Добро пожаловать в мир настольных игр

«Робин Гуд» в «Шервудском лесу»: сравнение двух новинок

У нас на форуме появилась заметка ZoRDoK'а, в которой сравниваются две игры про Робин Гуда, изданные в нашей стране: Робин Гуд от Звезды и Шервудский лес от Смарта. Автор рассказывает про обе настолки и отмечает, что первая понравилась ему гораздо больше.

К слову сказать, в прошлом году я играл в Робин Гуда и, как-то, эта игра меня не впечатлила. 

В мои руки летом попали две игры, которые бы мне хотелось сравнить по нескольким причинам. Первая — они обе были локализованы совсем недавно — одна СМАРТом, другая — Звездой. Вторая причина — по ним практически (то есть, совсем) нет материалов на русском. И третья — обе игры рассказывают нам историю Робина Гуда.

«Швервудский лес» от СМАРТа — это игра от 3-х, до 5-и игроков, выпущена она была в 2009 году. У нас появилась в 2010, но её издание прошло не замеченным на фоне локализации Кубы. «Робин Гуд» (в оригинале «Весельчаки из Шервуда», название и дизайн были изменены во французском издании фирмой Tilsit) — от 2-х, до 4-х, также на 60-90 минут, появилась в 2009, и, как многие проекты Звезды, тихо продаётся себе в оффлайновых магазинах, практически не известная настольному рунету.

Главное различие в них, которое можно уяснить для себя до вскрытия коробки — это автор. У Шервуда на обложке значится некий Nils Finkemeyer — если обратиться к BGG, то можно выяснить, что это его первая, и, скорее всего, последняя игра — т. к. с рейтингом 5.5 для первого проекта делать в игровом настольном бизнесе сейчас нечего. Рейтинг у Робина Гуда тоже не впечатляет — 5.7. Но если посмотреть на другие графы, то всё встаёт на свои места — 6.74 средний (этот рейтинг характерен для игр из первых 400-500 позиций), но маленькое число проголосовавших, а также год издания (2005) влияют на общую статистику. Комментарии к игре пестрят сообщениями: «когда же выпустят на английском?», «когда будет переиздание?» и т. п.

Дело в том, что Tilsit поступила не очень мудро: она выпустила языко-независимую игру, вложив в неё правила на французском, а на сайте предлагает скачать английский и немецкий вариант. Название же игры (Robin des bois) не прельщает англоязычных покупателей тратить деньги. Но как же автор? Автор у игры замечательный — это один из самых популярных сейчас дизайнеров игр, чешский мастер, Владимир Хватил. Из под его пера вышли такие хиты, как Dungeon Lords, Space Alert, Galaxy Trucker, Through the Ages и Prophecy. Естественно, что эта игра привлекает к себе повышенный интерес даже сейчас.

Компоненты

Поле у «Шервудского леса» тусклое и блеклое — выполнено в болотно-коричневых тонах. Компоненты — фигурка кареты, деревянные миплы игроков, карты. Качество у компонентов хорошее, но внешний вид к повторной игре не воодушевляет.

У Робин Гуда поле, хоть и более яркое, слегка пестрит. Внутри много отличных миниатюрок из лёгкого плотного пластика (как в Терминаторе). Дизайн карт, надо отдать должное Тильзиту — просто прекрасный. Качество тоже на высоте.

Коробка у Шервудского леса лучше — это стандартный «катановский» квадрат, против большой «ботиночной» коробки Звезды. Правила — хуже. В Шервуде нам дают несколько не склеенных листов на тонкой бумаге, где сумбурно написаны правила и примеры игры. Ощущение остаётся, будто у вас в руках мятая газета, которую после прочтения можно выбросить. Робин Гуд снабжён стандартной инструкцией формата А4 на глянцевой бумаге — инструкция переведена у нас, а вот состав её, по всей видимости, определяли в Тильзите, поэтому к компоновке и тексту претензий нет.

Правила

Для экономии места я вкратце расскажу об основных моментах двух игр, на останавливаясь на деталях. Правила обеих игр есть в сети на русском языке, при должном любопытстве их можно прочесть.

Шервудский лес можно назвать «Troll's Bridge с полем». Кто играл, сразу может перескакивать на «Робина». Для всех остальных — суть игры заключается в том, что вы пытаетесь ограбить несколько карет (4 или 5) каждый раунд (всего 6). У кареты есть старт и финиш — нужно расположить своих разбойников на карте так, чтобы их число было больше силы карты. Чтобы ограбить карету, чаще всего приходится звать другого игрока на помощь, и делить с ним награбленное по заранее оговоренной схеме. Кроме грабежа можно сделать приготовление, потратив часть своих миплов на несколько куцых действий — «родить» мипла (прямо как в Каменном Веке), подглядеть одну из карт, взять карту предмета (сила от 1-го до 3-х). Золото надо раздавать бедным, получая за это очки. Карты карет не известны, зачастую игра идёт «вслепую».

В общем, немного евро, и много общения.

Робин Гуд выглядит совсем иначе. Это настоящая европейская игрушка. У нас есть карта, в центре которой возвышается город Ноттингем. От него ведут дороги к небольшим городкам, поселениям и деревням. Над полем помещаются карты квестов — в три кучки: попроще, посложнее, и финальные задачи. Каждый раунд выбирается три карты из текущей стопки задач и выкладываются к значкам с параметром силы, ловкости и хитрости. У игроков есть карты персонажей, которые имеют 4-е параметра — указанные, и характеристику «шумности». Посредством закрытого аукциона игроки выбирают часть своих персонажей и вскрывают их. У кого какой параметр больше — забирает ассоциированную карту. Кто больше шумел — садится в тюрьму всеми персонажами, которые отправились на задание. Естественно, чем больше персонажей, тем больше они шумят. Персонажам можно давать предметы, которые увеличивают их параметры, можно вызволять их из тюрьмы. Выигранные карты дают возможность поставить свою фигурку на один из городов, добрать карт денег или предметов, или получить союзника. За выставление фигурок игроки получают победные очки.

Впечатления

Вы уже догадались, что о Шервуде у меня остались не самые лучше впечатления. Игра шла довольно долго, большую часть времени мы торговались и просчитывали — выгодно ли вступать партию или нет. Но почему-то это всё было очень скучно, хотя казалось бы — общение. Дело в том, что карты карет, которые мы грабим — закрыты. Их кто-то подсмотрел, потратив мипла, но у него теперь мало миплов, и он может предложить только информацию за маленький барыш. Кто миплов не тратил — карт не знает, и ставит персонажей просто так на поле, авось повезёт. И везёт. Кому-то не везёт.

Плохо сделаны предметы — по сути, просто увеличение силы партии на 1-3. Чтобы получить такой предмет нужно этого самого мипла потратить, да ещё и деньги заплатить — итого получаем платный бонус +0/+2, а сила карет может быть и 5, и 16.

В игре есть блеф — но он какой-то странный. Нельзя не отдать обещанное золото, но можно не сыграть карту оружия. Нельзя не выставить юнитов в помощь, но можно обмануть игроков по поводу силы кареты. В результате, у нас постоянно выигрывал тот, кто вообще ни с кем не общался, копил 3 хода миплов, выставлял их в одиночку в центр карты, а деньги спускал на победные очки.

Ну и, конечно, приятные впечатления от Робин Гуда. Игра мне понравилась, я ей дал 8 баллов — забегая вперёд. Игра многогранна, и у неё есть несколько ключевых механик, каждая из которых подразумевает несколько стратегий.

Первая — бонусы за победу. Можно сразу ринуться в очки, можно набирать предметы и деньги, а можно сражаться за дополнительных персонажей. Соответственно — предметы позволяют меньшим числом персонажей завоевывать победу, т. е. не попасть в тюрьму. Деньги — позволяют без трудов извлекать персонажей из тюрьмы, а также занимать позже территорию, которую кто-то уже освоил. Очки — т. е. контроль территории — позволяет сильно оторваться от других игроков. Больше персонажей — меньше заботимся о тюремном заключении, и имеем больше возможностей для манёвра.

Вторая — как именно занимать города. Можно выставить много фигурок по окраинам карты, но почти не получить за это очков, можно бороться за прибыльный центр, но с риском перехвата у вас этого города позже.

Третья — играть на общих предметах и союзниках, рискуя оказаться в тюрьме, или выбрать путь индивидуальных шпионских миссий.

Игра проходит быстро и приятно. В ней нет такого, что в конце игры «бац» — и кто-то выиграл. Победа даётся с каждым шагом, и лидера видно всегда.

У игры есть минусы — практически бесполезные «массовые» предметы, с непонятными ограничениями (один предмет на группу), имеющие смысл, только если группа гарантировано собирается сесть в тюрьму. Также есть два очень сильных индивидуальных предмета — мантии. Позволяют скрыть двух персонажей, и если они попали в одни руки — то это полноценный претендент на победу, т. к. игрок будет почти всегда уходить от шерифа, получая нужные карты. Ну и небольшим минусом является то, что планировать стратегию сложно — вы можете не получить какое-то задание, но выполнить другое совершенно случайно. Также можно попасть, а можно и не попасть с тюрьму. Если вы не любите психологию (или не обладаете феноменальной памятью) — выиграть будет сложно.

Итог

Надо сказать, что обе игры, в принципе, достойны быть в коллекции. Но тут играет немаловажную роль фактор стоимости — «Шервудский лес», при его, так скажем, не самых лучших игровых показателях — стоит около 900 рублей. Робин Гуд же оценивается в 500-600 рублей, на уровне небольшой карточной игры — и это почти чудо.

35 комментариев

  1. Kert

    Вот не нравится мне, когда оценки на BGG считают неким эталоном. НУ что за бред: «сли обратиться к BGG, то можно выяснить, что это его первая, и, скорее всего, последняя игра — т. к. с рейтингом 5.5 для первого проекта делать в игровом настольном бизнесе сейчас нечего»???!!! Вы поймите, что рейтинг охватывает, во-первых, чаще всего, англоязычную часть мирового сообщества, во-вторых, знающую про этот сайт, в-третьих, имеющую интернет! Ну и т.д. Это не мнение всех кто играл в игру! А ZoRDoK слишком уж категорично высказывается об этом. Хочу спросить: у вас что, фирма по выпуску настольных игр? И вы все об этом знаете? Я лично почему-то сомневаюсь…

  2. VDmitry

    @Kert
    > Это не мнение всех кто играл в игру!

    Ну и что? Для мнения отдельного человека — оценка на БГГ может и ничего не значит, но популярность и успех она отражает заметно лучше.

  3. SkAZi

    Насколько я вообще не смотрел в сторону Шервудского леса, настолько она неплохо пошла на встрече как мне лично, так и многим соучастникам. Добротная игра на сотрудничество, которых не так уж и много, каждый раз не раскладывал бы, но раза в пару месяцев она вполне достойна. Робин Гуд приедет сегодня, будем пробовать, тоже и не посмотрел бы на неё, если бы не этот обзор.

  4. ZoRDoK

    Спасибо за публикацию. =) Я уж думал, ты меня нарочно проигнорил.

  5. ZoRDoK

    Хочу спросить: у вас что, фирма по выпуску настольных игр? И вы все об этом знаете?

    Я гангренальный директор фирмы Хасбро!!!111 =) Выпускаю игру про космос! Лучшую игру в мире! Всё об этом знаю! И вообще, я Дартаньян, а все вокруг — ну вы поняли. =) Осталось только определиться, кто же я из двух…

  6. Oldman

    @ZoRDoK
    Блин, а я думал, что у тебя фирма по выпуску тостеров……

  7. pblcb

    Oldman :
    @ZoRDoK
    Блин, а я думал, что у тебя фирма по выпуску тостеров……

    зордок
    директор фирмы по производству тостеров,
    изображения которых печатает на постерах,
    при создании тостеров он не использует тестеров.
    а к этим тостерам потом выходит множество бустеров

  8. Лекс

    …а из бустеров потом делают брустверы…

  9. Michael

    Это игры про лес? А эльфы там есть?

  10. hanbar

    Там домики набигают?

  11. Лекс

    Джва года игру ждали?

  12. Надмозг

    Главное, что можно грабить корованы.

  13. ZoRDoK

    @Надмозг
    Когда задумывал обзор, хотелось в название вляпать корованы — уж больно тема подходящая. =) Но потом забыл.

  14. VDmitry

    А это у меня по фото такое неверное впечатление, что поле Робин Гуда выглядит более топорно, чем у Шервуда?

  15. Nelud

    @VDmitry
    Всё правильно. Поле у Робина Гуда какое-то… э… неэргономичное, что ли.

  16. ZoRDoK

    На фотках, согласен, выглядит хуже. В реале лучше (потому что локализация Шервудского леса хуже выглядит, чем оригинал, а на фотке оригинал).

    И поле эргономичное как раз, в нём очень много чего «зашито». А вот у Шервуда 1/2 поля — место для складирования компонентов.

  17. VDmitry

    Вчера открыл коробку Робин Гуда и поразбирал правила, а сегодня сыграли. Где-то на середине сын сказал что устал, и игру мы отложили.

    Давать оценки игре пока рано, но примерно середнячок получается.

    Есть однако вещи которые мне в локализации не понравились и бросились в глаза.

    1. Во-первых правила. Вроде бы процесс не сильно сложный, но я курил правила и компоненты с заметным усилием. Все карты с одинаковыми рубашками — хотя физически они делятся на стопки три. В разных комбинациях они при этом по-разному называются. Например карты союзников лежат в колоде заданий. А карты веселых разбойников, слабо чем отличающиеся от карт союзников, в заданиях не лежат. Потом например фишки для игроков представлены героями — Робин, Джон и т.д., и они же есть на картах — в нескольких экземплярах каждый. Я очень не сразу понял как раздать каждому по 5, прежде чем заметил что у них разный цвет фона и каждый игрок получает по Робину, Джону и т.д. не зависимо фишкой какого героя он играет. Кстати в игре есть и такая особенность что в тюрьме может одновременно сидеть сразу скажем четыре Робина. Все это не помогает в разборе. В самих же правилах хуже всего воспринимается описание тюрьмы, которое начинается замечательными словами: «Игрок попадает в тюрьму где будет сидеть до конца игры». Это достойный образец слога в локализации.

    2. Названия городов. На карте они мелковаты. Хуже того — они трудно запоминаются, и произносятся. На картах заданий — это вообще ужас — они написаны совершенно нечитаемым шрифтом (буквально не знаешь как прочитать). Хотя не понятно зачем вообще использовать два разных шрифта. В итоге когда смотришь на задание, хуже если на три, то представляется проблемой оценить где же эти города на карте.

    3. После первой партии я пока для себя не понял два момента. Верно ли что вся добыча одноразовая — например арбалет. Золото наемникам точно выбывает после использования, а вот со стогом сена правила вроде не столь однозначны. Также не понял нужно ли шерифу становится на лестницу в каждом круг обхода.

  18. VDmitry

    > Также есть два очень сильных индивидуальных предмета — мантии. Позволяют скрыть двух персонажей

    Не скрыть двух персонажей, а занизить неосторожность на 2 кажой мантией, при этом они вероятно одноразовые.

  19. VDmitry

    Да, точно вычитал в правилах, что все карты добычи сбрасываются после использования.

  20. ZoRDoK

    @VDmitry

    Для определения города, нужно смотреть рисунок с точками (на карте задания), красными указаны искомые города.

    Все предметы одноразовые. На лестницу становиться не нужно.

  21. ZoRDoK

    Момент с мантией есть непонытный. Там персонаж с параметром шума 2, который удваивает свойство всех надетых предметов. Есть надеть на него мантию шум -2, становится ли его шум -2 (т.е общий шум понижается на 2 или на 4). Вот это да, а всё остальное — нужно внимательно читать коряво написанные французами правила.

  22. Nelud

    @ZoRDoK

    VDmitry :А карты веселых разбойников, слабо чем отличающиеся от карт союзников, в заданиях не лежат.

    Разве запомнить 5 стартовых весёлых разбойников это проблема? И таки да, они отличаются цветом фона. Кстати, это косяк в русских правилах, что на иллюстрациях у одного игрока они изображены с разным цветом фона, а должны быть — одинаковым.

    То, что рубашки у всех карт одинаковы — это так задумано! Ведь все карты и разбойников, и шмоток должны держаться в одной руке, и нужно, чтобы противник не мог догадаться сколько и какие карты ты положил в засаду (до карты леса).

    Кстати в игре есть и такая особенность что в тюрьме может одновременно сидеть сразу скажем четыре Робина.

    Но все в разных камерах! Так что проблемы не вижу. Да, это получается абстракция, но игра — сухой еврогейм и совершенно не претендует на тематичность.

    2. Названия городов. На карте они мелковаты. Хуже того – они трудно запоминаются, и произносятся. На картах заданий – это вообще ужас – они написаны совершенно нечитаемым шрифтом (буквально не знаешь как прочитать)

    Да, это огромный косяк. Хуже того: некоторые города по разному написаны на картах и поле! Одноко, точки на картах, как уже заметил ЗоРДоК — немного выправляют эту ситуацию.

  23. VDmitry

    ZoRDoK :
    @VDmitry
    Для определения города, нужно смотреть рисунок с точками (на карте задания), красными указаны искомые города.

    Мда, спасибо. Не заметил даже. И всетаки названия городов корявые. Сын их вообще прочитать не может.

    @Nelud

    Да совсем не сложно их запомнить. А сейчас я все три стопки разложил по пакетикам, и конечно понимаю что одинаковая шапка нужна. Но когда эти карты берешь впервый раз и пытаешься выполнить этап «Подготовка к игре», то нифига непонятно.

  24. VDmitry

    Сыграли с сыном вторую партию, до конца. Я проиграл со счетом 30/39. В последние ходы у меня в тюрьме оказалось 6-8 героев. В начальной стадии я занимался поиском справедливости, однако с середины игры, сын, грабивший до этого всех ради личной выгоды, догнал и перегнал меня.

    Что-то не понял фишки в финальном подсчете очков. Предусмотрен штраф за полет в тюрьму в последний ход. Но на деле бонус за карту короля превышает этот штраф достаточно, чтобы попасть в тюрьму ради короля было выгодно. Ну разве что невыгодно попасть в тюрьму так и не получив короля.

  25. VDmitry

    Кстати по поводу цветого отличия карточек я до сих пор тащусь с Каркассона. Я прочитал правила, и там был нарисован «стартовый квадрат». Как вы думаете, сколько дней у меня ушло на то, чтобы понять что такое на самом деле стартовый квадрат и как его найти? 🙂

  26. VDmitry

    > Но все в разных камерах! Так что проблемы не вижу. Да, это получается абстракция, но игра — сухой еврогейм и совершенно не претендует на тематичность.

    Ну я бы не сказал что сухой и нетематичный. Вполне нормально все с темой, кроме дублей Робин Гудов. Грабим проезжающих богачей, добычу или раздаем за славу, или берем себе. Причем слава разносится на ближайшие города.

  27. Nelud

    VDmitry :
    Что-то не понял фишки в финальном подсчете очков. Предусмотрен штраф за полет в тюрьму в последний ход. Но на деле бонус за карту короля превышает этот штраф достаточно, чтобы попасть в тюрьму ради короля было выгодно. Ну разве что невыгодно попасть в тюрьму так и не получив короля.

    Дело в том, что в то время, как ты получаешь карту Короля Ричарда (и ничего не получаешь за текущий раунд, а ждёшь финального подсчёта), другие игроки получают возможность отбить ещё один город, плюс сразу получают очки за сеть (если отбили красный город).

  28. Nelud

    VDmitry :
    Причем слава разносится на ближайшие города.

    Кстати, насколько я помню правила, в русских очень корявый перевод про «ближайшие города». На самом деле, при захвате городов (при выборе награды со значком «балалайки»), ты получаешь очки не за ближайшие города, а за непрерывную сеть своих городов, в которую входит только что захваченный (плюс 1 очко за Нотингем, если он примыкает к этой сети).

  29. Nelud

    @Nelud
    Чёрт, я глупость сморозил. Ведь если один игрок пошлёт всех разбойников, а остальные — будут осторожничать, то они ничего и не получат. Тогда, действительно непонятно. Может финальный ход — это средство померяться всеми оставшимися на руках разбойниками + шмотками? Типа, кто в конце набрал самую крутую команду, тот и молодец.

  30. ZoRDoK

    Абисняю =)

    Финальный ход, сначала напомню правила. Карта Ричарда, когда её выиграли, ничего сразу же не даёт.

    Но после неё начинается финальный подсчёт очков.

    1. Все получают очки за самую длинную сеть
    2. Кто в тюрьме (скорее всего за получения Ричарда) — отнимает очки обратно
    3. За ричарда получаем 1.5 х на количество очков за большую сеть

    Вот так вот слегка коряво мы получаем простую мысль — все игроки получают ещё раз за свою сеть, а игрок с Ричардом — 1.5 за сеть. Это действительно всегда выгодно, и бонус тому, у кого рука на данный момент круче.

    Но это не всегда лидирующий игрок по очкам.

  31. ZoRDoK

    А сумбур с отниманием сделан для того, чтобы игроки просто не вышвыривали все свои карты, т.к. в этом случае можно и рыбку не съесть, и известно куда не сесть.

  32. VDmitry

    Nelud :

    VDmitry :
    Что-то не понял фишки в финальном подсчете очков. Предусмотрен штраф за полет в тюрьму в последний ход. Но на деле бонус за карту короля превышает этот штраф достаточно, чтобы попасть в тюрьму ради короля было выгодно. Ну разве что невыгодно попасть в тюрьму так и не получив короля.

    Дело в том, что в то время, как ты получаешь карту Короля Ричарда (и ничего не получаешь за текущий раунд, а ждёшь финального подсчёта), другие игроки получают возможность отбить ещё один город, плюс сразу получают очки за сеть (если отбили красный город).

    Не факт что получают. У нас например справедливости в последний ход не оказалось. Был только грабеж и сила. Кроме того, если один игрок пошлет всех своих и наберет больше по всем критериям, то никому ничего вообще не достанется.

    Я все же больше склоняюсь к тому, что тут фишка в том, чтобы и короля получить, а в тюрьму других послать. За счет плащей и других вещей. Но еще больше я просто не доверяю тому что написано в _этих_ правилах. Там такие перлы встречаются, что ничему не верю. Что например за глупый абзац где говорится что игрок, «опрометчиво не пославший героев в тюрьму будет оштрафован». Скорее всего перевод отвратный.

    @ZoRDoK

    Не, там все куда тупее. Очки игроку схватившему короля насчитываются в конце игры дважды. Сперва умноженные на 1,5, а затем как и всем игрокам. Тоесть если он в тюрьму не двинет, то получит за свою сеть 2,5х очков. А если в тюрьму двинет, то просто 1,5х. (Там явно прописано: «Все игроки (включая того, который забрал карточку короля)…»). Впрочем я еще не понимаю нафига надо было подробно описывать как считать очки которых лишаешься если попал в тюрьму, вместо того чтобы написать что просто не получаешь очков.

  33. VDmitry

    Вобщем я не исключаю, что в настоящих правилах написано что все игроки получают очки за свою сеть, а за карту короля 1,5х + за Ноттингем, а затем нашумевшие теряют очки за сеть. В итоге за короля остается только 0,5х, если нашумел. Хотя и в этом случае можно было написать проще:

    1. Все игроки кто не попал в последний ход в тюрьму получают очки за самую длинную свою сеть городов. Но за связь с Ноттингемом очко получает только игрок с карточкой короля.
    2. Игрок вытянувший карточку короля получает бонусную половину очков за свою самую длинную сеть, причем даже если он был спойман в последний ход шерифом.

  34. Nelud

    @VDmitry
    Я тоже не доверяю этим правилам. Но, дело в том, что в английском переводе с французского написано то же самое. Оригинальных правил на французском я не видел, однако, есть одна тема на BGG, в которой говорится про отличие французских и английских правил, и как раз это касается «Короля Ричарда»: Rules difference between English and French Rules. К сожалению, в этой теме нет ни ответа, ни привета, и подробностей не раскрывается.

  35. VDmitry

    @Nelud
    Пасиб 🙂

    Застрелиться и не встать. Автор треда выложил перевод французских правил. Там полный улет насчет концовки игры и подсчета очков. ВООБЩЕ ДРУГОЙ ПОДСЧЕТ.

    1. Когда вытягивается Ричард все другие задания _сбрасываются_. _По всем скилам идет борьба за Ричарда_.

    2. Все получают очки за сеть.

    3. _За каждый выигранный скил_ (кроме неосторожности конечно) игроки получают 0,5х за сеть. (Тоесть один игрок может выиграть Ричарда и трижды)

    4. _За каждого перса на свободе игроки получаю по 1 очку_.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑