Александр Беляков опубликовал в своём блоге рецензию на игру Modern Art. Он пишет, что это достаточно хорошая игра, не слишком тяжёлая, но и не слишком лёгкая. Но будьте осторожны, если вам не нравятся аукционы, даже не смотрите в её сторону. Их тут аж пять типов 🙂
Modern Art, как показывает практика, нравится далеко не всем. Лично у меня она почему-то вызывает очень живой интерес, каждый раз я готов играть в нее с нездоровым блеском в глазах, несмотря на то, что я никогда не замечал за собой особой любви к аукционным играм. Однако людям, у которых прослеживается явная аллергия на аукционные механики, эта игра не придется по душе, ибо кроме аукционов и кропотливого подсчета денег в этой игре ничего, в общем-то, и нет. Итак…
Возможно, вас всегда привлекало современное искусство в общем, и работы молодых непризнанных художников в частности? Может быть, вы всегда хотели попробовать себя в роли своеобразного продюсера от современного искусства – найти среди кучи вопиюще-пестрого арт-навоза ту самую золотую иголку (наверняка выполненную в форме поросячьего фаллоса), которая принесет ее создателю славу, а вам – достойную пенсию? Тогда эта игра для вас!
В ДВУХ СЛОВАХ
Modern Art – это чистой воды аукционная игра. Кроме аукционов в ней нет ничего. Зато аукционов здесь много – хороших и разных. Вся игра, по сути, состоит из колоды карт, каждая из которых представляет собой картину одного из пяти молодых дарований, калякающих-малякающих в свое удовольствие. Есть здесь и кубизм, и примитивизм, и комиксы, и какая-то ртутно-титановая пачкотня – в общем, классическое современное искусство, от которого слегка подташнивает, но не настолько, чтобы не попытаться сделать на нем деньги.
Игра разбита на четыре раунда – четыре сезона. В начале игры, и затем в начале каждого раунда, кроме последнего, каждому игроку сдается определенное количество карточек-картин (количество зависит от количества игроков). Каждая карточка, помимо принадлежности кисти одного из пяти юных дарований, имеет значок, обозначающий, с помощью какого аукциона эту картину можно продать. Значков тоже пять, хотя к количеству художников это никакого отношения не имеет – это пять разных типов аукциона.
Кратко пройдемся по пяти типам аукционов. Есть классический открытый аукцион – все в любой последовательности называют ставки, каждая ставка должна быть выше предыдущей. Если на “один… два… три…” новая ставка не называется, аукцион заканчиается словом “продано!” Есть, наоборот, закрытый аукцион – каждый человек берет в кулак сумму денег, которую он готов отдать за картину, все одновременно вытягивают кулаки и показывают свои ставки. Кто поставил больше всего, тот и молодец. Третий тип аукционов – аукцион с фиксированной суммой. Продавец называет сумму, которую он хочет получить, далее от него по часовой стрелке люди либо соглашаются на сумму и покупают картину, либо говорят “пас”, и возможность купить переходит следующему игроку. Четвертый тип аукциона – аукцион на один круг. Начиная по часовой стрелке от продавца, все либо называют сумму (естественно, если кто-то уже назвал сумму, твоя должна быть выше), либо говорят “пас” и выигрывает тот, кто назвал самую высокую цифру. Пять тип аукциона – двойной аукцион, но его специфика заключается в том, что вместо одной картины выставляется две картины одного и того же художника, а тип аукциона определяется по значку на второй карте.
Теперь, когда мы разобрались с аукционами, кратко о механике. Помимо карт в начале игры каждый человек получает какое-то количество денег. Наугад выбирается первый игрок, который и делает первый ход. Ход сводится к тому, что ты выбираешь одну из карт у себя в руке, выкладываешь ее на середину стола и объявляешь на нее аукцион (по тому типу, который на ней изображен), при этом ты сам можешь в этом аукционе участвовать на равных условиях. После того, как аукцион прошел, есть два варианта развития событий – либо картину купил кто-то еще, в случае чего он платит за нее деньги первоначальному владельцу, либо картину купил сам владелец (обычно это происходит, когда владельцу все остальные ставки кажутся очень уж низкими) – в этом случае владелец платит деньги в банк. Так или иначе, купленная картина выкладывается перед купившим ее игроком, а не возвращается в руку. После этого ход переходит следующему игроку по часовой стрелке, который предлагает новую картину на новый аукцион. Таким образом происходит до тех пор, пока на стол не ляжет пятая карта одного из художников – это сигнализирует о том, что раунд завершен.
В конце раунда игроки подсчитывают общее количество картин всех пяти художников, которые лежат на столе (а не те, которые остались на руках). Самым популярным становится тот художник, у которого было продано больше всего картин (логично!). Второй хужодник по количеству картин становится вторым, третий – третьим. Четвертый и пятый художники признаются полным отстоем и вообще не получают никакого признания. В том случае если по количеству картин ничья, то в качестве тайбрейкера выступает специальная табличка, в которой, при прочих равных, художники слева более популярны, чем художники справа.
Основное применение этой таблички, однако, совсем другое. На ней отмечается популярность художников во всех сезонах. Под именем лучшего художника выкладывается фишка с цифрой 30, под вторым – 20, а под третьим – 10. В первом сезоне все просто – эта фишка обозначает стоимость картины того или иного художника. Если ты купил много картин самого популярного художника по бросовым ценам – то ты в явном плюсе. А вот если ты рискнул и вложился в неизвестного художника, а он не “выгорел”, то деньги твои “тю-тю”. А деньги эти, во-первых, нужны будут в следующем сезоне и, во-вторых, в конце выигрывает игрок не с какими-то там мифическими победными очками, а с весьма конкретными денежными единицами. Возращаясь к таблице, со второго по четвертый сезон ставки становятся выше – стоимость картин растет, потому что считается фишка не только текущего сезона, но и всех предыдущих. Однако есть одно “но” – если в этом сезоне художник не был популярным, то и фишки его прошлых сезонов не будут засчитаны. Таким образом, если в первый сезон у художника фишка 10, а во втором 30, его картины будут продаваться в конце второго раунда по 40. Но если в третьем раунде этот же художник окажется в “пролете” и заветную фишку не получит, его картины тут же обесценятся, несмотря на предыдущие заслуги в мире искусства.
После того, как все получили законные выплаты, всем сдаются новые карты-картины из колоды, и начинается новый раунд. После четвертого раунда игра заканчивается, и выигрывает, как я уже говорил выше, игрок с наибольшим количеством денег. Так как количество денег на руках является скрытой информацией, в конце порой вылезают очень интересные сюрпризы – выясняется, что в лидерах оказался совсем не тот игрок, которого подозревали.
КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ
Теоретически в Modern Art могут играть от трех до пяти человек. Втроем, однако, эта игра скучна, поэтому минимальное количество игроков, необходимых за столом – четверо, а идеальное – пятеро.
ВРЕМЯ ИГРЫ
Правила игры объясняются минут за пятнадцать.
На подготовку игры уходит около пяти минут – перемешать и сдать карты, выдать начальные деньги, выложить табличку успеха художников – вот, собственно, и все приготовления.
Сама игра, по моему опыту, длится где-то полтора часа.
СЛОЖНОСТЬ
В принципе, Modern Art нельзя назвать очень сложной игрой, однако в ней есть некоторые принципы, которые далеко не все новички схватывают с первого раза. Основной принцип, несмотря на свою банальность, почему-то не так очевиден для людей, играющих в первый раз – никогда не плати за картину больше, чем она принесет тебе в конце этого раунда, иначе ты потеряешь больше денег, чем получишь, а деньги – это победные очки. Соответственно, в первом раунде бессмысленно отдавать больше 30 за любую картину, при этом 30 имеет смысл отдавать только в том случае, если ты уверен, что художник будет самым популярным, и ты хочешь отказать противнику в прибыли при покупке за меньшую цену. Второй принцип – никогда не покупай свои собственные картины больше, чем за полцены. Если ты продаешь картину кому-то, то ты получаешь деньги сразу на руки, в процессе раунда, не тратя ни копейки. Если ты покупаешь ее сам у себя, ты сначала теряешь деньги, потом получаешь их обратно. Соответственно, если ты продал кому-то картину за 20, то ты в плюсе на 20, а твой покупатель будет в плюсе на разницу между стоимостью картины в конце раунда и потраченными 20. Если ты купил сам у себя за 20, то ты эти 20 теряешь, и для того, чтобы выручить больше, чем при продаже кому-то еще, ты должен будешь продать картину в конце раунда как минимум за 50 (при продаже за 40 ты будешь в плюсе на те же 20, что и при продаже другому игроку). Единственная разница – во втором случае в плюсе будешь только ты, а в первом – ты, и другой игрок. Поэтому иногда имеет смысл покупать у себя, если ты подозреваешь, что второй игрок метит в лидеры.
ФАКТОР СЛУЧАЙНОСТИ
Фактор случайности проявляется в игре в двух ипостасях. Первая ипостась – это сдача карт. Тебе далеко не всегда приходит то, чем ты хотел бы торговать, и некоторые типы аукционов явно выгоднее, чем другие. Однако это меня никогда не смущало – определяющим фактором это никогда в играх не являлось, основным оставалось умение предугадать выгодность того или иного действия и будущую популярность того или иного художника. А вот вторая ипостась – “псевдослучайность” действий других игроков. Более конкретно – безграмотных действий. В отличие от многих игр, ошибка в Modern Art убивает не только тебя, то и других людей вокруг тебя. Если ты кому-то платишь за картину баснословную цену, то ты “имеешь” не только себя, то и всех остальных игроков, кроме того, который получил от тебя деньги. На самом деле, это моя единственная претензия к Modern Art – в этом плане в нее действительно интересно играть только с людьми, которые хорошо понимают внутренние механизмы игры.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ИГРОКАМИ
Взаимодействия в игре вагон и маленькая тележка. Постоянные баталии в ходе аукционов иногда достойны Оскаров. Выпускаются когти, обнажаются клыки, иногда проливается кровь. Прямой агрессии вроде как и не наблюдается, но иногда ценовые баталии доходят до безумия.
С пресловутым kingmaking’ом ситуация двоякая. С одной стороны, благодаря спрятанным деньгам, никто в процессе игры не знает, у кого сколько бабла, по причине чего каждый играет сам за себя до победного конца. С другой стороны, в игре есть тот самый непроизвольный kingmaking, когда ты, совершив ошибку, продвигаешь вверх по лестнице другого игрока, обламывая таким образом процесс остальным участникам – они могут попробовать тебя урезонить и объяснить тебе ошибку, но ты волен к ним не прислушиваться, решение всегда остается за тобой.
КОМПОНЕНТЫ
Modern Art выпускалась в нескольких изданиях (однако не путайте ее с Modern Art: The Card Game, это несколько другая, упрощенная игра). Версия, имеющаяся у меня в наличии, качеством компонентов не блещет. “Современное искусство” на них более уродливо, чем настоящее современное искусство, и явно собрано из каких-то фотостоков и доведено “до ума” дешевыми фотошоповскими трюками. Фишки – тупые пластмассовые кругляшки, похожие на покерные фишки для нищих. Пластмассовая вставка в коробку явно сделано не под эту игру, от буклета правил остается ощущение, что он был распечатан на обычном принтере и скреплен вручную. Ну и дизайн коробки достаточно тошнотный. Однако, есть и более приятные варианты оформления (например, бразильский и французский).
ЯЗЫКОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Языковой зависимости в игре фактически нет, так как запомнить пять иконок, обозначающие разные типы аукционов, очень легко.
КОМУ ПОНРАВИТСЯ?
- Любителям аукционов, однозначно!
- Желающим почувствовать себя в шкуре большого знатока современного искусства
КОМУ НЕ ПОНРАВИТСЯ?
- Нелюбителям аукционов, однозначно!
- Нелюбителям постоянно считать в уме, сколько надо отдать за ту или иную картину (а также прикидывать, сколько за нее могут отдать другие)
- Людям, которые слишком хорошо знают современное искусство и понимают, что изображенная на карточках пачкотня имеет в нему очень опосредованное отношение
РЕЗЮМЕ
Количество игроков: от 3 до 5
Время игры: 95-110 минут (правила: 15 минут; подготовка: 5 минут; игра: 90 минут)
Сложность:
Тематичность:
Фактор случайности:
Агрессивность:
Kingmaking:
Компоненты:
Языковая зависимость:Для меня Modern Art – это хорошая игра для второй половины игрового дня, когда во что-то тяжеловесное уже сыграли, а Dixit доставать еще рано. Мне нравится ощущение постоянных торгов, вечные шутки по поводу художников и их нетленных произведений, напряжение при подсчете денег в конце игры. Я могу понять, почему некоторых эта игра раздражает, но я готов играть в нее каждый раз, когда вокруг меня оказывается еще четверо заинтересованных в этом людей. Поэтому пробуйте на свой страх и риск, но, если что, зовите меня – я от еще одной партии никогда не откажусь.
Моя финальная оценка:
Модерн Арт и Частная Коллекция — это ведь одна и та же игра?
частная коллекция это карточная уменьшенная версия. совсем разные игры. например как «кайлюс» и «кайлюс магна карта».
А никто не знает случаем, где достать к ней правила на русском?
Карточные Modern Art и Masters Gallery — одно и то же, угу. Но тут речь о «настолке».
По моему мнению, одна из лучших разработок Книзье. Очень популярна в нашей компание.
Modern art — мега игра. Приличного PnP так и не нашел, поэтому сделал свой:
http://socialmytischi.ru/community-home/blogs/15-modern_art/blogger/Девятый/
полный редизайн с более приятным для глаз современным искусством + правила+два вида бумажных денюжек.
спасибо. будем обрабатывать напильником.
у кого есть правила? интересуют такие вопросы:
1. при продаже на аукционе с фиксированной ценной если ее никто не платит, то аукционист должен ее заплатить? может просто отказатся?
2. при двойном аукционе если кто-то добавляет карту, как делятся деньги? просто поровну? а кто считается главнее в таком аукционе? кто добавил карту (ну если там фиксированная цена вторая карта)?
3. еще интересуют дополнительные правила для трех игроков. (если они есть)
1. Должен заплатить(поэтому и цену нужно ставить такую, чтобы самому было выгодно приобрести у самого себя) 🙂
2.При двойном, две карты складывает один и тот же игрок, сначала двойная, а затем определяющая аукцион карта, по которой определяется какой аукцион проходит и все проходит как с обычно, просто лежит не одна, а две карты.
3. Да, правила есть и для двух и для трех игроков.