Одной из ожидаемых новинок 2015 года является уже отгремевшая на американском GenCon’e игра New York 1901 от издательства Blue Orange Games — компании, до этого больше известной работой с небольшими играми (такими как Босс, Окийя, Шотландский поединок, Доббль) и дуэлькой Longhorn от Бруно Каталы (в некотором роде прородительницей Five Tribes). Для своей первой большой коробки «Голубой Апельсин» выбрал дебютную разработку никому не известного автора по имени Chénier La Salle, и, похоже, что не прогадал – критики удостаивают «Нью-Йорк 1901» лестными сравнениями с серией игр «Билет на Проезд» и вообще пророчат игре большой успех. Неудивительно, что эта новинка занимает достойное место в рейтинге самых ожидаемых игр Эссена 2015 и вполне заслуженно попала и в поле зрения нашего радара. Об игре рассказывает Дмитрий Шугаев.
О чём игра?
В New York 1901 от 2 до 4 игроков будут застраивать своими небоскрёбами престижный район Нижнего Манхеттена времен начала 20 века. Победителем становится тот, кто к концу игры настроит недвижимости на большее количество очков.
Игровой процесс.
Большое общее игровое поле разбито несколькими улицами на дюжину кварталов. Каждый квартал, в свою очередь, разбит на несколько участков величиной в 2- 3 клетки. Таким образом, любой из участков обладает трёмя отличительными особенностями: цвет (1 из 4), форма и размер (1 из 3 видов), а также наличие или отсутствие орнамента.
Как вы уже, возможно, догадались, игра активно использует снова входящий в моду в последнее время элемент тетриса. У каждого из участников имеется одинаковый набор из 18 тетрисовых тайлов небоскрёбов трёх уровней (бронзовые, серебряные и золотые) и четыре фигурки рабочих.
Несмотря на насквозь пропитанный капитализмом антураж, ни о какой серьёзной экономике речи не идёт, и деньги в игре отсутствуют как класс. Помните, что мы говорим об игре уровня «Ticket to Ride», в которой у игрока есть всего два варианта хода.
В начале партии игроки могут строить только «бронзовые» небоскрёбы. Для того чтобы возвести одно из своих зданий, нужно застолбить землю под застройку – поэтому в начале игры в основном используется первая опция – приобретение прав на участок и/или застройка. Игрок выбирает одну из четырёх доступных карт-лотов, на каждой из которой изображён участок определённого цвета, размера, формы и орнамента. Карта сразу же разыгрывается – игрок помещает на один свободный, соответствующий характеристикам участок на поле одного из своих рабочих. Теперь никто из оппонентов на этих клетках строить не может.
В дополнение к этому, игрок также может построить один небоскрёб из своего запаса на имеющемся у него участке или участках. Рабочие с застроенных участков возвращаются в запас, а за возведённое здание игроку начисляются соответствующие победные очки.
Заработав нужное количество победных очков, игрок получает доступ к своим тайлам следующего, «серебряного» уровня. Более современные небоскрёбы приносят больше очков, но также требуют больше места для их постройки, а не занятых и не застроенных участков на поле становится всё меньше. Поэтому, вместо приобретения прав на очередной участок, игрок в свой ход может выбрать вторую опцию – снос старого небоскрёба и постройка нового. Суть состоит в том, чтобы снести одно или несколько своих зданий, построенных ранее, чтобы использовать освободившееся место для возведения нового, более современного небоскрёба. Разрушенные тайлы зданий удаляются из игры, но очки за их постройку остаются у игрока.
Достаточно «поднявшись» на «серебрянных» небоскрёбах, игрок открывает себе доступ к «золотым» тайлам зданий. Здесь история повторяется: вошедший во вкус девелопер продолжает покупать участки земли по соседству со своими старыми небоскрёбами, сносить их и возводить на их месте новые.
Кроме того, в игре есть 4 общих тайла легендарных небоскрёбов – при достижении «золотого» уровня, каждый из игроков получает возможность построить одно из этих зданий.
Что ещё? У каждого игрока есть три карты действия с одноразовым эффектом, позволяющих построить два небоскрёба за ход, застолбить два участка или поменять все четыре карты лотов, лежащие на столе.
Игра заканчивается, если у кого-то из игроков остаётся 4 не построенных тайла небоскрёбов, или на столе остаётся лежать последние 3 карточки лотов.
Чтобы сделать игру более разнообразной, каждую партию на карте случайным образом выбираются три престижные улицы. В конце игры, участник, получает по 5 очков за наибольшее число небоскрёбов, выходящих на каждую из престижных улиц.
Чтобы этого не было мало, в игру добавлен экспертный режим с более высоким порогом перехода на следующий уровень зданий и дополнительной общей целью – одной из пяти карт, позволяющий получить в конце игры бонус за выполнение её условий.
Оформление и впечатления.
Немаловажный элемент привлекательности New York 1901 – роскошное оформление. Художник Винсент Дютре как всегда проделал отличную работу – иллюстрации всех карт, игрового поля и небоскрёбов выглядят просто отлично. Не поскупились издатели и на детализированные фигурки рабочих и счётчики очков, выполненные в виде миниатюрных небоскрёбов. В общем, всё выполнено в едином безукоризненном стиле и, безусловно, добавляет баллов общему впечатлению.
Как можно заметить, параллели в Ticket to Ride по многим моментам действительно просматриваются. При этом New York 1901 во многом отличается от дойной коровы Days of Wonders. Сравнение с «Билетом на Проезд» напрашивается скорее по общему впечатлению – это тоже очень добротно оформленная семейная игра с конфликтностью и уровнем сложности ниже среднего. По первому впечатлению игровой процесс New York 1901 изобилует свежими особенностями, и, как мне кажется, имеет свой, вполне уникальный почерк, делающий игру весьма интересной и потенциально привлекательной для довольно широкой аудитории.
Пожалуй, разве что сеттинг в «Билете на проезд» будет посильнее, да и максимальное число игроков в «Нью Йорке 1901» всё-таки на одного меньше. Не считая этого, полагаю, что нас ожидает, как минимум, очень достойный и качественный гейтвей в мир настольных игр среднего уровня сложности. А для тех, кто уже перешагнул уровень Ticket to Ride, в New York 1901 предусмотрен режим для опытных игроков и огромный потенциальный простор для промок и дополнений в виде новых карточек-целей, полей районов и тайлов небоскрёбов.
Больше напомнило «Хан» в более простой форме
Круто!