Тов. Pard продолжает исследовать наиболее популярные игры в отдельно взятых категориях. Он уже прошёлся по детским и военным играм, а теперь настал черёд игр семеных, самая популярная из которых, кстати, это «Каркассон».
Рассчитанные мною рейтинги популярности настольных игр показывают, как часто в эти игры играют – чем больше рейтинг, чем чаще игра оказывается на столах игроков. Это – объективные данные, показывающие настоящую популярность игр, и они мне кажутся полезнее обычных рейтингов/рангов БГГ/Тесеры, которые просто усредняют субъективные оценки, поставленные игроками. Игрок может поставить игре высокую оценку, оценив её оформление, серьёзность и прочее, но при этом постоянно играть в другие игры – с меньшими оценками, но которые игроку и его друзьям интереснее и азартнее.
После того, как мы рассмотрели поп-рейтинги стратегических игр (бессмысленно сравнивать между собой игры разных типов – например, военные игры с детскими – поэтому я считаю игры раздельно, по видам), посмотрим на не менее популярные у игроков семейные игры.
Из всех видов игр у семейных – наибольшая инерция. За прошедшие 13 лет (а надёжная статистика количества сыгранных игр появилась на БГГ только в 2004-м году) многие игроки обзавелись детьми, которые, поиграв в детские игры, уже стали осваивать и следующие по сложности, семейные игры. И с каких же игр они начинают своё знакомство с этим видом игр? Конечно же, с Carcassonne, Ticket to Ride и Hey! That's My Fish! – тех самых игр, с которых начинали знакомство с настолками их родители. Поэтому нет ничего удивительного в том, что игроки продолжают покупать и играть в старые добрые настольные игры, составить достойную конкуренцию которым способны лишь считанные новинки. Вот, например, как изменялся рейтинг популярности у Carcassonne:
Хорошо видно, как, вырастая каждый год, рейтинг популярности Carcassonne стремится к своему истинному значению, примерно в районе 1950. В математическом смысле рейтинг 1950 означает: в игру Carcassonne играют примерно в 6,5 раз чаще, чем в игру, замыкающую первую сотню самых популярных семейных игр, не говоря уж о менее популярных играх. Рейтинги, рассчитанные по формуле Эло, обычно ведут себя следующим образом. В первые 3-4 года после выхода игры её рейтинг популярности интенсивно растёт (если в игру действительно много играют), а далее лишь уточняется его значение. Поэтому новые игры, пусть и очень популярные, наберут заметный рейтинг лишь через несколько лет после своего появления. Например, Love Letter (2012) по результатам 2015-го года (2016-й год ещё продолжается, поэтому его рейтинги я посчитаю только в январе 2017-го года) пока добралась только до 18-го места, Forbidden Desert (2013) – до 40-го, Splendor (2014) – до 43-го, а Between Two Cities (2015) дебютировала в списке-2015 лишь на 80-м месте.
Но не у всех игр так замечательно обстоят дела. Среди игр, больше всего потерявших своих поклонников (их рейтинг популярности за 2015-й упал более чем на 40 очков – математически это означает, что в эти игры практически перестали играть), есть и те, о которых в момент их выхода было множество хвалебных отзывов: Relic Runners (2013), Divinare (2012), Twin Tin Bots (2012), Fantastiqa (2012), Buccaneer Bones (2012), Kolejka (2011), The Hobbit Card Game (2012). Получается, что игроки, начитавшись обзоров, зря потратился на такие игры свои деньги…
Давайте взглянем на список 100 семейных игр, у которых по итогам 2015-го года был наибольший рейтинг популярности:
А вот ещё немного любопытных данных об играх, вошедших в этот Топ-100. Сначала – игры с наибольшим приростом рейтинга за 2015-й год (по сравнению с 2014-м годом):
А вот распределение игр списка по годам их выпуска. Видно, что, хоть игры-старички и занимают верхние строчки списка, их не очень много, и крупное нашествие новые игр, пока ещё находящихся на стадии роста их рейтинга, очень заметно (играм 2015-го года было трудно попасть в топ, а игры 2013-го и 2014-го годов сделали это легко):
Распределение игр списка по сложности и продолжительности:
Распределение игр по количеству игроков (понятно, что от семейной игры в первую очередь требуется показатель «2-4 игрока», но можно и шире):
А это – рекорды, поставленные семейными играми, независимо от того, попали они в список или нет. Наибольшее число игроков за 1 месяц:
Наибольшее число игроков за 1 год:
Авторы игр, сумевшие сделать не менее 2 популярных игр:
7 — Alan R. Moon — Ticket to Ride, Ticket to Ride: Europe, Ticket to Ride: Nordic Countries, Ticket to Ride: Märklin, Elfenland, Incan Gold, Diamant
5 — Reiner Knizia — Lost Cities, Pickomino, High Society, Age of War, Scotland Yard
4 — Antoine Bauza — Hanabi, Takenoko, Tokaido, Terror in Meeple City
4 — Matt Leacock — Forbidden Island, Roll Through the Ages: The Bronze Age, Forbidden Desert, Pandemic: The Cure
2 — Alexander Pfister — Port Royal, Isle of Skye: From Chieftain to King
2 — Bruno Cathala — Dice Town, Jamaica
2 — Bruno Faidutti — Incan Gold, Diamant
2 — Frédéric Henry — Timeline: Inventions, The Builders: Middle Ages
2 — Klaus-Jürgen Wrede — Carcassonne, The Downfall of Pompeii
2 — Ludovic Maublanc — Terror in Meeple City, Dice Town
2 — Michael Schacht — Coloretto, Zooloretto
2 — Phil Walker-Harding — Sushi Go!, Cacao
2 — Richard Garfield — King of Tokyo, King of New York
2 — Ryan Laukat — Eight-Minute Empire, Eight-Minute Empire: Legends
2 — Scott Almes — Martian Dice, Harbour
2 — Sébastien Pauchon — Jamaica, Jaipur
2 — Seiji Kanai — Love Letter, Love Letter: Batman
2 — Steffen Benndorf — Qwixx, The Game: Are you ready to play The Game?
2 — Wolfgang Kramer — 6 nimmt!, Finca
Интересно, почему в рейтинг не попал Catan.