Вслед за рассказом о настольных вариантах компьютерных игр от Blizzard читатель по имени Завен повествует о судьбе Цивилизации Сида Мейера, о её пришествии на игровые столы, реинкарнациях и вариациях.
Sid Meier’s Civilization, первая часть которой была выпущена ныне не существующей компанией Microprose, является одним из лучших стратегических сериалов за всю историю компьютерных игр. В рамках данной серии, было выпущено 5 полноценных номерных частей, несколько спин-оффов и огромное количество дополнений и расширений. Поговаривали даже, что создавая Civilization, Сид Мейер вдохновлялся одноименной настольной игрой 1980 года выпуска. Однако, это не правда.
В любом случае, в воздухе висел вопрос об адаптации известного компьютерного сериала в настольный вариант. Настольная игра, повторяющая геймплей компьютерного старшего брата, рано или поздно должна была появиться. И в 2002 году, первая версия настольной Civilization появилась на прилавках магазина.
Civilization the board game (2002) Издатель: Eagle games.
Эта увесистая коробка весом более 4 кг и выпущенная в 2002 году стала одним из первых проектов молодого тогда издательства Eagle games. Данная версия настольной игры была разработана Гленном Дровером, который в свое время, успел поработать в Microprose вместе с Сидом Мейером.
Отличительными особенностями данной версии Цивилизации было огромное количество различных миниатюр (более 700), длительные партии (в среднем 6-8 часов) и довольно высокий порог вхождения.
В России данная игра была официально локализована и выпущена компанией “Алегрис”, для которой этот проект оказался единственным на издательском поприще.
В данной версии, на мой взгляд, игровой процесс наиболее был приближен к компьютерной Цивилизации. Игра была основана на вышедшей годом ранее третей части компьютерного сериала.
Однако, не смотря на все плюсы данной версии, имелось и много минусов, которые по итогу привели к плохим продажам игры и потере интереса к настольным воплощениям своих игр со стороны Сида Мейера. К минусам можно отнести: затянутость партий, высокая цена ошибок, громоздкость игры (необходим был игровой стол внушительных размеров, чтобы в неё поиграть), некоторые проблемы с балансом, и в случае с российским изданием – не очень хорошая локализация и высокая цена.
Также к недостаткам можно отнести то, что игровое поле всегда одинаковое, однако это нивелируется тем, что ресурсы и маркеры событий всегда размещаются случайным образом, тем самым делая каждую следующую партию отличной от предыдущей.
Но, не смотря на это, многие любитель оригинальной Цивилизации, до сих пор считают данную настольную игру лучшим воплощением компьютерного хита.
Также с 2006 года любителем настольной игры Стефано Колетта выпускались обновленные правила для данной игры, которые получили название Civilization CHR. Последняя, третья, версия правила вышла в 2008 года на английском и итальянском языках и доступна для бесплатного скачивания на сайте boardgamegeek.com
Civilization: the card game (2006) Издатель: 2k games
Данная настольная версия компьютерного хита уникальна по ряду причин. Во-первых, она была разработана непосредственно Сидом Мейером; во-вторых это единственная настольная цивилизация без игрового поля; в-третьих – уникальный для адаптаций стратегических игр жанр – декбилдинг и в-четвертых – её нельзя было купить, она поставлялась только в комплекте коллекционного издания Civilization IV. Состав данной игры был довольно скромен и содержал в себе чуть более 270 карт и правила игры.
Однако, называть данную игру полноценной адаптацией Цивилизации, честно говоря, язык не поворачивается. Это скорее игра по мотивам, копирующая основные моменты компьютерной версии, но при этом с более низким уровнем стратегии, в виду чисто карточного геймплея и соответственно “движка”.
Ну и конечно же ввиду выбранной модели распространения, в виде контента в коллекционном издании компьютерной версии игры, рассматривать её как полноценный продукт действительно сложно. При этом хочется отметить, что если бы игра была действительно успешной и интересной для широкого круга игроков и поклонников настольной Цивилизации, то она наверняка бы по прошествии времени вышла бы в виде отдельного издания. Но, как известно этого не произошло и выводы по этому поводу напрашиваются сами собой.
Также к недостаткам игры можно отнести катастрофическую нехватку карт при игре втроем или вчетвером и простоту, несвойственную для Цивилизации.
Данная игра, так же как и предыдущая, была признана неудачной. Следующей адаптации Цивилизации пришлось ждать целых 5 лет. В 2011 году Fantasy Flight Games выпустила Sid Meier’s Civilization: The Board Game, считающаяся лучшей адаптацией Цивилизации, и одной из лучших среди всех адаптаций компьютерных игр за всю историю.
Sid Meier’s Civilization: The Board Game (2011) Издатель: Fantasy Flight Games.
Самая известная, и на данный момент последняя, адаптации Цивилизации. Её подход, очень сильно отличается от первой, представленной в обзоре версии. К особенностям данной версии игры, можно отнести следующее (в скобках приведены отличия от первой версии):
- Моделируемое поле, которое из партии в партию новую карты местности
- Наличие стран-цивилизаций (в первой версии их не было)
- Довольно невысокий порог вхождения (игра ориентирована на более широкую аудиторию, нежели первая адаптация).
- По аналогии с компьютерным вариантом имеются 4 вида победы – культурная, технологическая, экономическая и завоевание (в первой версии, победа одерживалась только по победным очкам).
- Вместо фишек войск присутствуют фишки флажков и повозок
- Максимальное количество игроков – 4 (в первой Цивилизации – 6).
- Эта игра стала первой настольной Цивилизацией, которая получила дополнения. В 2011 году вышло дополнение Fame and Fortune (в России издано компанией Hobby world и называется “Удача и слава”); а в 2013 году на полках магазинов появилось второе дополнение Wisdom and Warfare (В России официально не издано).
В базовую версию игры были включены только шесть стран, в том числе и Россия (Ура!). Вместе с дополнениями их становится целых 16, что придает игре большую вариативность, наряду с моделируемым полем.
Лично мне, данная версия игры нравится тем, что она более простая, относительно первой и в неё легче собрать людей, чтобы поиграть. И вдобавок к этому, немаловажно, что она довольно хорошо передает дух компьютерной версии, не смотря на все условности.
Итог
На мой взгляд, третья версия Цивилизации, по ощущениям от игрового процесса и общем впечатлениям игры стоит на одном уровне с первой Цивилизацией (настольной). Однако сравнивать их некорректно – уж слишком разные эти две игры и на слишком разную аудиторию рассчитаны. Но при этом они обе без сомнений являются отличными воплощениями компьютерной Цивилизации на столе.
Про карточную версию, лично мне, сказать, что-либо сложно, поскольку играл я в неё только один раз, да и на компьютерного прародителя она похожа очень условно. Она позаимствовала сеттинг компьютерной игры и основные черты, но дух баталий на экране она не передает.
В следующий раз, мы уже отойдем от компьютерных игр какого-то конкретного производителя или одной серий и сконцентрируемся на настольных адаптациях игр в жанре Action (включая все его основные подтипы).
>Поговаривали даже, что создавая Civilization, Сид Мейер вдохновлялся одноименной настольной игрой 1980 года выпуска. Однако, это не правда.
“when we was young, we played all so rts of family games such as Monopoly and Candyland, but when we got a little older, got involved in the military board games from Avalon Hill.” (c) Sid Meier
>это единственная настольная цивилизация без игрового поля
Инновация?