Одессу и дошли до Днепропетровска. Советам удалось зацепится только за Киев, но там возникла угроза окружения, а это лишнее победное очко Германии, если удаётся разгромить армию, оказавшуюся без снабжения.

С этим снабжением, кстати, мы хотя и разобрались, всё равно наделали ошибок. Совсем забыли, что города не дают снабжение автоматически, а ещё и сами должны иметь линию снабжения в сторону дружественного края игрового поля. Из-за этого, в частности, в последних ходах немецкая армия оказалась полностью окружена в Воронеже, но при этом успешно оборонялась, т.к. мы не считали её неснабжаемой и не применяли штраф при обороне за отсутствие снабжения.

Сам эффект «без снабжения» тоже не вполне пока изучен и понятен. Такие отряды не лишаются возможности двигаться и могут атаковать. Никаких штрафов за атаку им не положено, они лишь хуже обороняются. И проверка снабжения проводится в начале хода игрока, а потом ещё раз – в конце, и именно в этот момент неснабжаемые подразделения удаляются с поля. Другими словами, если в начале хода какая-то армия оказалась вне снабжения, у игрока ещё есть ход, чтобы это снабжение восстановить (вывести её, атаковать противника, блокирующего снабжение и т.п.). Если за ход это сделать не получается – подразделение снимается с поля (где-то мы уже такое видели 🙂 ).

С начала хода СССР на поле появляются пополнения. В игру заложен своеобразный «бег по кругу». Довольно часто в результате атак немцев советские армии оказываются «разбиты», что выражается в том, что они снимаются с поля, но в начале хода СССР возвращаются, причём абсолютно бесплатно. Игрок СССР выбирает, где они появляются (в любом контролируемом городе или рядом с ним, но не в зоне контроля противника), после чего они не могут сразу отправиться в бой (выставляются на поле с маркером дезорганизации), но могут двигаться, блокировать наступление противнику, физически мешая продвигаться вперёд. И так происходит ход за ходом, вроде только снёс несколько армий, а, вот, наступил ход СССР, и они снова вернулись на поле. Более того, почти каждый ход Советский Союз получает подкрепления, новые свежие подразделения, которые тоже выставляются на поле и сразу способны атаковать.

Немцы успели взять ещё и Ленинград, причём, это, по-видимому, задача нелёгкая, просто у нас игрок СССР в силу неопытности зря выдвинул оттуда армию в атаку, после чего немцы смогли её разбить и подойти к Ленинграду, не позволяя выставить туда подкрепления (хотя, кто знает, может в этом мы были неправы). А, вот, на центральном направлении продвижение забуксовало. Почти все подкрепления и восстановленные армии возникли под Москвой, каждая в отдельности не сказать, что была сильной, но их общая численность, а также надвигающаяся зима, как-то не внушали оптимизма. Зато на южном направлении дела шли лучше. Там сражения шли уже по линии Харьков-Сталино-Ростов-на-Дону.

Стал вырисовываться стратегический план на сценарий. Несмотря на успешное взятие Ленинграда, отбить который у СССР возможности не было, было понятно, что занять Москву получится навряд ли. Стоило рассмотреть альтернативный вариант победы – набрать 21 очко. Для этого следовало поднапрячься и занять ещё несколько городов. Как раз южный фронт в перспективе позволял это сделать, поэтому основные боевые действия перенеслись туда. Туда же были переброшены основные силы центральной группировки, за исключением одной армии, оставшейся держать Смоленск.

На юге тем временем вышел занятный эпизод. Выдвинувшись к Сталино и Ростову-на-Дону, немцы неосмотрительно не оставили никакого гарнизона в Днепропетровске, который удалось занять выдвинувшимся из Севастополя советским войскам. За счёт этого передовые подразделения Германии оказались отрезаны от снабжения, и подкрепления из центральной группировки пришлось тут же бросить в атаку. Вообще, уже наступала зима. Для немцев это неприятно. Мало того, что в 4 ходу они получают штраф -1 в атаке, а в 5-м – минус 2, так ещё и атаковать приходится по советской таблице боя, которая менее результативна. Однако за счёт существенного перевеса в силе даже в таких условиях получилось отбить Харьков и занять Воронеж.

Далее группировка в Воронеже оказалась полностью окружена защитниками Москвы, но, так как мы не осознали, что она теряет в этом случае снабжение, ей удалось успешно там удержаться. На юге же немецкие армии доползли до Сталино, в свой последний ход занять его не смогли, а в последний ход СССР набросали на него и на Харьков котрудары. Оставался шанс, что при успешном навязанном бою удастся выбить оттуда Советы. Бросаем кубик! Сталино захвачен! Остаётся Харьков.

И тут всё получается в лучших традициях жанра. Исходя из сложившейся оперативной обстановки, численности группировок войск, текущего хода и погоды, получается, что нужно бросить кубик и, если выпадает 1,2 или 3 – советским войскам удаётся удержать последний город и СССР побеждает. Если же выпадет от 4 до 6 – это победа Германии. Люблю такое, когда час-два воевали, а потом всё решается одним броском 🙂 Конечно же, мне не повезло с результатом, и СССР победил.

Хотя, с учётом допущенных ошибок, из которых, наверняка, мы не все ещё распознали, возможно, немцам до победы было на самом деле ещё далеко. Взять тот же нелегально удержанный Воронеж. На самом деле победа – она в другом. Она в том, что у нас получилось сесть, разложить полноценный сценарий и, хоть и с периодическим копанием в правилах, полностью его разыграть. На всё про всё у нас ушло 2 часа 20 минут, что можно считать вполне неплохим результатом. Полагаю, если пару раз повторить, вполне реально уложиться в часа полтора. А это более чем приемлемое время для партии в большую военную игру. У нас же, на минуточку, тут варгейм!

Да и процесс оказался не таким уж сложным. Повторюсь, спасибо мини-сценарию, оказалось, что в целом мы уже хорошо знакомы с правилами и если и приходилось в них залазить, так это всякие нюансы, с которыми мы раньше не встречались: железная дорога, подкрепления, снабжение, какой-то советский стратегический резерв, уникальные отряды и т.п. Плюс такие моменты не встречались на каждом шагу, что позволяло на самом деле играть, а не безостановочно листать буклет с правилами.

Вообще, игра очень хорошо устроена. Она реально не перегружает мозг подробностями и нюансами и даёт очень приятный уровень когнитивной нагрузки. На поле всегда присутствует ограниченное число подразделений, плюс они разбиваются на условные фронты, стычки, в которых участвует где-то максимум по 5 жетонов с каждой стороны. Вот из таких «стычек» и складывается глобальная война, и при этом есть возможность мысли тактически, формируя для каждого сражения максимально выгодные для твоей стороны условия, но есть простор и для стратегии, выражающейся в выборе направлений для удара и возможности перебросить войска из одного места в другое.

Вероятно, тут в каждом сценарии мы увидим примерно одно и то же: одна сторона обороняется, другая наступает (хотя, может быть, где-то будет и встречный бой). А в такой ситуации задача игрока всегда понятна. Атакующему нужно обеспечить максимальный перевес сил в свою сторону, сосредоточить войска для мощного удара, собирая их после каждого хода и перемещая их так, чтобы этот кулак не разваливался. Плюс ещё контрудары, которыми надо пользоваться, чтобы, фактически, проводить дополнительные атаки не в свой ход. Обороняющемуся же нужно максимально распылись наступающие на него силы, разбивать теми же контрударами атакующий кулак и максимально сдерживать продвижение противника теми скудными и слабыми отрядами, которые у него есть.

В целом наша партия понравилась. Несмотря на то, что она по факту была обучающей, она оказалась насыщена событиями. Падение Ленинграда, окружение Советских войск под Киевом, переход Днепропетровска из рук в руки, окружение немецкой танковой армии под Воронежом – всё это показывает, что игра способна генерировать интересные и запоминающиеся ситуации. Главное – чтобы игроки научились их прогнозировать и оценивать, понимать, что на самом деле при текущем положении дел выгоднее.

Плюс нам ещё предстоит научиться пользоваться картами событий. Мы их разыгрывали не столь часто и, вообще-то, я только к концу партии понял, что немцы должны читать верхнюю половину карты, а русские – только нижнюю (играть событие противника с другой половины карты никак нельзя). Наверняка с их помощью можно проворачивать ещё какие-нибудь интересные штуки, до которых мы пока просто не додумались.

В общем, по итогам нашей первой партии в полноценный сценарий могу сказать, что мне всё понравилось. Игра оказалась не такой страшной и не такой сложной, как казалось. Она подкидывает интересные задачки, генерирует драматические ситуации и, что немаловажно, проходит довольно плавно, оба игрока всегда вовлечены в процесс, потому что даже в чужой ход можно играть карты событий и набрасывать контрудары. В правила иногда приходится залезать, но это случается эпизодически, игра не «рвётся» на части, когда ты чуть-чуть что-то сделал и вновь погрузился в книгу правил. И очень хорошо, что партия ограничена небольшим количеством ходов. Мы заглянули одним глазком в следующий сценарий, там, вообще, всего 4 хода отводится. Правда боевых единиц, наверное, чуть побольше, поэтому по времени получится столько же.

Остаётся, конечно, вопрос с финалом. По-хорошему, бросок кубика с победой или поражением 50/50 в финале – это никуда не годится (пусть даже за счёт этого до последней секунда сохраняется накал страстей). Но это мы спишем на отдельные упущения в знании правил, не будь которых, мы бы не довели ситуацию до того, что всё решает отдельно взятый бросок кубика.

В целом всё понравилось, было очень хорошо, надеюсь, в обозримом будущем продолжим воевать во втором сценарии. Там СССР оправляется от первоначального удара и начинает организовывать контратаки, а немцы к этому времени уже немного потрёпаны.

No Retreat! The Russian Front, Обзоры



Похожие записи
  • Мрачная борьба: уточнение и исправления
  • Промо-карта для «Twilight Struggle»
  • Компьютерная версия игры «Le Havre»
  • Короткий сценарий для «Twilight Struggle»
  • Спасите Москву. Этюд в «Ни шагу назад!»
    1. Комментариев пока нет.
    1. Трекбеков пока нет.