Не так давно стало известно, что Мир Хобби планирует локализовать настолку Progress. Evolution of Technology. Мы в неё ещё пока не играли, но на западе уже есть обзоры. Один из них, рассказывающий о том, что в игре постоянно приходится принимать решения, что очень хорошо, и что тут каждый собирает собственный "огород" и степень взаимодействия между игроками невелика, перевёл на русский язык читатель по имени Мануш. Оригинальный материал опубликован на BGG.
Игры, которые можно назвать “пасьянсом для нескольких игроков”, пугают меня. У меня сразу возникает мысль: зачем мне играть, если я не взаимодействую с моими оппонентами”? И все же я вновь и вновь возвращаюсь к такого рода настолкам. Я очень люблю “Борьбу за галактику”. Я обожаю “Доминион” и его бесчисленные дополнения. “Центральные миры” соединяет в себе все лучшее из двух вышеназванных игр и доводит их механики до совершенства. Иногда просто приятно чувствовать, что ты не состязаешься по-настоящему. Иногда это весело, просто расслабиться и копаться в своей песочнице. Иногда я хочу поиграть в настолку, которая позволяет мне строить свой идеальный мир, в котором нет бедствий, куда не вмешиваются мои соперники; игру, где я вижу, как мой народ растет и преуспевает, где моя цивилизация процветает, а я пожинаю плоды своего упорного труда. Когда мне хочется поиграть в такую игру, я достаю с полки “Прогресс”.
Если вам когда-нибудь доводилось играть в одну из компьютерных “цивилизаций” (или одну из многочисленных настольных), тогда вы знаете, что с ростом вашей цивилизации необходимо принимать решение, на чем именно она будет “специализироваться”. Например, в какой-то момент вам придется выбирать между военной линией и научной. Вы можете попробовать развиваться в обоих направлениях и не преуспеть ни в одном, а можете сконцентрироваться на определенном пути и значительно продвинуться по древу технологий. В “Прогрессе” за основу взята как раз эта идея, и доведена она практически до совершенства. В результате, получилась игра, которая стоит на стыке между масштабным евро и добротным гейтвеем.
Вся игра строится вокруг карт технологий. Эти карты делятся на три Эпохи, которые символизируют определенные периоды истории. Партия начинается с первой Эпохи и заканчивается третьей. На некоторых картах есть специальные иконки определенной Эпохи. Когда в игру входит несколько таких карт (зависит от числа участников), партия переходит в следующую Эпоху. Когда это происходит в третий раз, игра заканчивается.
В начале партии у каждого игрока есть два действия. Во-первых, можно Изучить какую-либо технологию, чтобы сразу ввести ее в игру. Во-вторых, вы можете Исследовать определенную технологию, если у вас не исчерпан лимит на исследования. Вы разыгрываете карту и кладете на нее число маркеров, равное вашему навыку исследования. Кроме того, вы можете выполнить Быстрый Набор карт, когда вы набираете и сбрасываете с руки определенное число карт. Также можно воспользоваться действием, которое называется Перемешивание И Набор. В этом случае вы перемешиваете ту или иную колоду сброса и тянете оттуда карту. Последнее возможное действие — Набор. Вы просто добираете три карты, и на этом ваш ход заканчивается.
Одним из ключевых аспектов “Прогресса” является то, что ваши изначальные навыки растут с открытием новых технологий. Каждая сыгранная карта дает определенный бонус, и иногда они могут серьезно улучшить один из ваших навыков. Партия в “Прогресс” начинается медленно, но она серьезно ускоряется, когда с течением времени вы получаете все больше действий. Очень важно не только изучать новые технологии, но и держать их на стадии исследования, так как это заметно экономит ваши средства. А если увеличить свой научно-исследовательский навык, то это действие становится очень серьезным оружием в борьбе с вашими соперниками. Если улучшить навык Быстрого Набора, то повысятся и ваши шансы набрать нужные карты и избавиться от лишних. Тогда вы сможете менять стратегию прямо по ходу партии. Поначалу вам захочется сделать много всего, и действий не будет хватать, но, если грамотно отладить процесс, играть станет заметно легче.
Самый простой способ ввести технологию в игру — Изучить ее. Чтобы сделать это, вам нужно заплатить цену, указанную на карте. Стоимость представлена числом и символом, а также требует наличия той или иной технологии. На некоторых картах есть сразу две стоимости. Если в вашей игровой зоне есть требуемая технология, то платить не нужно. Если же у вас нет нужной карты, то придется оплатить стоимость либо жетонами Знаний, которые вы получаете в процессе игры, либо картами с руки. Да-да, вы не только играете карты с руки, чтобы построить свою цивилизацию, но и используете их для оплаты других карт. Мне очень нравится эта механика, когда вам надо следить за своей рукой, чтобы иметь возможность правильно развиваться. Вам приходится каждую минуту принимать решения, которые могут повлиять на ваше будущее. Добавим сюда пресловутое “древо технологий”, и получается шикарная игра на ежеминутное принятие важных решений. Развивать Сельское хозяйство, а может, удариться в Культуру? Во время партии вам все время придется думать о чем-то подобном.
Если вы не хотите расставаться с вашими драгоценными картами, можете воспользоваться навыком Исследования. Но не забывайте о времени, которое вы теряете в этом случае. В начале игры у вас есть возможность держать в разработке одну технологию, а навык разработки равен 4. Вы, как и в случае с Изучением, играете карту с руки на стол, но кладете на технологию число маркеров, равное навыку Исследования. Это значит, что данная технология может быть изучена позднее, а пока находится в разработке. Каждый ход один маркер снимается с карты, и она входит в игру в тот момент, когда маркеров на ней не остается. Это действие позволяет вам не тратить на Изучение карты ресурсы, и с ее помощью вы сможете подняться по технологическому древу. Тем не менее, платить придется временем, затраченным на активацию карты, поэтому подходить к выбору данного действия надо разумно. Кроме того, чтобы получить максимальную выгоду от этого действия, нужно постараться повысить свой навык Исследования. В начале партии подобная тактика может серьезно затормозить вас, и вы окажетесь позади своих оппонентов, но ближе к концу вы получите огромную выгоду. Здесь вам снова придется принимать решения, которые не дадутся просто, и, мне кажется, это делает игру еще интереснее.
В большинстве игр, где присутствует древо технологий, вы должны придерживаться одного заранее выбранного курса развития. “Прогресс” дает возможность менять курс прямо по ходу игры. Вы можете Изучить любую технологию, на которую у вас хватает средств, и это важный момент в игре. Иногда вы начинаете развиваться в одном направлении, а затем получаете карты, которые позволяют сделать несколько шагов в противоположную сторону. Фокус в том, чтобы сделать эти шаги в нужное время, рассчитать правильно ресурсы и действия, и тогда смена курса пройдет без ощутимых потерь. Да, это сложно, но, если вы играете хорошо, то получите дополнительное преимущество, а если на руку пришли плохие карты, игра не накажет вас так сильно, как это происходит в других настолках.
Вообще, называть “Прогресс” пасьянсом для нескольких игроков не совсем справедливо. Все-таки здесь есть некоторое взаимодействие. На Поле Могущества, которое помещается в центре стола, есть три шкалы: Престижа, Населения и Армии. На некоторых картах технологий есть соответствующие иконки, и, когда вы играете с руки такую карту, вы автоматически продвигаетесь по одной из шкал. За ними надо следить очень пристально, так как в конце игры за лидерство в этих категориях дается много очков. На самом деле, если вы не станете первым хотя бы на одной шкале, то ваши шансы на победу будут сведены практически к нулю. Я убедился в этом на своем горьком опыте, и теперь стараюсь не забывать о данном аспекте игры.
Я уже упоминал о переходе в новые Эпохи и окончании игры, а ведь это тоже заставляет игроков взаимодействовать друг с другом. Вполне вероятен сценарий, когда один или несколько игроков будут действовать осторожно, постараются не спешить, а в это время их соперник решит быстро вырваться вперед. Вы остро прочувствуете взаимодействие, когда оппоненты попытаются так разыграть карты, чтобы вырваться вперед и одновременно разрушить все ваши планы. Когда начинается третья Эпоха, все карты первой Эпохи, которые еще не были Изучены (на руке или в разработке), сбрасываются. Всего одно действие бесстрашного игрока запускает этот механизм, и вот вся ваша долгая тяжелая работа идет насмарку. Да, взаимодействие косвенное, но оно здесь все-таки есть.
Мне кажется, что идеальный состав для комфортной игры — три человека. Тогда вы не ощутите заметного даунтайма, а за лидерство на Поле Могущества развернется острая борьба. Вариантов для развития своей цивилизации тут масса, и некоторые игроки будут долго размышлять над своими действиями. Поэтому партия может показаться вам скучной, если в ней примут участие более трех человек. Если же число игроков равно двум или трем, то игра проходит быстро, но конкуренция все равно будет ощущаться. На самом деле, я бы назвал “Прогресс” прекрасным выбором для дуэльной игры.
В качестве бонуса, я хотел бы отметить, что игра кажется мне отличным гейтвеем. Вы уже переросли “Катан”, “Билет на поезд” и “Каркассон”, и теперь ощущаете некоторую пустоту, которую не знаете, чем заполнить. Для этого прекрасно подойдет “Прогресс”, с ним можно сделать шаг в сторону более сложных настолок. В игре не так много символов, и все они понятны. Мне кажется, что для игр, в которых используется много символов и иконок, нет подходящего гейтвея. Если вы ищете настолку, которая подготовит вас к “Борьбе за галактику”, выбирайте “Прогресс”.
Мне безумно нравится тот факт, что игру можно освежить с помощью дополнительных модулей. Я считаю, что это улучшает геймплей. Я большой фанат “Личностей”, ведь благодаря им каждый игрок может опробовать ту или иную стратегию развития. Огромный плюс заключается и в том, что их можно менять прямо по ходу партии. Мне нравятся их особые способности, они вновь и вновь заставляют принимать важнейшие решения. “Достижения” заставляют игроков сильнее взаимодействовать друг с другом, так как игрокам приходится концентрироваться вокруг общей цели. Если вы хотите играть дольше, просто добавьте карты четвертой Эпохи, которые посвящены современным технологиям.
Добавлю здесь, что “Прогресс” отличается потрясающей проработкой и оформлением. Подобных игр не так уж и много. Здесь сразу бросается в глаза то, что над каждой деталью долго думали, просчитывали каждый элемент. И игра действительно понимается быстрее. Есть много красивых игр. Есть также много игр, которые радуют простым дизайном карт, где символы и иконки ясные для понимания. “Прогресс” — это произведение искусства, где форма и функциональность сочетаются просто идеально. Книга правил написана так четко, что после ее прочтения не возникает никаких вопросов, и можно сразу садиться играть. Огромное спасибо тем, кто довел настолку до ума.
Если бы мне нужно было выбрать аспект игры, который мне нравится меньше всего, я бы назвал следующее. Любую карту здесь можно Изучить с помощью Общих знаний. Изучение карт требует наличия конкретных видов знаний, но они вам не понадобятся, если у вас есть Общие знания. Мне бы хотелось, чтобы каждую карту можно было сыграть только в том случае, если у вас есть необходимые для этого знания. Безусловно, это сделало бы игру сложнее, но управлять ресурсами стало бы намного интереснее. Если создатели игры когда-нибудь задумаются о дополнениях, мне бы хотелось увидеть в них больше карт, требующих специальных знаний.
Так может быть, мне все-таки нравятся игры, где нет прямого взаимодействия, а игроки копаются в собственных планшетах? Мне точно нравится “Прогресс”. Здесь каждую секунду приходится принимать решения, чтобы выбрать верную стратегию. Вероятно, вы не заметите этого, но первым своим ходом вы уже определяете направление, в котором будете двигаться до конца партии. Да, по пути вы всегда можете скорректировать курс, но, если спланировать действия заранее, победа будет обеспечена. “Прогресс” отлично подойдет как опытным игрокам, так и новичкам, он должен прийти по вкусу всем.
Я всегда буду парнем, который любит прямое взаимодействие. Честно говоря, я хочу иметь возможность разрушить ваши планы у вас на глазах и смеяться, когда вы ответите мне тем же. Но иногда я хочу видеть, как моя цивилизация процветает. Бывают дни, когда мне хочется насладиться изученными мною технологиями и чудесами, которые с их помощью создаются. В такие дни мне нужна игра, где никто не помешает мне привести мой народ к успеху и славе. В такие дни я достаю с полки “Прогресс”.
Выглядит недурно. Мне точно нравятся такие игры, где можно копаться в своем огороде без оглядки на соперника, ну или с небольшой оглядкой. В этом плане идеальная для нас с женой игра — Замки Бургундии, хотя там уровень косвенного взаимодействия выше, чем в описываемой игре, тем не менее мы все равно играем каждый на себя, не делая пакости друг другу.
Для равновесия брошу антимнение. Никогда не понимал какой смысл в «своеогородных» играх, если чесн. Зачем тогда другие игроки? Уже лучше тогда играть в компьютерные игры или вообще придаться более внятному времяпровождению. Безусловно, это субъективный взгляд, но сами игры изначально были построены на взаимодействии, причем самом прямом, конкурентном и вредящем. Казалось бы — не нравится, не играй. Но проблема шире: пасьянсов становится все больше, соответственно времени на разработку агрессивных механик — меньше. И это связано не с популярностью пасьянсов, а с удобством для разработчика: в пасьянсе проще сбалансировать игру. В играх со столкновениями приходится бороться с такими бичами в теории игр как кингмейкинг, право первых ходов, самоускоряющееся преимущество победившего в локальной битве игрока и так далее.
«своегородные» чаще всего бесконфликтные. это весомый фактор. плюс в таких играх соревнуюутся умы по следующей схеме: есть некое общее начало и вопрос лишь в том кто удачнее сможет на его базе реализовать свои идеи.
Не соглашусь со мнением по поводу «безконфликтных» игр и ненужности там других игроков. Это же гонка чистой воды. Возьмём к примеру тот же биатлон. Да там есть винтовки и возможность стрелять. Но нет, там нельзя стрелять по соперникам. Становится ли он от этого менее соревновательным видом спорта, чем тот же бокс, где можно отправить оппонента в нокаут?
В бесконфликтных играх лично мне приятно видеть что я выстроил победный механизм лучше соперников, находясь изначально в одинаковых с ними условиях.
@Евгений
Ну, я понимаю, что такой тип игр нравится определенной части людей и я, конечно же, их мнение уважаю. Но вот в моей субъективной картинке мира бесконфликтные игры — как безалкогольная водка. То есть теряется сама изначальная суть игры. Ведь игры часто бывают и спортом, если правила проходят надлежащую проверку и соответствуют требованиям спортивной дисциплины. Как шахматы или бридж. А какая задача спорта? Победа над собой, конкуренция, борьба. Борьба в регламентированных рамках. Хотелось бы побольше глубоких и конфликтных игр. Эталоном на данный момент является Эклипс, думаю. В нем нет сухости аналитических игр с полной информацией и в то же время как-то вся борьба происходит очень гармонично. Вот меня и гложит, что чем больше «пасьянсов», тем меньше «эклипсов».
@LL
я понимаю твой крик души.
@LL
Спорт.
Возьмём бег. На 100 метров, например. Спорт? Спорт. А конфликт в нём есть? Да ни разу. Каждый бежит по своей дорожке и надо прибежать быстрее соперника. Так и в бесконфликтных играх — обычно надо быстрее набрать нужное кол-во очков/больше всех очков. Некоторым нравится (мне — нет :)) раскладывать такие пасьянсы с товарищем.
А есть такие люди, которые не отличают отношения в игре от отношений в жизни и дико обижаются на всякие пакости, которые встречаются в конфликтных играх, и проецируют эту обиду на всё остальное. Особенно актуально при игре семьёй — вторая половинка может неправильно воспринимать конфликты в играх. А уж дети — это ваще ахтунг.
К счастью, у меня пока только один такой случай был. На ДР друга в настолках принимала участие его девушка, и друг её в одной игре закономерно слил — это следовало из хода игры. Так она потом во всех играх устраивала гадости другу независимо от игровой ситуации, просто «мстила». Играть было очень сложно)
Так что бесконфликтные игры нужны. Но, естественно, они не обязательно должны нравиться всем.
@Hoot
Тоже хотел в пример соревнование по бегу привести 🙂
Да дохренища видов спорта, где взаимодействие весьма ограниченное или его нет вообще. Собственно, все кроме игровых и единоборств.
В некоторых так вообще участники выступают не одновременно, а по очереди.
Чёт описание трёх шкал могущества напомнили мне шкалы культов из Терры Мистики. То есть, некая отдельная ерунда, которая слабо вписывается в общую концепцию игры. В первой партии никто на неё не обращает внимания, а затем, внезапно, обнаруживают, что за неё можно кучу очков нагрести. Хотя это моё впечатление только от того, что «Рабинович напел». Как оно на самом деле — будем посомтреть.