Недавно у меня появилась мысль, что было бы неплохо поближе познакомиться с At the Gates of Loyang, игрой, входящей в "урожайную трилогию" Уве Розенберга, включающую также Agricola и Le Harve, и тут как по заказу в блоге Александра Белякова появляется обзор этой настолки. Правда, прочитав его я несколько разочаровался. Оказывается, выдержать сравнение с Агриколой Loyang, к сожалению, не способна.
Наверное, не всем известно, что игра Agricola, принесшая широкую известность своему создателю Уве Розенбергу (Uwe Rosenberg), является лишь одной из трех игр, входящих в так называемую Harvest Trilogy. Двумя другими играми в этой трилогии стали Le Havre и At the Gates of Loyang. Еще менее известный факт – At the Gates of Loyang, которая стала последней игрой трилогии, на самом деле являлась предтечей Agricola, просто выпускать ее решили последней. И, на мой взгляд, правильно сделали. Итак…
Возможно, вы всегда любили ездить на дачу и копаться в огороде по локти в черноземе и отборном навозе, с любовью взращивать огурчики, помидорчики и картошечку, потом собирать их, выходить на большую дорогу и, назло завистливым конкурентам, предлагать их по чертовски привлекательным ценам проезжающим мимо потребителям, голодным до недорогой и качественной сельскохозяйственной продукции? Если да (и если вы смогли на одном дыхании прочитать и понять предыдущее предложение), то эта игра без всякого сомнения для вас.
В ДВУХ СЛОВАХ
Как я уже намекнул, игра At the Gates of Loyang про то, как ты выращиваешь, собираешь и продаешь различные овощи со своего огорода, пытаясь заработать как можно больше денег для продвижения по треку благосостояния (в английском варианте The Path of Prosperity, хотя могли бы с тем же успехом и просто victory point track назвать). В начале каждый игрок получает немного денег и базовое поле на девять клеток, которое он засеивает одним из овощей на свой выбор. Овощей в игре шесть – пшеница, тыква, репа, капуста, бобы и лук-порей.
В начале каждого раунда игроки снимают по одному овощу с каждого уже выложенного поля и выкладывают из специальной колоды новое пустое поле, которое в этом же раунде можно будет засеять. Соответственно, чем более поздний раунд в игре, тем обычно больше засаженных полей у каждого игрока, тем больше урожай, и тем больше опций для развития.
Во второй фазе каждый игрок тянет из общей колоды по четыре карты. Во время своего хода игрок может либо сбросить одну из своих карт в общий пул в центр стола, либо забрать одну карту из этого общего пула (вне зависимости от того, скинул ли он ее ранее туда сам, или это сделал другой игрок) и одну карту из тех, что остались у него на руках, таким образом завершив свое участие в этой фазе. Таким образом, в конце этой фазы у каждого игрока останется на руках две карты. Эти карты он выкладывает себе на стол, а все остальные сбрасывает в отбой.
Пару слов о картах – их, как полагается, существует несколько типов. Есть карты дополнительных полей за деньги (таким образом можно расширить посевные площади). Есть карты торговых палаток, в которых можно обменять одни овощи на другие (в каждой палатке свой набор овощей на обмен). Есть карты помощников – одноразовые карты действий, которые упрощают, удешевляют или делают более эффективным то или иное действие. И есть карты покупателей, которые делятся на две подгруппы. Есть постоянные покупатели, которым нужны одни и те же овощи, но которых нужно периодически удовлетворять (иначе они начнут тебя штрафовать за недопоставки) и которые платят не так много денег. И есть непостоянные покупатели, которым надо продать овощи один раз, но при этом они не требуют мгновенной реакции на их появление (они могут спокойно ждать несколько раундов, пока ты не наберешь необходимые овощи) и платят больше, чем постоянные покупатели.
Возвращаясь к игровому процессу – в третьей фазе игроки по очереди делают различные действия, так или иначе связанные с выложенными ранее картами. Можно засеять овощи на пустое поле, а можно купить или продать их в магазине. Можно обменяться овощами в торговой палатке, можно доставить овощи одному или нескольким покупателям. Можно использовать одного из своих помощников, а можно за деньги вытащить пару новых карт из колоды. Количество действий, которые игрок может предпринять, ограничено лишь количеством овощей, денег и карточек, которые у него есть в наличии. Когда все действия сделаны, игроку остается сделать самое важное – подвигаться по треку благосостояния. Вне зависимости от того, на какой клетке ты стоишь, продвинуться на одну клетку ты можешь за одну монету. А вот на следующую клетку в этот ход ты сможешь продвинуться только если заплатишь столько монет, сколько написано на этой клетке. Например, если в конце хода на стоишь на клетке 3, то на клетку 4 ты можешь подвинуться за одну монету, а на клетку 5 – за пять монет. Если денег много, можешь и дальше двигаться, на клетку 6 – за шесть монет, на 7 – за семь монет, и т. д.) Соответственно, в начале игры двигаться дешевле, но денег меньше, а в конце игры денег заметно больше, но и двигаться вверх дороже обходится.
Естественно, в конце выигрывает тот, кто дальше продвинется по треку благосостояния. Но так как часто бывает, что игроки продвигаются на одинаковое количество клеток, решающим фактором становится количество денег, оставшееся на руках в конце игры.
КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ
В эту игру может играть от 2 до 4 человек, хотя игра как вдвоем, так и вчетвером подразумевает использование небольших дополнительных правил. На качество игрового процесса количество игроков не влияет, так как каждый игрок в основном копается в своем огороде.
Также в At the Gates of Loyang, как и в двух других играх Harvest Trilogy, есть возможность соло-игры. Этот вариант откомментировать не могу, но, сыграв пару раз соло в Agricola, могут предположить, что в начале партии тебе дается какая-то планка, которую надо достичь, и ты наиболее оптимальным образом пытаешься задействовать имеющися ресурсы для того, чтобы это сделать.
ВРЕМЯ ИГРЫ
Правила у игры достаточно компактные, и хотя в них есть некоторые не очень очевидные с первого раза моменты, у нас ушло на их разбор где-то 30-40 минут.
Когда мы готовились к игре первый раз, то я минут 30 смотрел в правила, пытаясь понять, что есть что и сколько нужно дать чего каждому игроку. Однако второй раз мы разложились минут за 10 максимум. Выложить треки благополучия, создать и перемешать индивидуальные колоды полей, раздать деньги, разложить и засеять начальные овощи, перемешать колоду карт действий, определить первого игрока – и можно начинать!
Длина самой игры прямопропорционально зависит от количества игроков. Вдвоем мы управляемся где-то за час-полтора, но вчетвером игра легко может затянуться и на два с половиной или три часа.
СЛОЖНОСТЬ
At the Gates of Loyang – несложная игра. Она, конечно, и не простецкая, но ориентироваться в ней надо в основном на тактическом уровне, то есть решать, как оптимально поступить с теми картами, которые пришли к тебе в этот ход. На будущее здесь планировать сложно, ибо что придет в следующем ходу – одному Конфуцию известно. Механика игры становится понятна где-то к третьему-четвертому раунду первой игры, поэтому первая игра может выйти небольшим комом, но вторая игра уже пройдет без каких-либо затруднений.
ФАКТОР СЛУЧАЙНОСТИ
Да, к сожалению, в этой игре фактор случайности ломает судьбы. Он, конечно, не решающий, но ты можешь идеально играть в рамках того, что тебе дано, но все равно пролететь, как фанера над Лоянгом, когда тебе не придет ничего хорошего при очередной раздаче карт, а твой противник получит ровно то, что ему нужно. Если сравнивать At the Gates of Loyang с Agricola и Le Havre, то это, конечно, самый рандомный образчик из трех. С другой стороны, справедливости ради надо заметить, что если руки у тебя в плане взращивания огорода из одного места растут, никакой рандом тебе не поможет. Максимум, удобрять свое хозяйство сподручнее будет (ха-ха, сподручнее, я такой юморист, остановите меня, пока меня Петросян от зависти не придушил).
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ИГРОКАМИ
Обычно я про такие игры говорю, что “каждый копается в своем огороде”, и к At the Gates of Loyang это описание подходит как нельзя лучше. Взаимодействие есть, но оно минимальное. Столкновение интересов в первую очередь происходит во второй фазе, когда игроки выбирают, какие карты взять, и приходится рассчитывать, что скинуть со своей руки раньше, а что позже, чтобы, например, не слить противнику нужную ему карточку, а также попробовать вынудить противника сбросить карточку, которая нужна тебе. В третьей фазе есть некоторые помощники, которые позволяют ненавязчиво влезть в огород противника – например, обменять овощи в его торговой палатке, или стащить овощ с одного из его полей. Но дело в том, что эти действия очень редко можно классифицировать как подлянки – обычно ты помогаешь таким образом себе, но редко гадишь противнику. Да и вообще дух этой игры таков, что ты в первую очередь думаешь о том, как правильно все сделать у себя, а не как нагадить другому игроку, тем более что возможности сделать это очень ограничены. Если бы я ставил игру на шкале интерактивности, я бы поставил ее где-то между Agricola и Race for the Galaxy.
По этой причине и kingmaking в этой игре практически отсутствует. Если заморочиться, то можно, конечно, найти способ кому-то нагадить, но обычно такие действия обуславливаются каким-то предыдущим столкновением между игроками, а в этой игре таких столкновений нет. Поэтому обычно каждый игрок пытается максимизировать свой успех в игре, а не мешать другим игрокам сделать это.
КОМПОНЕНТЫ
А вот компоненты – это сильная сторона At the Gates of Loyang. В отличие от абстрактных кубов и кругляшей Agricola и многочисленного картона Le Havre, в этой игре очень приятные компоненты. Это касается и разноцветных овощей соответствующей формы, и фишек игроков в остроконечных шляпах, двигающихся по трекам благополучия, и китайские монетки с дырочками в середине. Игра обязательно понравится девушкам и детям благодаря приятной визуальной составляющей. Рекомендую, кстати, сразу распихать карточки в протекторы – их столько раз приходится мешать за игру, что они очень быстро могут потрепаться.
ЯЗЫКОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Единственный игровой компонент, на котором написан текст – это карточки помощников, которых в колоде пара десятков штук. Текста на них много, и лингвистически неподготовленный человек будет в них плавать, а этот тип карточек – один из самых важных в игре. Когда карточка уже выложена на стол, ее все видят, поэтому всегда можно попросить соседа напомнить, что она значит. Однако если ты только что взял ее в руку во второй фазе, спрашивать о ее значении – значит раскрывать свои карты. Однако при необходимости можно всегда сделать небольшую памятку с переводом этих карт – как я уже сказал, их в игре не больше 20-25 штук.
КОМУ ПОНРАВИТСЯ?
- Любителям спокойных интровертных неконфликтных игр
- Любителям красивых компонентов
- Людям, которым Le Havre и Agricola кажутся интересными, но достаточно “тяжелыми”
- Людям, для которых огород на даче – это радость, а не тяжкий физический труд
КОМУ НЕ ПОНРАВИТСЯ?
- Людям, которые ждут ударного завершения Harvest Trilogy
- Людям с аллергией на рандом
- Людям, которые любят в игре дипломатию и/или прямой конфликт
РЕЗЮМЕ
Количество игроков: от 1 до 4
Время игры: 70-240 минут (правила: 30 минут; подготовка: 10-30 минут; игра: 60-180 минут)
Сложность:
Тематичность:
Фактор случайности:
Агрессивность:
Kingmaking:
Компоненты:
Языковая зависимость:Несмотря на то, что At the Gates of Loyang была придумана первой, ее не зря выпустили последней, иначе она могла бы заметно поубавить пыл фанатов Уве Розенберга. В принципе, видно, что он шел по возрастающей – сначала At the Gates of Loyang попроще, потом Agricola посерьезней, а потом уже тяжеловесный Le Havre. Однако маркетинг взял свое, эту игру оставили на закуску. Что я могу сказать. Из трех вышеперечисленных игр At the Gates of Loyang нравится мне меньше всего. Плохой назвать я ее не могу, но и шедевром она не является. Иногда в нее можно сыграть, например вечером после работы, когда не хочется сильно напрягать мозг. А можно и не вытаскивать, хуже не будет. Честно признаюсь, если бы она не была так симпатично оформлена, я вряд ли стал бы играть в нее второй раз. Поэтому если вы ищете не очень сложную семейную настолку, то, возможно, At the Gates of Loyang подойдет вам. Если вы хотите “шедевры Уве Розенберга, дубль три”… подумайте дважды.
Моя финальная оценка:
Как по мне то Агрикола сложнее Ле Гавра.