Размышления о балансе 7 Wonders: Duel (1/3)

Наткнулся на сайте Board Game Geek на любопытную заметку с рассуждениями о дисбалансе 7 Wonders: Duel. При ближайшем рассмотрении в материале обнаружились интересные мысли на тему того, как зарабатывать победные очки в игре в частности и как побеждать в целом. Полагаю, это будет интересно всем любителям дуэльных «7 чудес», поэтому предлагаю ознакомиться с вольным переводом.

Приветствую! Я сыграл около сотни партий в 7 Wonders: Duel с обоими дополнениями на сайте BGA. Мой процент побед – 59%, рейтинг ELO – 130. Мне очень нравится «7 чудес: Дуэль», но чем больше я в неё играю, тем больше мне кажется, что она несбалансирована. При игре с дополнениями многие аспекты неплохо бы поправить, потому что что-то становится слишком сильным, а что-то – слишком слабым. В этом материале я хотел бы обсудить какие изменения можно было бы внести в игру с двумя дополнениям. В качестве обоснования я буду приводить свои размышления и сравнения, как некоторые вещи работают в базе и как они же работают при игре с дополнениями.

Базовая игра

Начнём с оценок. Полагаю, достаточно очевидно, что 3 ПО = 1 щит = 1 дополнительный ход = 6 монет. 1 жетон прогресса = 7 очкам. Некоторые жетоны прогресса приносят чуть больше или чуть меньше, но статистически эффект от 1 жетона – это 7 очков. Обратите внимание, я имею в виду именно ожидаемый эффект, а не точное количество очков в конкретных условиях игры. При игре с «Агорой» 3 ПО = размещение 1 кубика, 1 ПО = перемещение кубика.

Всё это кажется мне довольно очевидным, а сейчас я хотел бы поговорить о менее очевидной концепции, о так называемых «внутренних победных очках». В 7 Wonders: Duel побеждает тот, кто набирает больше очков. Этот принцип работает и применительно к досрочным военной и научной победам. Смотрите, вы выигрываете, если вы набираете больше военных очков, чем соперник, и если сможете довести разницу до 9. Поэтому очень важно понимать, сколько очков приносит та или иная карта.

И тут важный нюанс – если рассматривать внутреннюю ценность, все карты в 7WD одинаковы. Неважно, синяя это карта или зелёная, из I эпохи или из III, маленькая карта в 7WD всегда приносит 2 внутренних очка (ВО). Большая карта (это чудеса, божество, заговор) даёт 4 ВО. Правда, заговоры работают несколько иначе, но о них подробнее поговорим в разделе про «Агору».

Что такое эти «внутренние очки» и как они рассчитываются? Формула такова: ВО = ПО – ОЗ, внутренние очки – это разница между очками, которые карта приносит, и ресурсами, которые за неё надо платить (победные очки – очки затрат). Итак, внутренние очки – это очки, которые вы создаёте, когда строите карту. Очки затрат – это цена карты. 1 ОЗ = 2 монеты = 1 ресурс. И 1 ОЗ = 1 ПО = 1 ВО.

Возьмите несколько синих карт и внимательно на них посмотрите. Синяя карта с 5 ПО всегда стоит 3 ресурса (то есть 3 ОЗ). Построив такую карту, вы создадите 2 очка (5-3=2). Синяя карта с 4 ПО всегда стоит 2 ресурса. Синяя карта с 6 ПО всегда стоит 4 ресурса, а карта с 7 ПО – 5 ресурсов. Другими словами, каждый раз, когда вы строите маленькую карту, вы создаёте 2 ПО, независимо от того, сколько победных очков на ней указано.

Вспомните сколько всего карт в игре? С двумя дополнениями 25 + 25 + 23 = 73. Каждому игроку достаётся по половине карт, и каждая карта приносит по 2 очка. Считаем, 73 / 2 х 2 = 73. Это означает, что в игре вы всегда будете получать около 73 победных очков. Неожиданно, да?

На деле это не всегда так. Помним, что большие карты приносят по 4 очка, плюс некоторые карты вообще не принесут очков. И вы наверняка помните, что ни разу не тратили 5 ПО, чтобы купить карту, которая приносит 7 очков. И тут мы приходим к производящим ресурсы коричневым и серым картам и некоторым жёлтым картам, которые также связаны с производством ресурсов.

Вы можете заметить, что продажа карты за 2 монеты просто создаёт 1 очко (учитывая, что 2 монеты = 1 ПО). Не будем вдаваться в детали глубоко, просто имейте в виду, что карты с ресурсами создают победные очки, уменьшая очки затрат, а жёлтые карты увеличивают количество победных очков, получаемых при продаже карт. Давайте внимательнее разберёмся как игроки зарабатывают очки.

Как уже было отмечено, строительство любой маленькой карты, кроме красных, зелёных и жёлтых, приносит по 2 очка. Это наиболее очевидно в случае с синими картами. Но как быть, когда строятся красные карты? Тут всё немного иначе. Так-то 1 щит = 3 победных очка. Но в совокупности щиты приносят очки немного иначе, по формуле «щиты х 3 – 1». Так что карта с 2 щитами даёт 2 х 3 – 1 = 5 очков, цена такой карты составляет 3 ОЗ в эпохе II и 4 ОЗ в эпохе III. Эти расчёты позволяют понять, что карта с 1 щитом даёт 0-1 внутренних очка, карта с 2 щитами – 2-3 ВО, карта с 3 щитами – 3-4 ВО.

Посмотрим на военный счётчик внимательнее. Предположим, оппонент вообще не берёт щиты, один щит приносит вам 2 очка, но и 2 щита приносят всё те же 2 очка! Так что при одинаковых затратах синие карты выглядят привлекательнее, т.к. в отличие от красных, каждая синяя карта приносит очки. Но далее происходит нечто интересное. Если вы наберёте 3 щита, у вас будет уже 5 очков. Однако по указанной выше формуле их должно быть не 5, а 8 (3 х 3 – 1 = 8). Куда же делись ещё 3 очка? Точно такой же вопрос встаёт, если набрать 6 щитов. За это полагается всего 10 очков, а не 17 (6 х 3 – 1 = 17).

Да, всё верно, есть же ещё жетоны войны. Маленький жетон – это 3 очка, большой – 4 очка (особенно, если играть с «Агорой»). Вот где те самые «пропавшие очки». Скажем, если вы набрали 6 щитов, вы получаете 10 очков и ещё 7 за счёт 2 военных жетонов (большой и маленький). Я называю очки за военные жетоны «мгновенными очками». В них заключается важное отличие между военной и гражданской сферами. Если вы первым наберёте 6 щитов, вы получите 17 очков, 7 из которых будут мгновенными. Затем если оппонент будет набирать щиты, чтобы выровнять ситуацию, он может заработать только 10 очков. В более выгодной позиции оказывается тот, кто набирает щиты первым. Именно поэтому у красных карт в ранних эпохах так мало внутренних очков. И именно поэтому от отставания в войне зависит, кто будет ходить первым в начале следующей эпохи, т.к. когда кто-то получает вот эти самые «мгновенные очки», их уже нельзя отменить и отыграть. Тем не менее, игроки не особо любят брать красные карты в I эпохе при игре с «Пантеоном» (мы ещё вернёмся к этому вопросу в материале про «Пантеон»).

Переходим к науке. Нужно признать, что наука непонятна почти никому. Если вы соберёте пару одинаковых символов, то получите жетон прогресса, который стоит 7 ПО. Если взять пару из зелёной карты I эпохи и зелёной карты II эпохи, обнаружится, что они стоят 4 очка затрат и приносят 9 победных очков (7 очков за жетон прогресса и 2 очка за сами карты). При этом т.к. вы построили 2 карты, то создали 5 внутренних очков (9 ПО – 4 ОЗ = 5 ВО).  Делим эти 5 очков на двое и получаем по 2,5 очка за карту. Эти расчёты верны, если вы в итоге получаете жетон прогресса. А что, если нет?

Думаю, именно поэтому многие игроки активно сбрасывают зелёные карты при игре с двумя дополнениями – по факту если у вас не получается собирать пары символов, зелёные карты приносят отрицательные победные очки. И, хотя «Пантеон» и увеличивает шансы на научную победу, в «Агоре» появляется более ценная палата, которая приносит очки сразу же, а также карты заговоров, с помощью которых можно «прятать» зелёные карты, делая упор на науку более рискованным.

В заключении хочу отметить вот что. Если вам кажется, что игра закончится по очкам, покупайте на синие карты, т.к. именно они максимально эффективны по части победных очков, а также активно наступайте по военному треку (но это не означает, что красные карты нужно хватать уже в первой эпохе), играйте зелёными картами от обороны (это не означает, что их вообще не надо брать). Такой подход, как мне кажется, позволит вам победить в большинстве партий.

А теперь, после грубых рассуждений про победные очки, давайте поговорим о том, что в игре не сбалансировано и как это можно поправить.

Первое – это преимущество первого игрока и чудеса с возможностью дополнительного хода. Уверен, вы уже не раз слышали про эти вещи. Вот что я предлагаю по этому поводу:

— после того, как все выбрали чудеса света, игрок, у которого меньше чудес с дополнительными ходами, выбирает, кто будет ходить первым в эпохе I.

— в случае, если у обоих игроков одинаковое количество чудес с дополнительными ходами, выбор делает тот, у кого на чудесах напечатано больше очков.

— в случае, если и по очкам значения одинаковы, выбор делает тот, кто последним выбирал себе чудо.

Кроме того, мне кажется, что 5 жетонов прогресса на партию – это маловато при игре с 2 дополнениями. Всего в игре 15 таких жетонов, и только треть из них задействуется. Плюс есть ещё заговор, позволяющий получить дополнительный жетон. В общем, вместо 5 жетонов, мне кажется правильным брать 7.

И некоторые жетоны прогресса тоже нужно исправить. «Урбанизм» очень силён при игре с «Пантеоном», т.к. в игре появляется больше производственных цепочек. «Прогресс» должен приносить 7 ПО, т.е. 14 монет, что означает, что «цепочка» должна приносить 14 – 6 = 8 монет, которые приходят исходя из среднестатистических 2 ожидаемых цепочек. Поскольку цепочек становится больше за счёт жетонов мифологии, мне кажется 3 монеты за цепочку – более сбалансированный вариант. Плюс в «Агоре» есть указ, позволяющий засчитывать в цепочки здания соперника. Мне кажется правильным, чтобы чужие здания не приносили денег за «Урбанизм», всё же указы и жетоны прогресса – это разные сущности.

Теперь перейдём к чудесам. Я уже говорил, что у каждого чуда есть 4 внутренних очка, и все они оцениваются в 9 очков. Теперь поговорим о несбалансированных чудесах.

Библиотека. Я уже говорил о заговоре, позволяющем взять дополнительный жетон прогресса. И он бесплатный. Поэтому логичным кажется, чтобы библиотека позволяла взять любой жетон прогресса из тех, что не участвуют в игре. И чтобы она приносила 2 очка.

Маяк. Он дорогой и не особо полезный. Да, им можно подорвать монополию соперника на какие-то ресурсы, но оппонент может легко переключиться на что-то другое. Я не до конца уверен, но если вам кажется, что «Маяк» недостаточно хорош, пусть он приносит 6 монет вместо 3 ПО (а если вам кажется, что «Артемида» слишком хороша, поменяйте ценник на картах «Маяка» и «Артемиды»).

Пирамиды. Они приносит 9 очков, а божества дают 6-7 очков. Полагаю, разработчики посчитали, что указанные на картах очки хуже мгновенных очков, поэтому «Пирамиды» и приносит больше. Простое, но скучное решение, увеличить очки за это чудо на 2-3 ПО.

Если вы играете со «Статуей свободы», вот как я предлагаю изменить её эффекты (по принципу заговоров в «Агоре»):

  • эпоха I: возьмите 3 карты, удалённые в эпохе I.
  • эпоха II: возьмите 6 карт, удалённых в эпохах I и II (по 3 из каждой эпохи).
  • эпоха II: возьмите 9 карт, удалённых в эпохах I, II и III (по 3 из каждой эпохи).

Из этих карт выберите одну и сыграйте её бесплатно.

«Статуя свободы» приносит 2 ПО.

7 Wonders: Duel, Геймдизайн



Похожие записи
  • Первое дополнение для «Kingdom Builder»
  • Карты достижений для «Затерянных городов»
  • Рецензия на игру «Fairy Tale»
  • Santo Domingo — распечатай и играй
  • Новогоднее мини-дополнение к «Coloretto»
    1. Аноним
      04 Июн 2022 из 22:55 | #1

      Пожалуйста напишите в ТГ: DIO812 правильный ответ. Перед покупкой последних катр мы можем поменять на деньги все не дающие очки карты и получить дополнительные очки за монеты. К примеру сдаем катры на 99 монет при наличии желтых карт и получаем езе 33 победных очка.


    2. hk
      05 Июн 2022 из 21:36 | #2

      @Аноним


      Не понял вопроса. В 7 Wonders: Duel можно получить монеты продажей карт, но что-то и близко не помню ситуации, когда можно продажей выручить десятки монет.


      Плюс продажа — это ход. Вы сбрасываете карту и получаете 2 монеты + ещё столько монет, сколько у вас жёлтых карт. И, на всякий случай, сбрасывать карту за монеты можно только из общей схемы, откуда мы берём карты каждый ход. Те, что лежат перед игроками (т.е. построенные карты) сбрасывать за монеты нельзя.


    1. Трекбеков пока нет.