Добро пожаловать в мир настольных игр

РИА Новости о настольных играх

Недавно материал о настольных играх появился на сайте РИА Новости. Вот полный комплект: видеоролик, статья и запись интервью со Степаном Чижовым. 

Каждую субботу небольшое кафе в центре Москвы превращается в поле битвы. Здесь создаются и разрушаются империи, террористы захватывают континенты, хитроумные гоблины и прочая нечисть расхаживает по улицам, заключаются темные сделки на миллиарды долларов. И пускай все, что здесь происходит – игра, зато страсти кипят самые настоящие.

В последние несколько лет настольные игры в России явно на подъеме. В конце 80-х и начале 90-х годов, после бабушкиного лото, дедушкиного преферанса и самодельной «Монополии» в стране стали появляться новые игры, но тогда рынок настольных игр не выдержал конкуренции с играми компьютерными. Сейчас, десять с лишним лет спустя, когда тысячи людей ищут спасения от компьютерного одиночества и готовы тратить все больше денег не только на развлечения, но и на общение, рынок вновь ожил. Популярность настольных игр и «игротек» — так игроки называют свои собрания – выросла многократно.

Степан Чижов, владелец магазина настольных игр Triominos, считает, что рост популярности настольных игр – это ярко выраженный тренд последних лет. Этот рост вызван теми же причинами, которые дали толчок европейскому рынку в 90-е: настольные игры – это хороший вид досуга для семьи, как для детей, так и для взрослых, для дружеской компании или вечеринки. «Постепенно все больше людей узнает о существовании настольных игр и их популярность растет, как снежный ком. С другой стороны, компьютерные игры уже не являются единственным вариантом игрового досуга. Настольные игры «откусили» часть этой аудитории», – говорит Чижов.

Поиграем?

Сегодня «игротеки» устраивают все и всюду. Они проходят в кафе, барах, ресторанах, библиотеках и ночных клубах. Прийти и поиграть бесплатно может каждый. Triominos проводит только в Москве по три игротеки в неделю, и на каждую встречу собирается не меньше 50 игроков, несмотря на отсутствие рекламы в крупных СМИ. Проходят подобные вечера и в Санкт-Петербурге, Самаре, Архангельске, Екатеринбурге, а также в других городах России, Украины и Беларуси.

В то время как «игромания» все больше захватывает россиян, игровой бизнес растет как на дрожжах. Уже десять лет в последние выходные июня компания «Алегрис» проводит во Всероссийском выставочном центре «День игры». Многим настольные игры позволяют вырваться за пределы своего стандартного графика «работа-дом-работа». «Посидеть в приятной компании пару часов и подумать над экономическими и политическими стратегиями, разгромить в пух и прах соперника, спасти мир – это же прекрасно!» – говорит Чижов.

Разнообразие игр, представленных на игротеках, впечатляет: знакомые с детства «Монополия» и «Эрудит» (международная версия которой называется «Scrabble»), карточная игра «Uno», домино, «Dixit» – проверка ваших аналитических способностей и «Манчкин» — игра, позволяющая почувствовать себя волшебником. Наиболее популярны «Пандемия» и «Соло», «Экспансия», «Продано!» и «Частная коллекция». Спросом пользуются игры, в которых один игрок что-то показывает или рисует, а другие должны отгадать, что это – например, «Активити» и «Крокодил», настольные игры «Колонизаторы» и «Каркассон». Многие из этих игр придуманы за рубежом и еще не переведены на русский язык, но на встречах всегда есть люди, готовые объяснить правила.

Несмотря на популярность, для организаторов подобные игротеки – дело убыточное. Новые комплекты игр, зарплата персонала, аренда – на все это нужны деньги. Как в кинотеатре, где основной доход приносят продажи попкорна, а не билетов на сеанс, организаторы получают отложенную прибыль с продажи игр, а также имеют возможность привлечь к этому хобби новых людей. «Мы воспитываем поколение, которому не будет казаться, что настольные игры – это забава для детей» – объясняет Чижов.

У заведений свой интерес в проведении таких мероприятий. Они получают доход от бронирования столиков и больший приток клиентов, чем в обычный день. Кроме того, прохожие охотнее зайдут в кафе, если внутри кипит жизнь. Таким образом, найти заведение – не проблема. Если три года назад организаторам приходилось уговаривать владельцев кафе, чтобы они впустили и не прогоняли игроков, сейчас ситуация прямо противоположная: управляющие сами выходят на связь с организаторами, чтобы провести игротеку и развлечь своих посетителей.

Тем не менее, лучшей рекламой для игротек остается сарафанное радио. Друзья приводили друзей, и так складывалась небольшая группа единомышленников. Со временем организаторы стали прибегать к более серьезным средствам: объявления о предстоящих игротеках появляются в Интернете и социальных сетях, осуществляются электронные рассылки.

Сообщество активных игроков продолжает расти, и обслуживает его все большее число специализированных вебсайтов и блогов. Эти блоги и социальные сети оказались удобным способом объединения игроков. Есть люди, которые делают видео-обзоры и подкасты. Но по словам организаторов, все эти люди в большей степени влияют на тусовку, и в меньшей степени – на привлечение новых игроков. Пока что новый человек, если он хочет узнать что-то о настольных играх, скорее пойдет в магазин и выберет себе очередной клон «Монополии» и «Менеджера», а не будет исследовать просторы Интернета.

Как все начиналось…

Степан Чижов решил превратить свое многолетнее увлечение в бизнес в 2007 году. Не имея ни малейшего представления о том, как начать свое дело, он к тому времени уже основал клуб «Triominos» и объединил в нем небольшую группу друзей, которые собирались иногда поиграть в настольные игры. Первая игротека клуба состоялась в августе 2004. За последующие три года, до момента появления магазина, были проведены более 120 игротек. «Тогда это казалось каким-то астрономическим числом встреч» – говорит Чижов. Сейчас его магазин превращается в издательский дом, и потенциал роста в новой сфере огромен. «Даже если думать, что Москва уже неплохо поделена, что совсем не так, то есть еще огромный простор для деятельности в регионах. Ниша не заполнена, однако сейчас вход в эту нишу стоит немалых денег. Три года назад можно было начать работать на голом энтузиазме и быстро вырасти. Сейчас так уже не получится».

Есть в России и  регионы, где настольные игры очень развиты, в том числе и при заметной поддержке власти. Так происходит, например, в Красноярском крае – там действует целая ассоциация, которая проводит игротеки, чемпионаты по школам, детским домам и всё это венчается ежегодной выставкой "МИПЛ", в первый раз состоявшейся в прошлом декабре. Однако подобные исключения лишь доказывают правило. В вопросах популярности и распространения культуры настольных игр Россия еще сильно отстает от Западной Европы и США. Например, в Германии игра считается успешной, если за год продано не менее 250 тысяч экземпляров, тогда как в России подобный статус присуждают играм, набравшим несколько десятков тысяч продаж за несколько лет.

В настоящее время в Германии существуют более 50 тысяч наименований различных настольных игр, а в России «настольные игры – это пока нечто новое, требующее объяснения и привыкания к мысли, что этим тоже можно заниматься», говорит Иван Туловский, директор проекта «Правильные игры», занимающейся разработкой и производством настольных игр. В 2005 году компания Туловского издала свою первую настольную семейную игру – «Зельеварение», которая по сей день остается самой популярной отечественной настольной игрой в России. Придумал игру Сергей Мачин, ведущий «геймдизайнер» России.

Несмотря на появление компаний, подобных «Правильным играм» Туловского или издательству «Простые правила», на рынке по-прежнему не хватает отечественных разработчиков и производителей. Большинство настольных игр изготавливаются в Германии и Китае, а российские игры пока уступают зарубежным конкурентам по качеству, и при этом стоят дороже. Создание соответствующих производств в России кажется логичным шагом для отечественных разработчиков, однако это может занять много времени и потребовать много усилий – купить необходимое оборудование для производства игр в России пока сложно, но и вести его из-за границы тоже вызывает определенные трудности.

В России ежегодно переводят и локализуют около 20 игр. Есть два пути «русификации». Некоторые дистрибьюторы просто переводят правила и передают игры покупателям в бумажной или цифровой форме. Однако есть издатели, которые предпочитают полную локализацию, когда на русский язык переводится вся игра целиком – от игрового поля до коробки. Нередко приходится адаптировать элементы макета с учётом российской действительности или российского законодательства. Например, в русской версии игры «Пандемия», место старта игры было перенесено из Атланты в Москву. «За многие годы на Западе накопилось множество отличных настольных игр, и сейчас мы их получаем в концентрированном виде. Что не новинка – то хит. По сути, за несколько лет мы получили доступ более чем к полувековому опыту производителей настольных игр. Это увлекательно. Заманчиво. Интересно» – делится впечатлениями Туловский.

Хотя создание настольных игр требует огромных усилий и изобретательности, в России они остаются вполне доступными. В среднем настольная игра стоит от 800 до 1000 рублей, а карточные или небольшие настольные игры и того меньше – от 250 до 600 рублей. Более продвинутые игры обойдутся в 2000 рублей. Есть и экземпляры подороже, до 5000 рублей за комплект – тут всё уже зависит от комплекта игры, в таких дорогих играх вы, скорее всего, найдёте сотни оригинальных миниатюрок и много других недешёвых элементов.

Тем временем, ветераны этой молодой в России отрасли и не думают почивать на лаврах. Хотя в Москве и без того проходит достаточно игротек, не прекращается работа над новыми тематическими мероприятиями и турнирами. Обсуждается вопрос проведения ежегодной конвенции, посвященной настольным играм, в Москве или Санкт-Петербурге. «Очень приятно видеть, как все больше людей увлекается настольными играми, особенно когда ты знаешь, что был одним из тех немногих, кто создавал этот рынок практически с нуля. Для нас настольная игра – это не просто товар, а образ жизни», говорит Чижов.

1 комментарий

  1. Ламбер

    Да. Монополия, Мафия и покер… Куда ж без них? -_-

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑