Читатель по имени Алексей прислал мне ссылку на статью Разработка настольной игры на примере "Starcraft". В ней разбираются некоторые тонкости издания и локализации Стракрафта, а также рассказывается на кого рассчитана эта игрушка.
Самая знаковая в IT-среде настольная игра — это, скорее всего, Старкрафт.
Когда компьютерная версия набрала достаточную популярность, ребята из Близзарда поделились правами на марку с известным американским издателем Fantasy Flight Games. В топике — обзор факторов, которые привели к успеху настольной версии.
Кроме всего прочего, информация будет полезна разработчикам игр, которым интересен простой и достаточно красивый дополнительный путь монетизации через «портирование» своей игры в физическую форму.
Как это выглядит и как играется
Внутри большой и хорошо узнаваемой коробки лежит карта галактики, которая строится из планет каждый раз заново в начале игры, куча юнитов в виде пластиковых фигурок (есть вся линейка первого Крафта за три расы — 180 штук), много разных карт и фишек: это постройки, ресурсные маркеры, приказы, транспорты, рабочие и карты событий.
Планета и зерги на ней. Zergling'и по два на подставке, как положено
Всё это вместе после 40-минутного вкуривания правил становится слаженной стратегией, где можно победить следующими вариантами:
- Получить 15 очков (очки даются за захваченные планеты) — победа хорошей позицией.
- Выиграть по спецусловию (например, Керриган надирает аналог задницы лично Overmind’у)
- Банально остаться единственным выжившим на карте (получается редко, захват ключевых планет проще).
Игровой процесс выглядит как строительство в разных местах разных баз и юнитов зергов, протоссов и терранов, переброска войск по карте и бои в попытке занять выгодные планеты. В общем, Старкрафт, но с другого масштаба – а именно, с позиции тех самых замечательных персонажей, которые отдавали вам приказы в командном центре.
Позиционирование игры
Каждый раз когда издаётся игра по уже состоявшемуся хиту, есть два варианта событий:
- Выпустить сиюминутную поделку, которая будет продаваться из-за названия (так, кстати, нередко бывает и с компьютерными играми по мотивам фильмов)
- Или передать права хорошему издателю, который выжмет идею на 100%.
Старкрафту, судя по выходным данным, повезло: во-первых, издателем был один из лучших игроков рынка FFG, а, во-вторых, Близзарды посадили целую команду своих на совместные действия, то есть консалтинг по сюжету и проработку дизайна.
Учитывая высокое качество как оригинала, так и серьёзную работу по настольной игре, создатели выбрали формат огромной коробки: любые фанаты купят её даже за самые страшные деньги, поэтому можно смело переходить в верхний сегмент по цене. Для остальных игроков, не знакомых с компьютерной версией (хотел бы я их увидеть), коробочный Старкрафт остаётся суперклёвой штукой с очень высокой детализацией космических боёв.
Ближайшие настольные конкуренты – Цивилизация Сида Мейера и Space Hulk по мотивам Вархаммера. Цивилизация вообще в другом жанре и рассчитана на другую аудиторию. Space Hulk — тактика, а не стратегия. Скажем так, те мисси первого Крафта, где есть база – это «наша» коробка, а те миссии, где базы нет – как раз Халк (и там проработка боёв на порядок круче).
Аудитория настольной версии:
- Фанаты компьютерной игры (купят из-за сюжета, то есть действий Blizzard)
- Любители классных стратегий (не зависят от бренда, их привлекли FFG)
- Настольные гики, которые разберут игру по косточкам
- Те, кто выбирают подарок парню (бренд + антураж + размеры коробки)
Что интересно, и «выше» и «ниже» по масштабу конкуренция очень высока: в тактическх симуляторах бой идёт за реализм и детализацию, а в глобальных стратегиях – за баланс. Старкрафт занял свободное промежуточное положение, чем сразу определил успех продаж на несколько лет.
Дизайн
В плане визуального дизайна – всё чётко повторяет оригинал. Правила в «железных» рамках, абсолютно узнаваемые фигурки юнитов и фишки построек (один-в-один из игры), красивая галактика «в духе» и многое другое. Проще говоря, тут просто взяли и перенесли визуальный ряд. Фигурки, к слову, удались очень хорошо: и это, между прочим, ещё один повод продавать вторую и третью коробку корейцам.
Фигурки
Поле игры (правда, планет на нём обычно куда больше)
Командная панель игрока, скрин из правилПравила
Это, наверное, был ночной кошмар разработчиков. С одной стороны, игра получилась весьма узнаваемая — а с другой, совершенно иная. Стратегия идёт на уровне управления базами на разных планетах и переброске юнитов по галактическим маршрутам. Бой, грубо говоря, стенка на стенку, то есть побеждает тот, кто создаёт лучшую инфраструктуру и способен правильно продумать развитие своей фракции.
Помните голос советницы Терранов «Receiving incoming transmission… comlink established»? Это на планету пришла фишка приказа, которую вы, мудрый командующий, положили туда лично своей рукой.
Приказы: строительство, мобилизация, исследованиеСамое красивое в правилах – это вовсе не тот факт, что они «подстраиваются» под игру, используя знакомые юниты и постройки. И не дерево апгрейдов, которое даёт возможность использовать только процентов 10-20 технологий за игру. Самое красивое – это зарождение галактики и трёхмерные гиперпереходы между планетами. Данная часть совершенно точно пришла не от Близзардов, а от FFG – свидетельство переноса игры не «в лоб», а продуманно, с новыми классными «фишечками». Кстати, даже сейчас, когда у настольной версии появились новые конкуренты, Старкрафт всё ещё остаётся «игрой с классными фигурками и удивительным полем».
Планеты
Планета в деталяхПроцесс создания галактики состоит в том, что в начале каждой игры вы выкладываете свою планету и можете поставить на ней базу. Потом то же самое (рядом) делает ваш оппонент. И так далее. Планеты могут соединяться как на двухмерной карте, так и в жутком перекруте благодаря Z-путям. Это порталы, которые присоединяются к двум планетам в разных частях карты, олицетворяющие трёхмерность расположения систем. На практике это означает, что «огородиться» и уйти в оборону получится только если у вас одна планета: в трёхмерном космосе лучшая защита — это постоянная атака противника.
Правила в игре получились не просто сложными, а очень сложными. К счастью, для стратегий такого уровня это нормально: в них их не играют на вечеринках.
Ещё одна интересная вещь – это интерфейс, определённый правилами. Гейм-дизайнеры по-максимуму разгрузили внимание игрока: не нужно запоминать кучу второстепенных вещей, можно сосредоточиться на стратегии. Например, если тот край вашего Z-перехода захвачен противником, ваш маркер переворачивается, чтобы напоминать вам о том, что прямо отсюда может пойти вторжение. Один взгляд на поле — это как взгляд на правильный dashboard: вы сразу видите всю стратегическую картину до нюансов.
А вот и сами правила (PDF, 5 Mb) — обратите внимание, что самая нужная опытным игрокам штука – памятка по ходам – расположена прямо рядом с рекламой настольного Варкрафта.
Локализация
Blizzard отдаёт права FFG, а FFG просто продаёт их в разные страны, выбирая одного из игроков рынка. У нас переводил Смарт: в целом перевод получился нормальный, но с некоторыми расхождениями терминов. Кстати, не думаю, чтобы представителям Blizzard был вообще особенно интересен русский вариант – скорее, в плане контроля качества их волновали европейские и восточные языки. Там просто наверняка у переводчиков компьютерной и настольной игры был общий словарь терминов и имён.
Для чего нужен Старкрафт магазину
В первую очередь – для витрины. Например, при открытии новой точке в Киеве на замерах выяснилось, что многие останавливаются посмотреть именно ради него. Большая коробка Крафта — хрустальная мечта многих любителей настолок: много кому интересно, что же там лежит по такой цене.
СтроенияВо вторую очередь данная игра — это продажи для айтишников. Старкрафт у нас в виде настолки не пользуется лютой популярностью, но стал уже почти традиционным подарком IT-специалистам. В смысле, что когда в магазине появляется светловолосая девушка с вопросом «что подарить парню-программисту», высока вероятность, что она уйдёт именно с этой коробкой. Если поднимет.
И, наконец, игра нашла удивительную нишу: её часто берут молодые отцы поколения 82-84-х годов в подарок сыну, которому около пяти лет. На вырост, видимо. А пока можно поиграть с друзьями, да?
Как работает модель перевода компьютерных игр в настольные у них
- Вы делаете хит
- Отдаёте права издателю
- Издатель предлагает вам вариант игры (за N итераций получается хороший вариант)
- Игра выходит в магазины
- Вы получаете отчисления с каждой проданной коробки.
Точный размер отчислений FFG Близзардам, понятное дело, назвать сложно, но учитывая особенности рынка – думаю, примерно 5 долларов с коробки.
КартыКак это работает у нас
- Вы делаете интересную игру
- Решаете, что она может иметь настольную версию (обратите внимание, сами её продумываете)
- Идёте к издателю, то есть к нам
- Мы помогаем определиться с тем, что «взлетит», а что – нет
- Вы продаёте лицензию сразу или получаете отчисления с каждой напечатанной коробки
- Игра приходит в магазины
Насколько это выгодно?
Starcraft, Warcraft, Civilization, Age of Empires, Master of Orion (!), Doom, Метро-2045 и куча других игр выходила в настольной версии и сейчас стоит в магазинах (был, кстати, и обратный процесс: например, Magic the Gathering пару раз была портирована на компьютер).
Для создателя игры, фильма или другого хита продажа сопутствующих товаров — прекрасный способ дополнительного заработка без сложностей (но, разумеется, далеко не основной путь монетизации).
Продолжение?
Если тема интересна, могу рассказать про то, как выглядит рынок настольных игр в России и на Украине — и как полностью делается процедура «портирования» вашей игры в настольный вариант.
Ещё могу сделать краткий обзор настолок по мотивам компьютерных в духе «что это – как играть – как позиционировали – насколько популярно – кому, в основном, продаётся — хорошая ли вещь получилась в настольном варианте».
Цикл получушевых статей от моигры с хабра. Причем такие универсальные вещи, можно на любом ресурсе их распологать меняя в некоторых местах АйТи на профильное для ресурса. В некоторых местах со знанием дела, а в некоторых жидинький бульон для домохозяек. Игры в которые играют в офисах АйТи-шники дык ваще убило, те задроты домой не ходят………хотя спойлер, читайте сами.
> коробочный Старкрафт остаётся суперклёвой штукой с очень высокой
> детализацией космических боёв.
У меня 7/8, а у тебя 7/7. Ты убит.
Офигенная детализация.
> 3. Идёте к издателю, то есть к нам
> 4. Мы помогаем определиться с тем, что «взлетит», а что – нет
— Здравствуйте, я придумал настольную версию FIFA’11.
— Чтоооо?! Настолка про спорт?! Пройдите нахер, это не взлетит.
http://habrahabr.ru/company/mosigra/blog/
Весь цикл статей от Мосигры.
Бои там, как раз, весьма хороши. Другое дело, при чём тут детализация и что под этим подразумевает аффтар?
Что пытаются выдать за настольный Master of Orion? Twilight Imperium, что ли?
>лежит карта галактики, которая строится из планет каждый раз заново в начале игры
Правильнее было бы «лежат карточки планет, из которых перед каждой игрой создаётся карта галактики».
>Выиграть по спецусловию (например, Керриган надирает аналог задницы лично Overmind’у)
Что-то я не припомню такого спецусловия. В списке способов победы не указана победа в конце ходов — при вытягивании двух карт «Конец близок».
>Что интересно, и «выше» и «ниже» по масштабу конкуренция очень высока: в тактическх симуляторах бой идёт за реализм и детализацию, а в глобальных стратегиях – за баланс. Старкрафт занял свободное промежуточное положение, чем сразу определил успех продаж на несколько лет.
А «Старкрафт» — это не глобальная стратегия? Вот это новости.
>Бой, грубо говоря, стенка на стенку, то есть побеждает тот, кто создаёт лучшую инфраструктуру и способен правильно продумать развитие своей фракции.
Эммм… Вообще-то, немалую роль играет правильное использование боевых карт с просчитыванием всех вариантов того, что может сыграть против вас противник, а не просто «стенка на стенку».
>Правила в игре получились не просто сложными, а очень сложными.
Да ну? И чего же в них «очень сложного»?
У тебя 7/8 для каких именно юнитов? А сколько их у тебя, карт на всех хватит? А где карты для вон тех юнитов, что ты на них будешь играть? А их способности не бесполезны против моих? А откуда ты знаешь, что я не пытаюсь выманить у тебя 7/8, чтобы потом контр-атаковать базу, где пасутся точно такие же юниты, которым нужна именно эта карта? Играй 7/8, я только за :]
Боевая система старкрафта — одна из наиболее интересных для игр такого формата на данный момент, имхо.
Прочитал там последнюю статью с миниобзорами нескольких настолок 🙂 половина реального бреда, а ведь люди читают и верят :)))
В остальном Старкрафт это тот бренд который теперь будет продаваться в любом варианте, качественные компоненты и хоть немного интересные правила хороший, но не обязательный бонус для продаж 🙂
@Oldman
Добрый день. Как там продвигается работа над «CRUSADER REX»?
Я ранее уточнял на счет правил.
Надо отдать должное настольному Старкрафту — он вполне интересен и сам по себе, без привязки к компьютерной игре. Причём именно за счёт игровой механики (отдача приказов «в тёмную», блокирование чужих приказов и т.д.).
«Выпустить сиюминутную поделку, которая будет продаваться из-за названия (так, кстати, нередко бывает и с компьютерными играми по мотивам фильмов)»
К счастью, в мире настолок это редкость. Даже Risk’и выпущенные по SWOT и LoTR являются достаточно самобытными с интересными (для риска) изменениями механики.
А вот кто-то читал полные правила МТГ? не ту брошюру, а полный том на тыщще страниц? Нет, а попробуйте. Старец умещается в небольшую книжечку. Правила обширны, но абсолютно детальны.
Он интересен как реинкарнация Старкрафта, он интересен самой механикой и разнообразией тактик. Сама расстановка это уже мини-игра, проиграв ее вам придется ломать голову над проблемой преодоления дизадвантажа.
з.ы. кто не верит — приходите в московский Единорог по пятницам, наглядно покажем)
@Andrew_Kai
Не до того))))))) Думал будут экономные новогодние, но не срослось, 3000 км и отлично пограли.
Старкрафт замечательная игра, всегда хотел услышать мнение того кто играл в настольную игру и совсем не слышал об компьютерной. Можно ли врубится в тему, просто тем кто в своё время увлекался pc версией, с легкостью понимает кто как действует и вообще легче воспринимается игра. Помню мы играли в эту настольную игру со знатоком старкрафта, дак он даже по планетам нам всё рассказывал, что было на этой планете, что тут, кто такой менгск, рейнор и прочее, правда я потом всё перечитал в старой доброй wiki но было интересно послушать просвещённого человека.
Жду не дождусь как автор сего блога распечатает свою коробку с игрой, и напишет обзор/отчёт/впечатления со своими замечаниями и критикой 🙂 .
[quote]Starcraft, Warcraft, Civilization, Age of Empires, Master of Orion (!), Doom,[b] Метро-2045[/b] и куча других игр[/quote]
опечатка?))
Однозначно. В названии Twilight Imperium сделали 20 опечаток.
Старкрафт для меня в топе лучших военных стратегий.
Правила сложнейшими не считаю, хотя конечно понимаю, что всё зависит от писателя или читателя, на уровень которого ориентирована статья.
Но «рекламировать» замечательную игру такой откровенно поверхностной статьёй? Зачем?
Особенно смешно сравнение с ФФГ. Типа, разбор по полочкам, как ЭТО работает.
Очень инетерсно, спасибо. Про рынок игр я бы с удовольствием почитал.
Классная статья — ЖДУ ПРОДОЛЖЕНИЯ!!!!!!!!!!!!
Абсолютно ничего полезного в данной статье не нашел. 0 информационной нагрузки и бледное описание старкрафта, а позиционируется как раскрытие глаз на процесс разработки…
Автор, интересно узнать — если, например, придумать иную версию настольного СтарКрафта, которая может стать более интересным продуктом для покупателей, насколько сложно будет реализовать данную идею при этой уже существующей коробке старкрафт зэ борд гейм? Если у модераторов Настольного Блога есть контакты автора статьи — прошу скинуть мне на e-mail.
@Martreshka
Лицензия у Близзардов, лицензия на механику — у ффг.