На сайте авторской группы Трёхгранник появилась статья о дополнениях к настольным играм. В ней рассказывается о различных видах дополнений и приводятся причины, по которым игроки могут отказаться от покупки даже самых интересных расширений.
Сколько дополнений уже успело выйти к настольным играм? Сколько это по сравнению с общим числом всех игр? Какая игра может похвастаться самым большим числом дополнений, и что это за игра? Все это – вопросы, на которые в этой статье не будет дан ответ. Да и вряд ли кто-то вообще сможет дать ответ хотя бы на один из этих вопросов. Давайте лучше подумаем над тем, что такое дополнения, и какими они бывают. Ведь часто выходит так, что какая-то игра очень популярна, но вот дополнения к ней совершенно не идут. Почему же? Попробуем разобраться.
Начнем с простого вопроса: что такое дополнения? Нет, лучше даже так: какими бывают дополнения? Проведем их классификацию.
Самостоятельные игры
Самостоятельные игры – это не дополнения в прямом смысле слова. Это игры, которые чаще всего (но не всегда) имеют ту же механику, что и некая вышедшая до этого игра, связаны с ней сюжетно, часто (но, опять же, не всегда) имеют схожую комплектацию, и могут быть как самостоятельными играми, так и быть совмещены с базовой. Не совсем понятно? Попробую объяснить.
Например, Dominion. Вы можете либо играть в основную игру, либо только в такое расширение к ней, либо смешать обе игры и пользоваться картами и оттуда, и оттуда.
Однако дополнения для игр подобного рода очень редки, и чаще всего мы встречаемся с теми, что используются для колодостроения и прочих только лишь карточных игр. Эти расширения лучше всего встречаются игроками, но среди всех типов дополнений очень слабо распространены.
Еще больше того же самого
Такого рода дополнения не меняют игровую механику, по крайней мере, принципиально. Они добавляют в игру элементы, которые там уже и так были, но другие. Другие жетоны к имеющимся, другие персонажи к уже существующим, другие карты к тем, что уже есть, или вместо них. Эти расширения выходят уже для более сложных игр.
Например, в World of Warcraft: Мир приключений каждое дополнение такого рода добавляет нового игрового персонажа к тем, что уже лежат в коробке, и несколько карт с жетонами, которые работают по той же механике, что и предыдущие карты с жетонами.
К этому же типу можно отнести многие дополнения от Memoir '44. К примеру, в одном из них нас ждет новая карта, которая ничем не отличается от старой, кроме того, что она другого цвета. В другом книга сценариев. В третьем дополнительные фишки отрядов. Они обладают какими-то новыми свойствами, но не вносят в игру никаких принципиальных изменений.
Такие дополнения обычно обитают в больших серьезных играх, в которые можно добавить много чего еще без боязни, что у игроков мозги наизнанку вывернутся. Однако стоит заметить, что очень редко бывают ситуации, когда выходит одно-два дополнения такого рода к какой-либо игре. Если они начинаю выходить для некой игры, то уж точно в больших количествах. Покупатели частенько встречают такие вещи довольно прохладно, ведь ничего принципиально нового они не получают. Впрочем, если человек часто и много играет в некую серьезную игру, и она ему приелась, то эти дополнения – хорошее решение.
Расширения механики
Самые страшные дополнения из всех. Страшные по всем параметрам, в первую очередь из-за того, что добавляют в игру кучу принципиально новых элементов. Был город, который нужно было отстраивать, – стал город с окрестностями, которые работают совершенно по другой механике. Были сражения с нежитью – добавились культисты и призраки, которые действуют совершенно иначе, нежели враги до этого. Продолжать можно до бесконечности.
Наиболее яркий пример – Ужас Аркхэма с его бесчисленными расширениями. Почти все они относятся к этому типу, поэтому их я даже перечислять не буду. То рядом с городом происходит что-то одно, то в самом городе новая беда, то еще чего-то. И все это требует освоения особых правил, так что просто добавить некие элементы в игру и радоваться не получится.
Другой пример – игра Ghost Stories и дополнения к ней. Они принципиально меняют механику игры, в которой нужно было оборонять город от призраков. Теперь надо в придачу либо охранять артефакты и не подпускать к ним нечисть, либо заботиться о местных жителях, либо и то и другое.
Каждое такое дополнение по-разному встречается людьми. Чаще всего стонами, ведь поиграть-то хочется, а заработать вывих мозга за изучением правил не привлекает никого. С другой стороны, наличие таких дополнений частенько открывает игру с новой стороны, повышает реиграбельность и часто приносит что-то еще. Баланс, дисбаланс, новую выигрышную стратегию, больше веселья, больше необходимости считать, паралич анализа. В общем, результат, как говорится, непредсказуем. Обычно одного-двух таких дополнений хватает, чтобы игра сильно изменилась. А больше и не надо – можно с ума сойти. К тому же, каждое это расширение требует изучения, что означает, что пока Вы не освоили саму игру, новые дополнения такого плана Вас только запутают.
Итог?
Что тут можно сказать? Несмотря ни на что, дополнения всегда будут пользоваться меньшей популярностью, чем сама игра, и это достаточно очевидно. Однако популярность некоторых дополнений так низка, что возникает закономерный вопрос: почему же? Почему люди, которым нравится базовая игра, не идут покупать дополнение к ней, даже если само дополнение хорошее?
Причин несколько:
Цена. За все надо платить, в том числе и за новые компоненты к игре. Иногда цена может равняться стоимости базовой игры, что заставляет задумывать о целесообразности такой покупки. Другими словами, станет ли базовая игра как минимум вдвое лучше, если за нее заплатить вдвое больше? А если дополнения не очень глобальные, но их просто много, цена опять может оказаться не такой уж маленькой. Да в любом случае, за дополнение надо платить.
Усилия. Потратить время и силы на покупку, потом на освоение, потом еще объяснять другим, как в это играть. Все это требует сил. А если игру и так сложно освоить, да еще и дополнение сильно усложняет правила, то у людей мозги могут вскипеть еще только во время чтения описания на сайте магазина.
Локализации. У меня есть русская игра World of Warcraft (та, которая Мир приключений), а к ней два персонажа на английском, потому что на русском их нет. Это выглядит ужасно, скажу я Вам. Сам тот факт, что треть игры на другом языке, да еще и терминология в одном случае переведена, а в другом нет. Хорошо, что эта терминология тут довольно понятная, но ведь все имена собственные в базовой версии перевели, а в английской, ясное дело нет, что может вызвать лишнюю путаницу. Однако, когда игра продается на одном языке, а дополнение к ней на другом, это сильно отбивает охоту покупать это самое дополнение. Плюс ко всему, качество компонентов тоже играет роль, потому как в оригинале оно может быть одно, а для локализованной игры другое.
Что это дает игре. Совокупность того, что игрок получит, имея это дополнение, не всегда может переплюнуть все минусы. Покупая игру, Вы получите все, что дает эта игра. Покупая дополнение, вы можете не получить часть того, что это дополнение дает, потому что то же самое вы можете получить от самой игры. К примеру, если в дополнении есть новые отряды, то это дополнение не дает Вам возможность проводить сражения – эта возможность была уже дана самой игрой.
В итоге перед покупкой игрок встает перед вопросом: а так ли сильно это все надо? Взвесив все за и против, игрок может прийти к выводу, что дополнение, может бы, и хорошее, но либо ему не нужно, либо с ним слишком муторно, либо за такие деньги его покупать не стоит (даже если цена справедливая).
И напоследок вопрос. Будучи авторской группой, нам хочется узнать, как лично Вы в целом относитесь к разного рода дополнениям? Вам они нравятся? Вы в них успели разочароваться? Ваше мнение может помочь нам в работе.
Болтология Бессмысленная и Беспощадная
Сам брал дополнения только к 5 играм + 2 ККИ. Впечатления разные. Однако вывод сделал следующий — доп стоит взять если игра становится более законченной = достаточно разнообразной и НЕ перегруженной нововведениями. Мера этих понятий определяется индивидуально.
1) К Клаустрофобии — доп шикарный, приносит в игру двух воительниц, 2 гончих и кучу сценариев и карт, что здорово расширяет механику игры. После дополнения игра стала законченной (ничего лишнего).
2) Доп Остров Сокровищ к Шакалу — игра стала более динамичной и менее шахматичной, однако, ценность для меня представляет только половина допа. Новые персонажи, джунгли, лодка, ядра — показались нудными. В целом игра тоже получилась вполне законченной (+ теперь есть из чего выбирать).
3) Битвы Вестероса = выжимание денег. Реально стоило прикупить только первый и второй доп., расширяющие базовые армии. Дальше просто начали тянуть резину (с фанатов книги). Проще (= менее прибыльно) бы было расширять возможности старых отрядов, чтобы игрок мог выбирать для части отрядов различные свойства к примеру. На счёт большого допа с Баратеонами — НЕ в курсе, может и путёвый. Но мини допы точно НЕ для меня.
4) Битвы самураев — особый случай. С одной стороны, в плане системы С&C предрасположенность к болезни Вестероса и Мемуаров (= тащим деньги). А с другой — АоТ — варгейм он и в Африке варгейм, т.е. вполне позволяет играть без официальных сценариев (что мы собственно и делаем). Для типичных настольщиков — допы ни к чему, а для варгеймеров — хорошая возможность сделать армию под себя (+ миньками можно играть и по другим правилам).
5) Hive — брал дорожную версию, т.е. доп уже включён в базу. Божья коровка понравилась, а комара НЕ используем. Тоже больше допов НЕ надо.
6) ККИ — тут важно определить свой уровень (т.к. ККИ — это всегда деньговыжимание). Мне хватает кухни, поэтому остановился на нескольких базовых выпусках Магии, а так же 6-12 сете Берсерка (но колодами НЕ играем, у нас отрядный драфт хорошо пошёл).
Статья ответила на вопросы мироздания, существования Б-га и смысла жизни; является шедевром мировой публицистики, совершенна стилистически и грамматически и вываливает на читателя сухогруз пищи для ума.
статья может и простая, и слишком маленькая, но вот дом к Гост Стори покупать расхотелось)
стараюсь почти всегда брать допы к играм, которые есть в коллекции.
Как минимум следует обдумать — вызывала ли у вас игра восторг и желание играть снова и снова? Если да — скорее всего стоит взять дополнение — велика вероятность, что игра засияет новыми красками. Но рассчитывать, что допы значительно улучшат игру — не стоит.
скорее всего в какой-то из магазинов скоро завезут допы чего-то. Следите за анонсами 😉
Брал доп №2 к Steam (тот который с Англией) и остался доволен! Еще мечтаю взять доп к Кикладам.
При покупке первых игр руки тряслись от желания приобрести дополнения.
Последнее время охладел.
Очень нравится, когда доп построен не по принципу «тех же плюшек, да пожирнее», а по принципу внедрения новых механик.
Нравится когда доп по масштабам сравним с оригиналом, а не тянет на маленькую порцию знаменитого дефлопе=)
P.S. А статья на самом деле очень сумбурная XD
стараюсь допы брать! Чего стоят Broodwar (кстати обратите внимание насколько название допа само по себе узнаваемо), Breakthrough к memoir44, когдато были все допы для PowerGrid, но оставил только китай/корея, новые эл.станции, промокарты….А вообщето отличная тенденция издавать игры с допами в одной коробке: Цитадели, Кинсбург, PanicStation…
по острову поменяли правила. Ядра теперь идут на корабль как вино, их не надо таскать, для стрельбы не надо тратить хода, и сразу во время стрельбы модно повернуть пушку в одном из 4-х направлений (без ворочания тайла). Если попадаешь по кораблю -1 монета. Все это в сумме создает напряжение (ну или как вариант сначала донести ядро на карабль). Так же как и монах который как сейф может стоять на монетах и никто их не тронет. Для джунглей сделали правило если в джунглях 1 монета на пирата, если больше то монету может забрать другая команда. Пятница тоже полезен, т.к. ходит быстро по ловушкам и через людоеда
лодка тоже хороша, главное чтобы спустить ее на чужой половине (она не может оплывать остров), тогда тоже создаешь нехилое напряжение
Ну, если жахнуть из пушки по кораблю, дабы снять с него 1 монету, то это уже интереснее. Попробую.
Сунулся на сайт Мосигры — в новом издании допа теперь нет ядер, тачки, шлюпки и ещё чего-то, хотя цена всё те же 550р. Отмазка — якобы баланс страдает (а ведь баланс всегда будет страдать — тайлы с сундуками случайно раскладываются).
@Atsukawa Toshiro
действительно убрали. вот лузеры, нет бы правила поправить. после того как сделали стрельбу по караблю без таскания ядра, сразу играть стало в разы интереснее. т.к. ядра это теперь сравни монете, почти в 100% выстреливают по кораблю, да еще частенько и пиратов убивают. Стрелять может любой пират, но только одного цвета.
Тележка тоже не такая и имба уж, т.к. таскается только по открытым, вначале ее запросто можно отчекрыжить, а под конец она не так уж и сильно важна.
Помню, как заигрывался базовой Battlestar Galactica, купил допы в надежде на новые карты, персонажей, пару каких-нибудь свежих фишек… Ага, как же. Игра настолько изменилась, усложнилась и искривилась балансом, что через какое-то время мы снова вернулись к базе. Оставили кое-что из допов, но основная масса новшеств вернулась в коробки.
Другой пример: Старкрафт. Доп добавляет всего понемножку, а новые механики не режут глаз и гармонично вписываются во всё старое. После них не понимаешь, как жил без этого раньше.
Теперь перед покупкой дополнений 10 раз думаю, стоит ли.