Рецензия на игру «Power Grid»

Power Grid

Александр Беляков опубликовал у себя в блоге рецензию на Power Grid. Эта настолка не относится к числу моих любимых игр, но ознакомиться с ней (а тем более — с рецензией) стоит. Многим она нравится, а с недавних пор игра доступна и на русском языке. 

Итак, я наконец-то собрался с мыслями, вычистил спам, удалил кучу зарегистрировавшихся ботов и решил, что пришло время написать рецензию на наиболее, на мой взгляд, удачную разработку товарища Фридеманна Фризе – игру Power Grid, также известную в наших краях как “Энергосеть”. Первый раз в Power Grid я сыграл достаточно давно, но она до сих пор меня не отпускает. Не могу сказать, что я играю в нее часто, и потребности в докупке многочисленных дополнительных карт я никогда не испытывал (хотя карту России купил, ибо страна все-таки родная, как никак), но уж если кто-то предложит в нее сыграть, я одним из первых согласно закиваю головой. Итак…

 

Возможно, вам никогда не давали покоя лавры Чубайса. Или в детстве вы недостаточно плотно познакомили свои пальцы с электрической розеткой. Или вас всегда привлекали рубильники. Так или иначе, если в ваших жилах течет не кровь, а электроны, вы до ужаса боитесь темноты и самым значимым достижением современной науки считаете лампочку Ильича, эта игра для вас.

В ДВУХ СЛОВАХ

В Power Grid игроки выступают в роли энергетических магнатов, строящих сети электростанции на территории того или иного государства. Базовый набор Power Grid поставляется с двухсторонним игровым полем, на одной стороне которого изображены США, а на другой – родина автора игры, Германия. На данный момент выпущен целый ряд дополнительных карт, включая Францию, Италию, Бенелюкс, страны Центальной Европы, Испанию и Португалию, Китай, Корею, Японию, Бразилию и, да, матушку Россию.

Основная часть игрового поля занята этой самой картой, на которой отмечены основные города, разделенные на шесть областей и соединенные между собой трубопроводами. Также, в верхней части поля есть два трека – победных очков и количества “освоенных” игроком городов, а в нижней части поля – трек для четырех типов топлива, которые можно приобрести в процессе игре (уголь, нефть, мусор и уран).

Power Grid

Цель игры – оказаться игроком с наибольшим количеством запитанных электроэнергией городов в конце игры. Очень важен именно тот факт, что города должны быть обеспечены электроэнергией! У тебя может быть больше городов, чем у другого игрока, но если реально запитанных городов у тебя меньше, победы тебе не видать, как вампиру своих ушей (почему вампиру? да потому что они не отражаются в зеркалах, хо-хо!)

В начале игры каждый игрок получает небольшой стартовый капитал в валюте, которая носит название Электро. Мы ее обычно называем долларами или евро, кому что ближе. До рублей пока не скатились. Случайным образом определяется последовательность хода на начало игры, доступные для приобретения ресурсы выставляются на трек ресурсов, а рядом с игровым полем выкладываются начальные карты электростанций, которые игроки будут приобретать в процессе игры. Остальная колода электростанций перемешивается определенным образом и кладется рядом лицом вниз.

Пару слов о картах электростанций. У каждой электростанции есть несколько параметров. Во-первых, ее порядковый номер, который, в том числе, определяет ее минимальную стоимость. С точки зрения номеров все электростанции в игре уникальны, двух повторяющихся номеров нет. Они начинаются с 03 (самая слабая станция) и заканчиваются 50 (самая мощная и продвинутая). Также, каждая электростанция потребляет определенные виды топлива. Есть угольные, есть нефтяные, есть гибридные, которые потребляют и уголь, и нефть. Есть станции, работающие на мусоре, есть атомные электростанции. В дополнение к этим четыре источникам электроэнергии, есть два типа электростанций, не требующих ресурсов – ветряные электростанции и футуристическая станция под номером 50, работающая, как складывается ощущение, на молитвах и божьем духе, и работающая при этом весьма отменно. Последний важный показатель – какое количество городом может запитать электростанция, и сколько для этого необходимо потратить ресурсов. Чем выше порядковый номер станции, тем более она продуктивна. Первые станции могут требовать несколько ресурсов для обслуживания всего одного города, в то время как более продвинутые станции за один ресурс могут запитать шесть или семь городов за раз.

Power Grid

В начале игры восемь станций (от 03 до 10) выкладываются в два ряда по четыре карты. Верхний ряд – станции, доступные для приобретения. Нижний ряд пока недоступен, но скоро таковым станет, исходя из чего игроки могут планировать свои закупки.

Игровой процесс разбит на раунды, каждый из которых, как и полагается, разбит на несколько фаз.

В начале каждого раунда (кроме первого) первая фаза посвящена определению последовательности хода игроков. Первым всегда стоит игрок, у которого больше всего городов, последним тот, у кого их меньше всего. В случае ничьи первым идет игрок, у которого построена электростанция с наиболее высоким порядковым номером. Быть первым в этой игре невыгодно, поэтому таким образом решается проблема отрыва лидера – чем круче ты себя чувствуешь в плане развития, тем сильнее тебя давит система.

Вторая фаза – это аукцион за электростанции. В последовательности хода игроки либо выбирают одну из доступных станций и делают на нее ставку (причем начальная ставка не может быть меньше, чем порядковый номер станции), либо говорят пас, и выбывают из аукциона. Далее игроки по кругу либо делают большую ставку, либо говорят пас. В конечном итоге игрок с наивысшей ставкой забирает станцию и выкладывает ее перед собой, предварительно отдав деньги в банк. Каждый игрок может владеть не более чем тремя станциями – в случае покупки четвертой надо избавиться от одной из старых станций. После этого из колоды станций вытягивает новая карта, и добавляется к семи, оставшимся на столе, причем станции всегда лежат в последовательности своих порядковых номеров, то есть начиная с самой дешевой и заканчивая самой дорогой, то есть игрокам во время аукциона всегда доступны только четыре самые дешевые станции, которые в процессе игры все время смещаются и меняются. После этого проводится еще один аукцион, в котором игрок, купивший станцию, уже не участвует (то есть за один раунд можно купить максимум одну электростанцию). Соответственно, последний игрок может купить любую из доступных станций по номиналу, так как у него нет конкурентов для проведения аукциона. Также бывают ситуации, когда ни один игрок не хочет ничего покупать, и все говорят пас – в этом случае этот этап заканчивается, самая дешевая станция выкидывается в сброс, выкладывается новая, и действие переходит к третьей фазе.

Третья фаза – это приобретение ресурсов. Ресурсы приобретаются в обратной последовательности хода, то есть самый слабый игрок покупает первым, что дает ему преимущество с точки зрения отпускной цены. В Power Grid интересный трек ресурсов – по мере того, как ты их покупаешь, и снимаешь с доски, цена на них становится выше. Отличная иллюстрация спроса и предложения в действии – чем больше людей хотят что-то приобрести, тем выше становится цена. Именно поэтому в Power Grid очень важно специализироваться на ресурсе, который не нужен другим игрокам – обычно это означает низкие цены на этот ресурс.

Power Grid

Отдельно надо отметить, что каждый игрок может покупать и хранить только ограниченное количество ресурсов, объем которых диктуется его электростанциями. На каждой станции можно хранить вдвое больше соответствующих ресурсов, чем количество ресурсов требуемых для того, чтобы использовать ее для электрификации городов. Например, станция, требующая один мусор для питания одного города может хранить максимум две фишки мусора. А вот станция, требующая три угля, может хранить до шести фишек этого ресурса.

Power Grid

Далее четвертая фаза – строительство. Во время этой фазы игроки (снова в обратной последовательности ход) выставляют на игровое поле свои фишки, расширяя свою электросеть. Первую фишку можно поставить на любой город, не занятый другим игроком, однако все последующие фишки надо соединять с теми, которые уже стоят на доске. Установка любой фишки подразумевает два типа расходов. Во-первых, необходимо заплатить непосредственно за установку фишки в городе. В зависимости от того, являетесь ли вы первым, вторым или третьим игроком, пришедшим в город, эта стоимость будет 10, 15 или 20 Электро. Во-вторых, необходимо оплатить стоимость прокладывания трубопровода между новым городом и соседним городов, в котором ваше сеть уже есть. На каждом трубопроводе на доске указана стоимость, которую надо оплатить для того, чтобы соединить два города. Соответственно, эти две суммы вместе и дают стоимость, которую надо отслюнявить в банк для установки фишки в город. Есть лишь два исключения, когда не надо платить за трубопровод – когда ты устанавливаешь первую фишки на карту, либо когда ты строишься в городе, который настолько близок к другому городу, в котором ты уже есть, что между ними даже нет трубопровода.

Power Grid

Самый раз упомянуть, что вся игра разбита на три больших этапа. В первый этап можно ставить свои фишки исключительно на места, продающиеся за 10 Электро (то есть в одном городе не может быть больше одного игрока). Когда один из игроков захватывает определенное количество городов, наступает второй этап, и можно начинать занимать места по 15 Электро. Третий этап наступает тогда, когда из колоды электростанций выходит карточка с надписью “Этап 3″ – игроки теперь могут строить на местах по 20 Электро. Также, третий этап меняет правила проведения аукциона. Рядом с полем вместо восьми электростанций теперь выкладывается всего шесть, но приобретать при этом можно любую из шести выложенных карт.

Пятая фаза носит название “Бюрократия” и подразумевает запитывание городов, получение за это денег и пополнение трека ресурсов. Сначала игроки решают, какие ресурсы они хотят потратить и сколько городов снабдить энергией. Совершенно необязательно запитывать все города, за это не начисляются никакие штрафы, однако чем больше городов ты запитаешь, тем больше денег после этого получишь.

Power Grid

Соответственно, после получения денег, на трек ресурсов, сверившись со специальной таблицей, выкладываются новые фишки угля, нефти, мусора и урана. Количество фишек зависит как от количества игроков, так и от того, какой сейчас этап игры – первый, второй или последний, третий. В конце этого этапа самая дорогая из восьми доступных электростанций подкладывается под дно колоды, вместо нее выкладывается новая. Благодаря этой механике ближе к концу игры, когда наступит третий этап, на аукцион будут выходить исключительно дорогие и производительные электростанции.

Игра заканчивается в том раунде, в котором один из игроков строит сеть из определенного количества городов (это количество зависит то того, сколько игроков участвует в игре). Например, при игре вчетвером игра заканчивается, когда один из игроков застраивает семнадцатый город. Однако это не значит, что он автоматически победил! Для победы необходимо запитать максимальное количество городов, используя электростанции и ресурсы, которые имеются у игроков в наличии на данный момент. Кто это сделает, тот и молодец. Так как часто по этому показателю игра сводится вничью, дальше сравнение идет по количеству оставшихся на руках денег. У меня были ситуации, в которых победитель выигрывал буквально благодаря одному лишнему Электро, а проигравший рвал на себе волосы за то, что потратил лишнюю деньгу во время аукциона.

КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ

Если верить коробке, то в Power Grid могут играть от двух до шести человек. В прошедшие выходные мы с Алиной специально сыграли в нее вдвоем, чтобы получить впечатление о том, насколько Power Grid играется на пару. Как выяснилось, вполне себе играется, хотя аукцион как таковой отсутствует, и ситуация на карте совсем не напряженная (блокировать противника можно только на первом этапе игры). В общем, два игрока – это маргинальный вариант, но при желании вполне рабочий. Втроем игра тоже не блещет, хотя, конечно, процесс становится чуть более интересным. Идеальное, на мой взгляд, количество – это четверо или пятеро игроков. Во-первых, карта становится больше. Во-вторых, ты понимаешь, что тебя могут полностью вытеснить из того или иного города (в каждом городе ведь всего три места для размещения фишек!). В-третьих, повышенная активность наблюдается в фазе аукциона. Что касается игры вшестером, то, честно признаюсь, этот вариант мне на своей шкуре испытать так и не довелось. Если верить слухам и BGG, то это уже перебор, игра становится достаточно хаотичной, увеличивается downtime, начинает дымиться и плавиться проводка, и т.д., и т.п.

ВРЕМЯ ИГРЫ

Правила Power Grid требуют некоторого времени для объяснения, и в них есть некоторые моменты, в которые приходится въезжать. Думаю, что для объяснения правил нужно в районе 30-40 минут.

Изначальная расстановка занимает 10-15 минут. Разложить поле, выставить начальные ресурсы, подготовить колоду электростанций и выложить первые восемь станций, определить последовательность хода, раздать деньги – и можно начинать!

Длительность самой игры зависит от количества игроков, хотя чем меньше игроков, тем больше городов нужно построить для окончания игры, поэтому эти два фактора уравновешивают друг друга. По личному опыту могу сказать, что игра длится от полутора до двух с половиной часов.

СЛОЖНОСТЬ

Если кратко о сложности, то это середнячок с маленьким хвостиком. Капитан Очевидность с первого захода Power Grid не освоит, для полноценной игры нужно пару раз сыграть и понять закономерности. Правила у игры не самые очевидные, есть вещи, которые на первых порах забываются, некоторые отличия есть и в зависимости от количества игроков. Несмотря на выверенную немецкую пунктуальность, с которой написаны правила, FAQ у этой игры, по-моему, длиннее, чем сами правила. Не в том смысле, что они криво написаны, а в том, что многие их плохо читают, видимо, и задают дурацкие вопросы.

ФАКТОР СЛУЧАЙНОСТИ

Фактор случайности в игре есть, и в некоторых ситуациях, если лучшие игроки играют примерно на одном уровне, он может сыграть решающую роль. В основном это касается колоды карт электростанций, а точнее того, в какой последовательности станции выходят на аукцион. Все остальные параметры в игре достаточно хорошо предсказуемы, и зависят, в первую очередь, от действий игроков, а не от капризов фортуны.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ИГРОКАМИ

Прямое воздействие между игроками возникает на этапе аукциона, и назвать его особо активным сложно, хотя за некоторые станции порой разгораются нешуточные финансовые баталии. Однако возможностей косвенно влиять на благополучие других игроков хватает – это и маневры на рынке ресурсов, и, несомненно, позиционная борьба за участки для строительства на самом игровом поле. Так что поводов дуться на соседа по игровому столу отбавляй.

С очевижным kingmaking’ом в этой игре я пока не сталкивался, потому что обычно все, кроме самых явных аутсайдеров, пытаются бороться до последнего хода, ибо ты никогда наверняка не знаешь, какой ход будет последним – количество денег на руках игроков является закрытой информацией, а именно эта цифра является основным мерилом того, на что игрок способен в данный ход. А в конце игры возможности влиять на результат другого игрока довольно лимитированы. Конечно, можно занять раньше него какое-то хорошее место на карте, но ведь хороший игрок в Power Grid при застройке последних городов всегда постарается ходить первым. =)

КОМПОНЕНТЫ

В Power Grid классически еврокомпоненты, без какой-либо заявки на эксклюзивность, но при этом с очень удачно выдержанной визуальной ретро-стилистикой, которая лично мне очень нравится. И даже то, что игровое поле выполнено в достаточно блеклых цветах, является неотъемлемой частью этой стилистики. Деревянные компоненты стандарты, и единственное, что меня расстроило, когда я открыл свою коробку в первый раз – в моей редакции ядерное топливо обозначается красными восьмиугольными фишками, а в одной из более ранних редакций были красный цилиндры, которые, на мой взгляд, намного лучше подходили для ядерной энергии.

ЯЗЫКОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Никакой языковой зависимости в игре нет, все компоненты выполнены в бестекстовом варианте. Издатели даже до того дошли, что предлагают замену карточки “Step 3″ на карточку без этой надписи, для тех, кто совершенно впадает в ступор, когда видит эту надпись, потом всплескивает руками и надрывно кричит: “Ну итить налево твою мамашу, Вася, сколько раз ты мне не объяснял, что написано на этой карточке, я все никак не могу этого запомнить!” Нет, имя Вася взято из головы в качестве примера. Нет, эта история не из моего личного опыта.

КОМУ ПОНРАВИТСЯ?

  • Любителям классических евроигрушек
  • Почитателям Фридеманна Фризе, которые по глупой случайности пропустили эту игру
  • Людям с хорошими математическими способностями

КОМУ НЕ ПОНРАВИТСЯ?

  • Людям, которые не любят считать в уме (о, да, этим приходится очень активно заниматься!)
  • Противникам аукционов в любом виде
  • “Электростанции – разве это интересно? Лучше уж поиграю во что-нибудь про поезда!”

РЕЗЮМЕ

Количество игроков: 2-6
Время игры: 100-200 минут (правила: 30-40 минут; подготовка: 10-15 минут; игра: 90-150 минут)
Сложность:     
Тематичность:     
Фактор случайности:     
Агрессивность:     
Kingmaking:     
Компоненты:     
Языковая зависимость:     

По-моему, я играю в эту игру слишком редко. Пока писал рецензию, срочно захотелось сыграть в нее еще раз. Впятером или может даже вшестером! Отличная игра, от которой лично у меня всегда остается приятное послевкусие, которая не выносит мозг, но при этом заставляет подумать. Недаром она находится на одном из первых мест в моем личном настольном топе. На этом остановлюсь – финальная оценка говорит сама за себя.

Моя финальная оценка:          

Power Grid, Обзоры



Похожие записи
  • «Horus Heresy» в разложенном состоянии
  • Новогоднее обращение Грюна
  • Кто такие гики?
  • Перевод карт «Twilight Struggle» от Александра Белякова
  • Александр Беляков в онлайне!
    1. олигарх Леопольд
      09 Июн 2011 из 17:03 | #1

      нормальная игра, но не супер. Переоценили ее, слишком у нее хорошие рецензии, высокие оценки и место на BGG.


    1. Трекбеков пока нет.