На прошлой неделе мы впервые сыграли в Risk Legacy. Если коротко — игрушка очень понравилась, советую всем прям бежать в магазин и покупать себе экземпляр. И это — несмотря на то, что оригинальный Риск мне совершенно не нравится. Интересно, чем так хороша Legacy? Тогда вот вам мои первые впечатления об игре.
Что такое Риск и почему он – плохой?
Настольная игра Риск существует уже достаточно давно и весьма хорошо известна. В её основе – война за территорию, разворачивающаяся на всей планете. Игровое поле содержит карту Земли, где присутствуют все материки, за исключением Антарктиды. Вся земная территория поделена на 42 области, за которые идёт война с 1958 года.
Основной принцип игры очень прост, территории приносят войска, которые нужно бросать в атаку. Каждый ход – это словно накатывающая волна, исходящая от активного игрока в сторону противников. При этом непосредственно бои отыгрываются по нехитрой системе с помощью традиционных шестигранных кубиков. Нападающий бросает три штуки, защитник – два, лучшие результаты сравниваются и определяется, кто кого убил. И так – пока не иссякнут солдаты или не пропадёт желание наступать, после чего ход передаётся дальше.
По современным меркам игра смотрится сильно обветшалой. Она предлагает весьма простой, если не сказать примитивный игровой процесс, практически не зависящие от игроков бои, да и сам подход, когда сначала нужно совершить какое-то действие (атаковать), а потом с помощью кубиков выяснить, насколько оно оказалось успешным, сегодня зачастую порицается. Поэтому Риск у продвинутых настольщиков – не в фаворе.
Но эта ситуация неожиданно изменилась в 2011 году, когда компания Hasbro выпустила совершенно новый вариант игры под названием Risk Legacy. Надо сказать, что и до этого новые «Риски» выпускались нередко, но представляли они собой одну и ту же игру, и отличались только оформлением. Risk Starcraft предлагал игрокам поучаствовать в космических сражениях с помощью фигурок терран, зергов и протоссов. Risk Star Wars переносил игроков в далёкую-далёкую галактику, Risk The Walking Dead – в мир живых мертвецов. Но в Risk Legacy был реализован кардинально новый подход. В игре появилось нечто новое, то, что ранее не встречалось не просто в Риске, но в настолках в принципе – возможность принимать решения, необратимо влияющие на игру.
Что за Legacy?
Концепция Risk Legacy заключается в следующем: игра, её компоненты и правила с течением времени могут изменяться. Некоторые изменения будут подвластны игрокам, они сами смогут их реализовать, например, основать на поле новый город или дать имя материку. Какие-то новшества скрыты завесой тайны и будут активированы только в случае наступления определённых условий. Для этого в коробке с игрой имеются запечатанные пакеты с надписью «Вскрыть, когда…», например, есть пакет, который положено открыть, когда на поле будет основано 9 городов. Или когда в одном бою будут применены три ядерные ракеты. Что скрывается внутри пакета и какие изменения повлечёт его вскрытие – неизвестно. Но общая идея такова: все решения игроков оставляют свой след в истории игры и, например, что-то, что вы сделаете в первой партии, может «аукнуться» в 10-й партии.
Что в коробке?
Risk Legacy поставляется в прямоугольной коробке, выполненной из картона среднего качества и имеющей отличительную черту – ручку в верхней части, позволяющую переносить игру как чемоданчик. Внутри коробки скрывается игровое поле, 5 наборов фигурок солдат, 5 планшетов фракций, 5 шестигранных кубиков, стопка карт, вспомогательное поле, на котором размещаются игровые карты, жетоны ракет, буклет с правилами, а также листок с наклейками. И, конечно же, те самые запечатанные пакеты. Всего их 7 штук. В верхней части коробки имеются четыре пакета небольшого размера, в нижней – два больших. Ещё один, спрятанный пакет, скрывается на дне коробки. Его украшает надпись «Не вскрывать ни при каких обстоятельствах».
Качество компонентов чуть-чуть не дотягивает «отлично». Чуточку подкачали игровые карты, напечатанные на не самого высокого качества картоне, да ещё у них по неизвестной причине не скруглены углы. Всё остальное – на высоте. Фигурки солдат весьма приятны, выполнены в разной стилистике, отлично стоят на поле, их интересно разглядывать и ими удобно играть – цвета не путаются. Игровое поле также заслуживает самой высокой похвалы, оно выполнено из плотного картона, иллюстрации на нём весьма качественные. Прекрасны и наклейки, и жетоны ракет, и кубики.
Первое наследие
Первое столкновение с концепцией необратимых изменений поджидает игроков ещё до начала игры. В процессе подготовки к первой партии нужно вскрыть упаковку на игровом поле, на обороте которого есть наклейка со следующей декларацией: «Мы, нижеподписавшиеся, принимаем на себя ответственность за войны, которые начнутся, и за решения, которые мы будем принимать. Всё, что произойдёт, произойдёт потому, что к этому приведут наши действия». Под этими словами расписываются все игроки после чего чуть ниже в графе «Войны начинаются:» проставляется дата первой партии.
Когда же игра непосредственно оказывается разложена, а все её участники удобно устроились за столом, наступает время определить стартовые свойства пяти игровых фракций. Для каждой фракции игра предлагает два альтернативных варианта – наклейки на специальной карточке. Выбрав наиболее интересную и привлекательную из двух возможных альтернатив, игроки переклеивают наклейку с описанием свойства на планшет фракции, а вторую наклейку, которая в игре уже не понадобится и никак не будет задействована, положено уничтожить. Физически. Разорвать, выбросить или сжечь.
Немного о правилах
Основные правила Risk Legacy не сильно отличаются от обычного Риска. В начале хода у вас появляются новые армии (чем больше у вас завоёвано территорий, тем больше приходит новых солдат). Затем наступает время расширить свои владения, двигая войска в ничейные земли или в сторону противника. Занятие пустых земель выполняется автоматически, подвинул солдат и занял местность.
Атака отыгрывается кубиками, из наступающей армии выделяются три солдата (или меньше, если в атаку идут всего 1 или 2 человека), из числа защитников – два (или 1, если напали на одинокого воина). Затем за каждого из участвующих в стычке нападающих и защитников бросается кубик. Для этого в комплекте есть три чёрных куба и два красных. После броска из кубики разбираются на пары. Лучший результат броска чёрных кубиков сравнивается с лучшим результатом красных. Затем сопоставляются вторые результаты. Кубики, к которым не нашлось пары, не учитываются. После сравнения результатов каждой пары проигравший убирает у себя 1 солдата. Затем нападающий может снова пополнить атакующий корпус до 3 солдат, а защитник – до 2. Делается новый бросок кубиков и так далее, пока территория не будет завоёвана или пока нападающие не отступят (или у них не кончится живая сила).
Если игроку удалось отбить у врага хотя бы одну новую территорию, в конце хода он получает карту территории. В классическом Риске у этих карт есть только одно предназначение – за них можно покупать новые войска. В Risk Legacy эти карты имеют ещё более важную роль – их можно обменивать на победные очки.
Цель игры – набрать 4 очка. Изначально у каждого игрока 1 очко уже есть, его приносит штаб в стартовой территории. Заполучить ещё очки можно двумя способами, либо занять чужой штаб (1 очко за каждый), либо покупать очки за карты территорий (1 очко за 4 карты). А ещё ходят слухи, что когда будут вскрыты запечатанные пакеты, в игре появятся новые способы заработать победные очки.
Первые впечатления
Сама по себе Risk Legacy довольно проста. Игра осваивается совершенно без затруднений, хотя в некоторых местах мы, например, споткнулись. Так, только на втором ходу обнаружилось, что минимальное количество подкреплений в начале хода – 3 солдата. Кроме того, в первых боях мы автоматически убивали защитник за перевес в числе кубиков у нападающего. И только в третьем ходу опомнились, что с самого начала имеет смысл захватывать целый континент, поскольку за это полагаются дополнительные солдаты каждый ход.
Несмотря на то, что основная механика боя осталась совершенно без изменений, у игрока есть некий простор для принятия решений. Малое количество войск (по крайней мере в первой партии) не позволят бездумно ими распоряжаться и заставляет продумывать свои действия. Перед игроком постоянно будут вставать различные вопросы. Куда и сколько отрядов отправить в наступление? Какие и сколько ничейных территорий можно позволить себе занять? Где в конце хода сосредоточить основные силы, чтобы подготовить новый удар в следующем ходу и обезопасить себя от атак других игроков?
А ещё игра предлагает небольшие возможности повлиять на исход боя. Так, в самом начале партии все получают по одной карте со специальными наклейками, позволяющими придать какой-то территории плюс к кубикам в атаке или защите. В дальнейшем ещё в игре появятся ракеты, с помощью которых на кубике автоматически выбрасываются шестёрки.
Но основное удовольствие, наверное, проистекает не из простора для решений. Компания – вот основной источник радости. Когда за столом собираются пять игроков, волей или неволей начинаются переговоры, зарождаются взаимные претензии, желания покарать обидчика и кому-нибудь отомстить. Все подначивают друг друга, советуют, кому на кого лучше нападать, а боёвка на кубиках привносит в этот процесс элемент хаоса и непредсказуемости, а также генерирует эпические успехи и провалы.
И, конечно же, самое интересное, возможность необратимо повлиять на игру. После определения победителя в первой партии, ему предоставляется право дать имя одному из континентов, навсегда изменить количество бонусных войск за владение целым континентом, основать город, поместить на поле иную метку и так далее. Возможность оставить свой след есть и у тех, кто не победил, но и не проигрался в пух и прах. Такие игроки могут основать небольшой городок и дать ему имя либо изменить количество ресурсов на одной из игровых карт.
Взгляд в будущее
Наша первая игра до четырёх очков продлилась всего полтора часа. Полагаю, со временем эта планка останется примерно на том же уровне. С одной стороны в первой партии некоторое время ушло на разбор и объяснение правил. С другой – в самом начале все стартовали с двумя очками (по правилам тот, кто ещё ни разу не выигрывал, получает 1 бонусное очко на старте), поэтому со временем партия должна длиться дольше, просто потому что это самое очко придётся зарабатывать, а не получать просто так.
Игровой процесс в новых войнах будет примерно тот же, но вот последствия самой первой игры начнут ощущаться уже во второй партии. Так, у нас на поле появились два города, наличие которых влияет на захват областей с городами, а также на набор войск. В одной из областей возникло укрепление, и оно будет служить укрытием и в будущем. Ну и наверняка, появятся ещё что-нибудь новое и интересное, ведь на вспомогательном поле есть места для карт событий и карт заданий, которых мы ещё не видели, а в книге правил есть белые пятна, на которых нужно будет клеить наклейки с целыми новыми абзацами и разделами правил.
Чтобы целиком и полностью познать Risk Legacy, нужно сыграть в неё 15 партий, именно на такое количество игр рассчитан эволюционный механизм. После, конечно, можно будет раскладывать игру и в 16-й, и в 17-й раз и так далее, но меняться в ней уже ничего не будет. Зато 15 партий гарантированно оставят после себя вагон и маленькую тележку приятных воспоминаний. Там далее на поле есть специальная область, где после каждой партии расписывается выигравший и оставляет небольшой комментарий. У нас там пока красуется мой автограф с подписью: «Эпическая победа в городе-герое Скотинске!».
Резюме
Несмотря на свой почтенный возраст, Risk Legacy предлагает совершенно новый, невиданный доселе вариант взаимодействия с настольной игрой, проходить мимо которого просто преступно. Risk Legacy – это возможность попробовать нечто совершенно новое, интересное и увлекательное. Это способ написать свою собственную историю в масштабах отдельно взятой настольной игры. Пусть даже вы презираете Риск точно также как презирали его до приобретения Risk Legacy мы, попробуйте эту игру и вы точно измените своё мнение. Настоятельно рекомендую опробовать!
PS: мы в своей компании собрали 5 человек, готовых осваивать Risk Legacy, впятером скинулись и заказали игру из-за границы. Этим же составом мы будет отыгрывать все 15 партий, и это, я уверен, будет уникальный игровой опыт. Берите с нас пример!
На самом деле, принцип не так уж нов — почти в любой игре, где есть кампания (то есть несколько миссий), происходят изменения, влияющие на дальнейшие игры.
Но правда, обычно сами правила не меняются.
А какого размера фигурки? В идеале — хорошо бы сравнительное фото, например, с миниатюрами от «звезды» 1:72.
Как отыгравший «два сезона», крайне рекомендую указанные мною хоум-рулы. Ну просто крайне.
http://tesera.ru/article/393607/
Да, идея с изменениями мира и правил просто шикарна. Всё думаю себе прикупить копию игру. Как компанию подберу подходящую, так должен сподвигнуться.
«Эпическая победа в городе-герое Скотинске!» Смешно. Города-герои такие ржачные.
Видимо иссякли настолки, раз про Риск вспомнили, еще и от компании Хасбро.
Я думал с выходом Маленького Мира его окончательно похоронили.
Интересно маркетологи Хасбро согласились бы переиздать Белую Ворону с пластиковыми фигурками и наклейками — White Crow Legacy?
Скорее всего, вслед за этой игрой последует большая «волна» настолок с механикой необратимого изменения игрового процесса. Хотелось бы увидеть что-то в духе Ticket to Ride: Legacy, или Civilization: Legacy. Ну или на худой конец, старомодную ходилку с механикой «кинь-двинь», приправленную необратимо изменяющимся под контролем игроков полем.
А Вам я советую купить небольшой шредер, которому можно скармливать подлежащие уничтожению бумажные компоненты.
По-моему, коробка, которой можно играть только с одной компанией (а если захочется сыграть с другими людьми, нужна другая коробка), – это не очень здоровая идея. 🙂
Ребята в подкасте правильно сказали: брать нужно вскладчину. Таким образом, кампания («Мы, нижеподписавшиеся, принимаем на себя ответственность…») начинается ещё до первой партии. И скрепляется вполне конкретным взносом. А это мотивирует!
Иначе — надо искать другую игру. Вот и всё 🙂
Будет
Pandemic:Legacy точно будет.
@hickname
Так и случилось! )))