Есть такое мнение, что евроигры – это крайне скучно. Это всегда обмен одних ресурсов на другие, фактически беспрерывный круговорот шила и мыла ради добычи победных очков. Это неинтересно, это надоело и этого уже не нужно. Но тут выходит игрушка «Руины острова Арнак», которая ставит после подобного категоричного утверждения как минимум жирный знак вопроса.
В «Руинах острова Арнак» игроки примеряют на себя роли отважных исследователей, отправляющихся в джунгли на поиски руин затерянных городов. Стать исследователями могут от 1 до 4 человек, на партию потребуется от 30 минут до 2 часов (в зависимости от количества участников). По уровню сложности перед нами не очень сложная игра, хотя и самой лёгкой её тоже не назовёшь. А ещё она уверено вошла в ТОП-50 лучших настольных игр на портале Board Game Geek и движется к его вершине. В 2021 году эту настолку выпустило на русском языке издательство GaGa Games, оригинальное название игры – Lost Ruins of Arnak.
Сразу нарушим интригу, тем более, что всё уже понятно из заголовка. «Арнак» — это очень хорошая игра, и далее будут пространные и объемные разъяснения на тему того, почему это так. Поэтому, в принципе, можете сэкономить себе время, не читать этот обзор в подробностях, а просто пойти, найти «Руины острова Арнак» и поиграть в них. Уверен, вам понравится!
Если же вы, всё-таки, жаждите деталей, вот они, пять причин полюбить «Арнак».
1. Привлекательный внешний вид
Все знают, что не надо судить о книге по обложке, а о конфете по обёртке, но это тот случай, когда внешнюю привлекательность нельзя не поставить на первое место. «Арнак» – действительно очень красивая игра. Разложи её на столе, и просто так сложно пройти мимо. Большое поле с отмелью и уходящими в даль джунглями, фигурные ресурсы из пластика в виде наконечников копья, крупных рубинов и глиняных таблицек, игровые карты с уникальными иллюстрациями – всё это притягивает взгляд.
А уж если судить с позиции «хорошо – значит много», тут «Арнак» просто выше всяких похвал. Дело в том, что это большая игра. В смысле физически. Коробка – не привычной квадратной формы, а увеличенно-прямоугольной, на полке занимает много места. И занимает его обоснованно, потому что внутри забита практически доверху. Тут и уже упомянутое красивое большое поле из плотного картона (кстати, двухстороннее!), что раскладывается почти на всю ширину среднестатистического стола. Тут и вспомогательный планшет для хранения ресурсов. Тут персональные планшеты игроков. Наконец, тут ещё есть всякие деревянные, картонные и пластиковые жетончики и фишечки. Ну и ещё солидные картонные накладки на поле, а также целых три колоды карт.
Компоненты выше всяких похвал. Всё это сделано из добротных материалов, всё приятно держать в руках, а уж на столе, повторимся, игра выглядит ну просто шикарно. Особенно стоит ещё раз отметить пластиковые рубины, копья и таблички, а также крупные деревянные фигурки исследователей и несколько картонных стопок неисследованных участков джунглей и обитающих там монстров. В общем, и материалы, и исполнение, и внешний вид – тут всё очень и очень хорошо.
2. Тематичность и доступность
Возможно, именно этот аргумент должен стоять первым в списке вместо привлекательного внешнего вида. «Арнак» — игра очень понятная, без лишних наворотов и вполне доступная для объяснения даже человеку, не погруженному в тему настолок.
Тут всё просто – мы отправляемся исследовать джунгли, вероятно в окрестностях Амазонки. Изначально есть несколько точек, куда можно добраться пешком и что-то там найти. Потом можно будет отправиться вглубь территории и обнаружить более ценные находки, только для этого потребуется транспорт и знание местности. И реализовано это всё максимально понятно. Вот у тебя есть фигурки исследователей, их можно поставить в любое доступное место и прямо на нём изображено, что находит исследователь. Поставил фигурку – получил ресурсы. Никаких промежуточных этапов, подсчётов, нюансов. Что может быть проще? Ну, хорошо, помимо выставления фигурки надо сыграть с руки карточку с подходящим транспортом, но, уверяю, это совсем не сложно!
А ещё тут есть тот самый элемент исследования! Изначально на поле есть всего несколько мест, куда можно направить своих людей, но есть дополнительная возможность – найти новые такие места. И это надо делать, потому что там будет больше находок, плюс можно будет встретить и одолеть некое чудище, да и, наконец, это просто интересно!
Помимо выставления фигурок на поле участники игры также должны оперировать картами, но и эта часть игры подана максимально доступно. Карты тут двух видов: всякие привычные для исследователя вещи (топор, фонарь, лошадь и так далее), а также уникальные находки, которые могут попасться в джунглях. Все они помогают исследовать территории, а также изучать найденные вещи и предоставляют новые, более эффективные виды транспорта (без которых глубоко в джунгли попасть будет непросто).
3. Приятное колодостроение
И раз уж мы заговорили о картах, нельзя не упомянуть о колодостроительной механике. Сюрприз – «Арнак» прекрасно подходит и тем, кто вообще не знает слова «колодостроение», но оно тут есть и устроено максимально приятно.
Всё дело в том, что когда ты приобретаешь какую-то новую карту, ты гарантированно сможешь ею воспользоваться в самое ближайшее время. Покупка обычных предметов отправляет карту под низ колоды, откуда она попадает в руку игроку уже в следующий ход. Это мелкое, но важное отличие от традиционных колодостроительных игр, где при покупке новой карты она отправляется в сброс, и чтобы её применить иногда нужно ждать 3-4 хода, а то и дольше.
С находками всё ещё лучше. Покупая находку, ты сразу применяешь её эффект, не дожидаясь даже и следующего хода! Такое в колодостроении встречается ой как не часто и очень приятно на практике. Более того, именно это правило обычно позволяет придумать нехитрые, но доставляющие удовольствие комбинации, когда ты берёшь карточку, что-то с неё сразу же получаешь и благодаря этому становится возможным выполнить ещё какое-то действие.
В общем, с колодостроением тут полный порядок. Оно хотя и нетривиальное, да и в игре есть фиксированное ограничение – партия длится всего 5 ходов – а, значит, особо тут колоду не покрутишь, всё равно эффекты карт очень интересные, самих карт довольно много, а их гарантированное срабатывание почти сразу или даже совсем сразу после покупки привносит в игру крайне приятные нотки.
4. Правильный уровень кризисности
Мы уже упомянули об отличительной особенности «Арнака». Тут всё время есть ощущение, что нужно как-то извернуться, придумать и что-то сделать, чтобы получить ещё один дополнительный ресурс, чтобы можно было сделать ещё одно действие. Вот ты получаешь этот дополнительный ресурс, делаешь допдействие, и это чувство не отступает, хочется как-то выжать ещё что-то, продолжить ход, не пасовать.
Подобное балансирование на грани, когда с одной стороны, всегда чего-то чуть-чуть не хватает, но при этом почти всегда можно найти возможность каким-то чудесным образом разжиться нужным ресурсом – это очень классно. Пожалуй, это самый главный «крючок», которым «Арнак» цепляет и не отпускает.
Хотя и в части остальных элементов изобилия тоже не наблюдается. Исследователей, которых каждый ход нужно выставлять на поле, у каждого игрока всего 2. Партия, как уже отмечалось, длится всего 5 ходов. Карты, которые мы тянем в руку в начале хода, тоже приходят в ограниченном количестве. Словом, в игре не так много всего, изобилия не наблюдается. А это для многих в настольных играх характерная ценная черта.
Наконец, для опытных игроков есть возможность сыграть на обратной стороне поля, где исследовать местность сложнее, на все действия нужно куда больше ресурсов и достичь успешного результата существенно тяжелее.
5. Замаскированные черты евро
Возможно это ещё одна позиция, которую не нужно было прятать в самый конец, а озвучить в самом начале. Вообще-то «Арнак» — это евроигра, и тут есть все характерные особенности жанра. Правда, особенность именно «Арнака» в том, что многие типичные для евроигр черты, тут несколько скрыты.
Та же тематика. Обычно в евроигре можно с лёгкостью заменить тему и оформление. В отношение «Арнака» это, наверное, тоже справедливо, но, всё-таки, тут проделана достаточно большая работа, и, всё-таки, есть ощущение, что в процессе игры мы действительно исследуем новые территории.
А, вот, ещё взаимодействие игроков. Да, оно как и во многих других евроиграх, и особенно в играх на выставление рабочих, косвенное. Напрямую навредить сопернику нельзя, можно только первым встать на выгодное место на поле, первым купить с рынка «вкусную» карту или первым продвинуться на призовое место на треке храма. Но и этих вещей достаточно, чтобы ощущалось – другие люди в игре есть и с ними хоть иногда, но нужно считаться.
Или, скажем, обмен шила на мыло, то есть преобразование одних ресурсов в другие, а в результате в победные очки. Эта вещь в «Арнаке» тоже есть, но она дополнена очень важным нюансом – тут практически ни за что не начинаются победные очки в чистом виде. Любое действие, за которые они положены, приносит игроку и ещё что-то, какой-то ресурс, который сразу же можно пустить в оборот. И именно поэтому нет ощущения, типичного для всех евроигр, что вот мы накопили ресурсы, а вот мы слили их ради очков.
Неочевидные нюансы
Несмотря на то, что «Арнак» — это очень классная игрушка, у неё есть ряд особенностей, которые могут кого-то насторожить. Начнём с того, что это очень тактическая вещь. Рассчитывать какую-то стратегию на партию целиком с самого начала здесь сложно, потому что по ходу игры появляется очень много новых вводных. Мы не знаем какие места для исследования будут открыты, мы не знаем какие карты будут доступны на рынке, мы не знаем, какие получим награды – вся эта информация приходит порция за порцией, ход за ходом, и заставляет ориентироваться, менять подходы и принципы и адаптироваться к изменяющейся ситуации. Возможно такая тактичность, а также местный уровень случайных вводных окажется не всем по вкусу.
Партия тут длится фиксированное количество раундов, а это означает две вещи. Первое – продолжительность игры предсказуема, вдвоём это час, вчетвером – два. Второе – как это обычно бывает в евро, задача игрока – заработать максимум очков за каждое действие, выжать как можно больше из имеющихся ресурсов и возможностей. А, значит, если играть на победу, над каждым ходом надо как следует поразмыслить, «обсчитав» все опции и выбрав ту, что продвинет тебя дальше по количеству очков.
Ещё один нюанс заключается в том, что хотя игра и формально поддерживает до 4 человек, в партии максимальным составом уже начинают ощущаться паузы между ходами. Поэтому любителям динамичных настолок можно рекомендовать садиться за «Арнак» втроём, а, возможно, лучше и вдвоём, чтобы свести паузы между действиями игроков до минимума.
Заключение
«Руины острова Арнак» берут привычные механики и соединяют их неожиданным образом. Получившаяся смесь кажется очень классной, но попробовав, ловишь себя на мысли, почему так никто не делал раньше. Вроде бы и ничего революционного в этом нет, но работает – отлично.
Плюсы:
+ игра ну очень красиво выглядит на столе и довольно-таки тематична для евро;
+ очень приятно работающее колодостроение;
+ каждый ход – это впрыск дофамина, всё время что-то получаешь и хочешь ещё.
Минусы:
— всё же это евро, хотя и хорошо замаскированное;
— довольно высокий уровень случайности;
— возможны ощутимые паузы между ходами при максимальном составе.
Итого: «Руины острова Арнак» — очень красивая семейная евроигра на тему исследования джунглей, поиска различных артефактов и столкновений со всякими чудищами. Она богата на компоненты и возможности, но при этом вполне комфортна в плане сложности: не перегружает мозг и позволяет играть довольно-таки просто (сделать ход совсем несложно, другой вопрос насколько он успешен). Рекомендуется самому широкому кругу игроков, которые находятся на начальной стадии погружения в хобби, а также более опытным. Даже тем, кому кажется, что евроигры – это уже совсем неинтересно.
PS: За границей для «Арнака» уже появилось дополнение Expedition Leaders, добавляющее в игру новые карты артефактов и предметов, новые места находок и новых монстров, новый трек исследования, а также лидеров экспедиций с уникальными свойствами и стартовыми колодами. В таком формате исследовать руины Арнака будет ещё интереснее. И GaGa Games уже объявило, что дополнение выйдет на русском. Ждём!
Автор с обзором опоздал.
Все те, кто хотели почитать/посмотреть об игре — уже это реализовали.
я не реализовал. Спасибо за обзор
@Cri
Спасибо за обзор. Заказал себе коробку.
Хорошо расписано, впечатления — это важная часть.
Печалит в АРНАКЕ вырожденный колодострой. Колодострой в играх, в котором нужно больше половины игры собирать нужное — другая крайность, но и в сильно урезанном виде он тоже нехорош.
Жаль только, что, похоже, за приличные деньги авторы продают умышленно урезанную игру — этот вывод можно сделать не только по данному обзору, но и по остальным, где всегда упоминают то, что реиграбельность у базовой игры — не очень. Дополнение, по-моему, нужно просто включать в большую коробку — тогда будет смысл в покупке.
@Аноним
Хм, у нас обычно в партиях на двоих-троих пролистывается где-то лишь половина каждой колоды. Ну, может, чуть больше. Потребности в новых картах пока не ощущается.
А в плане наполнения в «Арнаке» в коробке и так куча всего, грех жаловаться.
@Аноним
Расскажите потом, понравилась ли игра в деле!
Привет всем! Есть у кого соло-компания «Руины острова Арнак» с сайта игры на русском языке?