Рецензия на игру «Dynasties»

Dynasties

Александр Беляков опубликовал у себя на сайте рецензию на Dynasties — малоизвестную игрушку для двоих игроков о сражениях в древнем Китае. Она относится к семейству евроигр, не особо сложна и быстра. Неплохой вариант, чтобы сыграть после нелёгкого рабочего дня. 

Dynasties я купил несколько лет назад, в поисках какой-нибудь новой игры для двоих. На BoardGameGeek она особой популярностью не пользовалась, и наткнулся я на нее, в общем и целом, почти случайно. То ли в какой-то рецензии упомянули, то ли по личной рекомендации. Не помню. Когда она приехала, мы в нее сыграли пару раз, и отложили на полку. И так и осталась бы она неизвестной (ибо даже в голосовалке справа она занимает ровно последнее место), если бы не пять или шесть партий, сыгранных за последние пару недель, что в некоторой степени заставило меня пересмотреть свое отношение к ней. Итак…

В ДВУХ СЛОВАХ

В Dynasties игроки выступают в роли двух древнекитайских полководцев. Если прям занудствовать, то это Сунь Цзы, пытающийся объединить Китай путем военного переворота, и некий императорский генерал Шао, пытающийся, видимо, это предотвратить. Но сразу надо отметить, что на игровой процесс выбор стороны практически не влияет. Чуть позже в одном месте я упомяну это еще раз, а пока об этом можно благополучно забыть.

Игровое поле (довольно миниатюрное, кстати) представляет собой карту Китая, разделенную на пять условных провинций, некоторые из которых имеют совершенно непроизносимые имена. С одного края поля идет трек игровых раундов, с другой стороны – трек победных очков. Надо сказать, что роль поля в этой игре достаточно условна, в Dynasties можно спокойно играть и без поля, но с визуальной точки зрения, конечно, игра от этого выигрывает.

Dynasties

Каждый игрок получает свою персональную колоду карт, в базовой версии игры их 18 штук, и у обоих игроков эти карты одинаковы. Есть шесть стандартных карт с желтыми цифрами от 1 до 6. Остальные 12 карт – одноразовые карты с белыми цифрами, среди которых четыре карты с цифрами от 7 до 10, три карты +1, три карты -1 и две карты с буквой P, обозначающих эпидемию чумы (от слова “plague”). Помимо этого, есть несколько карт для продвинутой версии игры, о которой я упомяну чуть позже.

Dynasties

Шесть стандартных карт игроки сразу берут в руку, а белые карты перемешивают и берут четыре верхних. Таким образом, в начале игры у каждого игрока на руках 10 карт.

Затем на каждый регион случайным образом выкладывается одна из девяти табличек с победными очками. Таблички показывают, сколько очков игрок получит в конце третьего, шестого и девятого раунда, соответственно. Этот механизм призван добавить игре реиграбельности, то есть каждый раз расстановка на поле разная.

Dynasties

Сама игра достаточно проста. Каждый ход игроки выбирают из карт на руке по пять штук и выкладывают их лицом вниз, по одной карте на каждый регион. Когда все карты выложены, они переворачиваются, и игроки сравнивают выложенные карты, чтобы определить результат.

Если оба игрока положили цифры, то разница между двумя цифрами – это преимущество игрока с более высокой картой. Если в этом регионе есть армии противника, то их убирается столько, сколько составляет преимущество. Если все армии противника убраны, а преимущество выше, то игрок начинает докладывать свои армии. Ну а если регион изначально пустой или в нем уже лежат армии победившего игрока, то он просто увеличивает количество своих кубов в провинции. Таким образом, в одной провинции никогда не могут лежать армии двух игроков. Либо один, либо другой, либо регион пустой.

Dynasties

Если один из игроков сыграл карту “+1″, то считается, что на его карте написана цифра на единицу больше, чем у противника, вне зависимости от того, какую карту сыграл противник. То же самое с “-1″ – считается, что у тебя цифра на единицу меньше. Зачем тогда играть “-1″, спросите вы? А затем, что благодаря этой карте вы знаете, что, что бы не сыграл противник, вы потеряете всего одну армию. Очень удобно использовать эту карту непосредственно перед подсчетом очков в провинции, где у тебя есть как минимум две армии – она железно останется у тебя.

Соответственно, если оба игрока сыграли “+1″ или “-1″, то карты друг друга отменяют, и в регионе ничего не происходит. Интересная ситуация происходит в том случае, если один сыграл “+1″, а второй “-1″ – может показаться, что в этом случае победитель получает две армии. Но если задуматься, то победитель должен получить всего одну армию – ибо у него на одну больше, чем у противника, а у противника на одну меньше, чем у него.

Последняя карта, символизирующая чуму, отменяет все остальные карты, и убирает из региона половину армий, округляя в меньшую сторону. Соответственно, эту карту очень удобно играть в провинцию, где у тебя всего одна армия – карта отменяет карту противника, и при этом никого не убивает, так как округление идет в меньшую сторону. Жаль, что в колоде таких карт всего две штуки. И, естественно, их можно использовать и по прямому назначению – убить несколько армий противника в регионе, где слишком много этих армий развелось.

Если кто-то сыграл карту “6″, то он обязан пометить эту провинцию – второй раз сыграть туда эту карту будет нельзя. Таким образом, “шестерку” за всю игру можно использовать всего пять раз. В конце раунда игроки тянут из колоды две карты, одну на свой вкус берут в руку, вторую убирают на дно колоды. Если игрок сыграл в этот раунд самую слабую карту – “1″, то он в качестве бонуса берет три карты и из них оставляет две.

В конце третьего, шестого и девятого раундов игроки подсчитывают очки по пяти провинциям. Если у игрока есть хотя бы одна армия в провинции, то он получает очки, равные цифре на табличке региона (первая, вторая или третья цифра, в зависимости от того, какой сейчас раунд – третий, шестой или девятый). Принципиальны не абсолютно полученные очки, а разница между двумя игроками. Из большей цифры вычитается меньшая, и на такое количество клеток фишка подсчета очков двигается в сторону игрока, набравшего больше очков в этот раунд. То есть, например, игрок А набрал в сумме 5 очков в двух регионах, а игрок Б – 9 очков в трех регионах. Это значит, что фишка движется на четыре клетки в сторону игрока Б.

Если после подсчета очков один из игроков дошел до конца победного трека (т.е. общая разница в 9 или больше очков), то он автоматически выигрывает. Если нет, то игра продолжается по той же схеме, а если это был последний девятый раунд, то выигрывает тот, на чьей стороне находится фишка победных очков. Если она осталась на середине – то, по-моему, выигрывает тот, у кого меньше армий на доске осталось, но, может, и нет – на моей памяти такого ни разу не происходило.

Вот, собственно, и вся игра. Есть два способа усложнения игры. Во-первых, можно добавить в каждую колоду белые карточки “+2″ и “+3″ с дополнительным условием, что, сыграв такую карту, ты вынужден выкинуть из игры одну или две армии (то есть у тебя уменьшается количество доступных армий в принципе, что может привести к их нехватке). В базовой игре, надо отметить, у каждого игрока доступна 21 армия, и их нехватки не ощущается. А вот в продвинутой игре у каждого игрока их всего 18 штук, и есть способы уменьшить это количество.

Помимо этого, у каждого игрока есть по четыре особых карты военачальника (это единственные карты, которые отличаются у Сунь Цзы и Шао) – в самых продвинутых правилах каждый игрок тайно выбирает одну из этих карт, замешивает ее в колоду белых карт, и может ее сыграть один раз за игру, получив какой-то специальный бонус.

КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ

Dynasties рассчитана исключительно на двоих игроков, и обсуждать тут, в общем-то, нечего.

ВРЕМЯ ИГРЫ

Правила игры, как вы уже убедились, достаточно просты, и на их объяснение уходит минут 10, не больше.

На предварительную подготовку уходит не больше 5 минут. Разложить поле, выложить пять табличек с победными очками, поставить фишки-счетчики раундов и победных очков, разобрать и перемешать колоды карт, взять первые четыре карты. Все, вы готовы.

Сама игра тоже не отличается большой длиной. Максимум она будет длиться полчаса, да и то, если долго думать, и доиграть до девятого раунда. При определенных обстоятельствах она может закончиться и через 15 минут. Что дает возможность без особых напрягов сыграть в нее несколько раз подряд.

СЛОЖНОСТЬ

Игровая механика у Dynasties достаточно проста. Вопросы в основном возникают по поводу карт “+1″ и “-1″, все остальное просто и прозрачно. Поэтому научить играть в Dynasties можно кого угодно – девушку, ребенка, собаку. Другой вопрос, что знание правил не гарантирует, что вы будете хорошо в нее играть.

ФАКТОР СЛУЧАЙНОСТИ

Если рассматривать случайность с точки зрения элемента удачи, то в Dynasties он минимален. Единственный момент, который случаен – это последовательность вытягивания карт из колоды, при этом у тебя есть возможность выбирать, что ты берешь в руку, а что отправляешь на дно колоды на потом. При этом в 90% случаев игроки в любом случае в процессе игры забирают в руку всю колоду, то есть, так или иначе, выходят все карты. Естественно, если рассматривать человеческий фактор как своего рода случайность – то этого много, ибо все карты играются в закрытую, и противники пытаются друг друга прочитать и перехитрить. Но в этом ведь и заключается суть игры.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ИГРОКАМИ

По сути своей игра подразумевает area control с прямым конфликтом, но игра достаточно абстрактна, поэтому ощущения агрессии не возникает. Игра проходит достаточно спокойно, тем более что Dynasties не из тех игр, где ты делаешь ошибку, а потом два с половиной часа расплачиваешься за это. Тут все заканчивается через 15 минут (а если ошибка совсем грубая, то через 2 минуты).

КОМПОНЕНТЫ

На первый взгляд, у Dynasties достаточно стандартные для евроигры компоненты. Однако есть один косяк (по крайней мере, в моей копии игры), на который я обязан обратить внимание – это, собственно, игровое поле. Во-первых, будучи в развернутом виде, оно не ложится на стол ровно. Мне понадобились некоторые усилия для того, чтобы выгнуть его в более-менее нормальную форму. В связи с этим вылез другой косячок – бумага, на которой напечатано поле, в некоторых местах начала из-за этого отслаиваться от картонной основы. Не существенно, но меня, педанта, зануду и перфекциониста, это расстроило. Что касается карт, дерева и тайлов, то с ними все в порядке, никаких претензий.

ЯЗЫКОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Формально, конечно, в игре есть некоторое количество текста на игровых картах, но все эти детали насколько разжеваны в правилах, что в процессе игры с этими текстами не приходится иметь дела. Поэтому в эту игру совершенно спокойно могут играть люди, не знающие языка, если правила им объясняет уже опытный игрок.

КОМУ ПОНРАВИТСЯ?

  • Любителям быстрых игр, в которые можно сыграть несколько раз подряд
  • Людям, которые любят игры с простыми правилами
  • Людям с фетишем на черно-белые еврокубы

КОМУ НЕ ПОНРАВИТСЯ?

  • Людям, которым не нравятся элементы блефа и игры вслепую
  • Знатокам китайской истории – автор игры безбожно врет, и не скрывает этого

РЕЗЮМЕ

Количество игроков: 2
Время игры: 20-45 минут (правила: 10 минут; подготовка: 5 минут; игра: 15-30 минут)
Сложность:     
Тематичность:     
Фактор случайности:     
Агрессивность:     
Kingmaking: n/a
Компоненты:     
Языковая зависимость:     

На мой взгляд, Dynasties – неплохая игра для определенных ситуаций. Она идеально подходит на тот случай, если у вас есть всего один оппонент, который при этом не силен в настольных играх, у вас всего полчаса на игру, и вы сидите в кафе, где размер столика не позволяет разложить War of the Ring. Или, например, вам не хочется насиловать мозг после долгого рабочего дня. Тогда Dynasties идеальна. Если же вы, скорее, поклонник многочасовых игр на шесть человек – не останавливайтесь, проходите мимо, здесь не на что смотреть.

Моя финальная оценка:          

Обзоры



Похожие записи
  • «Horus Heresy» в разложенном состоянии
  • Новогоднее обращение Грюна
  • Кто такие гики?
  • Перевод карт «Twilight Struggle» от Александра Белякова
  • Рецензия на игру «Set»
    1. Комментариев пока нет.
    1. Трекбеков пока нет.