Когда можно делать обзор на игру? Для каждой настолки есть свой критерии. Автор обзора «Проекта Гайя» считает, что может выразить полноценное мнение, только сыграв за каждую фракцию минимум 2 раза и научившись рубить 200+ очков за партию. Впечатляет, не правда ли? Тогда вперёд, к прочтению. Материал перевел на русский язык читатель по имени Александр

Конечно, обзор имеет перекос в сторону восторга. Будем терпимы к автору, он имеет право на любовь к игре, тем более, что она многими признана весьма достойной. Единственное, что смущает многих, так это факт, что сама игра неоригинальна, а является идейной наследницей Терра Мистики. И вот вопрос: можем ли мы считать её другой, улучшенной версией родителя или просто способом срубить дополнительных денег?

Забегу вперёд: игра действительно стала лучше, и она изменилась не только сеттингом.

Поверхностный взгляд

Порадуемся планшетам. Эти двусторонние помощники игроков по фракциям сделаны просто, чётко и понятно. Все они помимо художественной составляющей направят ваш ход мыслей таким образом, чтобы вы поняли особенность игры за данную фракцию. Хотя следует заметить, что арт здесь «на любителя». Не то чтобы это будет вас раздражать, просто не ждите бурных восторгов от портретов представителей каждой фракции. И на мой взгляд, реализовать художественную составляющую – та ещё задача. Так что можно успокоиться – всё понятно, и хорошо.

А вот что реально приведёт вас в благоговейный трепет – так это взгляд на подготовленную к партии игру, все эти поля, заполненные миниатюрными зданиями, карта, остальные компоненты… При этом, на фоне всего этого великолепия легко оставаться в теме и следить за ситуацией в игре. Пластик против дерева? Кому как, но многим новое решение больше по душе, тем более, что пластиковые здания реализованы более детально.

Издатель пошёл в сторону удешевлению компонентов по сравнению с исходной игрой, и это заметно: после 31 партии на планшетах начали обнаруживаться потёртости. Мысли вслух: можете ли вы оценить, через сколько времени после приобретения вы перевалите через 30 партий? Если ответ не измеряется в днях, то расслабьтесь, качество приемлемое.

Игра

Наверное, вы уже поняли, что здесь фактор удачи отсутствует от слова «совсем». Начисто. Ну если вы не будете занудствовать и считать, что случайный выбор фракции на старте зависит от удачи.

Конечно, нельзя сказать, что присутствие рандома – это прям беда. Вспомните Покорение Марса или Кубарем по галактике. Контролируемый рандом продлевает срок жизни игры у вас на столе. Но здесь этой цели призваны помогать случайные цели игры и различные стартовые комбинации фракций.

Пару слов о взаимодействии. Большинству людей игра покажется совсем без взаимодействия, но это только на первый взгляд. Да, здесь нельзя выстрелить из космического крейсера по базе инопланетян, чтобы осколками засыпало остальных участников. Но успеть занять вкусное место на карте – та ещё задачка. И вы долго будете осыпать проклятиями того парня, который сделал это на ход раньше вас.

И все эти цепочки взаимодействий, задачи на игру, фракции сделают каждую партию уникальной. Можно сказать, что каждый раз вы ощущаете себя внутри совершенно нового сюжета космической экспансии (или математической головоломки, кому как приятнее).

И когда вы приведёте своих космических подопечных к победе, вы почувствуете себя воистину великолепно. Не буду сравнивать это удовольствие с другими, о которых вы возможно подумали, но оно того стоит.

Если вы не знакомы с Терра Мистикой

Вот вы читаете и думаете: какая-то бессвязная болтовня о крутой игре, которая продолжает идеи другой крутой игры… О чём вообще речь? Расскажите, что это за вселенная такая, где рабочими можно строить дома, а шахты преобразовывать в академии?

Да это всё про Проект Гайя, который вырос из Терра Мистика, которая занимала и занимает очень высокие места да хотя бы на BGG.

И если вас это отпугнуло, то прошу вас, наберитесь смелости и попробуйте хотя бы раз. Игра выглядит громоздко только на первый взгляд, а в реальности она элегантна и весьма изящна (и это он говорит не о своей любимой, а о стопке картона, заметьте). Только начнёте, и не заметите, как вас с головой затянет в эту увлекательную головоломку.

Послушайте поклонника: это вам не кикстартерный проект, в который положили пластиковых игрушек, но забыли придумать сюжет и правила. Тут у вас в распоряжении 14 фракций со своими особенностями и способами победы, составное поле и старый добрый космос. Ну и что, что здесь нет Дарт Вейдера и Люка, при должном воображении вы реализуете любой сюжет внутри своей головы.

Скажу вам: это не просто повседневное блюдо, это деликатес, который вам подают в очень крутом ресторане под руководством ещё более крутого шеф повара.

А если вы уже играли в Терру?

Чем же завлечь вас, искушённые преобразователи территорий? А вот вам список, после которого у вас затрясутся руки от желания схватить коробку и прижать к себе.

1. В Гайю можно отлично играть вдвоём. Втроём, вчетвером, конечно, ещё лучше, но и вдвоём она хороша.

2. Сила (да пребудет она с нами) стала куда более мощным и разнообразным инструментом в игре.

3. Здесь нет промежуточного терраформирования: либо копай до конца, либо не начинай вовсе. Поэтому придётся качать терраформирование, иначе 2 типа планет будут абсолютно недоступными для вас, а это до добра не доведёт.

4. Новый тип планет (местности), который выступает джокером. Ох и придётся вам побороться за лакомые кусочки.

5. Но и проигравшим в борьбе не стоит унывать – здесь придумана целая фаза по преобразованию обычных планет в такие джокеры, так что думайте, что важнее здесь и сейчас.

6. Более интересные технологии (читай: благословения, если вы понимаете, о чём я). Они прокачивают ваши фракции в более уникальном стиле, придавая ещё больше отличий от оппонентов.

7. Вам мало? Да вот вам ещё продвинутых технологий, чтобы прокачка была по-настоящему комплексной и интересной.

8. 2 из 6 целей выбираются случайно на партию, и перед вами уже 15 разных игр в одной коробке.

9. Кубы квантового интеллекта – это как рубины в Каверне – используй, как сочтёшь нужным, но с умом, и тогда ты будешь Владыкой космоса.

10. (только для опытных) отсутствие бонусной руды (рабочего) под третьей шахтой на планшете. В первый раз вы кричите: «У меня бракованный планшет!». Потом замечаете, что у всех также, и говорите: «Хм, зачем же это нужно?». Ну а в третий раз вы уже просто ликуете: «Да это ж гениально!!!»

Ну что же вы всё сидите? Марш в магазин за Гайей, и пусть она не сходит с ваших столов. Но проницательный читатель сейчас возьмёт да и спросит: «А что же делать с Террой?». Нет, я не буду советовать растопить ей камин (хотя деревянных компонент в ней достаточно). Продолжайте играть и наслаждаться. Всё же там другой мир, другие фракции и она так и осталась замечательной игрой. И возможно, она чуть более агрессивна.

Так что рубитесь по чётным в Гайю, а по нечётным – в Терру. Но помните, что Гайя всё-таки получше.

Вместо заключения

Конечно, любой обзор – это глубоко личное мнение. И восторги могут быть вызваны разными причинами, и даже могут быть неискренними. Поэтому фильтруйте ценное из написанного и составляйте своё мнение. Проект Гайя – это вам не Любовное послание. В него нельзя сыграть на природе, нельзя позвать бабушку для компании, в нём нельзя вызвать Ктулху. Но в своей нише это очень и очень стоящая внимания вещь. Поэтому если вы не заядлый америтрешер, просто попробуйте. Вдруг окажется, что это то, что вы так долго ждали – Терра Мистика в космосе.