История развивается по спирали. То, что представляло собой проблему вчера, нередко актуально и сегодня. И настольные игры здесь не исключение. Шесть лет назад я написал статью о типичных проблемах отечественных настольных игр: плохо написанные правила, неважное оформление компонентов и несбалансированная механика. Как думаете, сегодня эти вопросы канули в небытие?
Казалось бы, шесть лет – достаточный срок, чтобы разобраться с детскими болезнями игростроя. И, действительно, продвижение тут заметно и невооруженным взглядом. Правила отечественных игр в последнее время пишутся хорошо, и вопросы если и бывают, то мелкие и это не носит системного характера. С оформлением компонентов тоже всё в порядке. Что Мир Хобби выпускает красивые игры, что Игрология, что Звезда. Тот же Игровед / Стиль Жизни издал Коста Руану и Артифициум с компонентами, которые не зазорно продемонстрировать на мировом рынке.
В плане работы над механикой игр тоже прогресс весьма явный. Авторы подросли, появилось тестирование. Например, мы знаем, как тщательно подходит к вопросу разработки своих игр Юрий Журавлёв. Сколько долго идёт к изданию настолок Мир Хобби, где на тот же Кеплер ушло более года. Игровед, вообще, регулярно проводит конкурсы разработчиков, разыскивая «жемчужины», достойные издания.
Однако значит ли всё это, что обозначенные проблемы отечественных разработок уже не встречаются и более не актуальны? Отнюдь! Все они присутствуют и сегодня, просто несколько иначе, в другом месте. История развивается по спирали. И, если профессиональные издательства со всеми перечисленными вопросами разобрались, у «проблемных» игр всё равно сохраняется возможность проявить себя. Просто на новом поприще. На площадках народного софинансирования.
Не секрет, что сейчас несколько раз в месяц появляются новости о запуске новых проектов на площадках народного финансирования, будь то Кикстартер, Бумстартер, CrowdRepublic, Планета или что-то ещё. И все проекты, которые там появляются, можно условно разделить на две группы. Первая – это игры от профессионалов. Сюда относятся скорее даже не новые разработки, а локализации. Это то, что делает CrowdRepublic и CrowdGames, сюда же можно причислить и Звезду с её Войнами магов. Вторая группа – это, собственно, новые разработки. И вот тут-то профессиональных издателей не особо заметно, в этой категории выступают скорее любители.
И с любителями, на мой взгляд, всё очень плохо. Каждая вторая, если не каждая первая игра денег не собирает. Зачастую проблемы тут всё те же. Либо с оформлением беда (а товар надо подавать лицом), либо с правилами или с механикой. И люди смотрят на нечто, что им предлагают, и не понимают, за что тут отдавать деньги. Ну и плюс конкуренция. Сегодня, когда игр достаточно много, ассортимент обширен, далеко не очевидно, чем хороша именно эта конкретная разработка, за которую предлагается отдать свои кровные, в ситуации когда у автора нет портфолио и покупать, фактически, предлагается кота в мешке.
Одно хорошо, этот рынок регулирует себя сам. Если шесть лет назад недоработанные игры могли-таки попасть на прилавок, то теперь правила очень просты, не собрал денег – игра не издаётся. И так происходит с подавляющим большинством настольных игр на площадках софинансирования.
Причём, за рубежом ситуация иная. Там на Кикстартере появляются оригинальные, проработанные, интересные проекты, собирающие огромную аудиторию и немалые средства. Уверен, мы тоже однажды к этому придём. Просто нужно время. Ну а пока – осторожнее с российскими разработками из числа «проектов народного софинансирования».
А что же вы Мосигру не упомянули )))
@Нуб Saibot
А Мосигра разве на паперти просила хоть раз?
Мосигра уже не та, игр мало, в основном одни патигеймы. Лет 5 назад пачками покупал разные игры у них, а последние 2 года деградация полная, ну или оптимизация бизнеса. Кому как удобно) в игроведе, кстати, раньше тоже было больше игр не начального уровня.
У каждого второго отечественного проекта еще и провалы в ведении краудфандинговой кампании.
Мое мнение такое: краудфайндинговый мессия прибыл раньше срока и граждане не поверили в него. На настолки спрос пока невысокий, крупных издателей по пальцам одной руки можно пересчитать. В таких условиях было бы странно, если краудфайндинг расцвел.
Мне кажется, что это классная ниша для проектов «from geeks to geeks», где тиражи исчисляются сотнями. А у нас пока и тиражи у мейджоров исчисляются сотнями.
Дополнительный фактор, тормозящий развитие кустарного производства, это отсутствие доверия к отечественным автором как к классу. Я не могу назвать даже десять хороших игр от отечественных авторов. Десять неплохих — могу, но этого недостаточно, чтобы преодолеть порог брезгливости.
Постфактум очень огорчился, что не предзаказал Заварушку в трактире или как ее там. А не заказал именно в силу недоверия — молодой автор из Гильдии, колхозное оформление, слабая кампания. На выходе оказалась очень неплохой забавой.
В будущее, однако, я смотрю с оптимизмом. Рано или поздно появится человек, который первый вырвется из краудфайндингового болота с жемчужиной в руках, и все поймут, что раньше делали не так и тогда процесс пойдет.
@Антонио
А, может, вы просто «выросли» из их ассортимента (за пять-то лет)?
На Кикстартере огромное количество настольного шлака. Бесконечные клоны cards against humanity, монополии и «о, это огромное приключение, у нас будет карта мира, и расы, и апгрейды, и магия, и расы тоже будут ещё.» Процент заслуживающих внимания (я даже не говорю — хороших) игр невысок. Наверное, когда наш краудфандинг завалит таким же ударным количеством отстоя, процент достойных игр перестанет быть нулевым :]
@Мишаня Питерский
Если считаете мой комментарий про Мосигру неуместным, то что тогда в статье делает второй абзац?
@Нуб Saibot
Вообще не считаю. Просто я не смог вспомнить случая, когда Мосигра выходила на краудфайндинг, более ничего.
Я-то думал, что вы к этому их помянули.
@Мишаня Питерский
Я к тому, что упомянули повышение качества наших издателей. А про Мосигру это был сарказм )) Все же знают их ужасное качество игр/переводов Большой пожар, Красная тревога — что вспомнилось на вскидку
@Marcus
Вырос, но я у них брал всякие Агриколы, Stone Age и т.д., которые не были начального уровня. А сейчас я не вижу даже Талисмана..
У Мосигры давно ориентация именно на патигеймы. У Игроведа больше семейный ассортимент. Не расходятся у нас серьезные игры большими тиражами.
А по поводу российского краудфандинга — меня, например, не радует перспектива доставать оттуда деньги, если «не взлетело». На Кикстартере все просто — не собрал сумму, ничьи деньги не трогают.